|
|
|
УРОК 12
Работа над рефератом
на литературную тему
Задачи: показать особенности реферата на литературную тему как вида письменной работы; рассмотреть виды рефератов по литературе и основные требования
к структуре реферата; подготовить учащихся к написанию реферата на литературную тему.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рефератов; анализ словарных статей; сопоставление реферата с сообщением, докладом, презентацией;
составление плана реферата; написание фрагментов вступления и заключения к реферату.
Термины: реферат, тема, цитата.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о задачах практикума,
посвящённого реферату на литературную тему.
II. Проверка домашнего задания:
1) вопросы к викторине по древнерусской литературе и «Слову о полку Игореве» (можно выборочно использовать задания, подготовленные В. В. Сидоровым
и размещённые в Интернете);
2) чтение наизусть фрагментов «Слова о полку Игореве»;
3) отчёты о выполнении индивидуального задания 2 учебника (с выразительным чтением фрагментов стихотворных переводов «Слова о полку Игореве»).
III. Определение
значения термина «реферат»,
знакомство с толкованиями слова «реферат» в различных словарях.
Вот одно из определений:
«Реферат (от лат. refere — докладывать, сообщать) —
1) краткое, устное или письменное, изложение научной работы, книги и т. п.;
2) доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников» (Словарь русского языка. В 4 т. / под ред. А. П. Евгеньева. — Т. 3. — 4-е изд.
— М., 1997. — С. 711).
IV. Чтение раздела учебника
«Работа над рефератом по литературе».
V. Выполнение
практических заданий учебника,
помещённых в разделе «Работа над рефератом по литературе», и обращение к опыту учащихся в создании рефератов (по разным предметам):
1. С какими рефератами вы уже были знакомы? По каким школьным предметам вы готовили рефераты? Какие требования к ним предъявлялись?
2. Что такое автореферат?
3. Что общего у реферата и сообщения, реферата и презентации? Чем они отличаются?
Следует обратить внимание учащихся на то, что в реферате, в отличие от многих других письменных работ, собственная точка зрения может быть представлена минимально
(например, во введении или заключении). Главная задача реферата — краткое изложение чужой работы (чужих работ). И здесь особое значение приобретает расположение
материала и оформление.
VI. Подготовка к написанию реферата
на основе рекомендаций учебника
и с учётом уже имеющегося у учащихся опыта создания таких работ (например, по темам «Древнерусская литература», «Литература эпохи Возрождения»).
VII. Домашнее задание:
подготовить план реферата по древнерусской литературе.
Следующие уроки: Урок 13. Гуманисты эпохи Возрождения >>>
|
|
УРОК 32
Комплексный анализ
лирического стихотворения
Задачи: обобщить знания учащихся об особенностях лирического произведения; сформировать навыки целостного анализа лирического стихотворения, в том числе с
учётом контекста творчества поэта, историко-культурного контекста; повторить сведения по теории стиха.
Основные виды деятельности: выразительное чтение; работа со статьёй учебника; записи в тетрадях; работа со словарём;
выполнение практических заданий учебника.
Термины: лирика, лирическое стихотворение, художественный образ, лирический герой, жанр, тропы, фигуры, ритмика, метрика, строфика, рифма, анализ.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о теме и основных задачах урока,
посвящённого целостному анализу лирического стихотворения.
Этот вид деятельности уже отчасти знаком девятиклассникам. Опыт анализа стихотворений в отдельных (заранее заданных) аспектах у них имеется. Результатом работы по
данной теме должны стать сформированные навыки самостоятельного отбора и расположения материала, связанного с анализом особенностей конкретного лирического
стихотворения и обусловленного в первую очередь именно этими особенностями.
II. Выразительное чтение наизусть
стихотворений В. А. Жуковского
(по выбору учащихся), проверка домашнего задания.
III. Чтение фрагмента главы учебника
«В чём своеобразие лирического произведения»
и выполнение практических заданий, помещённых в этом разделе:
1. Приведите примеры наиболее распространённых лирических жанров. Можете ли вы отметить особенности самого распространённого лирического жанра — лирического
стихотворения?
При ответе на этот вопрос учтите, что лирическое стихотворение часто определяется как универсальное жанровое обозначение и что одной из самых характерных его
особенностей является как раз отсутствие чётких жанровых признаков, какие обязательно были у старых лирических жанров (оды, элегии, послания и др.).
2. Попытайтесь восстановить в памяти отдельные, особенно важные для анализа лирического произведения теоретико-литературные понятия. С этой целью составьте таблицы,
например: «Тропы и фигуры», «Двусложные и трёхсложные размеры стиха».
IV. Чтение фрагмента главы учебника
«Примерный план целостного анализа
лирического стихотворения»
и выполнение задания 1, помещённого в конце этого раздела.
V. Совместная работа
по анализу стихотворения В. А. Жуковского «Море»
на основе приведённого в учебнике примерного плана.
Возможно обращение уже в 9 классе к более сложному, сориентированному на углублённое изучение литературы плану анализа лирического стихотворения (или отдельным его пунктам):
1. Историко-литературная справка:
1) время создания произведения, творческая история произведения (продолжительность написания, наличие вариантов), факты творческой и личной биографии поэта,
которыми обусловлено обращение к теме произведения, выбор жанра и т. д.;
2) место данного произведения в творческой биографии автора, связь с другими произведениями по данной теме, данного жанра и т. п.;
3) место данного произведения в литературном процессе (традиции, развитием которых стало это произведение, новаторские черты, повлиявшие на творчество других
авторов);
4) история знакомства исследователя с произведением.
2. Ритмомелодические особенности стихотворения:
1) система стихосложения, размер, особенности размера;
2) характер рифмы;
3) способ рифмовки;
4) строфика;
5) смысловые ассоциации, обусловленные выбором ритмомелодических особенностей.
3. Анализ произведения
с точки зрения жанра:
1) в соответствии с законами какого жанра строится произведение (показать признаки этого жанра);
2) отметить нарушение законов жанра, использование признаков другого жанра (в том числе не литературно-художественного).
4. Анализ
с точки зрения речевой ситуации:
1) образ говорящего (значение лица и числа, образ лирического героя: характерологические и эмоциональные признаки, мировоззренческая позиция);
2) образ адресата речи (наличие выраженной адресованности, языковые средства обозначения адресата);
3) форма речевого общения (послание, разговор, внутренний монолог и др.).
5. Традиционные средства образной речи (тропы и фигуры):
наличие, частотность, преобладающие средства, особенности их строения и композиции (размещение в тексте).
6. Особенности языка произведения:
1) использование средств различных уровней для создания художественного образа; семантические поля; лексика, соответствующая основному предмету изображения;
2) основные языковые оппозиции;
3) основные закономерности языка.
7. Образный строй произведения
(образ пространства, времени, образы предметов, ситуаций, людей и др.), содержание и средства создания.
8. Выводы
о тематике, проблематике, авторской позиции (пафос и идейное содержание) (см.: Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения: 10—11 кл.:
Метод. пособие / В. Ф. Чертов, Е. М. Виноградова, Е. А. Яблоков, А. М. Антипова; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Дрофа, 2007. — С. 68—69).
VI. Домашнее задание:
подготовить письменный анализ стихотворения В. А. Жуковского «Невыразимое» или стихотворения «Вечер» (по выбору учащихся).
Следующие уроки: Урок 33. Жизнь и творчество А. С. Грибоедова >>>
|
|
УРОК 61
Лирические отступления
в эпическом произведении
Задачи: обобщить сведения о лирических отступлениях в эпических произведениях; расширить круг чтения учащихся; формировать интерес к чтению художественной
литературы.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов литературных произведений; беседа по вопросам; выполнение практических
заданий.
Термины: лирическое отступление.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания,
устные рассказы учащихся об эпических жанрах (с примерами из литературных произведений).
II. Чтение раздела учебника
«Что такое лирические отступления»
и выполнение практических заданий, помещённых в этом разделе.
Для работы на уроке выбираются прежде всего лирические отступления из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Учитель приводит типологию лирических отступлений
в романе, предлагает образцы анализа отдельных отступлений.
Кроме того, на уроке должны прозвучать и лирические отступления из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», изучение которой ещё предстоит, однако важно уже на этом этапе
работы заинтересовать девятиклассников сюжетом поэмы, в которой лирические отступления (в отличие от пушкинского романа) написаны в совсем ином,
нежели основной текст поэмы, стиле.
III. Чтение раздела учебника
«Примерный план анализа
лирического отступления»
и выполнение заданий 1 и 2 учебника.
IV. Домашнее задание:
подготовить примерный план сочинения о лирических отступлениях в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Следующие уроки: Урок 62. Стихотворения К. Н. Батюшкова и Е. А. Баратынского >>>
|
|
УРОК 80
Композиция
литературного произведения
Задачи: повторить и обобщить знания учащихся об особенностях композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени»; формировать умения различать хроникальный и ретроспективный типы композиции, кратко характеризовать особенности композиции литературного произведения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов литературных произведений; выполнение тестовых заданий; беседа по вопросам; выполнение практических
заданий учебника; работа в группах.
Термины: композиция, сюжет, канон, хроникальный тип композиции, ретроспективный тип композиции, кольцевая композиция, антитеза.
Этапы урока:
I. Проверка домашнего задания,
устные сообщения учащихся «Тема памяти в произведениях русских писателей» (на материале рубрики «Мир в слове», посвящённой слову память, с примерами из литературных
произведений).
II. Чтение раздела учебника
«Что такое композиция»
и выполнение практических заданий, помещённых в этом разделе (повторение ранее изученного материала: своеобразие построения басни и место морали в её композиции,
сонет как жёсткая поэтическая форма, каноническое построение жития, особенности композиции (построения) некоторых нехудожественных текстов: отзыва,
аннотации, резюме и др.).
III. Выполнение тестовых заданий,
связанных с определением типа композиции литературного произведения (хроникальный тип, ретроспективный тип, кольцевая композиция), например:
1. Вспомните, в каких произведениях русской литературы основой повествования становится рассказ главного героя о событиях, произошедших с ним в давнем или недавнем
прошлом.
2. Какие из указанных ниже фрагментов нарушают хроникальный тип повествования в романе А. С. Пушкина «Дубровский» и свидетельствуют о наличии в этом произведении
элементов ретроспективной композиции?
Рассказ о жизни Владимира Дубровского в Петербурге; похороны старого Дубровского; история учителя Дефоржа; сцена венчания.
3. Какие из указанных ниже фрагментов романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (их расположение в тексте)
свидетельствуют о наличии в этом произведении элементов ретроспективной композиции?
Внутренний монолог Онегина, едущего в деревню к умирающему дяде; сон Татьяны; воспоминания Автора о лицейских годах.
4. Какие жанры древнерусской литературы представляют яркие примеры хроникального типа композиции?
5. Чем можно объяснить частое использование кольцевой композиции в художественной литературе? Какую роль этот приём играет в нашей повседневной речи, развёрнутых
речевых высказываниях? Покажите на конкретных примерах.
IV. Работа с примерным планом
анализа композиции литературного произведения
(с использованием материалов учебника).
V. Выполнение групповых заданий
(на материале заданий 1—3, помещённых в учебнике).
VI. Домашнее задание:
прочитать статью учебника о жизни и творчестве Н. В. Гоголя.
Индивидуальные задания:
1) подготовить презентацию «Литературные места, связанные с именем Н. В. Гоголя»;
2) выполнить задание 1 или 3 учебника, помещённое после статьи о жизни и творчестве Н. В. Гоголя (по выбору учащихся).
Следующие уроки: Урок 81. Биография и творчество Н. В. Гоголя >>>
|
|
УРОК 93
Анализ
вставного текста в эпическом произведении
Задачи: обобщить сведения о композиции литературного произведения и вставных текстах в эпических произведениях; повторить и обобщить знания учащихся о
композиции романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; формировать навыки
анализа композиции литературного произведения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов литературных произведений; выполнение тестовых заданий; беседа по вопросам; просмотр
фрагментов кинофильмов; выполнение практических заданий учебника.
Термины: композиция, сюжет, вставной текст.
Этапы урока:
I. Проверка домашнего задания,
устные сообщения учащихся
«Образ поля в русской литературе» (с примерами из литературных произведений и подобранными к ним иллюстрациями).
II. Чтение раздела учебника
«Что такое вставной текст»
и выполнение практических заданий, помещённых в этом разделе (повторение ранее изученного материала, беседа о чужих текстах (высказываниях) в разных ситуациях общения
и разных текстах: художественных, научных, публицистических).
III. Выполнение тестовых заданий,
связанных с определением художественной функции смены рассказчиков в литературном произведении.
IV. Работа с примерным планом
высказывания
о роли вставного текста в литературном произведении (с использованием материалов практикума).
V. Домашнее задание:
прочитать рассказ И. С. Тургенева «Певцы» и ответить на вопросы 1, 2, 7 учебника.
Следующие уроки: Урок 94. Рассказ И. С. Тургенева «Певцы» >>>
|
|
УРОК 96
Характеристика
художественного мира
литературного произведения
Задачи: обобщить сведения о художественном мире литературного произведения; сформировать навык высказывания о художественном мире литературного произведения.
Основные виды деятельности: работа с учебником; беседа по вопросам; выполнение тестовых заданий.
Термины: художественный мир, литературное направление.
Этапы урока:
I. Анализ письменных работ учащихся,
сочинений-эссе по теме
«Жизнь души в произведениях русской литературы второй половины XIX века».
II. Чтение раздела учебника
«Что нужно учесть при анализе художественного мира литературного произведения» и выполнение практических заданий, помещённых в этом разделе.
III. Выполнение тестовых заданий,
направленных на повторение и обобщение изученного материала.
Задания предлагаются по изученным в 5—9 классах произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.
При анализе работ учащихся важно отметить, что художественный мир писателя — более широкое (чем художественный мир литературного произведения) понятие, что в этом
мире присутствуют доминанты — преобладающие, повторяющиеся образы, мотивы, темы, настроения, стилистические особенности.
IV. Чтение раздела учебника
«Как построить высказывание о художественном мире литературного произведения» и выполнение практических заданий после этого раздела.
V. Домашнее задание:
прочитать рассказ Л. Н. Андреева «Город» и ответить на вопросы 1—2 учебника.
Индивидуальные задания:
1) подготовить сообщение о жизни и творчестве Л. Н. Андреева;
2) подобрать известные высказывания, посвящённые городу (или подготовить материалы для рубрики «Мир в слове» на эту тему).
Следующие уроки: Урок 97. Рассказ Л. Н. Андреева «Город» >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|