Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка»
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. Н. Островского.
1875 г. Гравюра на стали
 
Рерих Н. К. Снегурочка. 1912.
Эскиз костюма к пьесе А. Н. Островского "Снегурочка"
 
Снегурочка и Лель.
Эскиз Н. К. Рериха
к опере Н.А. Римского-Корсакова
«Снегурочка»[3]
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)


«СНЕГУРОЧКА»
4 ЧАСА

8 класс[1]


Урок 51. Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка».

* Урок 52. Мир берендеев.[2]

Урок 53. Образ Снегурочки.

* Урок 54. Рецензия на театральную постановку одной из пьес А. Н. Островского.


УРОК 51
Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами из жизни и творчества А. Н. Островского и историей создания пьесы «Снегурочка»; ввести школьников в художественный мир «весенней сказки».
Основные виды деятельности: сообщения учащихся; работа с учебником; чтение пролога пьесы; беседа по вопросам; прослушивание музыкальных фрагментов; работа с репродукциями.
Термины: пьеса, жанр, феерия.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя о писателе
дополняется сообщениями учащихся

(проверка опережающих заданий 2, 3 после статьи о писателе).

Рекомендуется использование слайдов о Щелыкове (www.ostrovskiy.org.ru, www.shelykovo.ru/about/history). На этом этапе необходимо раскрыть перед учащимися своеобразие духовного мира А. Н. Островского и особенности восприятия его личности современниками.

Учитель может дополнить сообщения школьников материалом, который нацелен на подготовку к восприятию пьесы А. Н. Островского.

Весной 1877 года драматурга навестил Дюран Гревий, французский литератор, переводчик драмы «Гроза». Вот как он описывает своё впечатление от встречи с русским писателем:
«Нам и нашим товарищам по путешествию повезло услышать прочитанный самим автором пролог к его „маленькой любимице“ „Снегурочке“... Никогда нам не приходилось быть свидетелями такого полного и богатого звучанием чтения. Казалось, мы слышим прекрасный отрывок итальянской поэзии, исполненный Росси или Сальвини. Этому впечатлению способствовал превосходный тенор и дикция автора, как и очарование его облика в целом. Он был очень хорош! <...> Ему было 54 года, а казалось, нет и 50. Большой, ещё стройный и ловко одетый в чём-то вроде охотничьего костюма, с короткими белокуро-золотистыми волосами и бородой, круглоголовый, с высоким лбом, серыми глазами под красивыми дугами бровей, с носом, немного расширенным в основании, с довольно полными, но тонко очерченными губами, он имел обычно доброжелательный вид, оттенённый тонкой и доброй полуулыбкой. Разговаривая, он слушал вас, наблюдая внимательно, с симпатизирующим любопытством» (Лакшин В. А. А. Н. Островский. — М., 2004. — С. 658—659).

Можно рассмотреть репродукции портретов А. Н. Островского работы художников К. Е. Маковского, В. Г. Перова.

II. Знакомство с историей создания
пьесы «Снегурочка»

(чтение комментариев к пьесе).

Материал дополняется сведениями о
музыкальных и живописных интерпретациях «Снегурочки».

Музыку к «весенней сказке» написал Пётр Ильич Чайковский (1840—1893).

«Музыка Чайковского к „Снегурочке“ очаровательна», — писал А. Н. Островский ещё во время репетиций пьесы.

На характере музыки, её удивительной, поистине весенней прозрачности и ясности, безусловно, сказалось влияние самого времени года, когда проходила работа: Чайковский обычно встречал весну в приподнятом состоянии духа. Композитор не скрывал чувства удовлетворения от этой работы. «Это одно из любимых моих детищ. Весна была чудная, — вспоминал позднее Пётр Ильич, — у меня на душе было хорошо, как всегда при приближении лета... Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели без всякого усилия написал музыку. Мне кажется, что в этой музыке должно быть заметно радостное весеннее настроение, которым я был тогда проникнут».

И действительно, поэтическое чувство радостного весеннего обновления определяет музыкальную концепцию спектакля, особую прелесть которому придаёт целый венок русских народных песен, использованных композитором в процессе сочинения: лирические, лирико-эпические и хороводные (Сидельников Л. П. И. Чайковский. — М., 1992. — С. 181).

Идея «весенней сказки» А. Н. Островского нашла
яркое воплощение в опере Николая Андреевича
Римского-Корсакова (1844—1908).


Композитор считал эту оперу лучшим своим творением. Он писал: «Не было для меня на свете лучше сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель и Весна, чем царство берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу». По словам Н. А. Римского-Корсакова, «Снегурочка» — сплав «голоса народа и голоса природы».

А. Н. Островский так отозвался о произведении Н. А. Римского-Корсакова: «Музыка к моей „Снегурочке“ удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Известный композитор Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887) написал: «Это именно весенняя сказка — со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием».

Виктор Михайлович Васнецов (1848—1929)
— автор лучших декораций, эскизов костюмов, акварелей, эскизов к пьесе «Снегурочка». Художник писал: «Создана „Снегурочка“ не нами... а бессмертным Островским, но мы пережили её так полно и глубоко, точно она стала нашей, родной „Снегурочкой“. Идея сказки Островского своеобразно выражена в замечательных акварелях Васнецова, в их ясных, прозрачных тонах, в нежных, тончайших узорах, в сказочно наивных, порою как бы игрушечных фигурках, в ласково-добродушных лицах берендеев. Просветлённая радость разлита по всем эскизам декораций и костюмов, то полных прекрасной узорчатости снежинок и льдинок весеннего заморозка, то свежести полевых цветов ранней весны, то душистых соков земли, буйно расцветающей под весенним солнцем. И вся их орнаментика, узорность напоминают вышивки, ткани, набойки, созданные безвестными народными художниками и художницами, впитавшими в себя красоты родной природы, родных лугов, полей, лесов и садов, воплотившими в своих узорах чистые, жизнерадостные восприятие и чувства» (Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М., 1962. — С. 220—222).

Пьеса А. Н. Островского была одним из любимейших произведений Николая Константиновича Рериха (1874—1947).

Художник несколько раз обращался к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены в Санкт-Петербурге, Лондоне и Чикаго.

По признанию Н. К. Рериха, ему была близка и опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». В 1920 году Рерих принял предложение оформить оперу для чикагского театра «Опера Компани». Художник создал огромное количество рисунков и эскизов к ней. Предыдущие сценические версии 1908 и 1912 годов переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси, но работы 1921 года отличались совершенно новым, в чём-то неожиданным подходом к драматургическому материалу и иной характеристикой персонажей. В новой трактовке «Снегурочки» смешались «все элементы влияний на Россию»: Византия (царь Берендей и его придворный быт), Восток (торговый гость Мизгирь и Весна, прилетающая из тёплых стран), Север (Мороз, Снегурочка, лешие).

Много общего нашёл художник у легендарного пастуха Леля и индусского Кришны.

III. Чтение пролога к пьесе
и беседа по вопросам

(вопросы и задания 1, 2 учебника).

Для знакомства со списком действующих лиц и авторскими ремарками, предваряющими пролог, учитель обращается к полному тексту произведения.

Затем на уроке читается в лицах 3 явление из пролога (это могут быть заранее подготовленные учащиеся).

С целью активизации работы воображения школьников уместно обратиться к репродукции декорации пролога В. М. Васнецова и прослушать оркестровое вступление к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которое вводит слушателя в царство природы. Музыка напоена звуками леса, таинственными шорохами, криками птиц. Суровая и властная тема Деда Мороза ярко контрастирует с мягкой, согретой теплом темой Весны.

IV. На заключительном этапе урока
учитель даст пояснения о жанровом своеобразии «Снегурочки», названной А. Н. Островским «весенней сказкой».

Сказочность сюжета и зрелищность выступают главными жанровыми признаками «феерии», которую сам драматург определил как «сказки, обработанные уже в драматической форме», соединяющие танцы, пение и комедию (из письма к А. Д. Мысовской от 19 июня 1885 года).

Именно так воспринял «Снегурочку» К. С. Станиславский, поставивший пьесу в Московском Художественном театре в 1900 году. Режиссёр отозвался о пьесе: «„Снегурочка“ — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики» (Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. — М., 2000. — С. 237).

Вопрос о жанровой природе «Снегурочки» в современном литературоведении вызывает споры. Одни исследователи сближают произведение Островского с комедией У. Шекспира «Сон в летнюю ночь», другие относят его к жанру философско-символической драмы.

V. Домашнее задание:

1) прочитать статью учебника о писателе и ответить на вопрос 1 после этой статьи;

2) прочитать пьесу «Снегурочка» и подготовить задание 7 учебника.

Индивидуальные задания:
1) выполнить индивидуальные задания 1, 3 учебника;
2) по полному тексту пьесы подготовить выразительное чтение 2 явления 2 действия и 4 явления 2 действия.



УРОК 52*
Мир берендеев
в пьесе А. Н. Островского «Снегурочка»

Задачи:
закрепить навык составления устной характеристики художественного мира произведения; освоить авторское представление о сути национальной жизни; совершенствовать умение учащихся выявлять авторскую позицию в литературном произведении.
Основные виды деятельности: характеристика художественного мира произведения; беседа по вопросам; работа с иллюстрациями.
Термины: художественный мир, авторская позиция, фольклорные традиции.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

ответы учащихся на вопрос 1 учебника после статьи о писателе.

Закрепляя биографический материал, мы акцентируем внимание учащихся на том, какую роль сыграло Щелыково в творчестве драматурга. Известно, что около половины всех оригинальных пьес, написанных Островским, задумано, закончено или полностью написано в Щелыкове.

При проверке домашнего задания обязательно обращение к наглядности (презентация «Щелыково»), что создаст необходимый эмоциональный настрой и поможет перейти к анализу художественного мира пьесы.

II. Беседа с целью выявления восприятия
прочитанного произведения.

Примерные вопросы:


1. Какое впечатление произвела на вас «весенняя сказка» А. Н. Островского «Снегурочка» (прочитанные фрагменты)?

2. Кто из жителей Берендеева царства вызвал ваши симпатии? Какими вы себе представляете жителей Берендеева царства? Опишите их. Сравните ваше представление с акварелями и эскизами декораций В. М. Васнецова «Берендейки», «Бирючи», «Бобыль и Бобылиха», «Берендеи-старики».

III. Характеристика мира берендеев
составляется на основе отчётов о выполнении индивидуальных заданий и выразительного чтения фрагментов пьесы (2 явления 2 действия; 4 явления 2 действия).

Кроме того, привлекаются материалы комментария и проверяется выполнение учащимися задания 7 учебника. Учитель обобщает отчёты, подготовленные учащимися. А. Н. Островский отнёс действие пьесы к «доисторическому времени», и это «не простая условность, а характеристика самых существенных признаков образа жизни и мировосприятия берендеев. Подобный тип человеческого сообщества отличает жизнь людей в соответствии с природным годовым циклом, в гармонии с природой. Здесь, в царстве берендеев, всякое посягательство на неизменность образа жизни, пренебрежение к традициям и к законам общества воспринимаются как тягчайшее преступление и жестоко наказываются, потому что ведут к нарушению равновесия между человеком и природой и в конечном счёте — к гибели народа» (Овчинина И. А. А. Н. Островский. Этапы творчества. — М., 1999. — С. 206—207).

По ходу характеристики Берендеева царства уместно обращение к акварелям и эскизам декораций В. М. Васнецова. Отдельно необходимо остановиться на образе царя Берендея.

Вопросы и задания для беседы:

1. Каким вы представляете себе царя Берендея?

2. Согласны ли вы с распространённым мнением о том, что в образе сказочного царя Берендея Островский воплощает свою мечту о гармоничном человеке?

3. На примере одного из монологов Берендея («В сердцах людей заметил я остуду немалую...», 2 явление 2 действия; «Полна чудес могучая природа...», 4 явление 2 действие и др.) покажите, что герою свойственны радостное мироощущение, сердечность и способность восхищаться красотой, и раскройте особенности речи царя.

Учащимся предлагается сравнить своё представление о царе Берендее с живописным изображением В. М. Васнецова. Его «Царь Берендей» «словно игрушечный, хрупкий, облачён в светлые одежды, расшитые изящными узорами, подцвеченными нежными, блёклыми тонами. В этом образе, во всём светлом силуэте Берендея, в его простодушном облике претворены черты доброго и сказочно-мудрого властителя берендеев, каким его дал Островский» (Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. — М., 1962. — С. 229).

Можно предложить учащимся сравнить иллюстрации Н. К. Рериха «Палаты царя Берендея» и акварели и эскизы «Берендеевы палаты» В. М. Васнецова. Обобщая ответы школьников, учитель отмечает, что в работах художников сказалось знание художниками русского деревянного зодчества. Интересно заметить, что сам Н. К. Рерих высоко ценил В. М. Васнецова за искреннюю любовь ко всему русскому. К числу лучших васнецовских декораций он относил «Берендееву палату».

IV. При подведении итогов
важно отметить, что жизнь Берендеева царства проста и мудра, как сама природа. Царь берендеев — художник и философ, блюститель мира и справедливости. Любовь для него — «благое чувство», «великий дар природы», перед которым следует преклоняться. Он уверен, что свет «Правдой и совестью / Только и держится».

Убеждение царя Берендея в справедливости и непреложности законов правды и совести, высказанное в столь родственной народу форме, — ещё одно свидетельство глубокой народности и гуманистичности образа. Народно-поэтическая форма монологов и реплик Берендея дала возможность воплощения народных представлений об идеале, которые были так дороги А. Н. Островскому.

Высказанная в речи Берендея любовь к народу, к родной природе, выраженные в ней поклонение красоте, восхищение человеческим чувством, оптимизм, вера в непреложность законов правды и совести, гуманизм, эмоциональность натуры — чувства и свойства души Берендея, которые составляют также суть характеров народной поэзии.

Вместе с тем необходимо отметить, что А. Н. Островским создан неоднозначный образ берендеев. Он не идеализирует устройство их жизни, не скрывает неприглядных её сторон (склонности к корыстолюбию, расчёту, лени, супружеской неверности, воровству). Это позволяет обозначить одну их основных линий конфликта в пьесе — столкновение между мечтой мудрого царя Берендея о счастье народа и реальностью.

V. Домашнее задание:

1) выполнить задания 3, 4, 5, 6, 8, 10 учебника (по группам — распределяются учителем);

2) подготовить выразительное чтение по ролям (по полному тексту пьесы):
а) 3, 4 явления 1 действия;
б) 5, 7 явления 1 действия;
в) 2, 4 явления 4 действия.

Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 2 учебника.



УРОК 53
Образ Снегурочки

Задачи:
совершенствовать навыки анализа образа литературного персонажа; углубить представления учащихся о пьесе-сказке; обогатить знания школьников о творческой интерпретации.
Основные виды деятельности: беседа по вопросам; работа с иллюстрациями к пьесе; чтение по ролям; прослушивание музыкальных фрагментов.
Термины: образ, творческая интерпретация, герой, речевая характеристика.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
с элементами беседы

нацелено на подготовку учащихся к анализу образа Снегурочки.

«Снегурочка — загадочный образ, с детства знакомый персонаж русских народных сказок. Вероятно, когда-то с её именем было связано цельное повествование, в котором рассказывалось о том, как она умирает весной и воскресает зимой.

Со временем сохранилась лишь первая часть сказания, ставшая самостоятельным сказочным сюжетом. В образе Снегурочки практически отсутствуют традиционные черты сказочной героини. Она скорее похожа на обычную девочку, которой только запрещается выходить на солнечный свет. Нарушение запрета приводит к гибели героини» (Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. — М., 2003. — С. 103).

Свою Снегурочку создал в «весенней сказке» А. Н. Островский. Работая над образом, драматург изучал многочисленные фольклорные, этнографические источники. Снегурочка является заглавным образом пьесы.

В чём его своеобразие?
Каково отношение к Снегурочке автора?

Вот основные вопросы, над которыми предлагается поразмышлять на уроке.

II. Проверка домашнего задания:

ответы на вопросы 3, 4 учебника.

Возможна демонстрация слайдов «Образ Снегурочки в русской живописи»

(В. М. Васнецов. «Снегурочка»;
Н. К. Рерих. «Снегурочка и Лель»;
М. А. Врубель. «Снегурочка»),
к которым учитель обращается по ходу урока.

Предлагаются дополнительные вопросы:

1. Какое впечатление произвели на вас изображения Снегурочки?
2. Чем можно объяснить различия в восприятии героини разными художниками?

Учитель знакомит учащихся с необходимым искусствоведческим материалом.

Глядя на картину Виктора Михайловича Васнецова,
как будто попадаешь в волшебную страну берендеев. Снегурочка — дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к солнцу. Васнецов увидел её одиноко идущей по заснеженному лесу к людям. Её скромный костюм украшен мотивами геометрического орнамента полотняных одежд Русского Севера.

В работе Николая Константиновича Рериха «Снегурочка и Лель»
мы видим вполне определённый азиатский этнический тип. Сам художник так объяснял свою трактовку: «Вне излишней историчности, вне надуманности „Снегурочка“ являет столько настоящего смысла России, что все элементы её становятся уже в пределы легенды общечеловеческой и понятной каждому сердцу».

Михаил Александрович Врубель свою Снегурочку
писал со своей жены, Надежды Ивановны Забела-Врубель, известной оперной певицы, исполнявшей партию Снегурочки в одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова. Исполнение ею этой партии получило высочайшую оценку композитора.

Снегурочка изображена в серебристо-снежном наряде, опушённом горностаем и сплошь орнаментированном большими звёздами снежинок, которые украшают и волосы на голове девушки, с громадными карими глазами. Наряд Снегурочки (и покрой её костюма, и горностаевая опушка, и узор снежинок в орнаменте ткани, и головной убор, и даже обувь) целиком повторяет костюм Н. И. Забела-Врубель в роли Снегурочки.

III. Анализ образа Снегурочки
проводится в соответствии с вопросами и заданиями 5, 6, 8, 10 учебника и включает выразительное чтение в лицах ключевых сцен пьесы (3, 4, 5, 7 явления 1 действия; 7 явление 3 действия; 2, 4 явления 4 действия) (проверка домашнего задания).

Отбор этих эпизодов позволит учащимся увидеть изменения в характере Снегурочки, пробуждение её души.

Обобщая ответы восьмиклассников на 5 и 6 вопросы, учитель отмечает, что Снегурочка — воплощение хрупкой, преходящей «ландышевой» красоты. В начале пьесы она идеальный образ чистоты и детской доверчивости, затем героиня выступает как идеал страстной любви «горячего сердца» (Лотман Л. М. Стихотворные драмы А. Н. Островского // А. Н. Островский. Стихотворные драмы. — Л., 1961. — С. 52—53). Любовь возникает непосредственно из божественного источника — венка Весны. Она воплощает в наибольшей степени жажду любви, пробуждающуюся в юном сердце, и самозабвенную страсть, не знающую расчёта и себялюбия.

Тонко и вдохновенно проводит Островский через свою пьесу сравнение героини с северной природой, жаждущей пробуждения и отвечающей бурным цветением Весне, которая освобождает её от оков. Полнота чувств и ощущений, которые обретает Снегурочка, — счастье. И она умирает, не жалея о своей решимости, со словами:

О мать Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви.

В отличие от Снегурочки русских народных сказок Снегурочка в пьесе Островского наделена характером, который проявляется в действии, то есть в ситуации выбора. Вот тот выбор, который делает Снегурочка:

Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слёз.

Вопросы 8 и 10 учебника позволяют связать материал и обозначить одну из основных линий конфликта в пьесе: конфликты между героями (Снегурочка — Лель — Купава; Купава — Мизгирь — Снегурочка). Наряду с этим в качестве центрального (вечного, неразрешимого) конфликта выступает столкновение противоположных природных явлений: холода и тепла (они олицетворены в образах Деда Мороза и Весны-Красны, Деда Мороза и Ярилы).

IV. Прослушивание фрагментов
оперы Н. А. Римского-Корсакова

призвано вызвать у школьников эмоциональный отклик и создать целостное впечатление о музыкальном образе Снегурочки.

Рекомендуется прослушать арию «С подружками по ягоду ходить...» из пролога, сцену таяния Снегурочки и сопоставить их.

Уместно пояснить, что в оперном искусстве ария — это главная песня действующего лица, передающая мысли, чувства, настроение.

Музыкальный образ Снегурочки сочетает в себе реальные девичьи черты со сказочными. «Снегурочка — дитя природы — тесно связана с ней. В её образе олицетворено великое чувство любви, под воздействием которого тает холодное сердечко дочери Мороза» (Смирнова Э. Русская музыкальная литература. — М., 1989. — С. 90).

После прослушивания арии «С подружками по ягоду ходить...» можно предложить школьникам ответить на вопросы:


1. Какой представляется Снегурочка в прологе благодаря музыке Н. А. Римского-Корсакова?
2. Можно ли по музыке понять, что Снегурочка не обычная, а сказочная девочка?

Сцена таяния контрастна музыке пролога.

Если в прологе оперы Снегурочка — наивное дитя природы, ещё не знающее чувства любви, то в сцене смерти героиня — любящая и любимая, страдающая от трагического сознания близящейся гибели.

Музыковеды отмечают: «В сцене таяния звучит ариозо Снегурочки, состоящее из нескольких эпизодов. Все эти мелодии уже звучали в партии Снегурочки ранее, но теперь они музыкально преображены. Некогда холодные, то игриво-танцевальные, то медлительно-задумчивые, они звучат здесь по-человечески тепло, и потому незащищённость Снегурочки, её обречённость кажется особенно трагичной. И всё-таки в музыке нет мрака — светло и тихо уходит из жизни нежная и кроткая Снегурочка. Мелодия, становясь всё прозрачнее, медленно истаивает, как и сама Снегурочка. Она исчезает и возвращается в лоно породившей её природы» (Рапацкая Л. А., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. — М., 2003. — С. 183).

Школьникам можно предложить вопросы:

1. Как звучит в этой сцене музыка?

2. Что можно сказать о внутреннем состоянии Снегурочки?

3. Что нового в ваше представление о Снегурочке вносит музыкальный материал?

4. С каким живописным изображением Снегурочки ассоциируется музыкальный образ героини?

V. Подведение итогов
(обобщение представлений учащихся об авторском отношении к героине «весенней сказки» и её гибели).

VI. Домашнее задание:

1) повторить материал, изученный в 7 классе по теме «Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение»;

2) подготовить сообщение «Сценическая история пьесы А. Н. Островского „Снегурочка“» в виде электронной презентации по плану:
1. Первая постановка «Снегурочки» 11 мая 1873 года в Малом театре (на сцене Большого театра).
2. Постановка пьесы на сцене Нового театра в Москве (режиссёр А. П. Ленский, 1900).
3. Постановка пьесы в Московском Художественном театре (режиссёр К. С. Станиславский, 1900).
4. Постановки «Снегурочки» в советское время: Малый театр (1922), Театр имени Ленинского комсомола (1941), Малый театр (1950).
5. Современные сценические прочтения пьесы (московский театр «Сатирикон», московский театр «Сфера», Костромской драматический театр и др.).

Рекомендуется разделить материал между учащимися по вопросам и предложить им источники для подготовки:
Д а н и л о в  С. С. Русский драматический театр XIX века / С. С. Данилов, М. Г. Португалова. — Л., 1974. — T. 2, 3.
Л а к ш и н  В. Островский / В. Лакшин. — М., 2004.
С т а н и с л а в с к и й  К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. — М., 2000.

Следующие уроки: * Урок 54. Рецензия на театральную постановку одной из пьес А. Н. Островского >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Снегурочка и Лель. Рерих Н. К. — эскиз костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» для постановки Опера Компани, Чикаго, 1922.
1921 г. Картон, темпера. 52 × 31 cm. Подпись и дата слева внизу: монограмма / 1921.
Место хранения: Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк. (В журнале "Theatre Arts Magazine", N 4 за 1921 репродуцировано под названием "Купава и Лель").
Работая над новой постановкой «Снегурочки» в 1921 году, Николай Рерих пишет образы Снегурочки и Леля более обобщенно, чем прежде, но все так же наполненными славянской символикой. Так, Снегурочка уже не напоминает сказочного персонажа, но больше похожа на крестьянскую девушку. А черты лица Леля, чей образ опирается на иконографию Кришны Венугопала (играющего на флейте), явно говорят о его восточном происхождении.
В очерке «Одеяния духа» художник пишет: «легенда-сказка «Снегурочка» показывает часть подлинной России в ее красоте. Островский, реалист-драматург, только раз в жизни отдал вдохновение сказке. Римский-Корсаков отдал «Снегурочке» молодой запас сил. И легенда убедительна своим подлинным эпосом. Все элементы влияний на Россию видны в «Снегурочке». И время сказки – поэтичное время славян, почитавших силы природы, – дает светлую атмосферу ликования природы. Мы имеем элементы Востока: ...тип легендарного пастуха Леля, столь близкого с обликом индусского Кришны. И наконец, мы имеем элементы Севера. Элементы лесных чар. Царство шамана: мороз, лешие, Снегурочка... Все подробности архитектуры и всей жизни русской обусловливают и подробности костюма, при общечеловеческом сотрудничестве слагается и смысл общечеловеческий».
Первая постановка "Снегурочки" в декорациях Рериха шла в парижской "Opera Comique" в 1908 году, вторая - в 1912 году в Петербурге и третья уже в 1922 году в Чикаго.
В 1912 году Рерих пишет эскизы декораций и костюмов к пьесе А. Н. Островского "Снегурочка" на сцене Петербургского драматического театра Рейнеке. Костюм Снегурочки весь украшен большими кругами и маленькими, объединёнными по три и оканчивающимися завитком. Такой же декоративный мотив обрамляет герб Сибири из Жалованной грамоты 1690 г. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика