Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»
Литература
 
 Главная
 
Э. Хемингуэй.
Фото, 1940 г.
 
Э. Хемингуэй с Грегорио Фуэнтесом, прототипом героя повести «Старик и море». 1950
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ
(1899 – 1961)


«СТАРИК И МОРЕ»
3 ЧАСА

8 класс[1]


Урок 88. Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море».

* Урок 89. Своеобразие сюжета повести.[2]

Урок 90. Смысл названия повести.


УРОК 88
Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества Э. Хемингуэя; подготовить к анализу повести «Старик и море».
Основные виды деятельности: рассказы учащихся о писателе; чтение фрагментов повести; беседа по вопросам.
Термины: повесть, автобиографические произведения.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя,

нацеленное на воссоздание неординарного образа писателя — участника двух мировых войн и войны испанского народа, страстного охотника и рыболова, знатока корриды, американца, проведшего значительную часть жизни за пределами США.

Рассказ сопровождается демонстрацией различных фотографий Хемингуэя.

Отдельно необходимо осветить те факты биографии писателя, которые связаны с мировыми войнами и гражданской войной в Испании (опережающие задания 1—2 учебника после вступительной статьи).

Увиденное и пережитое Хемингуэем на войне будет переосмыслено в ряде его художественных произведений (можно подготовить книжную выставку).

В ходе работы над биографией Хемингуэя уместно обратиться к воспоминаниям о писателе. Например, С. А. Микоян (сын А. И. Микояна, известного советского политического деятеля) отмечает:
«Творчество Хемингуэя нераздельно связано с его личностью, с его характером, воззрениями, с его переживаниями и чувствами. Он вкладывал в свои произведения всю глубину сердца, чистоту души и ясность ума. Поэтому искренность, честность и справедливость — черты не только самого Эрнеста Хемингуэя, но и его творчества; в них подлинное его величие, один из секретов популярности его произведений» (Микоян С. А. Слово о человеке).

Уместно дать учащимся пояснения о получении писателем Пулитцеровской и Нобелевской премий за повесть «Старик и море».

Пулитцеровская премия считается одной из наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра. Магнат венгерского происхождения Джозеф Пулитцер (1847—1911) оставил завещание, согласно которому был основан фонд его имени на оставленные с этой целью два миллиона долларов. С 1917 года премия вручается ежегодно в первый понедельник мая попечителями Колумбийского университета в Нью-Йорке.

Нобелевская премия была присуждена писателю «за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в „Старике и море“, а также за влияние на современную прозу». По состоянию здоровья писатель не смог присутствовать на официальном вручении награды.

Хемингуэя представлял американский посол в Швеции Джон Кэбот, который зачитал заявление писателя. В нём говорилось, что «творчество — это в лучшем случае одиночество... Писатель растёт в общественном мнении и за это жертвует своим одиночеством. Ведь писатель творит один, и, если он достаточно хороший писатель, ему приходится каждый день иметь дело с вечностью — или с её отсутствием».

После присуждения Нобелевской премии у писателя брали много интервью. Хемингуэй любил повторять, что он «чувствует себя кубинцем» и что повесть «Старик и море» вдохновлена Кубой, её людьми и природой. В знак уважения к этой земле он передал свою Нобелевскую медаль в дар святой деве Каридад в соборе Эль Кобре — одной из исторических святынь Кубы.

В предместье Гаваны установлен бюст писателя с надписью: «Эрнест Хемингуэй. Автор „Старика и моря“» (можно показать фотографии).

II. Рассказ учителя об истории создания
повести «Старик и море»

с использованием комментариев учебника и дополнительного материала.

Повесть «Старик и море» — бесхитростная история о том, как нищий кубинец Сантьяго ценой великого напряжения сил, терпения и страдания поймал гигантскую меч-рыбу, а потом потерял свою добычу (по дороге к дому рыбу растерзали акулы).

Повесть вызвала горячие споры среди читателей и критиков. Писатель предоставляет право читателям самим судить о том, какое содержание он вложил в свои образы.

Особенно важно для Хемингуэя было мнение его великого писателя-современника У. Фолкнера:
«На этот раз он нашёл Бога, Создателя. До сих пор его мужчины и женщины творили себя сами, лепили себя из собственной глины; побеждали друг друга, терпели поражения друг от друга, чтобы доказать себе, какие они стойкие. На этот раз он написал о жалости — о чём-то, что сотворило их всех: старика, который должен был поймать рыбу, а потом потерять; рыбу, которая должна была стать его добычей, а потом пропасть; акул, которые должны были отнять её у старика, — сотворило их всех, любило и жалело».

В чём же сила воздействия этого произведения на читателя?

III. Беседа с целью выявления
первичного впечатления о прочитанной повести

с использованием вопросов 1, 2 учебника и дополнительных вопросов и заданий:

1. Назовите наиболее запомнившиеся эпизоды повести.

2. Какие чувства вызывают у вас герои повести — старик и мальчик?

3. Как вы понимаете смысл названия произведения?

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание:


1) составить хронологию жизни и творчества Э. Хемингуэя на основе материала учебника и дополнительных источников;

2) повторить материал по теме «Характеристика сюжета литературного произведения»;

3) кратко пересказать сюжет повести «Старик и море».

Индивидуальные задания:
1) подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося эпизода;
2) выполнить индивидуальные задания 1, 2 учебника (по выбору).



УРОК 89*
Своеобразие сюжета
повести Э. Хемингуэя «Старик и море»

Задачи:
закрепить умения выделять основные эпизоды произведения и давать характеристику его сюжета, сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему.
Основные виды деятельности: беседа по вопросам; анализ эпизодов; выразительное чтение фрагментов; работа с иллюстрациями к повести и рисунками учащихся.
Термины: сюжет, эпизод, персонаж, повесть.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания:

хронологии жизни и творчества писателя.

II. Анализ сюжета повести «Старик и море»
проводится на основе повторения теоретического материала «Характеристика сюжета литературного произведения», вопросов и заданий 3—8, индивидуальных заданий 1, 2 учебника и дополнительных вопросов и заданий.

Учитель расскажет о том, что в начале своей литературной деятельности Э. Хемингуэй в письме к отцу написал:
«...Я стремлюсь во всех своих рассказах передать ощущение подлинной жизни — не описывать её, не критиковать, а передать её истинную сущность».

Стремление выразить правду жизни позволило писателю создать особый стиль, которому присущи отсутствие подробного жизнеописания героя и изображение его в критические моменты жизни, лаконизм и эмоциональная сдержанность повествования, глубокий подтекст, философская символика.

Школьникам адресуются
следующие вопросы и задания:


1. Кратко перескажите сюжет повести «Старик и море» (проверка домашнего задания).

2. Назовите основные эпизоды. Какие ключевые моменты в произведении связаны с завязкой, кульминацией и развязкой?

3. В чём своеобразие начала и финала произведения?

4. Какие фольклорные и классические литературные сюжеты напомнил вам сюжет прочитанной повести?

Внешний, событийный план повести прост. Но в ней есть глубокий философский подтекст. Великолепные картины моря, описание «технологии» рыбацкого труда соединились в произведении с глубокими размышлениями о сущности человеческой жизни.

Перед учащимися ставятся вопросы и задания 3, 4, 5, 6, 7 учебника.

По ходу аналитической работы
рассматриваются иллюстрации П. Борисова и рисунки учащихся.

Учащиеся размышляют над вопросами:

1. Насколько точно, на ваш взгляд, удалось художнику П. Борисову передать образ главного героя?

2. Совпадает ли он с вашим восприятием образа старика?

3. Кто из учащихся сумел в своих рисунках наиболее точно (выразительно) передать характер Сантьяго?

Предлагаем дополнительные вопросы:

1. Какие образы постоянно повторяются в повести?

2. Какую роль играет упоминание в повести Ди Маджио?

Внимание учащихся можно обратить на неожиданное соседство понятий «вера» и «бейсбол» (см. описание хижины старика: её стены украшены картинками с изображениями Христа и Богоматери, а под кроватью лежит газета с результатами бейсбольных матчей).

В море три раза молитва сменяется разговором старика с Ди Маджио. В его душе борется смиренное желание попросить Бога о помощи с потребностью сверить свои поступки с высоким образом Ди Маджио.

Даже у рыбы, в представлении старика, глаза похожи на «лики святых во время крестного хода», а меч вместо носа — на бейсбольную клюшку. Когда рыба выныривает из глубины, молитва и обращение к великому бейсболисту звучат с одинаковой силой. Старик сначала начинает читать «Отче наш», а потом думает: «...я должен верить в свои силы и быть достойным великого Ди Маджио...» Когда приближается развязка в его поединке с рыбой, старый рыбак обещает прочесть сто раз «Отче наш» и сто раз «Богородицу», но, убив рыбу, уже не молится, не благодарит Бога, а заключает: «...я думаю, что великий Ди Маджио мог бы сегодня мной гордиться». Наконец, когда акулы начинают отрывать от рыбы кусок за куском, старик отказывается от религиозных вопросов («пусть грехами занимаются те, кому за это платят») и прямо ставит рядом рыбака святого Петра и сына рыбака Ди Маджио.

Сантьяго называют «salao» (самый что ни на есть невезучий). Символом невезения, преследующего старика, становится парус его лодки, «весь в заплатах из мешковины», напоминающий «знамя наголову разбитого полка». Но старик сохраняет выдержку и достоинство в критической, экстремальной ситуации. Ведь и Ди Маджио не потому велик, что он всё время выигрывает: в последнем матче его клуб как раз проиграл, сам же он только ещё входит в форму и по-прежнему мучим болезнью с загадочным названием «пяточная шпора».

Сантьяго, подобно спортсмену, своей героической борьбой с рыбой показывает, «на что способен человек и что он может вынести»; делом утверждает: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Далее следует обсуждение вопроса 9 учебника
и выразительное чтение описаний моря

(проверка домашнего задания).

Свою духовную силу герой черпает в ощущении своего родства с природой, с морем. Следует обратить внимание учащихся на особенности изображения моря: оно выступает в произведении как живое существо, в море старик ощущает окружающие явления олицетворёнными, одушевлёнными.

Обратимся к вопросу 8 учебника.

Привязанность мальчика Манолино, который любит и жалеет старика, хочет стать ему опорой, служит источником тепла, надежд на будущее.

III. Заключительное слово учителя.

Повесть «Старик и море» отмечена высокой мудростью. В ней нашёл своё воплощение подлинный гуманистический идеал писателя, искавшего свои ответы на главные вопросы века и пришедшего в конечном итоге к выводу: человека нельзя победить!

IV. Домашнее задание:

подготовить ответы на вопросы 10, 11, 12 учебника (по выбору).

Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 3 учебника.



УРОК 90
Смысл названия повести Э. Хемингуэя «Старик и море»

Задачи:
расширить представления учащихся о заглавном образе литературного произведения; обсудить вопросы о проблематике повести и авторской позиции; углубить представления учащихся о творческих интерпретациях литературного произведения.
Основные виды деятельности: заглавный образ, авторская позиция, идея, философская и нравственная проблематика.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о теме и задачах урока, повторение материала о заглавном образе в литературном произведении.

В своей речи при вручении Нобелевской премии Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, назвал Э. Хемингуэя «одним из самых значительных писателей нашего времени». Высоко оценив повесть «Старик и море», Эстерлинг сказал, что в этом произведении, где «речь идёт о простом рыбаке, перед нами открывается человеческая судьба, прославляется дух борьбы при полном отсутствии материальной выгоды... это гимн моральной победе, которую одерживает потерпевший поражение человек».

II. Проверка домашнего задания
(знакомство с сочинениями на тему «Человек и природа в повести Э. Хемингуэя „Старик и море“») настроит учащихся на осмысление заглавного образа повести.

Старик органично слит с природой. Море выступает в повести почти как живое существо:
«Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, — что поделаешь, такова уж её природа».

Звёзды тоже кажутся старику живыми существами. «Как хорошо, — говорит он себе, — что нам не приходится убивать звёзды! Представь себе: человек, что ни день, пытается убить луну? А луна от него убегает».

Старик ощущает себя равным могучим силам природы. Его борьба с рыбой приобретает символический смысл, становится символом человеческого труда, человеческих усилий вообще. Старик разговаривает с рыбой, как с равным существом. «Рыба, — говорит он, — я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер».

Мужество и стойкость — обязательное качество рыбака. Старик доказывал это уже тысячи раз. «Ну, так что ж? — говорит он себе. — Теперь приходится доказывать это снова. Каждый раз счёт начинается сызнова: поэтому, когда он что-нибудь делал, то никогда не вспоминал о прошлом».

III. Анализ заглавного образа повести
проводится с использованием вопросов 9—12 и индивидуального задания 3 учебника.

Попутно проводится проверка сочинения
на тему «Символика повести Э. Хемингуэя „Старик и море“»

и повторение известного восьмиклассникам понятия «символ».

Учащимся можно предложить поразмышлять над
высказыванием одного из исследователей:

«Конкретные образы повести заключают в себе широкое символическое содержание, в развитии действия, в монологах старика всё время ощущается скрытый философский подтекст. Образ рыбака вырастает до символа Человека, „большая рыба“ — это символ большой цели, составляющей подлинный смысл человеческой жизни, акулы воплощают хищническое, злое начало, в борьбе с которым Человек отстаивает своё право на достойную жизнь» (Луценко Т. М. Зарубежная литература в школе. — Минск, 1973. — С. 218—219).

Герой повести «Старик и море» — символ человека, противоборствующего суровой судьбе. Предельно выразительна и сама ситуация — одинокий человек лицом к лицу с природой, с океаном, со звёздами. В борьбе с враждебными обстоятельствами герой терпит поражение, но, несмотря на это, утверждает своё человеческое достоинство. Ещё раз можно обратиться к эпизоду поединка Сантьяго с большой рыбой. Известный фатализм (восьмиклассников можно познакомить со значением этого слова) звучит в словах старика, вступившего в борьбу со своим противником. «Рыба, — позвал он тихонько, — я с тобой не расстанусь, пока не умру».

До предела напрягая силы, старик продолжает поединок. «Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения, — говорит он. — Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Старик не остаётся в бездействии, когда на его рыбу нападают акулы. Хотя он стар и измождён, хотя руки его изранены, он продолжает бороться. После того как ломается нож, привязанный к веслу, Сантьяго не удаётся спасти свою рыбу, но он остаётся непобеждённым.

«Кто же тебя победил, старик? — спросил он себя... — Никто, — ответил он. — Просто я слишком далеко ушёл в море». Измученный, обессиленный, но непобеждённый Сантьяго добирается до порта, где его ждёт мальчик, олицетворяющий силу мужской дружбы и связь поколений.

Важно обсудить с учащимися вопрос об авторском отношении к герою и о способах его выражения (вопрос 12 учебника).

Как уже в заглавии повести автор выражает свою мировоззренческую позицию?

IV. Знакомство с фрагментами
кинофильма «Старик и море» (режиссёр Д. Стерджес)
или мультфильма А. Петрова

(рекомендуются эпизод поединка с рыбой и финал произведения).

1. Какие приобретения и потери отличают экранизацию в сравнении с произведением?

2. Насколько образ, созданный актёром, отвечает вашему представлению о персонаже произведения?

3. Какие вы заметили режиссёрские и операторские находки в фильме?

4. Как показана в фильме стихия моря?

V. Подведение итогов урока,
заключительное слово учителя.


Повесть заканчивается словами:
«Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы».

Обращаемся к вопросу 10 учебника:
каков смысл финала произведения?

Сантьяго всё время снятся львы; он не охотится на них во сне, а только с любовью наблюдает за их играми и совершенно счастлив. Это и есть его прижизненный рай, обретение полного единения с природой. А ещё старику обещана будущая жизнь: его опыт, любовь перейдут в его ученика — мальчика Манолина. Значит, есть смысл жить, значит, «человек выстоит».

Старик спасён. Его ждёт мальчик, который говорит ему, что теперь они будут рыбачить вместе, что он должен многому у него научиться. Финал повести, таким образом, связан с верой автора в возможности и силы человека.

Можно предложить школьникам
поразмышлять над вопросом:

что сближает повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» и рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»?

В заключительном слове
учитель должен подчеркнуть, что творчество Э. Хемингуэя носит глубоко этический характер.

Писатель противопоставил несправедливости и хаосу окружающей жизни веру в человека, в его нравственные силы и способность к подвигу. Хемингуэй размышлял в своих произведениях над коренными нравственными проблемами, которые встали перед человеком в XX веке. В них он утверждал философию стоицизма (ещё одно понятие может быть записано в словари). Этим можно объяснить интерес к писателю современного читателя.

VI. Домашнее задание:

подготовить сообщения «Жанры фольклора», «Жанры древнерусской литературы», «Жанры лирической поэзии», «Драматические жанры», «Жанры в живописи», «Жанры в кинематографе» (по выбору учащихся) и проиллюстрировать их примерами.

Следующие уроки: Урок 91. Практикум. Анализ жанрового своеобразия литературного произведения >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Э. Хемингуэй и пойманный им марлин.
На Кубе Хемингуэй увлекся морской рыбалкой. Он побил мировой рекорд, поймав за один день семь марлинов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Э. Хемингуэй в госпитале.
Милан, 1918 г.
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика