Жанр басни в античной литературе
Литература
 
 Главная
 
 
Эзо́п.
Картина Д. Веласкеса
(1639—1640)
 
Гравюра из голландского издания
басен Федра (Маастрихт, 1745 г.)
 
Лисица и Виноград.
Иллюстрация Э. Гризета
из книги "Басни Эзопа", 1875 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
ЖАНР БАСНИ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 
3 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 16. Жанр басни в античной литературе. Басни Эзопа, Федра

Урок 17. Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга

* Урок 18. Басни А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева[2]

УРОК 16
Жанр басни в античной литературе.
Басни Эзопа, Федра

Задачи:
развивать имеющиеся у учащихся после начальной школы представления о жанре басни; познакомить с эволюцией басенного жанра, спецификой басни как жанра, своеобразием басенной манеры Эзопа и Федра.
Основные виды деятельности: чтение статей учебника; выразительное чтение басен; словарная работа; ответы на вопросы учебника; составление схемы; комментирование басенной морали.
Термины: мораль, художественный образ, антитеза, композиция, баснописец.

Этапы урока

I. Подготовка к разговору
об эволюции жанра басни, введение в тему.


Басенный жанр имеет большие возможности для создания речевых ситуаций на уроке.

Сам материал предполагает диалогическую форму его рассмотрения, обращение к выразительному чтению, творческим и игровым видам деятельности.

Выразительное чтение учителем
хорошо известной учащимся басни И. А. Крылова по выбору педагога поможет пятиклассникам настроиться, создаст условия для активной речевой коммуникации в классе.

Беседа по вопросам
после восприятия басни

подготовит учащихся к разговору о специфике басенного жанра:

1. Что такое басня? Кто является действующими лицами басни?
2. Какую роль преследует баснописец, описывая тот или иной жизненный случай?
3. Как иносказание помогает баснописцу раскрыть основной смысл описываемого?
4. К кому обращена басня?
5. Поясните следующие слова:
«Басня есть поэзия рассудка» (В. Г. Белинский), «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание» (Сенека).

Далее предлагаются известные учащимся формулировки басенной морали. Они читаются и комментируются, например:

а) Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на слона.

б) Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.

Учащиеся делают вывод, о том, что басенная мораль вошла в нашу разговорную речь как пословицы и поговорки, размышляют о том, в чём связь басни со сказкой, анекдотом и пословицей, какому виду сказок басня особенно близка.

II. Объяснение нового материала,
рассказ учителя о жанре басни
в мировой литературе

на основе статьи учебника.

Возможно оформление записей в рабочих тетрадях.

Чётко обозначаются признаки жанра:

– мораль;
– аллегорический (иносказательный) смысл;
– типичность описываемого случая;
– характеры-персонажи;
–осмеяние человеческих пороков и недостатков.

Далее вводится круг традиционных басенных героев, которых надо классифицировать. Это могут быть образы людей, животных, растений, предметов, например: Очки, Волк, Лиса, Зеркало, Портной, Хозяин, Медведь, Виноград, Ворона, Повар, Камень, Гость.

Статья учебника «Жанр басни в мировой литературе»
читается полностью (или фрагмент со слов «Восходит жанр басенного творчества к греческой словесности…»).

Возможно составление схемы «Эволюция басенного жанра от Эзопа до современности» на основе материала учебника. На ней отмечаются века, страны, имена баснописцев.

Учитель кратко рассказывает об основателе басенного жанра Эзопе (или учащиеся читают статью «Эзоп», дополненную комментарием учителя).

III. Закрепление материала
статьи учебника:


1. С какими странами связано рождение басни? Назовите известных греческих, римских баснописцев, немецких и французских баснописцев XVII века, русских баснописцев.
2. Как назывались сборники известных в Античности басен?
3. Что представляла собой античная басня?
4. Объясните значение выражения «эзопов язык».

IV. Выразительное чтение
и анализ басни Эзопа
«Муравей и Жук».


Попутно проводится работа с лексикой («пшеница», «ячмень», «пашня», «тяготы», «праздность», «предаваться»).

Примерные вопросы для работы с текстом басни:

1. С какой целью Муравей гулял по пашне в летнюю пору?
2. Почему Жук «посочувствовал» Муравью?
3. Что почувствовал Муравей в словах Жука?
4. Как объяснить причину молчания Муравья после реплики Жука?
5. Какой смысл вкладывает баснописец в выражение «предаваться праздности»?
6. Какие качества характеризуют Муравья?

Кроме того, используются вопросы 1—3 учебника после басни.

При анализе морали басни обращается внимание на время действия, отдалённость первого басенного события от его последствий (не всегда жизненная ситуация разрешается сразу).

