Проблематика и поэтика цикла рассказов А. П. Чехова «Маленькая трилогия». Литература-10
Литература
 
 Главная
 
А. П. Чехов.
Фотография с дарств. надписью
М. Горькому. 1902 г.
 
Боим С. С. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова "Человек в футляре"
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)

11 ЧАСОВ

10 класс[1]


Урок 155. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х годов

Урок 156. Проблемы прозы Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Палата № 6», «Студент»

Урок 157. Проблемы рассказов А. П. Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»

Урок 158. Многообразие философско-психологической проблематики в прозе зрелого Чехова. «Скучная история», «Случай из практики», «Черный монах»

Урок 159. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Урок 160. Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Урок 161. Особенности драматургии А. П. Чехова

Уроки 162-164. А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Символ сада в комедии

Урок 165. Своеобразие чеховского стиля


УРОК 159
«Его врагом была пошлость»
[2]

А. П. Чехов. Проблематика и поэтика
цикла рассказов «Маленькая трилогия»:
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».


В начале урока следует подчеркнуть своеобразие цикла «Маленькая трилогия»:

— Это трилогия о «футлярных людях».
— В ней есть и автор, и рассказчик.
— Повествователь является то рассказчиком, то слушателем.
— Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове («Человек в футляре»). Ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский — о своем брате («Крыжовник»). Помещик Алехин — о себе, о своей любви («О любви»).
— В рассказах дается обобщенная картина жизни.

Вопросы и задания
к рассказу «Человек в футляре»


1. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?

2. Как он относится к своему рассказу?

3. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?

4. Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?

— Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?

5. Как и почему Беликов терроризировал город?

6. Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей... большое удовольствие»?

— За что осуждает автор Буркина?

Вопросы и задания
к рассказу «Крыжовник»


1. Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?

2. Почему он не может заснуть, о чем задумался?

3. Как в этом рассказе появляется автор?

4. В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?

5. Какова роль описаний природы в рассказе?

6. Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.

7. С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»?

8. В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?

9. Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?

Вопросы и задания
к рассказу «О любви»


1. Как и каким показан герой-рассказчик?

2. Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?

3. В чем дисгармоничность жизни Алехина?

4. В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?

Итог урока.

Рассказы рисуют разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики.

Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник — учителем, общественный деятель — ветеринарным врачом.

Следующие уроки: Урок 160. Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Горький М. Цит. по: М. Горький и А. Чехов. Переписка. Статьи. Выступления. — М., 1951. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика