Стихотворения М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. В. Ломоносова.
Неизвестный художник. Копия с несохранившегося оригинала Г.К.И. фон Преннера 1755 г. Середина XIX в. ГИМ. Москва[3]
 
 
Г. Р. Державин.
Гравюра К. Жуковского по оригиналу Тончи
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


3 ЧАСА

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 4. Стихотворения М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина

Урок 5. Стихотворения А. С. Хомякова, А. К. Толстого и К. Р.

* Урок 6. Традиции духовной поэзии в русской литературе XX века[2]


УРОК 4
Стихотворения
М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина

Задачи:
дать начальное представление о духовной поэзии и духовной традиции в русской литературе; познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина; развивать навык работы со сносками, с комментариями, со справочной литературой.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; устные сообщения о писателе; чтение и анализ фрагментов стихотворений; работа с комментариями; анализ иллюстраций.
Термины: духовная поэзия, духовная традиция, ода.

Этапы урока

I. Вступительная беседа,

посвящённая подготовке к разговору о духовной традиции в русской литературе, может быть построена на основе помещённых в рубрике учебника «Мир в слове» и дополнительно подобранных учащимися материалов.

Примерный план вступительной беседы:

1. Значения слова «душа» и использование этого слова в художественной литературе (отчёты учащихся о выполнении домашнего задания).

2. Какие значения слова «духовный» вам знакомы? Приведите словосочетания, в которых используется это слово.

Записи в тетрадях:

Духовный — связанный с внутренним, нравственным миром человека («духовный мир человека», «духовные силы»).
Духовный — связанный с религией и церковью, не светский («духовный сан», «духовная музыка», «духовная поэзия»).


3. Как соотносятся определения «духовный» и «душевный»? Покажите на конкретных примерах.

Записи в тетрадях:

Душевный — связанный с внутренним, духовным миром человека, его психическим состоянием («душевный подъём»).
Душевный — искренний, сердечный, откровенный («душевный разговор»).


4. Как вы объясните значения словосочетаний «духовный отец», «духовный наставник»?

II. Чтение статьи учебника
«Духовная традиция в русской литературе»,

на основании содержания которой учащиеся делают вывод о том, в каком значении используется слово «духовный» в названии темы.

III. Устные сообщения учащихся
о М. В. Ломоносове и Г. Р. Державине,

с включением в них не только иллюстративного материала, но и поэтических фрагментов, например стихотворений М. В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру...», «Я долго размышлял и долго был в сомненье...» и отрывков из стихотворений Г. Р. Державина «Гром» (4-я и 5-я строфы), «Лебедь» (1-я и 2-я, 6-я и 7-я строфы).

IV. Чтение и анализ
фрагментов стихотворения М. В. Ломоносова
«Утреннее размышление о Божием величестве»

(по вопросам 1—3 и 5 учебника).

V. Чтение и анализ
фрагментов стихотворения
Г. Р. Державина «Бог»

(по вопросам 1—4 учебника).

В завершение чтения и анализа отрывков из стихотворений М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина учащимся предлагается познакомиться с информацией о жанре оды, которая помещена в учебнике в статье «Духовная традиция в русской поэзии» и в «Кратком словаре литературоведческих терминов», а затем ответить на вопросы:

1. Какие жанровые признаки оды вы можете назвать на основе информации, помещённой в учебнике?

2. Кому или чему посвящены прочитанные стихотворения М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина?

3. Что придаёт этим поэтическим фрагментам торжественный характер?

4. Какой вывод о жанровой принадлежности прочитанных стихотворений М. В. Лермонтова и Г. Р. Державина вы можете сделать?

VI. Домашнее задание:

прочитать помещённые в учебнике произведения А. С. Хомякова, А. К. Толстого и К. Р.

Индивидуальные задания:
подготовить сообщение о жизни и творчестве А. С. Хомякова, А. К. Толстого или К. Р. (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок 5. Стихотворения А. С. Хомякова, А. К. Толстого и К. Р. >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Портрет Ломоносова работы Г. Преннера – единственное достоверное прижизненное изображение в живописи.
Заказчиком и владельцем портрета являлся граф Воронцов, позволявший делать копии с него создателям гравированных и мозаичных портретов, впоследствии также утерянных. Первым же владельцем портрета из представителей рода Ломоносова стала после 1767 года единственная дочь учёного Елена Михайловна (1749–1772). После ее смерти портретом Ломоносова в разные годы владели следующие представители семьи: А. А. Константинов; Софья Алексеевна (1769–1844) — дочь Константинова и внучка Ломоносова, ставшая женой генерала Н. Н. Раевского — героя Отечественной войны 1812 года; Александр Николаевич Раевский (1795–1868) — старший сын Раевских, полковник и правнук Ломоносова, друг А. С. Пушкина и прототип его «Демона»; Иван Григорьевич Ностиц (1824–1905) — граф, генерал и муж дочери А. Н. Раевского Александры (1839–1863), праправнучки Ломоносова, рано ушедшей из жизни; Григорий Иванович Ностиц (1862–1926) — граф, генерал, начальник штаба гвардейского корпуса, сын Александры и прапраправнук Ломоносова. До 1917 г. портрет хранился у потомков Ломоносова. но позднее был утрачен.
Фрагментарную копию с прижизненного портрета работы Г. Преннера по заказу главы двух Академий Екатерины Романовны Дашковой (1744 – 1810) выполнил популярный в те годы петербургский художник Леонтий Семенович Миропольский (1744(5) – 1819), ученик Левицкого. Портрет находится в Музее М. В. Ломоносова в Кунсткамере.
В XVIII–XX вв. помимо этих портретов Ломоносова было выполнено значительное количество копий как с них, так и с последующих копий. (вернуться)

 
Панно "Усадьба Усть-Рудица" Середина XVIII в.
Холст, бисер, стеклярус, вышивка. Эрмитаж.
В 1753 году мыза Усть-Рудица вместе с 4 деревнями (Шишкина, Калищи, Перекули, Липова) была пожалована императрицей Елизаветой «для делания изобретённых им разноцветных стёкол и из них бисеру и всяких других галантерейных вещей и уборов» Ломоносову. 6 мая 1753 г. Ломоносов заложил в Усть-Рудице фабрику по изготовлению цветного стекла и смальты. К 1754 г. фабрика начинает выпускать первую продукцию, которая завоёвывает успех у петербургских модниц.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика