Главная |
|
|
А. П. Чехов.
Фотография с дарств. надписью
М. Горькому. 1902 г. |
|
|
|
|
|
|
|
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ |
|
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)
11 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Урок 155. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х годов
Урок 156. Проблемы прозы Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Палата № 6», «Студент»
Урок 157. Проблемы рассказов А. П. Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама
с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»
Урок 158. Многообразие философско-психологической проблематики в прозе зрелого Чехова.
«Скучная история», «Случай из практики», «Черный монах»
Урок 159. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»:
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Урок 160. Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Урок 161. Особенности драматургии А. П. Чехова
Уроки 162-164. А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Символ сада в комедии
Урок 165. Своеобразие чеховского стиля
УРОК 160
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»[2]
Душевная деградация человека
в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино
вечные проблемы литературы XIX в., ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.
Рассказ написан в 1898 г. и связан с проблемами развития капитализма в России, когда главным приоритетом становится материальный
интерес.
Человек как личность, его самоценность становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются
с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной
деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды.
При чтении и анализе текста необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.
На уроке учащиеся выясняют причины деградации Дмитрия Ионовича Старцева.
В рассказе четыре части. Это четыре этапа жизненного пути героя, четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.
Четыре этапа жизненного пути
героя рассказа «Ионыч» |
Этапы жизни, возраст героя |
События в жизни Старцева |
Его внутренняя жизнь и духовные запросы |
Среды. Город С. Внешний план |
Внутренний план |
I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет |
Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных |
Ходил пешком, беден (своих лошадей не было).
Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на
стихи Пушкина). Понимает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны
— бездарны. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: «В креслах было покойно»;
«слушать было приятно, удобно»; «в голову шли покойные мысли»; слушать игру Котика «было так
приятно, так ново»; «гости, сытые и довольные». «Занятно», «недурственно» — слова Старцева в итоге |
Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы. Есть умные,
интересные, приятные семьи — Туркины. Туркин устраивал спектакли. Жена писала романы. Дочь играла на рояле.
Все это создает внешнее впечатление культурной семьи |
Внутренний план изображения города С., истинное лицо
семьи Туркиных выражается в подтексте: «благоверная»; «не имеет никакого римского права»;
«мой муж ревнив, как Отелло»; «ах ты, цыпка, баловница»; «большинский роман»; «читала о том, чего никогда не
бывает в жизни»; «шумные, надоедливые, но все же культурные звуки»; «покорчило вас благодарю»; «умри, несчастная».
Глупость, пошлость, бездуховность семьи, плоские шутки, оторванность от проблем жизни |
II ступень. Через год. 26 лет |
Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание
на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны |
Любовь, страдание. «Сказал, сильно волнуясь»; «умоляю вас»;
«она восхищала его»; «с ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно», «с волнением спрашивал».
НО: «к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по
кладбищам, делать глупости»; «уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».
НО: Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы |
В городе С. читали мало, «хоть закрывай библиотеку». Когда-то в городе
С. была проездом итальянская опера. «Прочел смешное письмо немца-управляющего о том, как в имении
испортились все запирательства и обвалилась застенчивость» |
«Мог жаловаться ей на жизнь»; «к чему поведет роман?
Что скажут товарищи, когда узнают?»; «лунный свет подогревал в нем страсть»; «рисовал в воображении
поцелуи, объятия»; «перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые
стыдливо прятались в тени деревьев, ощущая тепло, и это томление становилось тягостным»; «ох, не надо бы полнеть» |
На следующий день |
|
«А приданого они дадут, должно быть, немало»;
«на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный,
тяжелый кусочек рассуждал»; «дадут приданое, заведем обстановку».
НО: «залюбовался и пришел в такой восторг»; «я страдал»; «нежное, радостное, мучительное чувство»,
«любовь моя безгранична»; «у Старцева перестало беспокойно биться сердце»; «ему было немножко стыдно»;
«и жаль было своего чувства, этой своей любви» |
|
«Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь» |
Через 3 дня |
|
«Он успокоился и зажил по-прежнему». «Сколько хлопот, однако!» — слова в итоге |
|
|
III ступень. Через четыре года. 30 лет |
Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе.
Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной |
«На тройке с бубенчиками»; «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком»;
«и Пантелей мой тоже пополнел»; «ни с кем не сходился близко»; «избегал разговоров, а только закусывал
и играл в винт»; «ел молча»; «все... было неинтересно, несправедливо, глупо»; «чувствовал раздражение,
волновался, но молчал»; «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой»; «вспоминал о своей любви,
о мечтах и надеждах... и ему стало неловко». «Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек»;
«днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу»; «вспомнил
про бумажки... и огонек в душе погас»; «а хорошо, что я тогда не женился»; «подумал, что если самые талантливые люди
во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город» — мысли в итоге |
«Обыватели своими разговорами... раздражали его», «стоит только заговорить
с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую»; «нужно трудиться, что без труда
жить нельзя, то всякий принимал это за упрек». «Вера Иосифовна читала роман, читала о том, чего не бывает в жизни». «Екатерина Ивановна играла на рояле».
НО: «Екатерина Ивановна волновалась» |
«Обыватель глядел искоса и недоверчиво»; «поляк надутый». «А, здравствуйте, пожалуйста». «Бонжурте».
«Манерно вздохнула»; «не хотите ухаживать за мной». «Хотелось говорить, жаловаться на жизнь». «Не имеете никакого римского права»;
«это с вашей стороны весьма перпендикулярно»; «умри, несчастная» |
IV ступень. Через несколько лет. 35 лет |
Без событий |
«Пополнел, ожирел, тяжело дышит»; «пухлый, красный»; «Пантелеймон, тоже пухлый,
красный, с мясистым затылком»; «кажется, что едет не человек, а языческий бог»; «громадная практика»; «имение и два дома»;
«проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей»; «жадность одолела»; «горло заплыло жиром, голос
у него изменился, стал тонким и резким»; «характер стал тяжелым, раздражительным» |
«Играет в клубе в вист». «У Туркиных все по-прежнему: Вера Иосифовна читает
гостям свои романы... А Котик играет на рояле» |
«Его зовут уже просто Ионычем»; «стараются из всех сил угодить ему» |
|
Работа с текстом должна привести учащихся
к следующим выводам.
Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь.
Старцев — интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности — Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери,
и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома.
Старцев — приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела».
Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности.
Итоговые вопросы и задания
1. Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение?
(Старцев — неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.)
2. Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?
3. Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?
4. Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки,
мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось».
(Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит,
недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».)
5. Почему на рубеже 1880—1890 гг. Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека?
Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки — это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит
только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на
фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры».
Вывод. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь,
выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».
Рассказ Чехова «Ионыч» интересно сопоставить с рассказом Шукшина «Шире шаг, маэстро!», между которыми почти 100 лет.
Вопросы для обсуждения
— Сможет ли Солодовников достичь того, о чем мечтает?
— Кто виноват в судьбе героев?
— Какой из рассказов ироничнее? Почему?
— Путь Старцева — это путь духовной деградации. А каков путь Солодовникова?
Итог урока.
Проблема духовного оскудения — вечная проблема, не связанная с определенным временем. Страшно, когда духовному оскудению подвергаются люди
гуманных профессий, особенно врачи.
В судьбе Ионыча виноваты, по мнению Чехова, общество обывателей и он сам, его молчание и «включение» себя в среду города С.
Судьба же Солодовникова зависит только от него, от желания работать. Ионыч... Солодовников... Кто дальше?
Следующие уроки: Урок 161. Особенности драматургии А. П. Чехова >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|