Биография и творчество Н. В. Гоголя. Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Портрет Н. В. Гоголя
работы Ф. А. Моллера, 1849.
Музей-заповедник Абрамцево
 
Гимназический портрет Н.В.Гоголя.
Гравюра на дереве по оригиналу неизвестного художника. 1827. ИРЛИ (Пушкинский дом). Санкт-Петербург
 
Иллюстрация Н. И. Альтмана
к «Петербургским повестям»
Н. В. Гоголя.
Фронтиспис. 1933-1934 гг.
 
«Копиист».
Рис. К. А. Зеленцова, 1840-е гг.[2]
 
 
Акакий Акакиевич.
Рис. С. А. Коровина к «Шинели», 1901 г.
Третьяковская галерея, Москва
 
 
 
 
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 – 1852)


12 ЧАСОВ

9 класс[1]


Урок 81. Биография и творчество Н. В. Гоголя

Урок 82. Тема «маленького человека» в прозе Н. В. Гоголя. Повесть «Шинель»

Уроки 83–92. Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

УРОК 81
Биография и творчество
Н. В. Гоголя

Задачи урока:
обогатить знания учащихся о биографии и творчестве, особенностях художественного мира Н. В. Гоголя; выделить проблему идейных и художественных исканий писателя; создать установку на восприятие и анализ повести «Шинель» и поэмы «Мёртвые души».
Основные виды деятельности: слово учителя; работа над статьёй учебника; презентация; обсуждение вопросов, предложенных в учебнике; записи в тетрадях.
Термины: художественный мир, гротеск, фантастическое и реальное, романтизм, реализм.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя

о сложности идейных и художественных исканий Н. В. Гоголя, обозначившего целое направление в истории русской литературы, которое называли «гоголевским» и с которым связаны последующие достижения русской реалистической прозы.

Школьникам известны отдельные факты биографии писателя, они читали повести «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода» и комедию «Ревизор».

В 9 классе им предстоит познакомиться с итоговым его произведением — незавершённой поэмой «Мёртвые души», непосредственно связанной с последними годами жизни и тем состоянием писателя, которое обычно характеризуют как духовный кризис.

Поэтому на уроке особое внимание следует уделить именно этому периоду жизни и творчества Гоголя, в том числе обратиться к фрагментам «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1847) и «Авторской исповеди», опубликованной после смерти писателя.

II. Следующий этап урока —
презентация

«Литературные места, связанные с именем Н. В. Гоголя» — позволит повторить факты биографии и творчества писателя, обобщить ранее изученное.

Стоит продемонстрировать карту, на которой обозначены гоголевские места (Украина, Петербург, Москва, Швейцария, Париж, Рим, Иерусалим, Оптина пустынь).

III. Отчёты о выполнении
индивидуальных заданий

продолжат устные сообщения учащихся о личности Гоголя, подготовленные на основе воспоминаний современников писателя и знакомства с его духовной прозой (задания 1 и 3 учебника).

Важно уже на этом этапе изучения темы «Н. В. Гоголь» подвести учащихся к истории замысла «Мёртвых душ» и его реализации, непосредственной связи идейных и художественных исканий писателя, что проявилось со всей очевидностью в тексте поэмы, а в особенности — в лирических отступлениях первого тома, сохранившихся главах её второго тома.

IV. Обзорное знакомство учащихся
с циклом «петербургских повестей»

непосредственно предваряет чтение текста и анализ повести «Шинель».

Этот этап урока можно провести в форме рассказа учителя, который следует проиллюстрировать фрагментами из повестей, а также фрагментами кинофильмов, спектаклей, созданных на основе их сюжетов. Что важно отметить?

1. В отличие от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода» так называемые «петербургские повести» не были объединены самим автором в цикл. Они печатались отдельно (только три из них, «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего», в одном сборнике «Арабески»). Однако можно говорить о некотором внутреннем единстве этих повестей, отразивших гоголевское восприятие российской столицы.

2. Тема Петербурга у Гоголя стала развитием пушкинской темы («Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Медный всадник» и др.). При этом Гоголь особый акцент сделал на судьбах «маленького человека» в большом городе, который необычайно жесток по отношению к слабым, беззащитным.

3. Гротескный образ Петербурга у Гоголя, в котором соединяются реальное, правдоподобное и фантастическое, алогичное, становится воплощением российской государственности, абсурдности существования обычного человека в городе-призраке, городе-обмане. Не случайно, что одной из центральных тем повестей цикла становится тема безумия.

4. Гоголевские традиции в изображении Петербурга были продолжены многими русскими писателями (образ Петербурга и тема безумия в творчестве Ф. М. Достоевского, образ столицы в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, роман «Петербург» А. Белого и др.).

Что касается повести «Шинель» Н. В. Гоголя, то работу с её текстом можно начать с известных высказываний о ней:

• «…одно из глубочайших созданий Гоголя» (В. Г. Белинский);
• «колоссальное произведение» (А. И. Герцен);
• «все мы вышли из „Шинели“ Гоголя» (Ф. М. Достоевский).

На уроке можно предложить учащимся попытаться найти ответ на вопрос: почему же это небольшое по объёму произведение, посвящённое судьбе бедного чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, произвело такое впечатление на современников и до сих пор привлекает внимание читателей, литературоведов, режиссёров, актёров?

V. Чтение учителем
(или заранее подготовленными учащимися)
начала повести «Шинель»

(до эпизода первого визита Акакия Акакиевича к портному Петровичу) и обмен впечатлениями:

1. Обратите внимание на первые строки повести. Почему повествователь не пишет, в каком именно департаменте будет происходить действие? С какой целью он так подробно комментирует имя и фамилию героя? Какие (уже знакомые вам) характерные черты гоголевской повествовательной манеры вы отметили в самом начале повести?

2. Каковы ваши первые впечатления от прочитанного фрагмента повести? Что особенно заинтересовало в описании бедного чиновника? Как вы думаете, только ли исторический (или чисто художественный) интерес представляет это описание? Какая тема, помимо знакомой вам темы «маленького человека», заявлена уже в начале повести? Как в истории Акакия Акакиевича соотносятся конкретно-историческое и вневременное?

3. В начале повести (да и во всём её тексте) почти не представлена прямая речь героя. Как это характеризует Акакия Акакиевича? Однако одна из его фраз дважды повторяется. Как вы думаете, с какой целью? Обратили ли вы на неё внимание при чтении?

VI. Домашнее задание:

1) прочитать повесть «Шинель»;

2) ответить на вопросы 1—4 учебника.

Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 1, 2 учебника.


УРОК 82
Тема «маленького человека»
в прозе Н. В. Гоголя.
Повесть «Шинель»

Задачи урока:
обогатить представления учащихся об особенностях художественного мира Н. В. Гоголя; доказать, что повесть «Шинель» представляет собой классический вариант разработки темы «маленького человека»; закрепить навыки анализа заглавного образа литературного произведения.
Основные виды деятельности: слово учителя; обсуждение вопросов, предложенных в учебнике; чтение фрагментов повести; устные сообщения; просмотр кинофрагментов и их обсуждение.
Термины: художественный мир, образ «маленького человека», деталь, символ.

Этапы урока:

I. Во вступительном слове

учитель скажет о том, что на этом уроке можно подойти к ответам лишь на некоторые из вопросов, которые ставит перед читателем автор повести «Шинель», этого поистине «колоссального произведения» (А. И. Герцен).

Работа над текстом повести должна быть построена так, чтобы вопросы и задания учебника были распределены между учащимися (или группами учащихся).

Многие задания к повести отнесены к рубрике «Опыт исследования» или «Точка зрения».

В ходе урока девятиклассники знакомят друг друга с результатами проведённых ими небольших исследований и обсуждения отдельных вопросов в группах.

II. Начать урок можно
с устных сообщений учащихся:

описания Петербурга в повести, воссоздания фона, на котором развиваются события (задание 1 учебника), и сопоставления образа Петербурга в «Шинели» с тем образом Северной столицы, который представлен в «Ревизоре» (задание 3 учебника).

Нужно отметить значимые детали в описании Петербурга, которые особенно важны в оценке истории бедного чиновника: пронизывающий холод («северный мороз»), в том числе и в отношениях между людьми (начальники поступали с Акакием Акакиевичем «холодно-деспотически»); постоянно подстерегающие человека на каждом углу опасности (трубочист «вычернил всё плечо ему», «целая шапка извести высыпалась на него с верхушки строившегося дома»).

III. Чтение и анализ эпизода
«Приход Акакия Акакиевича
в департамент в новой шинели»

(задание 2 учебника) подготовят к разговору о главном герое повести и её финале.

В департаменте («усмехнулся от внутреннего удовольствия», «самый большой торжественный праздник», «в самом счастливом расположении духа»), а потом дома обладатель новой шинели испытал ощущение полного счастья и даже «немного посибаритствовал», «ничего не писал», то есть впервые нарушил свой привычный образ жизни («не написавшись всласть»).

IV. Следующий этап урока
можно провести как обмен мнениями,

обсуждение вопроса 4 учебника: «Удалось ли писателю вызвать ваше сочувствие главному герою повести?»

Нужно сказать, что некоторые детали в описании главного героя повести настораживают школьников, которые довольно негативно оценивают личность и поступки Акакия Акакиевича, отмечают его:

— неспособность к выполнению более сложных, чем простое переписывание бумаг, заданий («вспотел совершенно»),
— очевидное косноязычие («изъяснялся большею частью предлогами»),
— некоторую неряшливость, почти утрированно подчёркнутую автором («ел всё это с мухами»),
— ничтожность сначала поставленной, а потом достигнутой им цели («самый большой торжественный праздник»).

Могут ли эти или какие-то иные человеческие слабости послужить основанием для того, чтобы отказать человеку не только в уважении, но даже в сочувствии, жалости? Не есть ли это проявление того самого «бесчеловечья» и той «утончённой, образованной светскости», о которых пишет автор повести?

V. Начатый разговор
о главном герое «Шинели»

и авторской позиции в этом произведении будет продолжен в процессе чтения и анализа финала повести (задание 7 учебника).

Учитель может предложить также
просмотр и обсуждение видеофрагментов:

— «Шинель», 1959. Кинофильм. Режиссёр А. Баталов. В роли Акакия Акакиевича Р. Быков; — «Шинель», 2004. Спектакль театра «Современник». Режиссёр В. Фокин. В роли Акакия Акакиевича М. Неёлова.

В последнем случае учащимся предстоит оценить новаторскую интерпретацию повести Гоголя, в которой образ шинели приобретает поистине зловещий характер. Даёт ли текст гоголевской повести материал для такой трактовки?

Характеристика заглавного образа (задание 5 учебника) поможет утвердительно ответить на этот вопрос. Шинель как предметная деталь превращается в повести (и спектакле) в символ, который всегда толкуется неоднозначно.

Шинель для Акакия Акакиевича становится смыслом жизни, единственной целью, она поглощает все его мысли и устремления. Тем страшнее становится её утрата.

В спектакле театра «Современник» шинель — это и поддержка, и тяжкая ноша, и кровать, и гроб. Она давит и в итоге уничтожает всё человеческое в человеке.

Здесь девятиклассникам можно напомнить о финале рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника». Смерть Червякова ни у кого не вызвала сочувствия, сожаления, потому что умер не человек, а чиновник («не снимая вицмундира»).

Ситуация в гоголевской повести не столь однозначна. Умирает Акакий Акакиевич («существо, никем не защищённое»), а в департаменте на его месте появляется «новый чиновник, гораздо выше ростом».

Все последующие фантастические события описаны так, как будто они происходили в действительности. Учащиеся находят самый характерный пример гротеска в повести: было дано распоряжение «поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мёртвого».

Являющееся в финале привидение — «человек небольшого роста, в старом поношенном вицмундире», который после того, как «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечам», стал вдруг являться с «преогромными усами» и был «уже гораздо выше ростом».

Здесь, как и в «Повести о капитане Копейкине», заявлена тема бунта. При этом весьма показательно, что после сцены встречи Акакия Акакиевича со «значительным лицом» имя главного героя уже ни разу не упоминается. Это кто-то уже совсем другой показывает «кулак, какого и у живых не найдёшь». Может быть, это и есть желанный предел мечтаний «маленького человека» — самому стать «значительным лицом»?

VI. Домашнее задание:

1) прочитать статью об истории создания поэмы «Мёртвые души»;

2) прочитать первую главу поэмы и ответить на вопросы 1, 2 учебника к её тексту.

Индивидуальные задания:
1) подготовить сообщение об истории замысла и о работе Н. В. Гоголя над поэмой «Мёртвые души»;
2) подготовить презентации «Гоголь в Риме» и «Гоголь в Иерусалиме и Оптиной пустыни».

Следующие уроки: Урок 83. Сюжет и композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

2. «Копиист». Рис. К. А. Зеленцова, 1840-е гг. – рисунок находился в собрании И. И. Ясинского и воспроизведен в журнале «Живописец», 1903, № 10.
Акакий Акакиевич Башмачкин, наряду с персонажами «Ревизора», также поразил воображение современников, и в том числе, конечно, художников.
Последователь А. Г. Венецианова, жанрист К. А. Зеленцов (1790—1845), явился автором очень скромного, но выразительного рисунка, изображающего жалкого, забитого чиновника. Эта зарисовка созвучна Гоголю, изображенный Зеленцовым «копиист» несомненно близок к образу Акакия Акакиевича, и трудно допустить, чтобы рисунок этот возник вне связи с гоголевской «Шинелью». (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика