Практикумы в 8 классе. Чертов В. Ф.
Литература
 
 Главная
 
 
 
ПРАКТИКУМЫ
в 8 классе:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
П Р А К Т И К У М Ы

в 8 классе[1]
 
СОЧИНЕНИЕ-ЭССЭ
НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ


2 ЧАСА


Урок 7. Сочинение-эссе на литературную тему

* Урок 8. Анализ сочинений-эссе на литературную тему[2]


УРОК 7
Сочинение-эссе на литературную тему

Задачи:
показать особенности эссе как вида сочинения на литературную тему; рассмотреть примеры использования жанра эссе в произведениях художественной литературы; подготовить учащихся к написанию сочинения-эссе на литературную тему.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов эссе; анализ словарных статей; сопоставление эссе и поучения; составление тем сочинений; написание фрагментов сочинения-эссе.
Термины: эссе, тема, идея, цитата.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах практикума, посвящённого необычному виду сочинения на литературную тему — сочинению-эссе.

II. Определение значения термина «эссе»,
знакомство с краткой историей жанра эссе, толкованиями значения слова «эссе» в различных словарях, в том числе в «Кратком словаре литературоведческих терминов» в учебнике.

Вот одно из определений понятия:
«Эссе (от фр. essai — опыт) — частью признание, как дневник, частью рассуждение, как статья, частью повествование, как рассказ. Это жанр, который только и держится своей принципиальной внежанровостью. Стоит ему обрести полную откровенность, чистосердечность интимных излияний — и он превращается в исповедь или дневник. Стоит увлечься логикой рассуждения, диалектическими переходами, процессом порождения мысли — и перед нами статья или трактат. Стоит впасть в повествовательную манеру, изображение событий, развивающихся по законам сюжета, — и невольно возникают новелла, рассказ, повесть» (Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. — 2-е изд. — М., 1998. — С. 389).

III. Чтение раздела учебника
«Что такое сочинение-эссе».

IV. Выполнение практических заданий учебника,
помещённых после раздела «Что такое сочинение-эссе»:


— чтение фрагментов эссе М. Монтеня «О книгах»;
— выявление черт жанра эссе в этих фрагментах;
— обращение к читательскому опыту учащихся.

Ответы на вопросы:

1. В каких литературных произведениях вы уже отмечали тему, ставшую основной в эссе М. Монтеня?

2. Что общего у жанров эссе и древнерусского поучения? Чем отличаются эти жанры?
Важно отметить, что в эссе обычно нет открытого поучения (наставления, дидактического начала), однако сами рассуждения автора эссе, его поиски ответа на сложные вопросы могут быть при этом весьма поучительны.

3. Что необычного вы отметили в ходе рассуждений и выводах повествователя в рассказе И. А. Бунина «Книга» и в рассказе С. Цвейга «Благодарность книгам»? Как вы прокомментируете неожиданное сравнение книги с рабыней, а читателя с повелителем?

Следует обратить внимание учащихся на то, что во многих эссе авторы широко используют художественные приёмы (гиперболы, неожиданные сравнения, эпитеты, риторические вопросы и восклицания). Часто в эссе встречаются парадоксально звучащие фразы, афористичные выражения. Иногда тезис, выдвинутый в самом начале, опровергается или подвергается сомнению в финале.

V. Чтение раздела учебника
«Что нужно учесть
при написании сочинения-эссе».

VI. Подготовка к написанию сочинения-эссе

на основе рекомендаций учебника и с учётом уже имеющегося у учащихся опыта создания творческих работ, их письменных ответов на вопросы (например, по теме «Древнерусская литература»):

1. Составление тем сочинений-эссе (в форме назывного предложения, вопроса или цитаты).

2. Выбор двух-трёх тем сочинений-эссе для комментария и обсуждения вариантов вступления и заключения к сочинению-эссе, в которых была бы выражена его основная мысль (идея).

3. Рекомендации по структуре сочинения-эссе, посвящённого древнерусской литературе (на материале «Жития Сергия Радонежского»).

В учебнике предлагаются темы:
«О любви к родителям», «Жизнь как подвиг», «О жизненных испытаниях».

На уроке могут быть выбраны другие формулировки и другой литературный материал (например, стихотворения из раздела «Духовная традиция в русской поэзии»).

VII. Домашнее задание:

завершить работу над сочинением-эссе на литературную тему (задание 4 учебника).


УРОК 8*
Анализ сочинений-эссе на литературную тему

Задачи:
закрепить навык написания сочинения-эссе на литературную тему и с использованием произведений изобразительного искусства; проанализировать наиболее интересные находки в письменных работах учащихся.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов сочинений-эссе; составление тем сочинений-эссе; создание и анализ черновых вариантов сочинений-эссе по произведению изобразительного искусства.
Термины: эссе, тема, идея, цитата.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о результатах письменных работ учащихся — сочинений-эссе на материале «Жития Сергия Радонежского», а также о задачах данного урока.

II. Чтение наиболее удачных работ
или фрагментов сочинений учащихся с краткими комментариями.

III. Подготовка к написанию сочинения-эссе
по произведению изобразительного искусства

(можно вернуться к репродукции картины И. Н. Крамского «Христос в пустыне», с которой учащиеся уже начали работу на одном из предыдущих уроков):

1. Анализ имеющейся у учащихся информации
о протосюжете этой картины, об истории её создания.

2. Формулировки темы сочинения-эссе:

— в форме назывного предложения: «Перед картиной И. Н. Крамского»; «Поиски истины»; «Выбор» и др.;
— в виде вопроса: «Что такое самопожертвование?»; «Какие мысли и чувства вызвала во мне картина И. Н. Крамского?» и др.;
— в виде цитаты: «Это не Христос, то есть я не знаю, кто это. Это есть выражение моих личных мыслей» (И. Н. Крамской); «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (Ф. М. Достоевский) и др.

3. Анализ центральных образов
картины И. Н. Крамского

и соотнесение этих образов с известными учащимся строками произведений русской литературы (подбор цитат для сочинения-эссе):

— образ Христа («Зачем я не могу нести, / О мой Господь, Твои оковы, / Твоим страданием страдать...» («Иоанн Дамаскин» А. К. Толстого); «Научи никогда не роптать / На свою многотрудную долю...» («Молитва» К. Р.) и др.
— образ пустыни (пустынного места): «Стефан оставил пустыню, а также брата своего родного, преподобного пустыннолюбца и пустынножителя, и ушёл оттуда в Москву» («Житие Сергия Радонежского»); «В пустыне мрачной и скупой...» («Анчар» А. С. Пушкина); «И тихонько плачет он в пустыне...» («Утёс» М. Ю. Лермонтова) и др.

IV. Самостоятельная работа
над черновым вариантом сочинения-эссе

по одной из предложенных учащимися и рекомендованных учителем тем.

V. Обсуждение черновых вариантов сочинения-эссе,
чтение фрагментов, устные отзывы.

VI. Домашнее задание:


1) завершить работу над сочинением-эссе;

2) прочитать статьи учебника «Зарубежная литература XVII века» и «Ж.-Б. Мольер»;

3) подготовить устное сообщение о жизни и творчестве Ж.-Б. Мольера.

Следующие уроки: Урок 9. Комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» >>>


 
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ


1 ЧАС



УРОК 31
Анализ проблематики
литературного произведения

Задачи:
обобщить знания учащихся о проблематике литературного произведения; научить их различать социальную, философскую, нравственную проблематику и рассказывать об особенностях проблематики в конкретном литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; записи в тетрадях; работа со словарями; выполнение заданий учебника.
Термины: проблематика, социальная проблематика, философская проблематика, нравственная проблематика.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о теме и об основных задачах урока, посвящённого проблематике литературного произведения.

II. Чтение фрагмента главы учебника
«Что такое проблематика литературного произведения»
и выполнение заданий, помещённых в этом разделе:


1. Прочитайте фрагменты из знакомых вам литературных произведений. Какие проблемы пытаются решить герои этих произведений?

В самом начале урока нужно обратиться к значениям слова «проблема» и привести как можно больше словосочетаний и предложений, которые включают это слово и которые часто используются в нашей повседневной речи:

«У нас возникли финансовые проблемы»; «Над этой научной проблемой он бился много лет»; «У нас проблемы!»; «Эта проблема яйца выеденного не стоит»; «Мне бы твои проблемы!»; «Это твои личные проблемы!»; «А в чём тут проблема?»; «У тебя будут большие проблемы!»; «Сколько же с тобой проблем!» и др.

Проблема (от греч. proble–ma — задача).
1. Сложный теоретический или практический вопрос, который требует изучения, разрешения.
2. То, что трудно разрешить, осуществить.


2. Попытайтесь соотнести перечисленные ниже проблемы с содержанием знакомых вам произведений русской и зарубежной литературы. Дополните приведённые в скобках примеры литературных произведений, в которых поставлены эти проблемы, своими примерами. Объясните свой выбор.

Проблема отцов и детей
(«Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Капитанская дочка» и «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Детство» Л. Н. Толстого, «Подснежник» И. А. Бунина, «Сказание о Кише» Дж. Лондона).

Проблема долга и чувства
(«Станционный смотритель», «Капитанская дочка» и «Дубровский» А. С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира).

Проблема нравственного выбора
(«Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» и «Дубровский» А. С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Детство» Л. Н. Толстого, «Кладовая солнца» М. М. Пришвина, «Живёт такой парень» В. М. Шукшина, «Уроки французского» В. Г. Распутина).

Проблема крепостного права
(«Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Муму» и «Живые мощи» И. С. Тургенева, «Крестьянские дети» и «В полном разгаре страда деревенская...» Н. А. Некрасова).

Проблема счастья
(«Живые мощи» И. С. Тургенева, «Алые паруса» А. С. Грина, «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. Сервантеса, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери).

Проблема поиска смысла жизни
(«Житие Сергия Радонежского», «Алые паруса» А. С. Грина, «Кладовая солнца» М. М. Пришвина, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери).

3. Какие из названных ниже проблем поднимаются в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (или в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)?
(Проблема взаимоотношений человека и природы; проблема чести; проблема семьи; проблема взаимоотношений разных социальных групп и классов; проблема художественного творчества; проблема взаимоотношений власти и народа; проблема преемственности поколений; проблема отношений человека и социальной среды.)

III. Чтение фрагмента главы учебника
«Как охарактеризовать проблематику
литературного произведения»

и выполнение заданий, помещённых в этом разделе.

Для закрепления материала практикума учитель предлагает группам учащихся дать характеристику философской, социальной и нравственной проблематики романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

При этом используются записи в рабочих тетрадях, сделанные на предыдущих уроках.

Важно ещё раз показать, что в литературном произведении, как и в нашей повседневной жизни, часто самым тесным образом переплетаются философские, социальные и нравственные вопросы.

Яркий пример тому — эпиграф к роману «Береги честь смолоду», который может рассматриваться и как жизненный принцип (философия жизни), и как нравственное кредо (правило), и как непосредственное выражение отношения к долгу и чести, характерного для двух социальных групп (кодекс дворянской чести и народная мудрость).

IV. Домашнее задание:

прочитать статью учебника о М. Ю. Лермонтове и выполнить одно из предложенных после статьи заданий (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок 32. Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова >>>


ЭПИГРАФ
В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ


2 ЧАСА


Урок 49. Эпиграф в литературном произведении

* Урок 50. Резервный урок.[2]


УРОК 49
Эпиграф
в литературном произведении

Задачи:
показать на конкретных примерах художественные функции эпиграфа в литературном произведении; формировать навык устного или письменного анализа эпиграфа.
Основные виды деятельности: выполнение практических заданий учебника; определение примерной последовательности анализа эпиграфа; чтение образцов анализа эпиграфа.
Термины: эпиграф, цитата, сюжет.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о задачах практикума, направленного

на развитие умения анализировать роль эпиграфа в литературном произведении,
размышлять о его связи с сюжетом и проблематикой произведения, авторской позицией.

II. Краткая характеристика эпиграфа
как художественного приёма

(с использованием материалов раздела «Что такое эпиграф»).

III. Выполнение практических заданий,
помещённых в данном разделе учебника:


— определение литературного произведения по эпиграфу, который ему предпослан;

— устное словесное рисование (представление сюжета литературного произведения на основе предложенного эпиграфа и последующая проверка себя с использованием поисковых систем Интернета);

— выполнение творческого задания — подобрать эпиграф к знакомому литературному произведению, в котором эпиграф в действительности отсутствует (с обоснованием своего выбора).

IV. Выполнение самостоятельной письменной
работы, краткая характеристика роли эпиграфа

в одном из ранее изученных литературных произведений
(по выбору учащихся):

1. Выбор литературного произведения для анализа (задание 2 учебника).

2. Чтение раздела учебника «Как построить высказывание о роли эпиграфа в литературном произведении».

3. Подготовка ответов на вопросы, приведённые в учебнике. Работа с текстом выбранного произведения.

4. Оформление письменной работы.

V. Домашнее задание:

1) прочитать статью учебника о жизни и творчестве А. Н. Островского;

2) выполнить задания 2 и 3 после этой статьи (по выбору учащихся).

УРОК 50*
РЕЗЕРВНЫЙ УРОК

Следующие уроки: Урок 51. Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка» >>>


ИНТЕРЬЕР
В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ


3 ЧАСА


Урок 70. Интерьер в литературном произведении.

* Урок 71. Символика заглавных образов рассказа А. А. Бестужева-Марлинского «Часы и зеркало».

* Урок 72. Предмет как заглавный образ в литературных произведениях.


УРОК 70
Интерьер в литературном произведении

Задачи:
обобщить представления учащихся об особенностях изображения интерьера в литературных произведениях; закрепить навыки определения художественной функции изобразительно-выразительных средств.
Основные виды деятельности: чтение главы учебника; выполнение практических заданий; чтение описаний интерьера.
Термины: интерьер, деталь.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о задачах практикума «Интерьер в литературном произведении».


Важно отметить, что многое из того, о чём будет сказано на уроке, ребятам уже знакомо.

Речь идёт об обобщении и систематизации ранее изученного материала.

II. Чтение раздела учебника
«Что такое интерьер в литературном произведении»
и выполнение заданий, помещённых в этом разделе.

III. Чтение раздела учебника
«Примерный план анализа интерьера
в литературном произведении»

и выполнение заданий, помещённых в этом разделе.

IV. Подведение итогов урока,
заключительное слово учителя о том, что анализ интерьера особенно важен, когда мы имеем дело с драматическим произведением (для воссоздания атмосферы, подготовки декораций).

V. Домашнее задание:

выполнить задание 3 учебника, помещённое после раздела «Интерьер в литературном произведении».



УРОК 71*
Символика заглавных образов
рассказа А. А. Бестужева-Марлинского
«Часы и зеркало»

Задачи:
обогатить представления учащихся о заглавном образе, предметном мире литературного произведения и образе-символе; сопоставить особенности использования символики в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и в рассказе А. А. Бестужева-Марлинского «Часы и зеркало».
Основные виды деятельности: заглавный образ, образ предмета, предметный мир, интерьер, символ, художественная деталь.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о теме и задачах урока,
на котором предполагается расширить представления восьмиклассников о предметном мире литературного произведения, закрепить навыки сопоставительного анализа, сделать выводы об особенностях символики в рассказе А. А. Бестужева-Марлинского «Часы и зеркало».

II. Актуализация читательского опыта школьников,
выполнение заданий, направленных на повторение и обобщение ранее изученного:

1. Вспомните, в каких литературных произведениях представлены образы зеркала и часов.

З е р к а л о:
«Светлана» В. А. Жуковского;
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина;
«Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя;
«Снежная королева» X. К. Андерсена;
«Алиса в Зазеркалье» Л. Кэрролла;
«Солнечные зайчики» М. Леблана;
«Королевство кривых зеркал» В. Г. Губарева;
«Гарри Поттер и философский камень» Дж. К. Роулинг и др.

Ч а с ы:
«Аленький цветочек» С. Т. Аксакова;
«Горе от ума» А. С. Грибоедова;
«Евгений Онегин» А. С. Пушкина;
«Мёртвые души» Н. В. Гоголя;
«Солнечные часы» И. А. Бунина;
«Куст сирени» А. И. Куприна;
«Золушка» Х. К. Андерсена;
«Сказка о потерянном времени» Е. Л. Шварца и др.

Учитель может расширить перечень произведений, обратившись и к тем произведениям русской классики, которые включены в школьную программу в старших классах.

Рассказ Бестужева-Марлинского во многом перекликается с романом в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», первая глава которого была опубликована в 1825 году. Именно в этой главе представлено описание светского общества и светских красавиц, кабинета Онегина, где тоже присутствуют часы («недремлющий брегет») и зеркала («Он три часа по крайней мере / Пред зеркалами проводил...»).

Сквозным мотивом романа также становится мотив быстро проходящей молодости:

— эпиграф к первой главе романа «И жить торопится и чувствовать спешит» из стихотворения П. А. Вяземского «Первый снег»;
— строки «Так уносились мы мечтой к началу жизни молодой...»; «Но грустно думать, что напрасно / Была нам молодость дана, / Что изменяли ей всечасно, / Что обманула нас она...»;
— слова Татьяны Лариной, сказанные ею в финальном объяснении с Онегиным: «Онегин, я тогда моложе, / Я лучше, кажется, была...» и др.).

Строки из рассказа Бестужева-Марлинского («Бронзовые и хрустальные безделки манили взор прелестью работы... Млечная крышка лампы проливала сияние луны; цветы и духи веяли ароматом...») прямо напоминают о пушкинском описании кабинета молодого светского щеголя:

Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в гранёном хрустале...

2. Подумайте, какую роль играют образы рассматриваемых нами предметов в названных вами произведениях. Какие ассоциации, картины, мысли и чувства возникают у вас при упоминании о часах или о зеркале? Ставили ли вы когда-нибудь рядом эти два предмета, думали ли об их сочетании?

III. Чтение и анализ
рассказа «Часы и зеркало».


Рассказ, небольшой по объёму, но довольно сложный для восприятия современного восьмиклассника, лучше прочитать и прокомментировать учителю.

Начало работы с текстом можно провести
на основе вопросов и заданий 2, 4, 6 учебника.


Комментируя эпиграф из Байрона, обращаясь к другим упоминаемым в рассказе именам собственным, важно отметить, что перед нами описание событий, относящихся примерно к тому же времени, что и время создания произведения (20-е годы XIX века).

Именно к началу 20-х годов относится появление кавказских поэм А. С. Пушкина, о которых говорит героиня. В это же время выходят первые сборники А. де Ламартина.

Восьмиклассники находят в тексте рассказа характерные детали, свидетельствующие о присутствии в произведении элементов автобиографизма (описание жизни петербургского высшего света, интерес героя-повествователя к литературе, упоминание о его «бивачной жизни» на Кавказе), выписывают из текста наиболее яркие, образные, афористично или парадоксально звучащие выражения (эта работа может быть продолжена дома):

— «Я так часто был влюблён, что, мне кажется, люблю только тех, в которых не влюблялся, — следственно, не разлюбил»;
— «...видно, мысли его танцевали тогда мазурку»;
— «Сердце тает, язык болтает — и всё это делается, сам не знаешь как»;
— «О, свет, свет! Как мало даёшь ты — за всё, что отнимаешь!»

IV. Работа с текстом рассказа,
выписки в рабочую тетрадь всех описаний и упоминаний о часах и зеркале и сопоставление этих описаний и авторских рассуждений.

Первое посещение кабинета Софьи:

1. «Здесь перед зеркалом выбирает она из модной своей оружейницы (то есть гардероба) самые убийственные для нас наряды; здесь примеряет новую шляпку, новую улыбку к лицу или испытывает небрежно живописное положение; здесь повторяет нечаянные взоры, вздыхает за романом, мечтает после бала...»

2. «...она взглядывала то на меня, то в зеркало».

3. «Било семь. „Как они отстают!“ — вскричала Софья».

4. «Я взглянул на часы едва ли не со вздохом — они врезаны были наверху большого трюмо. Странное сочетание! Урок ли это нравственности? Напоминание ли, как дорого время, или эмблема женских занятий, посвящённых зеркалу? Приятное ли, разделённое с полезным, или полезное — жертва приятному? Вероятно, мастеру, который для странности или по случаю соединил в одно эти разнородные начала, не вспадало на ум ничего подобного; да и сам я подумал о том, будучи уж дома и один».

Второе посещение кабинета Софьи:

1. «Сама она сидела спиной к зеркалу, которое не могло уже ей показать, какова она была, — и в котором не хотела она видеть себя, какою стала».

2. «Наконец я взглянул на часы и встал, чтобы сойти в гостиную. „Не верьте им: они бегут!“ — сказала Софья. Как много в немногих словах!! Давно ли, когда надежда торжества опережала время, она говорила, глядясь в зеркало: „они отстают!“ Теперь, когда вылиняли крылья радости и сердце не успевает уже за временем, теперь: „они бегут“. Так, они бегут — и невозвратно! Сочетание зеркала с часами поразило меня более, чем когда-нибудь: в два раза вся история красавицы мне виделась на них начертанною; мне виделся в них живой, но бесполезный урок тщеславию».

3. «Я вышел грустен. Случайные слова „они бегут!“, „они отстают!“ — произвели на меня сильное впечатление, произнесены будучи особою, столь несчастливою, но столь достойною счастия. Ровными стопами идёт время — только мы спешим жить в молодости и хотим помедлить в ней, когда она улетает, и оттого мы рано стареем без опыта иль молодимся потом без прелести. Никто не умеет пользоваться ни выгодами своего возраста, ни случаями времени, и все жалуются на часы, что они бегут или отстают. О, Софья, Софья! Не имя, а участь твоя навела на меня этот порыв мудрости: твои часы и зеркало ещё и теперь у меня перед глазами».

Сопоставление двух эпизодов приводит учащихся к выводу, к которому достаточно определённо готовит нас герой-повествователь.

Об этом, как об одном из недостатков романтических произведений Бестужева-Марлинского, писал известный критик В. Г. Белинский:
«Г-н Марлинский владеет неотъемлемым и заметным талантом, талантом рассказа, живого, остроумного, занимательного... в его сочинениях есть красоты истинные, неподдельные... Но это частности, что же касается до общности, целости произведений г-на Марлинского, то об них ещё менее можно сказать в его пользу. Это не реальная поэзия — ибо в них нет истины жизни, нет действительности, такой, как она есть, ибо в них всё придумано, всё рассчитано по расчётам вероятностей, как это бывает при делении или сочинении машин; ибо в них видны нитки, коими смётано их действие, видны блоки и верёвки, коими приводится в движение ход этого действия: словом — это внутренность театра, в котором искусственное освещение борется с дневным светом и побеждается им. Это не идеальная поэзия — ибо в них нет глубокости мысли, пламени чувства, нет лиризма, а если и есть всего этого понемногу, то напряжённое и преувеличенное насильственным усилием, что доказывается даже самою чересчур цветистою фразеологиею, которая никогда не бывает следствием глубокого, страдательного и энергетического чувства» (Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя).

В другой статье о произведениях Бестужева-Марлинского известный критик восклицал:
«И это поэзия, а не риторика?»

В то время уже были опубликованы повести А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, с которыми связывают начало русской реалистической прозы.

Однако романтические повести А. А. Бестужева-Марлинского, как и сентиментальные повести Н. М. Карамзина, во многом подготовили последующие открытия в русской прозе. Упрёки в риторичности, очевидной прозрачности символики, прямом выражении авторской позиции могут быть отнесены и к знакомой восьмиклассникам повести «Бедная Лиза» (сопоставление двух произведений именно по этим параметрам могут провести заранее подготовленные учащиеся).

V. Подведение итогов урока,
обсуждение вопроса о том, только ли исторический (историко-литературный) интерес представляет рассказ А. А. Бестужева-Марлинского «Часы и зеркало».

VI. Домашнее задание:

подготовить сообщения на одну из предложенных тем:
«Образы предметов в народных сказках»;
«Образы предметов в баснях»;
«Образы предметов в произведениях героического эпоса».



УРОК 72*
Предмет как заглавный образ
в литературных произведениях

Задачи:
обогатить представления учащихся о заглавном образе, предметном мире литературного произведения и о художественной функции образа предмета в художественной литературе.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов литературных произведений; краткие пересказы; чтение по ролям; работа с иллюстрациями; выполнение заданий тестового типа; участие в викторине.
Термины: заглавный образ, предметный мир, образ предмета, художественная деталь.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания,
сообщения учащихся на одну из предложенных тем:


«Образы предметов в народных сказках»;
«Образы предметов в баснях»;
«Образы предметов в произведениях героического эпоса».

II. Небольшая викторина по ранее изученным
литературным произведениям:


1. Перечислите как можно больше названий фольклорных и литературных произведений, в заглавии которых представлены образы предметов.

(«Перчатка» Ф. Шиллера;
«Огниво» X. К. Андерсена;
«Дуб и Трость», «Ларчик», «Тришкин кафтан» И. А. Крылова;
«Чёрная шаль», «Золото и булат», «Делибаш» А. С. Пушкина;
«Кинжал» М. Ю. Лермонтова;
«Шинель» и «Коляска» Н. В. Гоголя;
«Камень Мазарини» А. К. Дойла;
«Галоши» М. М. Зощенко и др.)

Важно, чтобы на уроке прозвучали названия не только уже знакомых учащимся литературных произведений, но и тех, которые будут изучаться в последующем. Ещё важнее, чтобы здесь звучали фрагменты, наглядно демонстрирующие художественные функции предметов в литературе (или полные тексты, например, басен И. А. Крылова «Ларчик» и «Тришкин кафтан», стихотворений А. С. Пушкина «Золото и булат» и «Делибаш», стихотворения М. Ю. Лермонтова «Кинжал»).

2. Соотнесите перечисленные предметы и литературные произведения, в которых эти предметы выполняют важную художественную функцию. Вспомните, какую именно роль играют эти предметы в произведении.

Конопляное семечко; царицыны черевички; малахитовая шкатулка; картина, изображающая корабль, вздымающийся на гребень морского вала; решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником; люлька с табаком.
(«Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского; «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя; «Медной горы Хозяйка» П. П. Бажова; «Алые паруса» А. С. Грина; «Хамелеон» А. П. Чехова; «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя.)

3. Вспомните, для характеристики какого литературного персонажа используются перечисленные ниже наборы предметов, описания вещей:

а) «...двенадцать шариков, сломанная губная гармоника, осколок синего бутылочного стекла, чтобы глядеть сквозь него, пустая катушка, ключ, который ничего не отпирал, кусок мела, хрустальная пробка от графина, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котёнок, медная дверная ручка, собачий ошейник без собаки, черенок от ножа, четыре куска апельсинной корки и старая оконная рама» (Том Сойер, повесть М. Твена «Приключения Тома Сойера»);
б) «Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились...» (тонкий, рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий»);
в) «В числе предметов, лежавших на полочке <...>, был один, который больше всего мне его напоминает. Это — кружок из картона, вставленный в деревянную ножку, в которой кружок этот подвигался посредством шпеньков. На кружке была наклеена картинка, представляющая карикатуры какой-то барыни и парикмахера... Как теперь, вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика, на котором стоит кружок с парикмахером, бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу, другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате, клетчатый платок, чёрная круглая табакерка, зелёный футляр для очков, щипцы на лоточке. Всё это так чинно, аккуратно лежит на своём месте, что по одному этому порядку можно заключить, что у <...> совесть чиста и душа покойна» (Карл Иванович, повесть Л. Н. Толстого «Детство»).

III. Выполнение самостоятельной работы
(по выбору учащихся):


Продумайте экспозицию литературного музея, посвящённого одному из произведений русской литературы (роману А. С. Пушкина «Дубровский», поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», повести А. С. Грина «Алые паруса» или др.). Какие предметы, на ваш взгляд, должны быть обязательно представлены в этом музее?

Расскажите о предметном мире одного из литературных произведений, прочитанных вами в этом году (повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», рассказа Л. Н. Толстого «После бала» и др.).

Рассмотрите репродукцию картины художника И. Ф. Хруцкого «Битая дичь, овощи и грибы» и опишите предметный мир этого произведения изобразительного искусства.
Как представленные на картине предметы связаны с миром человека? Для ответа на последний вопрос используйте дополнительную информацию о жанре натюрморта в живописи.

IV. Домашнее задание:

1) подготовить рассказ о биографии и творчестве А. Т. Твардовского;

2) прочитать поэму А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два солдата»).

Следующие уроки: Урок 73. Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» >>>


СОЧИНЕНИЕ
ОБ ОБРАЗЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ


2 ЧАСА


Урок 86. Сочинение об образе социальной группы.

* Урок 87. Подготовка к написанию сочинения об образе социальной группы.


УРОК 86
Сочинение об образе социальной группы

Задачи:
закрепить навык характеристики образа социальной группы в литературном произведении; подготовить учащихся к написанию сочинения об образе социальной группы.
Основные виды деятельности: чтение раздела учебника; выполнение практических заданий; работа с примерным планом сочинения.
Термины: образ социальной группы, собирательный образ.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о видах сочинений и о специфике работы

над сочинением об образе социальной группы в литературном произведении.

II. Чтение раздела учебника
«Что такое сочинение о социальной группе»

и выполнение практических заданий, помещённых в этом разделе.

На данном этапе урока важно обратить внимание учащихся на то, что во многих случаях в литературных произведениях представлены не только образы отдельных социальных групп (чиновников, помещиков, крестьян, слуг и т. п.), но и групповые портреты родственников, сверстников.

Эти группы образов (а также, например, женские образы в литературном произведении) можно характеризовать, используя приведённый в данном разделе учебника примерный план.

III. Чтение раздела учебника
«Как подготовиться к сочинению об образе социальной группы».

IV. Чтение раздела учебника
«Как подготовить план сочинения
об образе социальной группы».

V. Выполнение заданий,
предложенных в учебнике

в конце раздела «Сочинение об образе социальной группы», позволит закрепить изученный ранее материал, вернуться к поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» и рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

VI. Домашнее задание:

написать вступление к сочинению об образе крестьян в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор».


УРОК 87*
Подготовка к написанию сочинения
об образе социальной группы

Задачи:
закрепить навыки написания вступления, работы над основной частью и заключением сочинения об образе социальной группы; развивать навык выявления в образах литературных героев общего и особенного, типичного и индивидуального.
Основные виды деятельности: выполнение практических заданий; составление плана сочинения; подбор цитат.
Термины: цитата, вступление, заключение, аргументация, тезис.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания:

чтение и обсуждение вступлений к сочинению об образе социальной группы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

II. Объяснение назначения
вступления в сочинении:

обоснование выбора темы,
раскрытие замысла работы, идеи сочинения (предварительные выводы);
чтение вариантов заготовленных дома вступлений,
их корректировка.

III. Повторение алгоритма изложения мыслей
(тезис — развитие тезиса, пример — объяснение примера — обобщение-вывод);
создание вариантов основной части работы;
чтение вариантов основной части сильными учащимися;
выделение удачных вариантов,
коллективная корректировка речевых ошибок и недочётов.

IV. Написание заключения и его чтение в классе.

V. Домашнее задание:


1) завершить работу над сочинением, оформить его чистовой вариант.

2) прочитать повесть Э. Хемингуэя «Старик и море».

Следующие уроки: Урок 88. Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» >>>


 
АНАЛИЗ ЖАНРОВОГО СВОЕОБРАЗИЯ
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ


2 ЧАСА

Урок 91. Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.

* Урок 92. Признаки и тексты разных жанров в произведениях русской литературы.[2]


УРОК 91
Анализ жанрового своеобразия
литературного произведения

Задачи:
повторить и обобщить знания учащихся о литературных родах и жанрах; сформировать первоначальные навыки анализа жанрового своеобразия литературного произведения, нахождения в нём признаков разных жанров.
Основные виды деятельности: беседа по вопросам; работа с таблицами; чтение и анализ фрагментов литературных произведений; работа с планом анализа жанрового своеобразия литературного произведения.
Термины: жанр, род литературы, жанровый подзаголовок.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах практикума «Анализ жанрового своеобразия литературного произведения» и о тех сложностях, которые могут возникнуть при обращении к анализу произведения в заданном аспекте:

— отказ от нормативной поэтики, традиции следования жанровому канону в начале XIX века, в эпоху перехода от классицизма, поэзии норм и правил — к романтизму и реализму;

— наличие переходных явлений в литературных жанрах, необычных авторских определений жанра (поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души»);

— неоднозначные оценки отдельных литературных жанров в современном литературоведении (например, рассказа и новеллы);

— отсутствие у школьников достаточной теоретико-литературной и историко-литературной подготовки.

Учитель отмечает, что в рамках школьного курса литературы учащиеся могут поделиться лишь отдельными своими наблюдениями, касающимися жанрового своеобразия литературного произведения. Они должны заметить очевидные (и имеющие особое значение для постижения глубинного содержания произведения) указания на жанр (или жанровую разновидность), жанровые параллели и цитаты из произведений других жанров (не только собственно литературных).

II. Обобщение сведений
о литературных родах и жанрах

можно провести как работу с таблицей, в которой представлены все знакомые (и, возможно, отдельные незнакомые) учащимся эпические, лирические и драматические жанры.

Отдельно могут быть представлены сводные таблицы «Жанры русского фольклора» и «Жанры древнерусской литературы», чтобы учащиеся проследили историю отдельных жанров, перекличку фольклорных и литературных жанров (сказка народная — сказка авторская).

В комментариях к таблицам учитель отмечает, что для некоторых литературных эпох и направлений были
особенно характерны такие жанры:

А н т и ч н о с т ь
— эпические поэмы, трагедии.

С р е д н е в е к о в ь е — проповеди, жития.

В о з р о ж д е н и е — новеллы, романы.

К л а с с и ц и з м — оды, трагедии, комедии.

С е н т и м е н т а л и з м — повести, романы в письмах, элегии.

Р о м а н т и з м — поэмы, новеллы, баллады.

Р е а л и з м — повести, романы, очерки.

Восьмиклассники готовы к предварительным выводам о том, с чем это могло быть связано (у них уже есть некий читательский опыт). Данные выводы, разумеется, будут дополнены учителем.

III. Выполнение практических заданий,
помещённых в разделе учебника, а также дополнительных заданий, например:

1. Соотнесите названия известных вам литературных произведений и их жанровые подзаголовки. На примере одного из этих произведений покажите, почему автору было важно именно такое жанровое определение.

«Алые паруса» А. С. Грина. Восточное сказание
«Василий Тёркин» А. Т. Твардовского. Феерия
«Кладовая солнца» М. М. Пришвина. Книга про бойца
«Три пальмы» М. Ю. Лермонтова. Сказка-быль

2. Назовите литературные жанры, о которых так писал Аристотель в своей «Поэтике»:

а) «...воспроизведение худших людей, однако не в смысле полной порочности, но поскольку смешное есть часть безобразного» (комедия);

б) «...благодаря тому что она представляет собою рассказ, можно сразу изобразить совершение многих событий, относящихся к делу, благодаря которым увеличивается объём» (эпическая поэма).

3. Ещё раз проверьте по учебнику, в чём отличие жанра от его жанровой разновидности. Приведите примеры следующих жанровых разновидностей:

а) юмористического рассказа («Лошадиная фамилия» А. П. Чехова, «Галоша» М. М. Зощенко);
б) автобиографической повести («Детство» Л. Н. Толстого, «Детство» М. Горького);
в) романтической поэмы («Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова).

IV. Знакомство с примерным планом рассказа
о жанровом своеобразии литературного произведения,

чтение раздела учебника «Что нужно учесть при анализе жанрового своеобразия литературного произведения».

V. Краткая характеристика
жанрового своеобразия литературного произведения,

выполнение задания 2, помещённого в данном разделе учебника.

Эту работу учителю сначала следует провести совместно со всем классом, обратившись в качестве примера к одному из изученных в 8 классе литературных произведений,
например к повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»:

1. Жанр повести «Собачье сердце» учащиеся определяют по её объёму («средняя» форма повествовательной литературы), находят в комментариях к произведению: повесть.

2. Близкие по объёму эпические произведения: «Вий» Н. В. Гоголя, «Алые паруса» А. С. Грина, «Живёт такой парень» В. М. Шукшина, «Сашка» В. Л. Кондратьева.
Основные жанровые признаки повести: меньшая, чем в романе, масштабность, объём изображения; наличие одной сюжетной линии и единственной точки зрения (повествователя); небольшое, опять же в сравнении с романом, число персонажей. Повесть, по определению некоторых литературоведов, — это «микророман».

3. В повести Булгакова новым представляется обращение к романной традиции повествования. Точка зрения повествователя здесь не является единственной, в ходе повествования «право голоса» передаётся и одному из главных участников «чудовищной истории» — псу Шарику (его внутренний монолог открывает повесть). Избирается и необычный сюжетный ход, с одной стороны, напоминающий о фантастике в прозе Н. В. Гоголя (повести «Ночь перед Рождеством», «Нос» и др.), а с другой — связанный с традицией научно-фантастической литературы начала XX века (роман Г. Уэллса «Остров доктора Моро»).

4. Это сатирическая повесть некоторыми своими чертами напоминает и научно-фантастическое произведение (научный эксперимент профессора Преображенского).

5. В повести «Собачье сердце» можно отметить черты фольклорных и литературных произведений, в которых представлен мотив превращения (превращения в волшебных сказках, «Метаморфозах» Овидия и др.). Сатирическая направленность повести сближает её с памфлетом (публицистический характер некоторых речей персонажей) и социально-бытовой повестью (подробное изображение московского быта в первые советские годы).

6. Жанр повести определяет её сюжетные (одна сюжетная линия — неудачный эксперимент профессора Преображенского) и композиционные особенности (преобладание точки зрения повествователя, череда эпизодов, связанных с главной сюжетной линией). Финальные строки эпилога вполне соотносятся с обозначенным в заголовочном комплексе жанровым подзаголовком: «чудовищная история».

V. Домашнее задание:

подготовить сообщение об истории одного из литературных жанров, используя справочную литературу и источники в Интернете (задание 1 практикума «Анализ жанрового своеобразия литературного произведения»).



УРОК 92*
Признаки и тексты разных жанров
в произведениях русской литературы

Задачи:
закрепить навыки обнаружения признаков и текстов разных жанров в произведениях русской литературы; подготовить восьмиклассников к изучению произведений русской классической литературы в 9—11 классах.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов литературных произведений; выполнение практических заданий; просмотр фрагментов кинофильмов и спектаклей.
Термины: жанр, текст, цитата.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

сообщения учащихся об истории одного из литературных жанров с использованием справочной литературы и источников в Интернете.

Целесообразно запланировать краткие сообщения не только о тех жанрах, которые уже хорошо знакомы учащимся (баллада, басня, рассказ, повесть, новелла), но и о тех, которые им меньше известны (роман, элегия, эпиграмма) или совсем неизвестны (идиллия, японские хайку).

Здесь же можно пояснить, что помимо традиционно выделяемых в литературоведении жанров в поэзии широко используются так называемые поэтические формы, которые иногда тоже относят к жанрам. Это сонет, триолет, моностих, а также рубай (в арабской поэзии), танка (в японской поэзии), лимерик (в английской поэзии) и др.

II. Анализ признаков и текстов разных жанров
в ранее изученных литературных произведениях,
выполнение практических заданий:


1. Вспомните содержание прочитанных вами литературных произведений. Отметьте, с какой целью используются в этих произведениях фрагменты, цитаты из известных фольклорных, библейских текстов или других произведений художественной литературы.

Для ответа используйте помещённый ниже материал (его следует занести в рабочие тетради).

Основные художественные функции использования
признаков и текстов разных жанров
в произведениях художественной литературы:


— изображение народной жизни;
— создание культурного фона;
— раскрытие характера, судьбы одного из героев (или группы героев);
— выражение авторского отношения к герою (или группе героев);
— приглашение читателя к диалогу, стремление вызвать у читателя вполне определённые образы, ассоциации, сравнения.

Темы для самостоятельной работы учащихся,
которую можно организовать в группах:


Народные песни в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Эпиграфы из произведений русской литературы XVIII века в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Признаки семейной хроники в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Песня рыбки в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Упоминание имён русских писателей первой трети XIX века в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Строки из романсов и оперных арий в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

2. Послушайте фрагмент незнакомого вам литературного произведения.
Какой жанр напомнил вам этот фрагмент? По каким признакам вы это определили?

А) Не образумлюсь... виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто всё ещё мне объяснить хотят,
Растерян мыслями... чего-то ожидаю...
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел!.. дрожал! вот счастье, думал, близко,
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
(Признаки лирического стихотворения в монологе Чацкого из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»:
стихотворная форма,
выражение лирического переживания,
особая эмоциональность,
наличие поэтизмов, тропов и поэтических фигур.)

Б) И страшно ей; и торопливо
Татьяна силится бежать:
Нельзя никак; нетерпеливо
Метаясь, хочет закричать:
Не может; дверь толкнул Евгений:
И взорам адских привидений
Явилась дева...
(Признаки баллады в описании сна Татьяны Лариной из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
стихотворная форма,
особая атмосфера таинственности и страха,
драматизм, напряжённость действия.)

В) «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
(Признаки стихотворения в прозе в лирическом отступлении из первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»:
лирические интонации,
выражение субъективного переживания,
особая эмоциональность,
наличие поэтических образов, тропов и поэтических фигур.)

После обсуждения результатов работы учащихся следует сказать о том, что прочитанные на уроке фрагменты взяты из литературных произведений, с которыми им ещё предстоит познакомиться на уроках литературы в 9—11 классах.

III. Просмотр фрагментов кинофильмов и спектаклей,
в которых звучат известные стихотворения, романсы,

например:

«Белая гвардия» (режиссёр В. Басов, романс на стихи А. С. Пушкина «Скажи мне, кудесник, любимец богов...»);

«Идиот» (режиссёр В. Бортко, стихотворение А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...»);

«Ирония судьбы, или С лёгким паром» (режиссёр Э. Рязанов, романс на стихи М. И. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной...»).

IV. Подведение итогов урока,
предварительные рекомендации для чтения произведений, включённых в программу 9 класса.

V. Домашнее задание:
подготовить сообщения о биографии Данте Алигьери, Ф. Петрарки, Ш. Бодлера (на выбор) на материале статей учебника и дополнительных источников.

Следующие уроки: Урок 93. Сонет в зарубежной поэзии >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Крамской И. Н. Христос в пустыне. 1872.
Холст, масло. 180 × 210 см. Государственная Третьяковская галерея
 
 
 
И. Ф. Хруцкий. Битая дичь, овощи и грибы. 1854
Холст, масло. 54,2 х 71,7. Национальный художественный музей Республики Беларусь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика