Главная |
|
|
А. П. Чехов.
Фотография с дарств. надписью
М. Горькому. 1902 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ |
|
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)
11 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Урок 155. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х годов
Урок 156. Проблемы прозы Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Палата № 6», «Студент»
Урок 157. Проблемы рассказов А. П. Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама
с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»
Урок 158. Многообразие философско-психологической проблематики в прозе зрелого Чехова.
«Скучная история», «Случай из практики», «Черный монах»
Урок 159. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»:
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Урок 160. Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Урок 161. Особенности драматургии А. П. Чехова
Уроки 162-164. А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Символ сада в комедии
Урок 165. Своеобразие чеховского стиля
УРОК 165
«Безнадежный вздох сострадания к людям»[2]
Своеобразие чеховского стиля
Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов — необычный писатель.
Бунин так говорил о нем: «Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу».
А М. Горький замечал: «Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумертвой жизни».
Урок может быть проведен в форме практикума.
В указанных учителем рассказах необходимо найти особенности писательской манеры Чехова.
Особенности писательской манеры Чехова |
Особенности стиля
| Рассказы
|
1. В основе рассказа — определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя.
Это отражается в названиях рассказов, которые часто определяют конкретное место |
|
2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату |
|
3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения |
«Хамелеон» |
4. Характер и особенности повествования, которое может вестись от
лица автора или героя. Внешнее повествование может вестись от лица автора,
а характеристика обстановки, портрет, пейзаж — от лица героя. Объективность повествования, сдержанного внешне |
|
5. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей |
«Хамелеон» |
6. Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия,
соединяющая улыбку, иронию, печаль |
|
7. Индивидуализация речи героев. Речь — отражение характера |
«Хамелеон»,
«Лошадиная фамилия» |
8. Большая роль детали |
|
9. «Скрытость» автора, проявление его позиции в недоговоренности |
«Хамелеон» |
10. Зрелый Чехов — отсутствие напряженного действия |
«Невеста» |
11. Говорящие фамилии |
«Смерть чиновника»,
«Хамелеон» |
12. Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование,
двуплановость, трагикомичность. Внешне — смешно, внутренне — грустно |
«Хамелеон»,
«Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» |
13. Малая форма и глубокое содержание |
«Смерть чиновника» |
14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера |
|
15. Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам,
через монолог или диалог |
|
16. Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается
путем повторения, достигая абсурда |
|
17. Три единства: места, времени, действия |
|
18. Зримость рассказов-сценок |
«Толстый и тонкий» |
|
Урок может быть проведен и по одному рассказу, например
«Не в духе»,
«Кухарка женится», «Ну, публика!».
Анализируя его, нужно найти, какие из особенностей чеховского стиля в нем есть и какова их функция в рассказе.
Итог урока.
Пожалуй, определение чеховского стиля укладывается во фразу «краткость — сестра таланта».
Его небольшие рассказы и повести глубоки и многоплановы, даже самые маленькие. Все приемы направлены на то, чтобы читатель сам думал.
Следующие уроки: Уроки 166—167*. Зачетная работа за второе полугодие >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|