Главная |
|
|
Л. Н. Андреев
Фотография В. Чеховского.
Москва, 1902-1904 годы.
С дарственной надписью М. Горькому[ 2] |
|
|
|
|
В. Набоков в Кембридже. Фото. 1920 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА
2 ЧАСА
9 класс[1]
|
Урок 97. Рассказ Л. Н. Андреева «Город»
Урок 98. Рассказ В. В. Набокова «Рождество»
УРОК 97
Рассказ Л. Н. Андреева
«Город»
Задачи урока: обобщить представления учащихся о гуманистической традиции в литературе; повторить ранее изученный материал; познакомить с художественным
миром Л. Н. Андреева.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; устные сообщения о писателе; чтение фрагментов рассказа; обмен впечатлениями; словарная работа.
Термины: гуманизм, художественный мир, собирательный образ.
Этапы урока:
I. Вступительная беседа
о гуманизме и гуманистической традиции в мировой литературе:
1. Что такое гуманизм? Приведите примеры использования этого и однокоренных слов в нашей речи. Помните ли вы имена гуманистов эпохи Возрождения?
2. В каком смысле можно говорить о гуманистической традиции в литературе? Вспомните, кому преимущественно посвящена и к кому обращена литература.
3. Какие темы в русской литературе могут быть связаны с гуманистической традицией? Вспомните ранее изученные произведения А. С. Пушкина («Станционный смотритель»)
и Н. В. Гоголя («Шинель»). Как изображается в этих произведениях быт, окружающая среда? Кто является главным героем этих произведений? В чём смысл конфликта героя со
средой? Как относятся авторы к своим героям?
В результате
должны быть сделаны выводы
об общих для русской реалистической прозы принципах изображения:
внимании к деталям быта,
сочувствии простому человеку, его трудной жизни
и извечному конфликту со средой.
4. Какие произведения, изображающие жизнь города, вам известны? Какие детали городской жизни подчёркивают их авторы? Как показаны в этих произведениях отношения между
людьми, внутренний мир человека?
Учащихся нужно подвести к выводу о том, что в русской литературе сложилась традиция изображения города как среды, враждебной простому человеку. Городские сценки — это
чаще всего мрачные зарисовки тяжёлого быта, бесправия «маленького человека», равнодушия к нему вышестоящих («Повесть о капитане Копейкине», «Шинель» Н. В. Гоголя).
II. Устные сообщения учащихся
о биографии и творчестве Л. Н. Андреева (с чтением фрагментов из его произведений).
С творчеством Л. Н. Андреева школьники познакомятся в 11 классе при изучении русской литературы начала XX века.
Особое внимание будет уделено проблеме традиций и новаторства, в том числе традиций Ф. М. Достоевского в постановке философских вопросов и изображении внутреннего
мира человека.
III. Словарная работа,
отчёт о выполнении индивидуального задания (подготовить материалы для рубрики «Мир в слове» на тему «Город»).
При подведении итогов этой работы можно предложить учащимся выбрать то высказывание о городе, которое более всего соответствует идейно-эмоциональному содержанию
рассказа Л. Н. Андреева или их представлениям о городе, например:
• «Город — единство непохожих» (Аристотель).
• «Уединение нужно искать в больших городах» (Р. Декарт).
• «Париж — это населённое одиночество» (Ф. Мориак).
IV. Анализ рассказа
Л. Н. Андреева «Город»
с использованием вопросов и заданий 1—6 учебника и комментариев к рассказу.
Дополнительные задания:
1. Подготовьте устное словесное рисование городского пейзажа с использованием деталей из текста рассказа. Отметьте особенности цветовой гаммы (в городе совсем нет
зелени; тротуары чернели от идущего народа; дома краснеют холодной и жидкой кровью свежего кирпича). Какое настроение создаёт автор?
При ответе на этот вопрос подберите эпитеты к слову «город» с учётом авторского отношения (громадный, равнодушно-жестокий, страшный, даже улицы охвачены паническим
страхом, безнадёжным отчаянием, город-кладбище). Почему город в рассказе не имеет названия?
2. Каковы взаимоотношения города и человека? Опишите настроение Петрова, используя детали текста (боялся города, испытывал бессилие, страх, одиночество, задыхался,
хотел закричать от страха). Опишите взаимоотношения людей в городе, используя детали рассказа (множество незнакомых и чужих людей; подчёркнуто одиночество каждого;
жизнь однообразна: делают визиты в один и тот же дом, одеты одинаково, живут в одинаковых меблированных комнатах, одинаково безлики, неразличимы внешне).
Почему одному герою дана одна из самых распространённых фамилий — Петров, а второй вообще остаётся безымянным? С какой целью автор использует образ массы,
песчинки, людей-призраков?
Здесь от простого изображения конфликта личности и среды автор переходит к раскрытию философской проблематики жизни и смерти, предназначения человека,
что станет основным содержанием его последующего творчества.
V. На заключительном этапе урока
возможно проведение дискуссии на тему «Город — единство непохожих» (задание 6 учебника).
VI. Домашнее задание:
прочитать рассказ В. В. Набокова «Рождество» и ответить на вопрос 5 учебника.
Индивидуальные задания:
1) подготовить презентацию о жизни и творчестве В. В. Набокова;
2) выполнить индивидуальные задания 3 и 4 учебника (по выбору).
|
|
УРОК 98
Рассказ В. В. Набокова
«Рождество»
Задачи урока: обогатить представления учащихся о русской литературе XX века и литературе русской эмиграции; познакомить девятиклассников с отдельными фактами
биографии и творчества В. В. Набокова, особенностями художественного мира писателя.
Основные виды деятельности: устные сообщения; презентация; беседа по вопросам; чтение и анализ фрагментов рассказа; обмен впечатлениями.
Термины: рассказ, фантастика.
Этапы урока:
I. Устные сообщения
о биографии и творчестве В. В. Набокова,
дополненные презентацией иллюстративного материала (фотографии из семейного архива писателя, фрагменты кинофильмов, коллекция бабочек и др.).
II. Чтение и анализ
рассказа В. В. Набокова «Рождество»
с использованием вопросов и заданий 1—5 учебника.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?
Расскажите о празднике Рождества, его смысле, связанных с ним традициях, ожиданиях, чувствах.
2. Совпадает ли с этими ожиданиями настроение рассказа?
Докажите, обратившись к тексту, что рассказ построен на противоречиях (горе — радость, рождение — смерть).
Выпишите в один столбик слова, характеризующие тему жизни
(Рождество, свет розового абажура, весело выстрелила половица, сияет парк; сияет церковный крест; ёлка во флигеле),
а в другой — тему смерти
(несчастье, слёзы; горько, гневно столкнул с перил пушистый слой снега; с тяжёлым рыданием раскрылась дверь).
3. Случаен ли выбор фамилии героя — Слепцов?
Докажите свою точку зрения, выписав слова, характеризующие настроение героя: «Завтра Рождество… а я умру»; «на мгновение ему показалось, что до конца понятна, до конца
обнажена земная жизнь — горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишённая чудес»).
4. Что помогает «изнемогающему от горя человеку» справиться со «слепотой», мыслью о смерти, бессмысленности жизни?
Подробно проанализируйте четвёртую часть рассказа. Что, на ваш взгляд, является её кульминацией? Объясните смысл предложения «Открытая тетрадь сияла на столе…», для
этого перечитайте записи в дневнике сына Слепцова.
5. Какое чудо происходит в рассказе?
Объясните смысл финала. Как финал связан с темой Рождества?
III. Отчёты о выполнении
индивидуальных заданий 3 и 4 учебника:
1) устные отзывы о рассказе Ф. К. Сологуба «Маленький человек»;
2) презентации плана-проспекта сборника «Судьба человека в русской литературе XX века».
IV. Заключительное слово учителя
о гуманистической традиции в русской литературе XX века, ставшего веком трагических потрясений, тяжёлых испытаний, несбывшихся надежд.
V. Домашнее задание:
1) прочитать рассказ А. Т. Аверченко «Корибу»;
2) написать рецензию на этот рассказ.
Индивидуальные задания:
1) подготовить презентации, посвящённые журналам «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», биографии и творчеству А. Т. Аверченко;
2) выполнить индивидуальные задания 3 и 4 учебника (по выбору).
Следующие уроки: Урок 99. Рассказ А. Т. Аверченко «Корибу» >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф.
Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). ( вернуться)
2. Л. Н. Андреев. Фотография В. Чеховского.
Москва, 1902-1904 годы.
С дарственной надписью М. Горькому: «Энергичному собственнику самой смелой, самой красивой души, какую я знал – Алексею Максимовичу Пешкову
верный друг Леонид Андреев». Музей Горького. Москва. ( вернуться)
|
|
|
|
| |
|
|