Урок 155. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х годов
Урок 156. Проблемы прозы Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Палата № 6», «Студент»
Урок 157. Проблемы рассказов А. П. Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама
с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»
Урок 158. Многообразие философско-психологической проблематики в прозе зрелого Чехова.
«Скучная история», «Случай из практики», «Черный монах»
Урок 159. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»:
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Урок 160. Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Урок 161. Особенности драматургии А. П. Чехова
Уроки 162-164. А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Символ сада в комедии
Урок 165. Своеобразие чеховского стиля
УРОК 159
«Его врагом была пошлость»[2]
А. П. Чехов. Проблематика и поэтика
цикла рассказов «Маленькая трилогия»:
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
В начале урока следует подчеркнуть своеобразие цикла «Маленькая трилогия»:
— Это трилогия о «футлярных людях».
— В ней есть и автор, и рассказчик.
— Повествователь является то рассказчиком, то слушателем.
— Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове («Человек в футляре»). Ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский
— о своем брате («Крыжовник»). Помещик Алехин — о себе, о своей любви («О любви»).
— В рассказах дается обобщенная картина жизни.
Вопросы и задания
к рассказу «Человек в футляре»
1. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
2. Как он относится к своему рассказу?
3. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?
4. Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?
— Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?
5. Как и почему Беликов терроризировал город?
6. Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей... большое удовольствие»?
— За что осуждает автор Буркина?
Вопросы и задания
к рассказу «Крыжовник»
1. Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?
2. Почему он не может заснуть, о чем задумался?
3. Как в этом рассказе появляется автор?
4. В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?..
Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?
5. Какова роль описаний природы в рассказе?
6. Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.
7. С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая
перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»?
8. В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?
9. Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?
Вопросы и задания
к рассказу «О любви»
1. Как и каким показан герой-рассказчик?
2. Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?
3. В чем дисгармоничность жизни Алехина?
4. В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?
Итог урока.
Рассказы рисуют разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики.
Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности:
ученый становится хозяином, художник — учителем, общественный деятель — ветеринарным врачом.
Следующие уроки: Урок 160. Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» >>>
|