Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга
Литература
 
 Главная
 
Французский баснописец
Жан де Лафонтен (1621-1695)
 
Перси Дж. Биллингхерст.
Иллюстрация к басне Ж. де Лафонтена «Дуб и Трость». 1899
 
 
 
 
 
 
 
 
ЖАНР БАСНИ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 
3 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 16. Жанр басни в античной литературе. Басни Эзопа, Федра

Урок 17. Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга

* Урок 18. Басни А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева[2]

УРОК 17
Басни Ж. де Лафонтена
и Г. Э. Лессинга

Задачи:
продолжить знакомство учащихся с представителями басенного жанра в мировой литературе, c кругом традиционных басенных сюжетов и образов; проанализировать проблематику и образную систему басен Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга.
Основные виды деятельности: участие в заочной экскурсии; групповая работа по карточкам; ответы на вопросы учебника; презентация иллюстрации; выразительное чтение; чтение по ролям.
Термины: ирония, юмор, аллегория, монолог, диалог, метафора, сравнение, гипербола, литота.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о теме урока, посвящённого продолжению знакомства с историей басенного жанра.

После презентации учащимися иллюстраций к античной басне обобщаются черты басен Эзопа и Федра (неразвёрнутый сюжет, поучительность, отсутствие диалога).

Из Античности нужно переместиться в XVII столетие, обозначив огромную разницу во времени и не столь большую в расстоянии между центрами античной культуры и Францией и Германией.

II. Проведение заочной экскурсии
на родину Ж. де Лафонтена, во Францию.


Роль путеводителя в знакомстве с писателем и его баснями можно доверить учебнику, дополнив материалы статьи учебника рассказом о французском Просвещении, портретами и иллюстрациями, помещёнными в одном из современных изданий басен Лафонтена[3]. Учащимся предлагаются вопросы, ответы на которые они ищут в учебнике:

1. Из какого рода происходил Лафонтен? Что известно о родителях баснописца?
2. Как проходило становление будущего поэта? Каким был его путь в литературу?
3. В чём проявилось своеобразное (через века) литературное сотрудничество французского поэта Лафонтена с греческим баснописцем Эзопом?

III. Слово учителя
об особенностях басен Лафонтена.


Лафонтен, используя сюжет античной басни, создаёт новую басню. Поэт, в отличие от античных авторов, скорее, размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, чем строго наставляет. Баснописец учит трезвому взгляду на жизнь, умению пользоваться обстоятельствами, понимать суть явлений. Его герои, умные и находчивые, на стороне которых и сам автор, умеют устоять в жизненных невзгодах. Они противопоставлены простоватым и парящим в облаках басенным персонажам. Баснописец тонко чувствовал людей и природу, умел замечать забавное в жизни. Он сосредоточен, скорее, на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.

IV. Чтение и анализ
басни «Дуб и трость».


Словарная работа
может быть организована в группах. Ученикам предлагается дать современное толкование выражений басни.

Карточка 1
«С Тростинкой Дуб однажды в речь вошёл».
«Роптать ты вправе на природу».

Карточка 2
«Чуть лёгкий ветерок подёрнет рябью воду».
«Конечно, нет совсем у ней о вас раденья».

Карточка 3
«То, правда, что доселе их свирепость».
«Однако не крушись: мне столько худа нет».

В процессе анализа басни возможно повторное её чтение с элементами драматизации.

Особое внимание при анализе уделяется лексике, приёмам создания образов, формам речи, тематике басни, самохарактеристикам персонажей. Учащимся предлагается отметить то новое, что появляется в басне Лафонтена
(диалог, анекдотичность ситуации, яркая образность, глубина раскрытия характеров, непредсказуемость финала).

Примерные вопросы:

1. Какое событие положено в основу басенной ситуации? (Дуб посчитал себя сильнейшим.)
2. Что символизируют имена в басне? Как они обыгрываются в тексте? В какой момент меняется форма имени персонажа?
3. Какой эффект создаётся первыми двумя строчками басни? (Эффект ожидания, возвышенная лексика не соотносится с темой разговора, комическое несоответствие.)
4. Какую роль играют изобразительно-выразительные средства в басне? (Они придают образность, красочно воссоздают басенную ситуацию для читателей, дополняют характеристику персонажа.)

В тетради выписываются с левой стороны
названия изобразительных средств языка
(метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты), которым даётся краткое пояснение, а с правой стороны приводятся соответствующие примеры из текста.
5. Каким предстаёт в басне Дуб? Перечитайте его монолог. Какие чувства у него вызывает Тростиночка? В чём причина появления этих чувств?
6. Перечитайте вторую часть басни выразительно. Какой характер чувствуется в Тростиночке? Настолько ли она беззащитна, как говорит об этом Дуб? Какое отношение к жизни раскрывается в образе Трости? (Практичность, трезвость, рациональность, гибкость, умение приспосабливаться к обстоятельствам, отсутствие излишней чувствительности.)

Вопросы 1—4 учебника помогут обобщить отмеченное в процессе анализа. Лафонтен показывает, что часто мы возвеличиваем себя за счет другого, которому приписываем свои чувства, видим другого таким, каким нам удобно или хотелось бы его видеть. Сила может быть и в слабости, в умении правильно оценить ситуацию, действовать с умом.

При обсуждении вопроса о сходстве и различии манер Эзопа и Лафонтена учащимся предлагается прослушать вариант эзоповской басни, приводимый ниже:

Дуб и Тростник

Дуб и тростник спорили, кто сильней. Подул сильней ветер, Тростник дрогнул и пригнулся под его порывами и оттого остался цел, а Дуб встретил ветер всей грудью и был выворочен с корнем.
Басня показывает, что с сильнейшими не следует спорить.

V. Чтение и анализ
басни Лафонтена «Желудь и тыква».


Помещённые ниже вопросы помогут проверить степень и глубину понимания пятиклассниками текста, умение аргументировать свою точку зрения:

1. Из каких двух частей состоит басня? (Мораль и сам басенный сюжет.)
2. Как создаётся ситуация комического несоответствия в басне? (Имя героя и место действия; предмет размышления и отстаивание своего права учить творца; незнание очевидных вещей и серьёзность тона; уверенность в своей правоте и комичное разрешение ситуации — вынужденная необходимость на себе ощутить плоды своих же размышлений.)
3. Почему о баснях Лафонтена говорили: «Его басни… комедия в сто актов, баснописец перенёс на сцену весь мир и всю жизнь живых существ в их взаимоотношениях»?

VI. Чтение статьи
«Готхольд Эфраим Лессинг»
.


Внимание учащихся обращается на то, как немецкий поэт относился к басенному жанру.

VII. Чтение и анализ
басни Лессинга «Свинья и Дуб».


Вопросы 1—4 учебника направят работу с текстом.

Дополнительные вопросы:

1. Чего и почему ждал Дуб?
2. Какие определения и словосочетания можно использовать для описания образа Свиньи?
3. Объясните смысл слов французского писателя XVII века Ф. де Ларошфуко: «Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора». Как данные слова можно использовать при истолковании басни, раскрытии образа Свиньи? Какие человеческие качества связаны с ограниченностью кругозора? К чему ведут упрямство и ограниченность?
4. Какое настроение создаётся при прочтении басни? Подумайте, как в жизни можно было изменить эту басенную ситуацию.

VIII. Чтение и анализ
басни Лессинга «Ворон и Лисица».


Внимание учащихся обращается на необычность сюжета хорошо известной античной басни. Возможно сопоставление фабулы басни и её воплощения у Эзопа, Федра и Лессинга (сюжет, герои, мораль, особенности построения и выражения мысли автора).

IX. Подведение итогов,
обобщение материала о развитии жанра басни в творчестве баснописцев XVII века.

X. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одной из басен, объяснить свой выбор.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 2 учебника.

Следующие уроки: * Урок 18. Басни А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева >>>


Готхольд Эфраим
ЛЕССИНГ
(Gothold Ephraim Lessing, 1729–1781)


Готхольд Эфраим Лессинг – известный немецкий писатель, литературный критик, драматург, баснописец, журналист, член Берлинской академии наук. Он считается одним из создателей немецкой литературы. Родился Лессинг в семье настоятеля городского собора. Он получил прекрасное образование, окончил с похвальным аттестатом немецкую княжескую школу, учился на богословском и медицинском факультетах университета, был магистром наук. Сменил множество поприщ: советник при дворе, редактор журнала, театральный критик, библиотекарь, пробовал организовать собственную типографию и книжную лавку. В 1759 году в Берлине вышли три книги басен Лессинга, в предисловии к которым поэт писал, что считает басню средством обличения и поучения, промежуточным звеном между поэзией и моралью.

(вернуться к уроку)
__________________________

СВИНЬЯ И ДУБ
Г. Э. Лессинг


Прожорливая Свинья лакомилась опавшими желудями под высоким Дубом. Раскусывая один жёлудь, она уже пожирала глазами другой.

– Неблагодарная тварь! — крикнул ей наконец Дуб с высоты своего величия. – Ты питаешься моими плодами, но ни разу ещё не обратила вверх благодарного взора!

Свинья на мгновение приостановилась и прохрюкала в ответ:

– Кабы я знала, что это ты ради меня роняешь тут свои жёлуди, то и я бы тебе посылала благодарные взоры.

КОММЕНТАРИИ

Басня «Свинья и Дуб» вошла в сборник прозаических басен («Fabeln in prosa»), изданный Лессингом в 1759 году. Источники сюжета можно найти в древнегреческих сборниках басен («Путники и Платан» и «Орешник» Эзопа). Известна басня И. А. Крылова «Свинья под Дубом».

(вернуться к уроку)
__________________________

ВОРОН И ЛИСА
Г. Э. Лессинг


Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.

И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась лиса и крикнула ему:

– Будь благословенна, о птица Юпитера![4]

– За кого ты меня принимаешь? – спросил ворон.

– За кого я тебя принимаю? – удивилась лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве не вижу я в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне с тобою за мои молитвы!

Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла. «Уж не буду, – подумал он, – выводить лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.

Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но вскоре радость ее сменилась болью. Яд подействовал, и она издохла.

Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!

(вернуться к уроку)

1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Лафонтен Ж. Басни. Иллюстрированное энциклопедическое издание / под ред. В. П. Бутромеева, В. В. Бутромеева, Н. В. Бутромеевой. – М., 2005. (вернуться)

4. Будь благословенна, о птица Юпитера! – с древних времен орел признавался птицей, олицетворяющей власть и силу. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика