Главная |
|
|
А. П. Чехов.
Фотография с дарств. надписью
М. Горькому. 1902 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ |
|
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)
11 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Урок 155. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х годов
Урок 156. Проблемы прозы Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Палата № 6», «Студент»
Урок 157. Проблемы рассказов А. П. Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама
с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»
Урок 158. Многообразие философско-психологической проблематики в прозе зрелого Чехова.
«Скучная история», «Случай из практики», «Черный монах»
Урок 159. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»:
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Урок 160. Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Урок 161. Особенности драматургии А. П. Чехова
Уроки 162-164. А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Символ сада в комедии
Урок 165. Своеобразие чеховского стиля
УРОК 156
«Беспринципным писателем я никогда не был...»[2]
Проблемы прозы Чехова 1890-х гг.
Анализ рассказов
«Палата № 6», «Студент»
Задача урока — ответить на вопрос: в чем своеобразие рассказов 1890-х гг. по проблематике и системе образов, чем
они отличаются от раннего творчества Чехова.
29 апреля 1892 г. в письме к Л. А. Авиловой Чехов писал: «Кончаю повесть, очень скучную, так как в ней совершенно отсутствует
женщина и элемент любви. Терпеть не могу таких повестей, написал же как-то нечаянно, по легкомыслию».
Так сообщал Чехов о повести «Палата № 6», написанной в 1892 г., замысел которой возник после поездки на остров-каторгу Сахалин.
В этой повести отразились новые взгляды писателя: в 1890-е гг. он стал проявлять симпатию к демократическим и либеральным выступлениям.
«Палата № 6» имеет остросоциальную направленность. Критики считают, что в ней есть герой, высказывающий радикальные революционные взгляды,
— это сумасшедший Громов, у которого и болезнь-то тоже напоминает действия революционеров (мания преследования).
Работу по анализу рассказа лучше проводить постепенно, углубляясь в содержание и сопоставляя основных героев.
Описание места действия
1. Найдите наиболее характерные слова и словосочетания, которые характеризуют место действия.
— Флигель: «окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли», «крыша ржавая», «труба наполовину обвалилась», «ступеньки сгнили
и поросли травой», «от штукатурки остались одни следы», «серый больничный забор с гвоздями», «эти гвозди обращены остриями кверху, и забор, и
самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек». Неслучайно рядом с этой
больницей находится тюрьма.
— Сени: «рвань свалена в кучи, перемята, спуталась, гниет и издает удушливый запах».
— Сторож: «испитое лицо», «выражение степной овчарки», «убежден, что их надо бить», «он бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало,
и уверен, что без этого не было бы здесь порядка».
— Комната: «стены вымазаны грязно-голубою краской, потолок закопчен, как в курной избе», «зимой дымят печи и бывает угарно», «окна обезображены
решетками», «воняет кислою капустой, фитильною гарью, клопами и аммиаком», «как будто вы входите в зверинец».
Трудно сразу определить, о каком заведении идет речь: то ли тюрьма, то ли зверинец...
Нет, здесь находятся обиженные судьбой, да и другими людьми люди. Это больница для умалишенных. Мы читаем в повести: «...люди в синих
больничных халатах и по-старинному в колпаках. Это — сумасшедшие».
Гуманист Чехов на первое место в своем предложении поставил слово «люди». Они, несмотря ни на что, люди!
Вопросы и задания
на выявление читательского восприятия
— Кто же находится в этой палате? Перечислите пациентов.
— Как они попали сюда?
— На самом ли деле они сумасшедшие?
Результаты работы с текстом по сопоставлению основных героев:
Громова и доктора Рагина — зафиксированы в таблице:
ТАБЛИЦА
Сопоставление героев повести «Палата № 6» |
Герои |
Иван Дмитрич Громов, сумасшедший |
Андрей Ефимыч Рагин, доктор |
Кто они такие |
Из благородных, бывший судебный пристав и губернский секретарь... |
Из семьи врача, отец был хирург... мечтал о духовной карьере.. |
Внутреннее состояние |
Он всегда возбужден, взволнован и напряжен |
Отнесся к беспорядкам, по-видимому, довольно равнодушно |
Внешность |
Лицо бледное и несчастное, отражающее в себе, как в зеркале, замученную
борьбой и продолжительным страхом душу... тонкие черты разумны
и интеллигентны, и в глазах теплится здоровый блеск... вежливый, услужливый и необыкновенно деликатный |
Наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая...
напоминает трактирщика на большой дороге, разъевшегося, невоздержанного и крутого...
глаза маленькие, нос красный...
у него громадные руки и ноги...
но поступь у него тихая и походка осторожная...
он всегда первый остановится, чтобы дать дорогу... |
Отношение автора |
Мне нравится его лицо...
нравится мне он сам...
Но в чем-то автор его осуждает |
Автор осуждает и оправдывает героя |
Отношение горожан |
В городе его любили... |
Замечательный человек в своем роде |
Суждения о людях и жизни |
О горожанах он всегда отзывался с презрением |
К чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный
процесс каждого... |
Речь |
Беспорядочна, лихорадочна, как бред, порывиста и не всегда понятна,
но зато в ней слышится, и в словах, и в голосе, что-то чрезвычайно хорошее |
Не басом, как ждешь, а тонким, мягким тенорком говорит: «Виноват!» |
Что волнует |
Говорит о человеческой подлости, о насилии, попирающем правду,
о прекрасной жизни, какая со временем будет на земле, об оконных решетках,
напоминающих ему каждую минуту о тупости и жестокости |
Чрезвычайно любит ум и честность, но чтобы устроить около себя жизнь
умную и честную, у него не хватает характера и веры в свое право |
Прошлое |
Есть подробный авторский рассказ о прошлом,
и сам герой рассказывает о себе |
Тоже есть подробный авторский рассказ, и сам герой рассказывает о себе |
Отношение к чтению |
Читал он очень много.
Чтение было одною из его болезненных привычек |
Читает он очень много и всегда с большим удовольствием.
Половина жалованья уходит у него на покупку книг |
Вывод |
Его речь осознанна и глубока. Он видит социальную несправедливость мира,
готов выступать против нее. Сложно назвать этого героя сумасшедшим |
Он понимает, что его жизнь пуста.
Прошлое противно, лучше не вспоминать о нем. А в настоящем то же, что в прошлом.
Он понимает это, но ничего не делает |
|
Таким образом, это люди, которые находятся по разные стороны решетки, но в них так много общего и привлекательного, что,
безусловно, они попытаются найти общий язык.
Вопросы для обсуждения
1. За что Громов осуждает Рагина? В чем он его упрекает? Как относится к нему?
(Громов осуждает Рагина за то, что:
1) тот не страдал и не может его понять;
2) у них разное положение; 3) его философия пустая и надуманная.
Громов агрессивен, даже называет собеседника «гадина».)
2. Почему Рагин тянется к Громову? Что привлекает его?
(Рагин тянется к Громову потому, что:
1) считает, что в городе нет умнее человека, чем Громов;
2) доктору нравится беседовать с сумасшедшим, его мысли совпадают со словами Громова.
Он спокойно и уважительно относится к собеседнику.)
3. Изменяются ли их отношения после того, как Рагин становится пациентом палаты № 6? В чем разница их положения? Кому труднее пережить происходящее?
(Их отношения не изменились: Громов так же агрессивен, но Рагину тяжелее, он попал сюда обманом, он не сумасшедший. К тому же он чувствует свою вину
за состояние палаты № 6, он не хотел ничего изменять, его пассивность сыграла с ним злую шутку. Громов здесь уже давно, он как-то притерпелся.
Фактически из-за Громова доктор и попал сюда.)
4. О чем беседуют герои, находясь в больнице? Напоминает ли их разговор речи сумасшедшего?
5. Сравните их реплики, попытайтесь по ним понять, кто больше приспособлен к жизни в любых условиях.
В ком больше силы? Действуют ли здесь закон и права?
Реплики
героев повести «Палата № 6» |
Громов |
Рагин |
Значит, я идиот, так как я страдаю, недоволен и удивляюсь человеческой
подлости. И я реагирую!.. |
Между теплым, уютным кабинетом и этою палатой нет никакой разницы...
Холод и всякую боль можно не чувствовать... |
Покой и довольство человека в нем самом...
Страдания понимает только тот, кто сам испытал его |
Рагин не страдал в жизни и поэтому, по мнению Громова,
не может понять и страдания человека, и страдания Христа |
Нас держат здесь за решетками, гноят, истязуют, но это прекрасно
и разумно, потому что между этою палатой и теплым удобным кабинетом нет никакой разницы |
Меня приятно поражает в вас склонность к обобщению, а моя характеристика,
которую вы только что изволили сделать, просто блестяща... |
Никогда нас не выпустят! Сгноят нас здесь! Где же справедливость? |
Слабы мы, дорогой. Был я равнодушен, бодро и здраво рассуждал, а стоило
только жизни прикоснуться ко мне, как я пал духом... |
Как они смеют держать нас здесь? В законе, кажется, ясно сказано,
что никто не может быть лишен свободы без суда! Это насилие! Произвол |
Конечно, произвол! Он не имеет права |
И что горько и обидно, ведь эта жизнь кончится не наградой за страдания,
не апофеозом, как в опере, а смертью; придут мужики и потащат мертвого за руки и за ноги в подвал |
Потом все исчезло, и Андрей Ефимыч забылся навеки. Пришли мужики, взяли его
за руки и за ноги и отнесли в часовню. Там он лежал на столе с открытыми глазами, и луна ночью освещала его |
|
6. Каково отношение автора к своим героям? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Как бы вы оценили противостояние героев?
Автор осуждает Рагина за нежелание действовать, изменять эту жизнь, тем более, что это было в его силах, но защищает доктора, показывая,
что у него чувствительная душа, он тянется к духовному, он способен понять человека, а его философия не примитивна, и если у врача нет опыта
страдания, то и у Громова нет опыта Рагина. Автор ценит доктора за то, что, попав в палату № 6, он понимает бесчеловечность своей философии и
безнравственность своей жизни. Рагин, попав в больницу, погибает, он не может здесь жить.
Автор осуждает Громова за ограниченность его философии, за упреки Рагину в отсутствии опыта, за агрессивность, неспособность понять
другого человека, но защищает за его деятельную натуру, за понимание ужасного состояния общества. Громов не смог жить в мире Рагина, там он стал сумасшедшим.
7. Что представляет собой город, в котором происходит действие? Почему город не имеет названия? Как развиваются отношения между героями и городом?
(Рагин и Громов противостоят городу, провинциальному городу «без имени», обобщенному образу всех городов русских конца XIX в.)
Н. С. Лесков писал: «„В палате № 6“ в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это Россия»[3].
Город — это:
— сами жители, которые, узнав, что доктор ходит к сумасшедшему, стали и его считать сумасшедшим;
— скудные интересы, скука, унылое однообразие;
— почтмейстер Михаил Аверьянович, напускной оптимист, любитель грубоватых историй, лишенный деликатности;
— молодой самоуверенный врач Хоботов, агрессивный и пошлый; он готов любыми путями добиваться «теплого местечка».
Рагин и Громов являются жертвами этого мира.
8. Индивидуальное задание.
Сопоставьте в рассказе состояния человека и картины природы. В чем они сходны? Подтвердите свои мысли цитатами:
— «...осенним утром... шлепая по грязи...» — «настроение у него [Громова] было мрачное...» (глава 3);
— «...весной, когда сошел снег, в овраге нашли два трупа...» — Громову «хотелось спрятаться в хозяйкин погреб...» (глава 3);
— «В один из весенних вечеров, в конце марта, когда уже на земле не было снега и в больничном саду пели скворцы...» — «он [Рагин] пошел
во флигель, где познакомился с милым человеком» (глава 9);
— «В саду уже тропинки...» — [Рагин и Громов]: «Теперь бы хорошо проехаться в коляске куда-нибудь за город» (глава 10);
— «Уже становилось темно, и на горизонте с правой стороны восходила холодная, багровая луна...» — [Рагин в палате № 6]: «Были страшны
и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе» (глава 18);
— «Там он лежал на столе с открытыми глазами, и луна ночью освещала его» — смерть Рагина (глава 19).
Вывод.
Эта повесть отражает состояние Чехова в начале 1890-х гг.: социальные проблемы, вопросы о жизни, о справедливости. Повесть наполнена образами-символами:
символичен и город, и палата, и сторож, и герои. Чехов показывает ужасающее положение в России и говорит о том, что нужно что-то делать.
Совсем другим по настроению является рассказ «Студент», написанный в 1894 г.
И. А. Бунин вспоминает слова А. П. Чехова: «Какой я пессимист? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ — „Студент“»[4].
Рассказ интересен и при внешней простоте глубок. К его анализу можно подходить, учитывая его трехчастную композицию.
Часть 1.
Студент духовной академии Иван Великопольский возвращается домой с охоты. Автор описывает его настроение и мировосприятие. Кругом темно,
холодно, и только где-то далеко впереди виден огонь.
Часть 2.
Встреча на вдовьих огородах с двумя женщинами, разговор с ними. Возможность погреться у костра (огонь оказался костром). Изменение настроения Ивана.
Часть 3.
Дальнейший путь домой. Совершенно другое настроение и мировосприятие. Огонь костра теперь провожает студента.
Критик В. Б. Катаев писал о начале этого рассказа: «Если всмотреться, три начала, три стихии присутствуют уже в первых абзацах.
Эти три стихии — природа, быт и история. Они определяют мировосприятие молодого человека. В природе — это холод, побеждающий весну; в повседневности
— лютая бедность, голод, невежество, тоска; в русской истории (и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре) — дурная бесконечность... все эти
ужасы были, есть и будут»[5].
Вопросы для обсуждения
1. Найдите в рассказе три части. Докажите, что именно так нужно композиционно разделить его.
2. Найдите в каждой части «три стихии»: природу, быт и историю. Докажите, что они связаны между собой и влияют друг на друга.
3. Как «три стихии» влияют на Ивана? Что происходит с ним в течение этого ночного пути?
4. О каком времени (временах) повествуется в рассказе? Найдите время суток и время года, время современное и время историческое. Какова смысловая
роль образа времени?
5. Найдите в рассказе символы или символические события. Объясните их роль.
6. Зачем студент рассказывает о последних днях Христа? Почему говорит не языком Евангелия, а очень поэтично? Как реагируют на его рассказ женщины?
7. Что начал понимать студент? Почему у него изменилось настроение?
В ходе работы с текстом школьники записывают основные положения беседы. В результате может получиться такая запись.
Часть 1
Природа: «подул с востока холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо.
Запахло зимой», «внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие», «самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей,
чем надо», «кругом было пустынно и как-то особенно мрачно».
Быт: бесконечный голод, «по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть».
История: «точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность,
голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого,
что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».
Вывод. Мы видим, что все «три стихии» взаимосвязаны, и студент, ощущая их, чувствует безысходность, так как жизнь, двигаясь по кругу,
не изменится в будущем. Оттого так печальны его мысли: мир постоянно обречен на такое же существование, бедное, голодное, неуютное. Впереди виден огонь,
но он где-то так далеко, что сложно понять, какой это огонь.
Часть 2
Природа:
«Вот вам и зима пришла», «И опять наступили потемки», «Дул жесткий ветер, в самом деле возвращалась зима».
Быт:
«Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха», «ее дочь, Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки».
История:
рассказ студента о последних днях Христа. Сухому, хронологическому повествованию он противопоставляет живое, эмоциональное, понятое им и прочувствованное.
«Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!.. Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился
душой, ослабел... Его, связанного, вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой... предчувствуя, что вот-вот на земле
произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как его били...»
Вывод. Накануне Пасхи студент, случайно встретивший в поле женщин, рассказывает им то, что сам понял и осознал. Женщины не просто слушают,
они переживают. После слов студента «В Евангелии сказано: „И исшед вон, плакался горько“. Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва
слышатся глухие рыдания...» «Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам», «а Лукерья... покраснела, и выражение у нее
стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль».
Иван понимает что-то очень важное. Все пережили чувство сострадания, сопереживания, сочувствия. Поэтому изменилось мироощущение Ивана Великопольского.
Природа та же, быт так же убог, но ощущение безысходности мира пропало. И костер рядом.
Образ огня имеет несколько значений:
— это костер, у которого можно погреться. «Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю»;
— это костер, у которого грелся апостол Петр. «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр»;
— это костер-свет, открывающий что-то скрытое. Именно при свете костра узнали Петра. «С ними около костра стоял Петр». «Одна женщина узнала его»;
— костер — это символ света, озарившего студенту тьму ночи и мысли.
Часть 3
Природа: «...глядел на свою родную деревню и на запад, где узкой полосой светилась холодная багровая заря».
Быт: своя деревня.
История: «Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого, и ему казалось, что он только что
видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».
Костер провожает студента — «одинокий огонь спокойно мигал в темноте». Но уже другое состояние: надежда на то, что мир будет стоять, — «и жизнь
казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
Кажется, в рассказе ничего не произошло, но на самом деле глубокие изменения коснулись души студента. Четыре времени соединились: прошлое,
настоящее, будущее и вечное — и помогли понять, что все будет по-другому.
Главная мысль рассказа — в последнем предложении: «...думал он о том, что правда и красота, направляющие человеческую жизнь
там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».
Вопросы для обсуждения
1. Какую роль играют похожие начало и конец рассказа?
2. Повествование А. П. Чехова называют «слитным». Что «сливается» в рассказе?
3. Как меняется настроение Ивана?
4. Сравните описание последних дней Христа в Евангелии (26: 36—75) и в рассказе. О чем говорит такое повествование Ивана? Что это:
проповедь, притча, поучение или что-то совсем другое?
5. Как показан Петр в рассказе студента?
6. Есть ли в рассказе чудо?
Вывод. Люди поняли друг друга, испытали похожие чувства, значит, будет то, что объединит людей, что поможет подняться над дисгармонией природы, повседневности
и человека. Правда и красота направляют человеческую жизнь.
Итог урока.
В рассказах «Палата № 6» и «Студент» Чехов побуждает читателя к размышлениям о дисгармонии современной жизни. Смысл
первого рассказа в том, что нельзя становиться «рабом» ненормальной жизни, нужно что-то делать.
Второй рассказ говорит о необходимости осмысления своего места не только в бытовом, но в бытийном масштабе. Что-то изменить в мире можно,
только разобравшись в себе самом. Писатель-психолог ставит перед нами вопросы, на которые каждый должен ответить сам. Не случайно Чехов говорил,
что не дело художника давать ответы, его задача — ставить вопросы.
Следующие уроки: Урок 157. Проблемы рассказов А. П. Чехова 1890-х гг. Анализ
рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка» >>>
|
|
|
|
|
Ванециан А. В. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова "Палата № 6" |
|
|
|
|
|
|
|