Главная |
|
|
Портрет И. И. Дмитриева работы В. А. Тропинина. 1835. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИВАН ИВАНОВИЧ ДМИТРИЕВ
(1760 – 1837)
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО И. И. ДМИТРИЕВА |
|
Поэт и баснописец Иван Иванович Дмитриев родился 10 (21) сентября 1760 г. в с. Богородском Симбирской губернии. Начальное образование получил в семье и в частных
пансионах Казани и Симбирска.
Еще в казанском пансионе Дмитриев пристрастился к романам. Особое влияние на него оказали «Приключения маркиза Г…» А.-Ф. Прево,
откуда будущий поэт почерпнул сведения о творчестве Мольера, Ж. Расина, Н. Буало. Роман помог Дмитриеву овладеть французским языком (первые четыре тома он читал в
переводе И. П. Елагиnа и В. И. Лукина, но томов пятого и шестого в Симбирске не нашлось, и пришлось читать окончание в оригинале). Тогда же началось знакомство
Дмитриева с сочинениями А. П. Cумарокова, М. В. Ломоносова, М. М. Xepacкoвa, В. И. Майкова.
Восстание Пугачева заставило семью Дмитриевых переехать в Москву; в мае 1774 г. будущего поэта отправили в Петербург, в полковую школу Cеменовского полка, в который
Дмитриев с братом были записаны солдатами еще в 1772 году. В начале 1775 г. двор праздновал в Москве победы над Турцией и над Пугачевым. На торжества прибыли
гвардейские полки. Так ученик полковой школы Иван Дмитриев оказался очевидцем казни Пугачева (воспоминаниями баснописца воспользовался в «Капитанской дочке» Пушкин).
Родители выхлопотали сыну чин фурьера и годовой отпуск; в Петербург он вернулся только в 1776 году.
Первые стихотворные опыты Дмитриева относятся к 1777 году. В основном это были сатирические стихи (впоследствии автор их сжег), навеянные сюжетами и идеями
журналистики Н. И. Новикова. Именно ему Дмитриев обязан первым выступлением в печати: в своем журнале «СПб. учен. вед.» (1777) Новиков поместил стихотворение
Дмитриева «Надпись к портрету князя А. Д. Кантемира», сопроводив его пожеланием успехов юному поэту. После этого начинающий поэт стал усердно заниматься литературой.
Он перечитывал и брал «в образец» стихи Ломоносова, Сумарокова, Хеpaскова, изучал «Риторику» Ломоносова, «Пиитику» Аполлоса
Байбакова и др. теоретические пособия.
Дмитриев много сочинял, но успеха не добился. Три его стихотворения, появившиеся без подписи в журнале П. А. Плавuльщuкова «Утра» (1782), были, по словам самого автора,
оценены читателями как «глупые стихи». Такая реакция побудила его уничтожить многое из написанного и отказаться от попыток печатать стихи. Несколько лет он занимается
переводами французских прозаических сочинений. Они появлялись в разных журналах и печатались отдельными изданиями у книгопродавца Миллера, но анонимно и поэтому
остаются неизвестными до сих пор.
Причиной неудач был общественный и эстетический инфантилизм молодого Дмитриева. Его позиция — позиция наблюдателя, не извлекшего уроков из крестьянской войны, чуждого
и социальной критике просветителей, и нравственным исканиям масонства, которое в 1780-х гг. получило в России широкое распространение. Дмитриев, по его признанию,
долго «бродил ощупью, как слепец»; он прилежно изучал русских и французских авторов, выражавших различные, часто враждебные друг другу взгляды, но не выработал для
себя сколько-нибудь четкой идейной и художественной программы.
Вехой для Ивана Дмитриева стал 1783 год, когда состоялось его знакомство с Н. М. Карамзиным (они состояли в дальнем родстве). Под его влиянием поэт принялся за
«усовершенствование в себе человека», обратился к книгам французских просветителей, в частности сочинениям Л.-С. Мерсье, который опирался на Ж.-Ж. Руссо и Д. Дидро,
осуждал социальное неравенство и защищал бедняков. В 1786 Дмитриев принял участие в журнале Ф. О. Туманского «Зеркало света», напечатав здесь перевод статьи Мерсье
«Философ, живущий у Хлебного рынка», в которой излагалось учение о просвещенном монархе. В теориях просветителей поэта привлекал не столько социальный, сколько
нравственный аспект — идеи о воспитании личности, о «сострадании всем страждущим», о «соединении их слез со своими в нежном чувствительном сердце». На этом этическом
основании и начали складываться представления Дмитриева о роли поэта и задачах поэзии.
Особую роль в становлении Дмитриева-поэта сыграл Г. Р. Державuн. В 1790 году, во время шведской кампании, Дмитриев ездил на финляндскую границу и в поездке написал
стихотворное обращение к Державину, в котором «называл его единственным у нас живописцем природы». Через П. Ю. Львова обращение стало известно Державину. Он захотел
познакомиться с автором, и вскоре они сблизились. Дмитриев получил возможность узнать еще не напечатанные произведения поэта; в беседах с ним о том, что делает поэзию
самобытной, способной «живописать страсти» и «наблюдать изгибы сердца», окончательно сформировались его эстетические воззрения.
К осени 1790 у Дмитриева накопилось множество новых стихов. Поэту нужен был журнал, который предоставил бы ему свои страницы. Поначалу надежды возлагались на
«Утренние часы» И. Г. Рахманинова: здесь Дмитриев опубликовал несколько стихотворений (в т. ч. две первые свои басни). Два из них были подписаны инициалами «И. Д.».
Это означало, что период «приуготовления» кончился и Дмитриев осознал себя поэтом.
Однако «Утренние часы» были закрыты, и Дмитриев стал печататься в «Московском журнале», только что заведенном вернувшимся из-за границы Карамзиным. Известность молодому
поэту принесли стихотворные сказки и песни. Хорошо знавший французские «сказки» Ж. Лафонтена, А. Флориана, Вольтера, Дмитриев видоизменил этот жанр шутливых,
несколько фривольных сюжетных рассказов с условно-фантастическими элементами; задавшись целью создать сатирические картины из жизни Петербурга, он отказался от
фантастики. Его «сказку» «Модная жена», в которой Дмитриев заявил о себе как о мастере диалога, В. Г. Белинский считал родоначальницей «повести в стихах» (в этом
жанре позднее были написаны «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» А. С. Пушкина, «Помещик» И. С. Тургенева и др.).
Песни Дмитриева открыли новый этап в русской лирике. Его предшественники в этом жанре, и прежде всего Сумароков, еще не порвали с идущей от московского барокко
кантовой культурой и ее «хоровой», трехголосной установкой. Дмитриев, опиравшийся на традицию народной городской песни, избрал «сольный» принцип, соответствовавший
эстетике сентиментализма, который провозгласил примат «чувствительного человека». Напечатанные в 1792 песни «Стонет сизый голубочек» и «Ах, когда б я прежде знал»
пролагали путь к русскому романсу. Демократизм эстетических установок поэта очевиден в подготовленном им «Карманном песеннике» (1796), собрании «светских и
простонародных песен», где фольклорные тексты равноправно соседствовали с песнями Державина, Хераскова, В. В. Капнucтa, Ип. Ф. Богдановuча, Ю. А.
Нелединского-Мелецкого, Карамзина, Н. П. Нuколаева, П. М. Карабанова и др.
Дарование Дмитриева полнее всего выразилось в басне, его любимом жанре. Он отказался от канонизированного классицизмом противопоставления басни высоким жанрам, от
нарочитой грубости ее языка, от натуралистически-бытовых зарисовок, впрочем как и от прямой социальной критики. Цели Дмитриева-баснописца — пропаганда определенного
нравственного идеала, его герой — «добрый человек», который отвергает расхожие представления о счастье как успехе, карьере, деньгах и выше всего ценит благородство
чувств.
Став сотрудником «Московского журнала», Дмитриев включился в литературную полемику. В конце 1792 г. он пишет пародию на современных одописцев («Гимн восторгу»), в
эпиграмме следующего года высмеивает оду А. И. Клушuна «Человек». Самым значительным полемическим выступлением Дмитриева была его сатира «Чужой толк» (1794),
направленная против сервильной поэзии[1] эпигонов классицизма. Это не значит, что Дмитриев вообще отвергал жанр оды: учитывая
опыт Державина, поэт понимал, что ода может и должна утверждать долг и ответственность человека перед обществом. Такова, например, ода Дмитриева «Ермак» (1794), где
гиперболам и аллегориям классиков противопоставлены динамизм и живописность. Здесь, как и в оде «Освобождение Москвы» (1795), героем которой стад Пожарский, Дмитриев
на практике показал, что героическое и высокое не чуждо эстетике «объективного» сентиментализма.
В том же 1795 г. Дмитриев, подводя итоги своей поэтической работы, издал сборник стихотворений «И мои безделки», который, так же как и сборник Карамзина «Мои
безделки», даже своим названием полемически, демонстративно противостоял громоздким и пышным изданиям эпигонов классицизма.
1 янв. 1796 г. Дмитриев получил чин капитана гвардии и взял годовой отпуск с намерением выйти в отставку, но смерть Екатерины II заставила его вернуться в столицу.
Здесь поэта неожиданно арестовали по обвинению в подготовке покушения на Павла I. Недоразумение быстро выяснилось, на пострадавшего посыпались милости императора:
в 1797 г. его назначают товарищем министра уделов, а затем обер-прокурором Сената. Только в конце декабря 1799 г. поэт добился отставки.
Поселившись в Москве, он целиком отдается литературной работе. В эту пору он возвращается к сатире. Еще в 1798 г. Дмитриев перевел «Послание от английского
стихотворца Попа к доктору Арбутноту». Объекты сатиры А. Попа и Дмитриева оказались общими. «Стиховралям» противопоставлялся истинный поэт, главное достоинство
которого — независимость от властей и знати. Позиция Дмитриева была близка позиции Державина, который в послании А. В. Храповицкому (1795) также писал о высокой
миссии поэта. В переведенной Дмитриевым сатире Ювенала «О благородстве» отвергается сословный принцип оценки человека. В баснях этого периода он также критикует
пороки самодержавного государства, хотя и остается далеким от радикальных выводов.
В 1803—1805 годы в Москве поэт издал три тома стихотворений и басен («Сочинения и переводы…»), подведя итоги своей литературной деятельности.
В 1806 Дмитриев вновь вернулся на службу, первое время исполняя свои сенаторские обязанности в Москве. Успешное выполнение некоторых личных поручений Александра I
привело к назначению поэта в 1810 г. членом Государственного совета и министром юстиции. Постепенно Дмитриев убедился в «невозможности быть вполне полезным» на
своем посту. Сразу по окончании Отечественной войны, летом 1814, он попросил об отставке, и царь с оскорбительной поспешностью удовлетворил его просьбу. Поэт
окончательно переселился в Москву. Живя на покое, он мало занимался литературными делами, написал лишь несколько басен и литературных мелочей, больше правил старые
стихотворения, готовя новые переиздания своего трехтомного собрания сочинений (2-е — 4-е изд. М., 1810, 1814 и 1818). В 1826 г. Дмитриев издал «Апологи в
четверостишиях».
Хотя Дмитриев более не вмешивался в бурную литературную жизнь, он внимательно наблюдал за нею, сохраняя «живое чутье к изящному». В 1800—1810 годах он в письмах
друзьям резко судит и эпигонов классицизма («невские поэты»), и эпигонов сентиментализма («московская словесность»). С иронией отзывается он о творчестве «лирика
нашего или протодиакона Хвостова», называя направление, представленное поэтами подобного типа, «хвостовщиной». Читая сочинения сентименталистов — П. И. Шаликова,
В. Л. Пушкина, М. В. Милонова, С. Г. Саларева и др., он признавался, что «ни до слез, ни до сладкого не охотник». Из потока книг и журналов Дмитриев умел выделять
произведения талантливых поэтов — В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, К. Н. Батюшкова. В 1823 г. в «Полярной звезде» А. А. Бестужев поставил имя Дмитриева рядом с
Державиным. Историко-патриотические стихотворения поэта высоко ценились декабристами. Благожелательные отзывы критики побудили Дмитриева строго отобрать из
написанного только те произведения, которые имели существенное значение для развития отечественной литературы, и издать итоговое, «неправленное и уменьшенное»,
собрание «Стихотворения И. И. Дмитриева» (СПб., 1823, ч. 1—2). Оно было подготовлено по инициативе Вольного о-ва любителей российской словесности, по представлению
Н. И. Гнедича и при поддержке А. А. Бестужева и Н. Ф. Рылеева.
В 1823—1825 гг. Дмитриев работал над записками «Взгляд на мою жизнь» (Соч. СПб., 1893, т. 2), представляющими значительный историко-литературный интерес.
Последние годы жизни Иван Иванович Дмитриев прожил в Москве, окруженный уважением общества, как один из лучших писателей своего времени и как заслуженный
государственный деятель. Умер Дмитриев 3 октября (15 н.с.) 1837 г. в Москве, похоронен на Донском кладбище.
|
|
1. Серви́льная поэзия – серви́льный – рабски угодливый; раболепный.
Поэтика сервилизма, первоначально связанная почти исключительно с придворными сферами, затем распространилась вширь и охватила своей продукцией не только круг
«вельможных меценатов», но и высокопоставленных священнослужителей (сохранилось изрядное число рукописных и печатных сборников, отдельные издания стихов и речей,
адресованных митрополитам, архиепископам, епископам), богатых заводчиков и купцов (характерный, но отнюдь не единственный пример – стихотворная продукция В. Рубана).
У этой поэтики были свои учебники, вроде «Politischer Redner» («Политический оратор», 1677) Хр. Вайзе, где доказывалось, что искусная лесть – важная и нужная наука,
ибо «весь мир исполнен комплиментов»: «Цветы раскрываются утром, приветствуя восход солнца, своего повелителя, птицы в честь его начинают петь; железо движется, едва
почувствовав влияние магнита» и т. д., – словом, «сама природа учит комплиментам».
Сервилизм довольно рано вызвал противодействие поэтов гражданского направления. По-видимому, к весне 1765 г. относится «эпическая поэма» Я. Б. Княжнина
«Бог стихотворцев». Рисуя в начале песни второй владения богини «Охота писать» («Алчба писать», «Охота сочинять» – т. е. богини Графомании),
расположенные в глубине «Геликонских блат», Княжнин на первом месте поместил ревностнейшего служителя богини Графомании, не забыв сразу указать на характернейшие
приметы его творчества: «Так Тредьяковский, сей поэзии любитель...». По той же линии идут обличения «дурных писцов» в «Сатире первой» В. В. Капниста. (вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|