Урок 16. Жанр басни в античной литературе. Басни Эзопа, Федра
Урок 17. Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга
* Урок 18. Басни А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева[2]
УРОК 18*
Басни А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева
Задачи: познакомить учащихся с русскими баснописцами и развитием жанра басни в России; рассмотреть художественное и идейное своеобразие
басен А. П. Сумарокова «Ворона и Лиса» и И. И. Дмитриева «Дуб и Трость».
Основные виды деятельности: самостоятельная работа; сообщения о поэтах; выразительное чтение; анализ текстов басен; сопоставление басенных
сюжетов в русской и зарубежной литературе.
Термины: художественный образ, «бродячие сюжеты».
Этапы урока
I. Вступительное слово
об обработке античных сюжетов
в литературе XVII—XVIII веков.
На уроке вводится понятие «бродячий сюжет», развиваются представления о традиционном круге басенных сюжетов и образов.
Выполнение индивидуального задания 3
закрепит представление учащихся об аллегории как форме иносказания и средстве раскрытия свойств человека
при помощи образов животных.
II. Проверка домашнего задания 2 учебника,
сообщения учащихся о биографии
одного из русских баснописцев
(А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева, И. И. Хемницера).
Учащимся предлагается прокомментировать двустишие А. П. Сумарокова — его поэтический девиз, которому поэт оставался
верен на протяжении всей жизни:
Доколе дряхлостью иль смертью не увяну,
Против пороков я писать не перестану… —
и ответить на вопрос: «Как в этих строчках раскрывается образ поэта?»
III. Чтение и анализ басни
А. П. Сумарокова «Ворона и Лиса».
Вопросы для работы в классе:
1. Как вы понимаете следующие высказывания из басни: «И птицы держатся людского ремесла», «Я дам Вороне сок, хотя туда не вспряну»,
«Нелестны похвалы приятно нам терпеть», «Разинула уста и дождалась поста», «Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста»? Что в каждом случае имел
в виду баснописец?
2. Сколько частей можно выделить в басне? Перечитайте каждую часть выразительно. О чём говорится в каждой из частей?
3. Как удается Лисе заручиться вниманием Вороны? Какие доводы приводит Лиса, чтобы усыпить бдительность Вороны?
4. Прочитайте монолог Лисицы вслух выразительно. Что явилось причиной этого высказывания Лисицы? О чём говорит Лиса, обращаясь к Вороне?
Как построена обращенная к Вороне речь? Как раскрывается образ Лисицы в этом монологе? Какова роль монолога Лисицы в построении басни и
развитии басенного действия?
5. Найдите в тексте басни существительные с суффиксами. Выделите эти суффиксы. Какова роль суффиксов в тексте басни? Как меняется смысл и
звучание слов при использовании данных суффиксов?
6. Приведите примеры устаревших и просторечных слов, словосочетаний в басне. Подберите к ним современные слова. Приведите примеры использования
в басне обращений, сравнений, метафор.
7. Почему Вороне не удается, несмотря на все усилия («Ворона горлышко разинула пошире, / Чтоб быти соловьём»), стать соловьём?
8. Чему учит басня Сумарокова «Ворона и Лиса» современного человека?
IV. Чтение и анализ басни
И. И. Дмитриева «Дуб и Трость».
Сюжет басни Дмитриева «Дуб и Трость» ведёт свою историю от басни Эзопа «Дуб и Тростник». Дмитриев и его современники (А. П. Сумароков,
Я. Б. Княжнин, И. А. Крылов) творчески перевели одноимённую басню
Ж. Лафонтена.
Чтение знакомых учащимся историй в обработке разных поэтов позволит сделать первоначальные выводы о широком распространении
«бродячих сюжетов» не только в фольклоре, но и в литературе (например, в баснях).
V. Подведение итогов урока,
заключительное слово учителя, подводящее к следующей теме, посвящённой басням И. А. Крылова.
VI. Домашнее задание:
1) прочитать вступительную статью об И. А. Крылове;
2) выполнить задание 1 по творчеству баснописца.
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 4, 7 учебника (одно по выбору).
Следующие уроки: Урок 19. Басня И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок» >>>
|