V. Выразительное чтение и
анализ басни Эзопа «Ворон и Лисица».


Анализ басни направят вопросы 2 и 3 учебника. Учащиеся подводятся к выводу о построении образов персонажей в басне на основе принципа антитезы:
Ворон глупый, недалёкий; Лисица хитрая, умная, изворотливая.

При ответе на вопросы 1, 4 учебника пятиклассникам предлагается объяснить смысл морали басни.

VI. Чтение статьи учебника «Федр»
и работа над её содержанием.


Уточняется понятие «античная литература» — литература Древней Греции и Древнего Рима.

Примерные вопросы для беседы:

1. В чём заслуга Федра перед литературой?
2. Как объяснял Федр причину своего обращения к жанру басни?
3. В чём особенности басен Федра?

Учащимся предлагается записать особенности басен Эзопа и Федра в тетради и сделать вывод о сходстве и различии творческой манеры двух баснописцев.

VII. Комментированное чтение
и анализ басни «Лисица и Аист».

Примерные вопросы и задания:


1. Объясните значение морали. Что имеет в виду Федр?
2. Какова его позиция, выраженная в первых стихах басни?
(Человек не должен обижать другого. Обидчик может стать обижаемым, сам оказаться в такой же ситуации.)
3. Нарисуйте словесно и прокомментируйте басенный эпизод «В гостях у Лисицы».
4. Почему Аист обиделся на Лисицу? Как она принимает гостя? Что означает пригласить человека в гости?
5. Перечитайте и перескажите фрагмент басни «В гостях у Аиста». Почему Аист приглашает Лисицу в гости? В какой ситуации оказывается теперь уже Лисица?
6. Что означают слова пролетавшей мимо птицы, обращённые к Лисице? К кому ещё обращены слова птицы?

Кроме того, работу с текстом басни направят вопросы 1—3 учебника.

VIII. Чтение и анализ басни
«Ворона и Лисица» Федра.


Читается не только басня, но и помещённый в учебнике комментарий к ней. Учащиеся объясняют значения слов «лесть», «кара», «раскаяние». Работа с текстом басни проводится на основе вопросов 1—4 учебника.

Учащиеся также объясняют басенную мораль. Внимание обращается на аллегорию и антитезу как приёмы построения басни, разговорный язык и вольный стих, появившуюся в баснях Федра диалогичность.

IX. Заключительное слово
о басне как жанре литературы

и об идеях, заложенных в баснях Эзопа и Федра.

X. Домашнее задание:

нарисовать иллюстрацию к одной из басен Эзопа (или Федра)
и подобрать строку из этой басни в качестве заглавия своей иллюстрации.

Следующие уроки: Урок 17. Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)


ЖАНР БАСНИ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


Поучительный характер литературы особенно ярко проявляется в баснях, которые хорошо известны каждому из нас своими остроумными выводами о нравах, поступках, характерах людей.

Басня — короткий рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера с чётко сформулированным моральным выводом, который придаёт этому рассказу аллегорический (иносказательный) смысл. Слово «басня» происходит от глагола «баять», то есть рассказывать. Это один из древнейших видов словесного искусства, восходящий к Античности. Основная цель басни — осмеяние человеческих пороков, недостатков.

Что делает басню оригинальным жанром? Какие признаки характерны для этого жанра?

Во-первых, использование аллегории (от греческого слова allegoria иносказание) — приёма иносказания, изображения какой-либо идеи при помощи конкретного, отчётливо представляемого образа («Свинья под Дубом» И. А. Крылова).

Во-вторых, наличие морали — чёткого нравоучительного вывода, который может быть помещён в начале или в конце басни («У сильного всегда бессильный виноват...» в басне И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок»).

В-третьих, изображение частного случая, отдельного события как типичного, распространённого, всем известного (ситуации в названных выше баснях).

Басня близка мифам как одна из ранних художественных форм осмысления мира, происходящих в нём событий. Центральная, повествовательная часть басни, в основу которой положен жизненный эпизод, напоминает сказки о животных, в которых персонажи действуют, разговаривают, как люди. Комические, забавные ситуации, представленные в басне, позволяют сопоставлять её с анекдотом, а мораль басни похожа на пословицу. Некоторые пословицы («Знает кошка, чьё мясо съела») — это что-то вроде неразвернутого басенного сюжета.

Традиционный круг басенных образов:
— животные: волк, лиса, медведь, ворона;
— вещи: очки, зеркало, камень, виноград;
— люди: хозяин, портной, повар, гость.

Сюжет басни носит аллегорический, иносказательный характер. Каждый басенный образ становится средством обличения, осмеяния, осуждения вполне определённых человеческих пороков: например, волк — жадности и глупости, лиса — жадности и хитрости.

Восходит жанр басенного творчества к греческой словесности (VI век до н. э.) и индийскому литературному творчеству — сборнику «Панчантантра» (III—VI века н. э.), состоящему из рассказов-басен, представляющих собой единое целое. Основателем жанра басни и самым известным баснописцем у древних греков слыл Эзоп. Сначала басня существовала как вид устного творчества, и лишь позднее (около II века до н. э.) басни Эзопа были записаны. По сборникам басен Эзопа обучали детей в Афинах.

Основные мысли эзоповских басен связаны с тем, что в мире царит зло, что судьба изменчива, а видимость обманчива, что каждый должен довольствоваться своим уделом и не стремиться к лучшему, самостоятельно защищать свои интересы и добиваться пользы для себя. Тогда басня представляла собой прозаический, художественно не обработанный рассказ, содержание которого было необходимо в качестве иллюстрации к нравоучительному выводу.

Римский поэт Федр (I век) и греческий поэт Бабрий (III век) переложили басни Эзопа в стихотворную форму.

В XVII веке к жанру басни обратился француз Жан де Лафонтен, опубликовавший первые шесть книг эзоповских басен: «Басни Эзопа, переложенные г-ном де Лафонтеном». В предисловии к сборнику, обращаясь к шестилетнему наследнику престола, Лафонтен писал о соединении в жанре басни игры, забавы и серьёзных размышлений: «Вы в таком возрасте, когда принцам позволительны забавы и игры, но в то же время Вашей мысли не должны быть чужды серьёзные размышления. Всё это и находится в баснях, которыми мы и обязаны Эзопу... Эзоп изобрёл своеобразное искусство соединять одно с другим; чтение его произведений нечувствительно сеет в душу семена добродетели и учит её постигать самоё себя, не давая этого замечать и как бы делая совершенно другое».

Во второй половине XVII века жанр басни привлекает крупнейшего немецкого поэта и драматурга Готхольда Эфраима Лессинга, который использовал басенный жанр для борьбы с социальными проблемами общества.

В России к жанру басни обратились в XVIII и в начале XIX века многие известные поэты: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев, В. И. Майков, А. Е. Измайлов, И. И. Хемницер, И. А. Крылов.

На некоторое время басня уйдёт со сцены в середине XIX века и вновь вернётся в XX веке в публицистике, юмористической поэзии, литературе для детей (басни С. В. Михалкова, С. И. Олейника).
(вернуться к уроку)


ФЕДР
(phaedrus, около 15 г. до н. э. – около 70 г. н. э.)


Федр (в переводе с греческого языка «весёлый»; настоящее имя точно не известно) — римский баснописец, создатель римского варианта греческой басни Эзопа. Занимался переложением эзоповской басни в стихотворную форму, создавал собственные оригинальные басни на латинском языке. Федр был рабом, отпущенным на свободу, уроженцем Македонии. Он получил в Риме хорошее образование, создал четыре книги басен, дожил до преклонного возраста.

Обращение к жанру басни Федр объяснял своим социальным положением и обстановкой в обществе, вынуждающей к иносказанию. У Федра на первое место в басне выходит мораль, которая начинает каждую басню и вкладывается также в уста одного из действующих лиц. Описание действия в его баснях сведено к минимуму. Басни Федра стихотворные, их отличает стремление вслед за Эзопом к краткости, точности описания, отсутствие подробностей, лёгкость повествования. Цель Федра — воссоздать несовершенство мира и царящие в нём порядки. До Федра басня существовала в основном в составе других произведений, часто использовалась в ораторской речи или как материал для риторических упражнений. Со времён Федра наметилось дальнейшее развитие басни, но уже как самостоятельного жанра.
(вернуться к уроку)


ЛИСИЦА И АИСТ
Федр


Вредить не надо никому: обидел кто, —
Ему придётся то ж узнать, — вот басни смысл.
Лисицей первым позван в гости Аист был
Обедать с нею. В блюде жидкую она
Дала похлёбку, но её никак не мог
Отведать Аист, хоть и голод брал его.
Зовёт Лисицу он в ответ, — и вот бутыль
Наполнил тёртым. Клювом черпая своим,
Он насыщался, гостя голодом дразня.
Лисица лижет лишь по горлышку бутыль.
Летела птица тут случайно, — говорит:
«Дала пример ты, так его же выноси».

Комментарии.
Сюжет «Лисицы и Аиста» заимствован из басни Эзопа «Лиса и Журавль», дошедшей до нас в изложении греческого писателя Плутарха: «Лиса... размазала по плоскому камню жидкую кашу да и предложила её журавлю — не столько для насыщения, сколько для посмеяния, потому что жидкую кашу узким клювом журавль ухватить никак не мог. Тогда в свою очередь пригласил журавль лисицу в гости и поднёс ей угощение в кувшине с длинным узким горлышком: сам он без труда просовывал туда клюв и лакомился, а лисица этого не могла и так понесла заслуженное наказание». Впоследствии этот сюжет получит развитие и в русской народной сказке «Лиса и журавль».
(вернуться к уроку)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика