Сонет в зарубежной поэзии
Литература
 
 Главная
 
Рафаэль Санти.
Данте, фрагмент фрески
«Диспута». 1509–1510.
Апостольский дворец, Ватикан
 
Франческо Петрарка.
Работа Н. Меллини.
С ориг. Ф. Вольпи по рис. В. Пиццоли. 1830-е гг.
 
Шарль Бодлер
Источник: Шарль Бодлер. Цветы зла. Серия "Литературные памятники". – М.: Наука, 1970
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
ФОРМА СОНЕТА
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


3 ЧАСА

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 93. Сонет в зарубежной поэзии

Урок 94. Сонет в русской поэзии

* Урок 95. Выразительное чтение наизусть сонетов[2]


УРОК 93
Сонет в зарубежной поэзии

Задачи:
раскрыть особенности сонета как твёрдой стихотворной формы; обучать учащихся конспектированию теоретического материала; познакомить школьников с отдельными фактами жизни и творчества Данте Алигьери, Ф. Петрарки, Ш. Бодлера и разновидностями сонета.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; конспектирование лекции учителя; рассказы о поэтах; чтение сонетов; беседа по вопросам учебника.
Термины: сонет, строфика, катрен, терцет, венок сонетов.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя

о теме урока и его задачах.

В основе рассказа учителя о жанре сонета — материал вступительной статьи учебника, который может быть дополнен.

Для создания необходимого эмоционального настроя в начале урока следует прочитать «Сонет» А. С. Пушкина, посвящённый знаменитым авторам сонетов.

Сонет считается самой строгой поэтической формой, и соответствие канону рассматривается как его главный жанрообразующий признак.

Никола Буало-Депрео в «Поэтическом искусстве» изобретение сонета приписал Аполлону, предводителю муз и покровителю поэзии:

В тот День, когда он был на стихотворцев зол,
Законы строгие Сонета изобрёл.
Вначале, молвил он, должны быть два катрена;
Соединяют их две рифмы неизменно;
Двумя терцетами кончается Сонет:
Мысль завершённую хранит любой терцет.
В Сонете Аполлон завёл порядок строгий:
Он указал размер и сосчитал все слоги,
В нём повторять слова поэтам запретил
И бледный вялый стих сурово осудил.
Теперь гордится он работой не напрасной:
Поэму в сотни строк затмил Сонет прекрасный.
(Н. Буало. Поэтическое искусство. Пер. Э. Липецкой.)

II. Лекция учителя
(может быть оформлена как электронная презентация учебного материала).

Учащимся предлагается законспектировать теоретический материал
об основных правилах классического сонета:

1. Стихотворение должно состоять ровно из 14 строк.
Обычно их группируют в строфы таким образом, чтобы первые восемь стихов были отделены от следующих шести (8 + 6, 4 + 4 + 6, 4 + 4 + 3 + 3, реже — 4 + 4 + 4 + 2).

2. Начальные восемь строк обязательно должны содержать две цепи сквозных рифм, при этом рифмовка первого катрена обязательно должна повторяться во втором (абаб абаб или абба абба).

3. Заключительные шесть строк необязательно должны содержать две цепочки рифм, поэтому рифмовка первого терцета (трёхстишия) необязательно должна повторяться во втором.

Рифмы могут располагаться на концах шести строк свободно (вгд дгв, ввг ддг, ввг гдд и т. д.). При этом желательно, чтобы в терцетах использовался иной тип рифмовки, чем в катренах: если в катренах рифмовка перекрёстная, то в терцетах — кольцевая; если в катренах — кольцевая, то в терцетах — перекрёстная.

4. Классическими считаются итальянские и французские образцы сонета, написанные силлабическим стихом, поэтому поэтам, пишущим силлабо-тонические сонеты, следует подбирать размеры, соответствующие силлабическим формам образцов.

Так, в русской поэзии итальянскому 11-сложнику соответствовал 5-стопный ямб, французскому 12-сложнику — 6-стопный ямб.

5. Строфный перенос недопустим: графически выделенная строфа должна быть синтаксически законченной.

6. Поделённый на катрены и терцеты сонет должен иметь строгую тематическую композицию. Первый катрен является экспозицией, в нём утверждается основная тема стихотворения (тезис), во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене (развитие тезиса); в первом терцете намечается развязка её (антитезис), во втором терцете происходит быстрое завершение развязки, которая находит наиболее яркое выражение в заключительной строке (синтез). Деление сонета на два катрена и терцеты, таким образом, определяется последовательностью этапов диалектического движения жизни, чувства или мысли.

7. Сонет должен заключаться «сонетным замком».
«Замок» обычно располагается в двух последних строках, реже — в одной. В лирическом стихотворении — это фраза, содержащая парадокс, неожиданный вывод. Малый объём «замка» определяет ёмкость, афористичность финальной фразы. Особый смысловой акцент падает на последнее слово в «замке»: оно является ключевым и часто уточняет смысл всего сонета (см.: Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в художественной речи. Тропы. Стиховедение / Л. В. Чернец, В. Б. Семёнов, В. А. Скиба. — М., 2002. — C. 155—156).

После знакомства с теоретическим материалом
учащимся предлагается ответить на вопросы:


1. Прав ли Буало, рассматривая сонетный канон как следствие божественного произвола?

2. В чём смысл правил, закреплённых традицией?

Ответы обобщаются учителем (ученики фиксируют записи в рабочих тетрадях).

Содержательное значение правил состоит в поиске формы, наиболее адекватной содержанию, замыслу произведения (см.: Плавскин З. И. Четырнадцать магических строк // Западноевропейский сонет (XIII—XVII века): Поэтическая антология / сост. А. А. Чамеев и др. — Л., 1988).

Соблюдение требований даёт сонету, по указанию Буало, высшую красоту, благодаря которой «безупречный сонет не уступает поэме».

При всём разнообразии тематики сонета его содержание всё-таки специфично. Прежде всего следует подчеркнуть, что эта поэтическая форма в первую очередь приспособлена для передачи ощущения диалектики бытия.

Немецкий поэт Иоганнес Р. Бехер в работе «Философия сонета, или Маленькие наставления по сонету» раскрывает содержание этого определения. По его мнению, сонет отражает основные этапы диалектического движения жизни, чувства или мысли от тезиса, т. е. какого-то положения, через антитезис, т. е. противоположение, к синтезу, т. е. снятию противоположностей.

Именно наличием трёх фаз диалектического развития и определяется, в частности, деление сонета на два катрена и терцеты. В классической форме сонета первый катрен содержит тезис, второй — антитезис, терцеты (секстет) — синтез. При этом, однако, Бехер справедливо оговаривается, что «в чистом виде эта схема редко встречается в сонете. Она бесконечно варьируется... Отношения между положением и противоположением бывают исключительно сложными и, возможно, на первый взгляд — незаметными, так же как и снятие обеих противоположностей в заключительной части» (Бехер И. Р. Философия сонета, или Маленькие наставления по сонету // Вопросы литературы. — 1965. — № 10. — С. 194).

III. Рассказ о Данте Алигьери,
чтение и анализ сонета
«В своих очах Любовь она хранит...»

с использованием комментариев, вопросов и заданий 1—2 учебника.

Рассказ о поэте подготовлен одним из учеников (опережающее задание) и сопровождается демонстрацией репродукций:

Доменико ди Микелино. Данте (1645 г., фрагмент фрески в церкви Санта Мария дель Фьоре во Флоренции);

Рафаэль. Голова Данте (1509 г.).

Можно прослушать фрагмент фантазии-сонаты «После чтения Данте» или «Данте-симфонии» Ференца Листа.

IV. Рассказ о Ф. Петрарке,
чтение и анализ сонета
«Промчались дни мои быстрее лани...»

с использованием комментариев, вопросов и заданий 1—2 учебника.

Рассказ ученика о поэте (опережающее задание) дополняется материалом и прослушиванием музыкального сочинения Ференца Листа «Три сонета Петрарки».

После прослушивания музыкального фрагмента учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Какое впечатление произвела на вас музыка Ф. Листа?

2. Почувствовали ли вы смену темпа, ритма, тональностей? Как это можно объяснить?

V. Сопоставление прочитанных сонетов Данте
Алигьери и Ф. Петрарки.


Книга Ф. Петрарки, как и «Новая жизнь» Данте Алигьери, представляет собой рассказ о неразделённой любви к женщине. Но Беатриче для Данте не только земная женщина, но и символ истины и веры, воплощение Божественного начала на земле.

Лаура у Петрарки — живая и реальная женщина, её красота — это и есть красота реального мира. Любовь к ней вполне земная страсть. Петрарке «не свойственно противопоставление несовершенства земного существования идеальной красоте загробного мира: истинно прекрасна, по его представлениям, именно земная жизнь. Поэтому источник противоречивых чувств, обуревающих Петрарку, — в ощущении полноты бытия, богатства и полнокровности земной любви. В сонетах сборника всепоглощающая радость реального существования часто отступает перед печалью, оборачивается тревогой и даже отчаянием. Но и в тех сонетах, которые целиком построены на резком столкновении противоположных сил (как, например, столь же знаменитый сонет 134), в финале возникает синтез, гармония противоположностей» (см.: Плавскин З. И. Четырнадцать магических строк // Западноевропейский сонет (XIII—XVII века): Поэтическая антология / сост. А. А. Чамеев и др. — М., 1988).

VI. Рассказ о Ш. Бодлере,
чтение и анализ сонета
«Что можешь ты сказать, мой дух всегда ненастный...»

с использованием комментариев, вопросов и заданий 1, 3 учебника.

VII. Сопоставление сонетов
зарубежных поэтов

(задание 2 после сонета Ш. Бодлера) позволяет закрепить теоретический материал о жанре сонета.

Учащимся предлагается поразмышлять над итоговым вопросом:
чем отличается форма французского сонета от итальянского сонета?

VIII. Домашнее задание:

1) прочитать вступительную статью учебника, дополнить конспект по теме «Форма сонета»;

2) подготовить сообщение о биографии В. Я. Брюсова, И. Ф. Анненского (на выбор) на материале статей учебника и дополнительных источников.

Следующие уроки: Урок 94. Сонет в русской поэзии >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

 
Доменико ди Микелино. Данте, читающий «Божественную комедию» 1465 г.
Фреска. Фрагмент. Флоренция, Собор Санта-Мария-дель-Фьоре.
Данте изображён держащим копию Божественной комедии рядом со входом в Ад, семью террасами Горы Чистилища, городом Флоренция и сферами Неба вверху.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика