Комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Ж.-Б. Мольера
работы Шарля Лебрена. 1660 – 1661 гг.
 
 
Ж.-Б. Мольер в роли
комического модника в спектакле
«Смешные жеманницы» 1659 г.
 
 
 
 
 
 
 
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
ЖАН-БАТИСТ МОЛЬЕР
(1622 — 1673)


«МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»
3 ЧАСА

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 9. Комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

Урок 10. Особенности конфликта в комедии «Мещанин во дворянстве»

Урок 11. Образ господина Журдена


УРОК 9
Комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

Задачи:
обогатить представления учащихся о классицизме; познакомить с отдельными фактами биографии и творчества Ж.-Б. Мольера, сюжетом и персонажами комедии «Мещанин во дворянстве».
Основные виды деятельности: конспектирование; работа с таблицей, схемой; устные сообщения учащихся; ответы на вопросы учебника; чтение и анализ списка действующих лиц и фрагментов комедии.
Термины: классицизм, комедия, сюжет, герой, характер.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя о классицизме
и западноевропейском искусстве XVII века

строится по следующему плану:

1. Исторические и философские предпосылки возникновения классицизма.
2. Эстетика классицизма.
3. Классицизм в живописи, архитектуре, музыке.

В ходе рассказа учитель использует слайды, схему «Культура классицизма»:
– П о л и т и к а: государственный абсолютизм.
– Ф и л о с о ф и я: господство философии рационализма, ставшей теоретической основой классицизма; разум как единственный источник истинного знания.
– И с к у с с т в о: «разум», «образец» как центральные понятия искусства классицизма; соблюдение определённых канонов в искусстве, его нормативность.
– Б ы т: регламентация, строгое подчинение установленным правилам.

Раскрывая исторические и философские основы классицизма, учитель может обратиться к материалу вступительной статьи учебника и актуализировать имеющиеся у школьников знания об эпохе Людовика XIV.

Отдельно необходимо остановиться на фрагментах
трактата Никола Буало-Депрео «Поэтическое искусство»,

в котором в доступной и живой форме изложены принципы классицизма.

В основе эстетики классицизма лежит принцип рационализма:

Так пусть же будет смысл всего дороже вам,
Пусть блеск и красоту лишь он даёт стихам!
Обдумать надо мысль и лишь потом писать!
Поэт обдуманно всё должен разместить,
Начало и конец в поток единый слить,
И, подчинив слова своей бесспорной власти,
Искусно сочетать разрозненные части.

Художественное произведение для теоретиков классицизма — это создание сознательно сотворённое, разумно организованное и построенное. Таким образом, разум — это сила, организующая литературное произведение.

Ещё один важный принцип эстетики классицизма — принцип подражания природе. По мнению Н. Буало, в изображении действительности необходимо быть правдоподобным.

Учитель отмечает, что в произведениях классицизма изображается только то, что соответствует законам разума, или то, что должно быть по законам разума. Отсюда «облагораживание» природы в произведениях классицизма. Если в реальной жизни отсутствует гармония, то в искусство её нужно привнести. Требование изображать «сквозь призму идеала прекрасного» у Н. Буало звучит следующим образом:

Порою на холсте дракон иль мерзкий гад
Живыми красками приковывает взгляд,
И то, что в жизни нам казалось бы ужасным,
Под кистью мастера становится прекрасным.

Н. Буало сформулировал требования к языку произведений («слово» — результат стилевого отбора), построению сюжета, единству действия, места и времени. Правило трёх единств было возведено в непререкаемый закон.

Можно соотнести нормы классицизма с положениями рационалистической философии Рене Декарта (1596—1650) и принятой в обществе системой ценностей.

Выводы фиксируются учащимися
в рабочих тетрадях:


1. Рационализм и классицизм представляют собой определённый тип миропонимания, способ выражения отношения к миру, проявляющийся в искусстве, политике, философии, быту.

2. Общий взгляд на мир как вечный и неизменный в философии Р. Декарта находит своеобразное преломление в эстетике классицизма: классицисты утверждали вечность и неизменность эстетического идеала (античность) и вкуса.

3. В литературе классицизм проявил себя как строгая система принципов изображения действительности, свод определённых правил.

4. С рационалистическими представлениями о системности, простоте и ясности в подходе к любому явлению связаны требования иерархии (соподчинения) и чистоты жанров. Этот принцип в литературе соотносится и с принятой в обществе иерархией. 5. С философией рационализма связано формирование нового типа конфликта: столкновение разума, долга и чувства, страсти.

6. Классицизм проявился не только в литературе, но и в других видах искусства. Рационалистический подход определили черты стиля классицизма: определяющими являются понятия пропорции, меры, гармонии форм, симметрии, рационального построения, строгой композиции.

Уместно вспомнить об особенностях русского классицизма (комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина).

Решению дидактических задач урока и активизации деятельности учащихся будет содействовать привлечение смежных видов искусства. Учитель выделяет стилевые приметы классицизма в живописи, обратившись к произведениям Н. Пуссена, К. Лоррена.

Рассказав, например, о сюжетной основе картины Пуссена «Царство Флоры», учитель может адресовать ученикам вопросы и задания:

1. Н. Пуссен объединил в картине «Царство Флоры» разные сюжетные мотивы. Как вы считаете, не нарушило ли это единства впечатления?

2. Как удалось художнику создать единое впечатление? Что вы можете сказать о группировке фигур, комбинации форм и красок?

3. Как бы вы определили основную идею этой картины?

4. Обобщите сказанное и подтвердите, что перед нами картина классицизма.

В пейзаже Н. Пуссена есть все стилевые приметы классицизма: чёткость и стройность композиции, упорядоченное равновесие, продуманное распределение объёмов, герои мифов воплощают идеал красоты.

Возможно прослушивание увертюры оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка — яркого выразителя идей классицизма в музыке. Учащимся предлагается вспомнить миф об Орфее и Эвридике и ответить на вопросы:

1. Какое впечатление произвела на вас увертюра к опере К. Глюка?

2. Какие чувства хотел донести до нас композитор?

Античный миф трактуется композитором как сказание о величии любви и могуществе музыки в трагической борьбе человека с силами смерти. Произведение характеризуется стремлением выразить сильные, глубокие чувства, сочетанием возвышенной простоты и монументальности, трагического и лирического. Стилю К. Глюка присущи простота, ясность, чистота мелодии.

Образцом классицистического стиля в архитектуре является Версальский дворец, основные работы по строительству которого были проведены в 1661—1700 гг. архитектором Луи Лево, садоводом-планировщиком Андрэ Ленотром и живописцем Шарлем Лебреном. Архитектуре классицизма в целом присущи стройность, строгость линий, величавость.

II. Устные сообщения учащихся
об отдельных фактах биографии и творчества Ж.-Б. Мольера,

дополненные просмотром фрагментов фильма-спектакля А. В. Эфроса «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» (1973) и привлечением материалов книги Ж. Монгредьена «Повседневная жизнь комедиантов во времена Мольера» (М., 2008).

Кроме того, можно обратиться к сайту о Мольере. Здесь представлена информация об изданиях произведений Мольера на русском языке и языке оригинала, об аудиокнигах, о фильмах и др., а также материал по биографии драматурга (включая иллюстрации) и тексты произведений.

III. Чтение и анализ афиши
комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».


Восьмиклассники имеют опыт работы с драматическими произведениями, они читали и анализировали фрагменты трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», в том числе и списки их действующих лиц.

Вопросы для работы:

1. Каково социальное положение действующих лиц пьесы?

2. Какова последовательность в расположении действующих лиц в афише?

3. Где происходит действие комедии?

IV. Знакомство с содержанием
первого действия комедии Ж.-Б. Мольера
«Мещанин во дворянстве» можно провести:


— в форме подробного пересказа (учителем или заранее подготовленным учеником) с чтением избранных сцен, диалогов (например, диалога учителя музыки и учителя танцев в явлении 1);

— как просмотр начала спектакля Театра имени Евг. Вахтангова «Мещанин во дворянстве» (1977, режиссёр В. Г. Шлезингер).

Учащимся предлагается поразмышлять над вопросом о том, почему мещанин Журден хочет стать дворянином. Первый обмен впечатлениями о комедии могут направить вопросы 2, 10, 12 учебника.

V. В заключительном слове
учитель, обобщая ответы учащихся, отмечает, что социальной основой тщеславных помыслов Журдена были живые примеры таких же стремлений, охвативших всю буржуазию. Банкиры, торговцы, ростовщики готовы были заплатить любые деньги за получение дворянской грамоты, за приставку де перед своей «вульгарной» фамилией. Они заводили знакомых среди придворных, осыпали их деньгами — и всё ради того, чтобы, выражаясь языком того времени, «обернуться дворянином».

Главным источником комического в пьесе становится контраст между истинной, грубоватой и простодушной натурой Журдена и претензиями на аристократичность.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать помещённые в учебнике фрагменты комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»;
2) ответить на вопросы 7, 8 учебника.

Индивидуальные задания:
1) выполнить задание 2 после вступительной статьи о Мольере, индивидуальные задания 1, 2 после текста комедии (по выбору учащихся);
2) подготовить выразительное чтение 6, 8, 9 явлений 2 действия, 12 явления 3 действия (по выбору);
3) подготовить краткий пересказ 5 действия пьесы.

Следующие уроки: Урок 10. Особенности конфликта в комедии «Мещанин во дворянстве» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

 
Никола Пуссен. Царство Флоры. 1631.
Холст, масло, 131 × 181 см. Дрезден, Галерея старых мастеров.
Основой сюжета послужили «Метаморфозы» Овидия: герои, погибая, обращаются в цветы. Смилака представлена с вьюнком, а Клития — с гелиотропом.
Пуссен создал загадку для исследователей, поскольку из крови Аякса проросла бледно-розовая гвоздика, не соответствующая первоисточнику.
Композиция строго продуманная, она симметрична и ритмически уравновешена. Пуссен здесь проявил свою глубочайшую убеждённость в том, что произведение искусства немыслимо без правильного соотношения частей. Композиционная система двухуровневая: с одной стороны, фигуры и группы уравновешены вокруг центра на разных осях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика