«Вишневый сад» Чехова: история создания, жанр, герои. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
А. П. Чехов.
Фотография с дарств. надписью
М. Горькому. 1902 г.
 
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)

11 ЧАСОВ

10 класс[1]


Урок 155. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х годов

Урок 156. Проблемы прозы Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Палата № 6», «Студент»

Урок 157. Проблемы рассказов А. П. Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»

Урок 158. Многообразие философско-психологической проблематики в прозе зрелого Чехова. «Скучная история», «Случай из практики», «Черный монах»

Урок 159. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Урок 160. Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Урок 161. Особенности драматургии А. П. Чехова

Урок 162-163. А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда

Урок 164. Символ сада в комедии «Вишневый сад». Подготовка к домашнему сочинению

Урок 165. Своеобразие чеховского стиля


УРОКИ 162-163.
«Затронуть самую суть и самые наболевшие струны...»
[2]

А. П. Чехов. «Вишневый сад»:
история создания, жанр, герои.
Разрушение дворянского гнезда.


Начать урок можно с сообщения учителя об истории создания пьесы.

После пьесы «Три сестры», в какой-то мере трагической, Чехов задумал новую пьесу. 7 марта 1901 г. в письме к О. Л. Книппер он признается: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере, по замыслу».

«Ему чудилось, — вспоминает Станиславский, — раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем, а потом ни с того ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги».

В письме Станиславскому от 5 февраля 1903 г. читаем: «В голове она уже у меня готова. Называется „Вишневый сад“, четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет много, — и, конечно, неизвестно, от какой причины».

14 октября готовую пьесу отправили в Москву.

Говоря об истории создания пьесы,
следует подчеркнуть три момента:

— это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе Родины;
— Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина — комические;
— сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 г. он пишет: «Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».

Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия:
утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему.

Вопросы для обсуждения

1. Как определить жанр пьесы? Комедия? Драма? Трагикомедия?
а) Чехов назвал «Вишневый сад» — комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (из письма М. П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма О. Л. Книппер).
б) Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни. «Это не комедия, это трагедия... Я плакал, как женщина...» (К. С. Станиславский).
в) Есть мнения, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: «Признать „Вишневый сад“ драмой — это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет... Пьеса „Вишневый сад“ не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает трагикомических героев, ни трагикомических положений». Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность — недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комичностью владельцев сада и почти всех второстепенных персонажей.
2. Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани? Драматичен ли Лопахин?
3. В чем комичность образов Раневской и Гаева? А в чем их драматичность? Кто виноват в драматичности их жизни?
4. Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов).
5. Охарактеризуйте конфликт и проблематику пьесы.
6. «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение — правда безусловная и честная», — писал Чехов. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX в.? (Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов.)
7. Как тема увядания дворянских гнезд показана в «Вишневом саде»? Что олицетворяет Фирс? А Яша?
8. Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская отказываются от предложения Лопахина?
9. Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев?
10. Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену?
11. За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное ли это в пьесе?
12. А что же главное? (Отношения людей, различных общественных классов, но вне враждебности и непримиримой борьбы.)

Для исследования системы образов-персонажей пьесы
можно использовать групповую работу.

Группа 1.
Поместное дворянство (Гаев, Раневская, Симеонов-Пищик),
старые хозяева вишневого сада.

Вопросы и задания для наблюдений


Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства.
(Доброта, простота, честность, сочувствие к людям, непосредственность, любовь к природе, к своему «гнезду», к музыке и поверхностность переживаний, неспособность защитить дорогое им имение, неприспособленность к труду, беспорядочная доброта, эгоистичность. Это неплохие люди, но автор разоблачает их.)

— Расскажите о Раневской. Сравните, как о ней говорят Лопахин и Трофимов. Как ее характеризует отношение к Варе, к Ане, к слугам, к Лопахину, Трофимову? Как ее характеризует отказ от предложения Лопахина? Как можно оценить доброту Раневской?

— Как понять слова Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться»?

Работа над образом Раневской должна вестись по тексту в двух планах.
Внешняя линия: обаятельная женщина, простая, непосредственная. Но во внешней (событийной) линии тоже не один план (например, любит Аню, плачет о погибшем сыне, но оставляет 12-летнюю Аню на 5 лет с непутевым братом; обнимает Фирса, целует Дуняшу, но не думает о том, что в доме нечего есть, и т. д.).
Внутренняя (авторская) линия возникает при сопоставлении реплик, в контрасте между речью и поступками. Например:

«Любовь Андреевна. Шкафчик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой.
Гаев. А без тебя тут няня умерла.
Любовь Андреевна. (Садится и пьет кофе.) Да, царство небесное. Мне писали».
При сообщении о смерти няни Раневская пьет кофе, а Гаев сосет леденцы.

— Что Раневская считает своими грехами и грехи ли это? А в чем ее настоящие грехи? Кто виноват в судьбе Раневской? Была ли возможность выбора?

— Расскажите о Гаеве. Чем он похож на Раневскую? Чем интересуется? Сравните их монологи перед шкафом. Как они их характеризуют?

— Почему они все успокоились после продажи вишневого сада?

— Чем близок хозяевам вишневого сада Симеонов-Пищик?

Выводы. Поместное дворянство — это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм — в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», — скажет о них Горький.

Группа 2.
«Параллели» к хозяевам: Яша и Фирс.

Вопросы и задания для наблюдений


— Что олицетворяет Фирс? (Фирс — крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я не согласился на волю, остался при господах... И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают».)

