Басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
Литература
 
 Главная
 
Портрет И. А. Крылова
работы Р. М. Волкова. 1812 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
(1769 – 1844)
 
3 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 19. Басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»

Урок 20. Басенные образы. «Квартет», «Свинья под Дубом»

* Урок 21. Выразительное чтение басен И. А. Крылова[2]

УРОК 19
Басни И. А. Крылова
«Волк и Ягненок»,
«Волк на псарне»

Задачи:
продолжить знакомство учащихся с историей жанра басни; расширить представления пятиклассников о басенном мастерстве И. А. Крылова; проанализировать художественное и идейное своеобразие басен «Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне».
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; устные сообщения учащихся по индивидуальному домашнему заданию; ответы на вопросы учебника; работа с текстом.
Термины: вольный стих, рифма, афоризм, крылатые слова.

Этапы урока

I. Вступительная беседа,

закрепление ранее изученного материала о жанре басни:

1. С какими эпохами, странами связана история басни? Назовите имена известных баснописцев.
2. Назовите те человеческие пороки, недостатки, которые чаще всего высмеиваются в баснях.
3. С какими жанрами устного народного творчества можно сравнить басню?
4. Какова функция морали в басне? Как проявляется поучительный характер басенного жанра?
5. У кого из известных баснописцев поучительность не была на первом плане?
6. Какой основной приём используют баснописцы для раскрытия человеческого характера, изображения общественных явлений?

II. Сообщение темы и
основных задач урока:

рассмотреть своеобразие языка басен И. А. Крылова, характеры басенных персонажей, понять исторический и общечеловеческий смысл басен «Волк и Ягнёнок» и «Волк на псарне».

III. Проверка домашнего задания
поможет учителю на основе сообщений учащихся выстроить в классе слово о баснописце.

При ответе на вопрос 5 учебника для углубления понимания фрагмента статьи
можно использовать вопросы:

1. Что, по словам митрополита Макария, завещал Крылов людям?
2. Какой путь к осуществлению наказа баснописца отмечен в речи митрополита?

Для закрепления представлений об образе баснописца учащимся предлагается ответить на вопрос 3 учебника.

Дополнительные вопросы:

1. Почему для изображения общественных отношений и человеческих поступков Крылов обращался к жанру басни?
2. Какие пороки общества высмеивал Крылов в баснях?
3. Какими чертами характера (на основе всего того, что вы узнали о личности Крылова) обладал баснописец?

Крылов, опираясь на традиции устного народного творчества (сказку, поговорку, пословицу, анекдот), создавал басни на широко распространённые, хорошо известные школьникам сюжеты Эзопа, Лафонтена и оригинальные, авторские басни.

IV. Чтение и анализ
басни «Волк и Ягнёнок».


Особое внимание при чтении следует уделить лексике, интонации, роли диалога в басне (средство выражения жизненной позиции, способ характеристики героя, отношение персонажей друг к другу), комментированию отдельных слов и словосочетаний («рыскал Волк»; «Но, делу дать хотя законный вид и толк, кричит…»; «Слыхана ль такая дерзость в свете!», «Досуг мне разбирать вины твои…»).

Попутно вводятся понятия «вольный стих», «рифма», которые используются в процессе анализа текста и комментируются учителем при выполнении практических заданий.

На данном этапе работы вполне достаточно обратить внимание учащихся на то, что вольный стих — это рифмованный стих, с неравным количеством слогов в строках. Басни Крылова написаны вольным стихом, позволяющим передать разговорные интонации.

Пятиклассники уже знают, что такое рифма. Необходимо обратить их внимание на отсутствие закономерности в чередовании рифм, что характерно для басни (нестрофические стихотворения, отсутствие строф).

В процессе подготовки выразительного чтения басни (возможно, по ролям) повторяются сведения о монологе и диалоге.

Вопросы 1, 6 учебника направлены на выявление общечеловеческого звучания басни, а вопросы 2—4 — на анализ басенных образов. Вопрос 5 помогает раскрыть историческое звучание басни.

Дополнительные вопросы:

1. В какое время и где происходят события басни?
2. Какие черты героев русских народных сказок о животных использовал баснописец? В чём своеобразие басенных персонажей Крылова?
3. Сопоставьте интонации Волка и Ягнёнка. Как в содержании реплик и интонациях Волка проявляется несоответствие его тона реальному положению? Какие слова Волка доказывают очевидную несправедливость его обвинений в адрес Ягнёнка?
4. Почему Волк, понимая, что он не прав, ещё больше злится? О чём это может говорить? В чём настоящие причины конфликта?

V. Чтение басни
«Волк на псарне»
,
в качестве дополнительно материала к уроку, можно начать со вступительного слова об истории её написания, разъяснения исторической основы (Отечественная война 1812 года), представления исторических лиц (Кутузов, Наполеон).

VI. Обобщение изученного материала,
заполнение таблицы «Своеобразие басен И. А. Крылова».


Учащиеся говорят о том, что ситуации, описанные в баснях, могут быть применены не только к определённому времени, историческому событию, но и в самых разных случаях. Имена басенных героев часто становятся нарицательными, а многие выражения из басен входят в общенародный язык, становятся крылатыми выражениями, афоризмами.
ТАБЛИЦА
«Своеобразие басен И. А. Крылова»
Сюжет
Распространённый: «Волк и Ягнёнок» (Эзоп) _________________________________

Оригинальный: «Волк на псарне»
Связь с устным народным творчеством
Со сказками о животных, с пословицами и поговоркам
Основной принцип построения басен
Развёрнутое сравнение
Объект изображения
Общественные явления: «Волк на псарне» _______________________________________

Человеческие поступки и взаимоотношения: «Волк и Ягнёнок»
Особенности стиха
Вольный стих
Язык
Меткий, образный, разговорный, афористичный. Использование интонации и диалога как средства характеристики героев


VII. Домашнее задание:

1) прочитать басни «Квартет», «Свинья под Дубом»;

2) подготовить выразительное чтение одной из басен Крылова наизусть;

3) повторить содержание вступительной статьи учебника «Литература как искусство слова» (о видах художественных образов).

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 2 учебника.



УРОК 20
Басенные образы.
«Квартет», «Свинья под Дубом»

Задачи:
закрепить начальные представления о художественном образе при анализе басен И. А. Крылова «Квартет» и «Свинья под Дубом»; познакомить учащихся с характеристикой басенных образов; рассмотреть идейно-эмоциональное содержание анализируемых басен[3].
Основные виды деятельности: ответы на вопросы учебника; выразительное чтение басен; беседа; анализ басенных образов.
Термины: художественный образ, обобщенный образ, вечные образы, заглавный образ.

Этапы урока:

I. Краткая справка об истории создания
басен «Квартет» и «Свинья под Дубом»
,
которые учащиеся прочитали дома, и постановка цели деятельности (выразительное чтение басен и их анализ, в котором особую роль необходимо уделить характеристике басенных образов).

II. Беседа по вопросам,
направленным на выявление читательского восприятия пятиклассников, поможет активизировать учащихся, создать необходимую мотивацию деятельности, определить уровень осмысления учащимися художественного текста:

1. Какая из басен вам больше понравилась? О чем в ней рассказывается?
2. Какие вопросы поднимает в этой басне Крылов?

III. Выразительное чтение басен
«Квартет», «Свинья под дубом».


В процессе работы над техникой и выразительностью желательно отметить особенно удачные варианты прочтения, обратить внимание на усиление выразительности за счет использования пауз, обращения к средствам интонации и темпо-ритмической организации чтения.

IV. Беседа по вопросам учебника.

Для проведения анализа басен можно использовать вопросы и задания учебника («Квартет» — 1—5; «Свинья под Дубом» — 1—3).

Для перехода к анализу басенных образов учащимся предлагается вспомнить, что именно художественные образы (прежде всего) помогают баснописцу создать, а читателю представить и оценить басенную ситуацию, что в основе создания образа в литературном произведении лежит соединение некой реальной основы и вымысла, фантазии писателя и использование выразительных средств языка.

Повторяется известный материал о художественном образе, который закрепляется на примере басенных персонажей. Басенный образ строится на основе жизненной реальности, при этом баснописец опирается и на художественный вымысел.

Самые распространённые басенные образы: животные, растения, предметы. Однако нередко в баснях присутствуют и образы людей. Пятиклассники могут привести целый ряд примеров из басен «Волк на псарне», «Демьянова уха» и др.

V. Обобщение материала
о басенных образах,

ответы на вопросы о видах басенных образов, их обобщённом значении, и о том, что многие из них вынесены в заглавие (подготовка к последующей работе над характеристикой заглавного образа).

VI. Домашнее задание:

1) выполнить задание 5 к басне «Свинья под Дубом» или задание 6 к басне «Квартет» (по выбору);

2) прочитать басни «Ворона и Лисица», «Дуб и Трость», «Мартышка и Очки», «Стрекоза и Муравей».

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 7 учебника.



УРОК 21*
Выразительное чтение
басен И. А. Крылова

Задачи:
активизировать познавательную деятельность учащихся, создать условия для повышения учебной мотивации и развития навыков выразительного чтения; подведение итогов работы по теме.
Основные виды деятельности: выполнение групповых заданий; выразительное чтение басен; выполнение творческих заданий.
Термины: выразительное чтение.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя,

создание установки на работу.

Заключительный урок по басням И. А. Крылова желательно провести в необычной, неожиданной форме, предполагающей активную деятельность учащихся, повторение пройденного материала, создание позитивного настроя.

Формы литературного праздника, показательного зачёта по выразительному чтению, литературной игры особенно эффективны, так как привносят в урок соревновательный оттенок, направлены на развитие творческих навыков, повышение культуры чтения, создают возможности для включения в работу всех учащихся.

Необходимо продумать групповые и индивидуальные задания, критерии их оценки. Кабинет может быть оформлен иллюстрациями учащихся к басням И. А. Крылова. Один из вариантов домашнего задания — изготовление макетов, разнообразных творческих поделок, иллюстрирующих басенные сюжеты.

II. Соревнование знатоков
творчества И. А. Крылова.


Здесь оценивается скорость выполнения задания, точность, полнота и грамотное речевое оформление ответа.

Примерные вопросы и задания:

1. Назовите фамилию, имя и отчество баснописца, о котором поэт первой половины XIX века П. А. Вяземский писал: «Забавой он людей исправил, / Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, / И слава эта — наша быль». (Иван Андреевич Крылов.)

2. Какими иностранными языками владел И. А. Крылов? (Немецким, итальянским, древнегреческим.)

3. Какие басенные персонажи размещены на памятнике И. А. Крылову в Летнем саду?
(В Летнем саду, на площадке перед Чайным домиком, стоит памятник И. А. Крылову, созданный скульптором П. К. Клодтом на частные пожертвования. Этот памятник — последняя крупная работа выдающегося скульптора. Пьедесталом памятника служит гранитный куб, покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться, на нём можно увидеть героев басен «Квартет», «Лисица и Виноград», «Мартышка и Очки» и многих других. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осёл, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и др. По просьбе Клодта ему были доставлены даже медведь с медвежонком.)

4. Подтвердите, используя примеры из басен И. А. Крылова, справедливость следующих утверждений:
а) «Он баснописец и поэт народный — вот в чём его великость» (В. Г. Белинский);
б) «Он завещал любовь, безграничную любовь ко всему отечественному, к нашему родному слову, к нашей родной стране…» (митрополит Московский Макарий);
в) «Дмитриев пишет басни свои; Крылов их рассказывает» (П. А. Вяземский).

Здесь оценивается построение монологического ответа, убедительность аргументации.

III. Конкурс на лучшее выразительное чтение
басен И. А. Крылова.


Разрешается чтение как по книге, так и наизусть. Оценивается именно выразительность чтения, учёт необходимых пауз, смены темпа, интонаций, оригинальность прочтения (интерпретации). От каждой команды избирается по два-три чтеца.

IV. Пантомимическое представление
одной из басен И. А. Крылова
или драматизация басни в командном исполнении.


В первом случае представители других команд должны определить представленную басню (такой вид игровой деятельности весьма популярен среди школьников).

V. Презентация иллюстраций, поделок,
подготовленных пятиклассниками на основе басен И. А. Крылова.

VI. Заключительное слово учителя,
подведение итогов работы.

VII. Домашнее задание:

1) прочитать вступительную статью к главе «А. С. Пушкин»;

2) ответить на вопросы 1—3 после этой статьи.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 1 учебника (возможно выполнение этого задания в группах).

Следующие уроки: Урок 22. Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. В ходе проведения уроков по басням И. А. Крылова возможна организация самостоятельной работы учащихся, связанной с составлением краткого словаря афоризмов. (вернуться)

 
Субботнее собрание у В. А. Жуковского. 1834–1836.
Картина работы А. Н. Мокрицкого, Г. К. Михайлова и других художников школы А. Г. Венецианова.
На картине изображен большой кабинет Жуковского в Шепелевском дворце. Присутствуют Пушкин, Гоголь, Глинка, Крылов, Кольцов и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика