Урок 155. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х годов
Урок 156. Проблемы прозы Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Палата № 6», «Студент»
Урок 157. Проблемы рассказов А. П. Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама
с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»
Урок 158. Многообразие философско-психологической проблематики в прозе зрелого Чехова.
«Скучная история», «Случай из практики», «Черный монах»
Урок 159. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»:
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Урок 160. Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Урок 161. Особенности драматургии А. П. Чехова
Уроки 162-164. А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Символ сада в комедии
Урок 165. Своеобразие чеховского стиля
УРОК 157
«Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!»[2]
Проблемы рассказов А. П. Чехова 1890-х гг.
Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой»,
«Попрыгунья», «Душечка».
Задачи урока — помочь школьникам, размышляя о героях чеховских рассказов, понять сущность человеческих отношений; разобраться, какими
способами изображены герои, в чем своеобразие их жизненной позиции; уяснить, почему писатель разоблачает «теорию малых дел»; объяснить трагическое
начало в этих произведениях.
1890-е гг. в России — это подъем общественной жизни. У Чехова — потребность участвовать в ней.
«Если я врач, то мне нужны больные и больницы, если я литератор, то мне нужно жить среди народа», — пишет Чехов. 1890-е гг. — мелиховский период,
который дает Чехову возможность наблюдать жизнь. Он много думает о человеке, о судьбе русского народа. «Очень, очень русский», — скажет о нем Лев Толстой.
На уроке рассматриваются рассказы «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка» (1895—1903). В них — образы людей, которых можно
уважать, в них — мир, который окружает или губит этих людей. В 1892 г. появляется «Палата № 6». Она символ эпохи, времени.
Работу над рассказами
можно организовать в группах.
Группа 1.
«Дом с мезонином».
Вопросы и задания для обсуждения
1. От чьего лица ведется повествование? Какой смысл в том, что рассказчик — художник?
2. Что придает воспоминанию лирическую тональность? Почему современники называли рассказ «тургеневским»?
3. Каков смысл названия рассказа?
В рассказе два мира. Мир увядающих «дворянских гнезд», праздных героев, которые обращены в прошлое, где также текла праздная жизнь.
В этом мире художник. И мир земской деятельности Лидии Волчаниновой, сторонницы теории «малых дел». Она убеждена, что долг каждого — помогать
народу, бороться, что «молодежь должна составить из себя сильную партию».
Художник смотрит шире своего мира. Он считает, что нужно освободить народ от тяжелого труда, а «малые дела» только порабощают народ,
примиряют его с действительностью. Художник — сторонник физического и духовного освобождения народа, мечтает о деятельности, но ничего не делает,
пассивен. Он и за любовь Мисюсь не боролся, не искал ее. «Мне... начинает казаться, что мы встретимся», но по воле каких-то внешних сил. Мисюсь —
мечта, надежда на счастье.
Лидия поглощена своим делом, независима. Ее кредо — «но ведь нужно же делать что-нибудь». Но автор не на ее стороне, так как она стремится подчинить
своим убеждениям счастье других. Детали показывают авторское отношение к ней: «упрямый рот», наставительный тон, повторение фразы: «Лида опять говорила
о земстве... о школьных библиотеках». Она постепенно теряет женственность.
Во фразе «Мисюсь, где ты?» — тоска и героя, и автора «о неосуществленной мечте, поэзии, об утраченном счастье». По Чехову, можно уважать человека
за стремление к мечте.
Группа 2.
«Дама с собачкой».
Вопросы и задания для обсуждения
1. Охарактеризуйте Гурова. Как вводится в рассказ Анна Сергеевна? Что мы узнаем о ней?
2. Как относился Гуров к женщинам? Как характеризует его мнение о женщинах: «Низшая раса!»?
3. Какое мнение составил Гуров о незнакомке после первого знакомства? Испытал ли он смятение сердца?
4. Как меняются отношения через неделю? Как ведут себя герои? Понимают ли, что это серьезно?
5. Почему Гуров не мог забыть это знакомство? Как оно изменило Гурова? Что он увидел в окружающем мире?
6. Почему он поехал в город С., где жила Анна Сергеевна? «И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил как следует, по-настоящему,
первый раз в жизни». Счастье ли это?
7. Найдут ли решение герои рассказа?
8. Они живут тайно и явно. Где истинная жизнь?
Герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: «Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство,
постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов
остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах».
По Чехову, можно уважать людей за способность любить.
Группа 3.
«Попрыгунья».
Вопросы и задания для обсуждения
1. Как автор добивается того, что с самого начала рассказа чувствуется драма, хотя явно ничего не сказано?
2. Зачем Ольга Ивановна пытается оправдать свой «мезальянс»?
3. В рассказе два мира, две жизненные позиции. Как показана каждая?
Два мира, две жизненные позиции
в рассказе «Попрыгунья» |
Мир доктора Дымова |
Мир Ольги Ивановны и ее друзей |
Много работает, небогат, имеет почти самый низкий чин. Мог бы заняться частной
практикой, это выгодно, но практика дает одностороннюю специализацию. Работает внештатным ординатором, то есть бесплатно вскрывает трупы. Это человек науки |
Мир знаменитостей: артист, чтец, певец, художник, литератор.
«Артистичная, свободная и избалованная судьбой компания». В убранстве квартиры примитивность вкусов Ольги Ивановны |
Он называет Ольгу Ивановну мама |
Она называет его Дымов |
Дымов работал. Он не понимал искусства, но не отрицал его |
Ольга Ивановна ехала к портнихе, затем к актрисе, к художникам
или на выставки. «Она пела, играла на рояле, писала красками, лепила, участвовала в любительских спектаклях» |
Дымова в гостиной не было, и никто не вспоминал о его существовании |
Главное — поиск знаменитостей. По средам — вечеринки |
Поездка на дачу. Он скучал по жене, мечтал побыть с ней |
Ольга Ивановна отправила его в город за платьем и цветами, чтобы быть
на свадьбе телеграфиста |
Чистый, деликатный мир Дымова. «А Дымов? Милый Дымов! Как кротко и детски-жалобно он
просит ее в своих письмах поскорее ехать домой! Каждый месяц он высылал ей по семьдесят пять рублей,
а когда она написала, что задолжала художникам сто рублей, то он прислал ей и эти сто» |
Нечистый мир Ольги Ивановны, построенный на лжи. «Что Дымов? Почему Дымов?
Какое ей дело до Дымова? Да существует ли он в природе и не сон ли он только?»; «Для него, простого
и обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже получил». Нечистый мир Рябовского
«и вся эта жизнь... показались ей теперь ужасными» |
Догадываясь об измене, он, «как будто у него была совесть нечиста,
не мог уже смотреть жене прямо в глаза, не улыбался радостно при встрече с нею» |
«Она подняла лицо, красное от обиды, и поглядела на него виновато и
умоляюще, но страх и стыд помешали ей говорить правду» |
Он утешает Ольгу Ивановну, когда та плачет от ревности к Рябовскому |
Она не смогла даже порадоваться за него, когда он защитил диссертацию |
«Умирает, потому что пожертвовал собой... Какая потеря для науки...
Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек!
Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем!.. Это был такой ученый,
какого теперь с огнем не найдешь». «А какая нравственная сила!.. Добрая,
чистая, любящая душа — не человек, а стекло! Служил науке и умер от науки» |
«Ей вдруг стало до боли жаль Дымова, его безграничной любви
к ней, его молодой жизни». «Прозевала! Прозевала!.. Она хотела объяснить ему,
что то была ошибка, что не все еще потеряно, что жизнь еще может быть прекрасной и
счастливой, что он редкий, необыкновенный, великий человек и что она будет всю жизнь
благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх» |
|