— Найдите смысловой подтекст в последнем монологе Фирса. (Последний монолог Фирса имеет две смысловые линии: «жизнь прошла» и «недотепа». Эти мысли и о хозяевах.)

— Чем отличается от Фирса Яша? Как он относится к окружающим? (Яша — слуга нового поколения, наглый: отношение к матери, к Дуняше, к Родине.)

Группа 3.
Лопахин — буржуазия, приходящая на смену дворянству.

Вопросы и задания для наблюдений


— Чехов писал Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов». Какие черты Лопахина привлекательны?

— Что автор говорит о прошлом Лопахина? Как характеризует его отношение к Раневской и к Гаеву?

— Почему Петя говорит о нем «хищный зверь» и «нежная душа»? Как это понять? В чем его противоречия? Какое качество в нем победит?

— Почему Лопахин не делает предложения Варе? Почему он не раз называет жизнь «дурацкой», «нескладной»?

— О каком будущем России он говорит?

— В чем своеобразие речи Лопахина?

Выводы. Смысл характера Лопахина — смена «хозяев жизни». Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о Родине, о нескладной, несчастливой жизни — это голос самого автора.

Группа 4.
«Молодое поколение»: Петя и Аня.

Вопросы и задания для наблюдений


— Какова роль этих персонажей в пьесе? Одинаково ли их рисует автор?

— Почему Петя показан иронично? Почему соединением разноплановых реплик его образ снижается?

— Сравните Лопахина и Петю. Почему один работает, а другой говорит?

— В чем образ Пети сходен с образом Гаева?

— Какое место занимает в пьесе Аня? Почему Чехов считал, что Аня должна говорить «молодым, звонким голосом»?

— Почему реплики Ани есть в конце каждого акта?

— Индивидуальное задание.

Проследите, какую роль играет в пьесе образ времени. Почему Чехов все время по ходу пьесы напоминает зрителю о времени? Подтвердите свои мысли цитатами.

Выводы. Будущее, которое видят Петя и Аня, — это романтическое будущее. Противоречивость изображения Пети, ирония автора говорят о его неуверенности, что такие, как Петя, смогут сделать будущее прекрасным.
Воплощение веры писателя в будущее — это Аня. Автор изображает чистоту, непосредственность, цельность ее характера.

Итог уроков.

Жанровое своеобразие, система персонажей помогают понять главный конфликт пьесы — между человеком и временем, которое неумолимо отбрасывает назад тех, кто не может жить настоящим, не думает о будущем.




УРОК 164
«Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?»
[3]

Символ сада в комедии «Вишневый сад».
Подготовка к домашнему сочинению.


Название пьесы надо воспринимать двояко:
конкретно (сад дворянской усадьбы) и обобщенно (символ Родины, ее природной поэтической красоты).

В основе комедии — судьба вишневого сада, с ним связано все.

Вопросы и задания
для наблюдений


1. Как образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы?
I действие: «Вишневый сад ваш продается за долги»;
II действие: «22 августа будет продаваться вишневый сад»;
III действие: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду»;
IV действие: «Вдали стучат топором по дереву».

2. Какие чувства автора выражаются в этих ремарках?

3. Найдите описания вишневого сада в авторских ремарках к декорациям. Какое настроение они создают? Как оно меняется?
Декорация I действия: «Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник».
Декорация II действия: «В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад... Скоро сядет солнце».
Декорация IV действия: «Слышно, как стучат топором по дереву».
В финале: «Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно». «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

4. Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы? Подтвердите свои позиции текстом.

Раневская, Гаев: сад — прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.
Раневская: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».
Гаев: «И в „Энциклопедическом словаре“ упоминается про этот сад» и др.
Фирс: сад — барское благополучие. «В прежние времена, лет сорок — пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было!»
Лопахин: сад — воспоминание о прошлом, дед и отец были крепостными; надежды на будущее — вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад — источник богатства, предмет гордости. Лопахин: «Если вишневый сад... отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает» и др.
Трофимов: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое. «Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...». «Вся Россия наш сад» — это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.
Аня: сад — символ детства, сад — дом, но с детством приходится расставаться. «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше». Сад — надежды на будущее. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

5. Каково авторское отношение к саду?
(Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад — символ лирического, поэтического отношения к Родине). В авторских ремарках: «прекрасный сад», «широкий простор», звук лопнувшей струны, стук топора. Чехов: «Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу и необычайную для сцены даль». «Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека».

6. Индивидуальное задание.

Одновременно с пьесой «Вишневый сад» был написан рассказ «Невеста», близкий ей по основному содержанию.

Там тоже выведен майский сад. Сопоставьте образ сада в пьесе и в рассказе «Невеста». Чем образ Ани сходен с образом героини рассказа?

Выводы.

Сад — это символ Родины, ее прошлого и будущего. Прошлое — это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее — это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым.

Итог урока.

Пьеса «Вишневый сад» — это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье — в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны?

Чехов переживает за свою страну, пьеса — это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.

Для домашних сочинений школьникам могут быть предложены проблемные вопросы, помогающие в подготовке к ЕГЭ.

Следующие уроки: Урок 165. Своеобразие чеховского стиля >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. См.: Письмо В. М. Соболевского А. П. Чехову. 1904 г. (вернуться)

3. Гоголь Н. В. Мертвые души // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1949. — Т. 5. — С. 249 (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика