Главная |
|
|
А. П. Чехов.
Фотография с дарств. надписью
М. Горькому. 1902 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ |
|
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)
11 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Урок 155. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х годов
Урок 156. Проблемы прозы Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Палата № 6», «Студент»
Урок 157. Проблемы рассказов А. П. Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама
с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»
Урок 158. Многообразие философско-психологической проблематики в прозе зрелого Чехова.
«Скучная история», «Случай из практики», «Черный монах»
Урок 159. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»:
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Урок 160. Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Урок 161. Особенности драматургии А. П. Чехова
Уроки 162-164. А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Символ сада в комедии
Урок 165. Своеобразие чеховского стиля
УРОК 161
«Чехов одинаково владеет на сцене и внешней и внутренней правдой»[2]
Особенности драматургии А. П. Чехова
Разговор со школьниками о «Вишневом саде» нужно предварить уроком о специфике драматургии Чехова.
Современная писателю публика не приняла многих его пьес. Они отличались от традиционной драматургии рубежа веков, но не были слабыми,
так как позднее с блеском вошли в репертуар многих театров. Они не были заумными или примитивными, а отличались необычностью, непривычностью
для театральных зрителей.
В них как бы определялось два плана: драма и ирония, простая фабула и скрытый смысл, действие и раздумье. Первый план соответствовал чертам
драмы вообще, а во втором угадывался сам автор.
Активное присутствие автора — отличительная черта чеховской драматургии. Горький назвал его пьесы лирическими. Понять автора можно, вчитываясь
в текст.
Интересной может быть работа
по сопоставлению двух редакций пьесы Чехова «О вреде табака».
Две редакции пьесы Чехова «О вреде табака» |
1886 г.
| 1903 г.
|
Герой – Маркел Иванович Нюхин, муж своей жены, отец девяти незамужних дочерей,
желающий их пристроить. Добрый, болтливый, смешной, подчиненный жене.
Он стремится казаться ученым.
Лекция «О вреде чаизма и кофеизма для организма».
Отношения с женой в эпизоде с блинами: она отдает их со словами: «Съешь эти блины сам, Маркеша».
Смешные занятия Нюхина в пансионе. При чтении лекции приступ астмы.
В итоге: герой вызывает легкое сочувствие, более он смешон. Он – добрый болтун. Здесь – только «верхний слой» |
Герой – Иван Иванович Нюхин, муж своей жены: в старом поношенном фраке.
Ключевые слова его речи – «мне решительно все равно».
Он говорит о себе: «Я решительно не профессор и чужд ученых степеней».
Лекция «О вреде некоторых насекомых» («У нас даже в рояле клопы»). При чтении лекции – «подмигиваю правым глазом».
Отношения с женой: у нее кое-что припрятано, у него нет ничего. В эпизоде с блинами жена говорит: «Ешь эти блины сам, чучело!»
Занятия в пансионе, унижающие человека, – «вывожу клопов, прогуливаю женину собачку».
Герой испытывает каждодневное унижение, он растоптан,
но понимает все: «Я несчастлив, я обратился в дурака, в ничтожество». Он вызывает не смех, а грусть и обиду за человека, т. к. забит жизнью, потерял
в себе человека. Это – «внутренний слой» |
|
Чехов добавляет во вторую редакцию слова Нюхина, не свойственные ему:
«Остановиться где-нибудь далеко-далеко в поле и стоять деревом,
столбом, огородным пугалом, под широким небом, и глядеть всю ночь, как над тобой стоит тихий, ясный месяц, и забыть, забыть».
Герой Нюхин вряд ли способен на такие слова. Это Чехов и его мысли, это его лиризм в сострадании человеку.
Автор незримо присутствует в пьесах, что делает чеховскую драматургию особенно психологичной.
Критик В. Я. Лакшин считает, что
особенности психологизма драматургии Чехова проявляются:
1. В раскрытии сложных образов персонажей не через борьбу контрастных страстей, а в обычной жизни.
2. В иллюзии течения жизни, которое создается бытовыми деталями, бытовыми темами разговоров, — психологическая детализация.
3. В общем эмоциональном тоне, который создается музыкой, звуками, паузами и т. п.
4. В смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения героев.
5. В многотемности диалогов: каждый герой ведет свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны.
6. В отсутствии описания и объяснения психологии действующих лиц.
7. В скупых художественных средствах, способствующих редкой психологической достоверности.
8. В поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств. Автору важен подтекст,
то, что за словами.
9. В сложном подтексте, передающем не мысли героя, а суждения автора.
10. В отсутствии стремительно развивающегося действия. Наиболее важные события происходят за сценой — внутренний динамизм.
11. Во внешней и внутренней сути героев.
12. В лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности финалов действий и пьесы в целом.
Итог урока.
Своеобразие чеховской драматургии в самом авторе, потому что его пьесы наполнены авторским присутствием.
Для этой цели и используются все перечисленные выше приемы.
Следующие уроки: Уроки 162-163. А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение
дворянского гнезда >>>
|
|
|
|
|
А. П. Чехов, А. М. Горький и труппа Художественного театра
в Ялте во время гастролей театра в Крыму (1900 г.)
Весной 1900 года в Крым приезжает на гастроли Московский Художественный театр. Чехов отправляется в Севастополь, где специально для него дают «Дядю Ваню». Позже театр
переезжает в Ялту, и в доме у Чеховых начинают собираться интереснейшие люди: Бунин, Горький, Куприн; каждый день – вся театральная труппа. Вскоре театр возвращается
в Москву |
|
|
|
|
|
|
|