Художественный мир поэзии В. А. Жуковского. Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Портрет В.А. Жуковского
работы П. Ф. Соколова. Конец 1820-х гг.
 
 
 
 
 
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
(1783 – 1852)


2 ЧАСА

9 класс[1]


Урок 30. Художественный мир поэзии В. А. Жуковского. Стихотворение «Невыразимое»

Урок 31. Элегия «Море»


УРОК 30
Художественный мир поэзии В. А. Жуковского.
Стихотворение «Невыразимое»

Задачи:
познакомить учащихся с фактами биографии и особенностями художественного мира поэзии В. А. Жуковского; подготовить к целостному анализу стихотворений поэта (на основе материалов практикума «Целостный анализ лирического стихотворения»).
Основные виды деятельности: слайд-презентация; сообщения учащихся; работа с учебником; комментированное чтение; беседа по вопросам; работа с иллюстрациями.
Термины: художественный мир, романтизм, лирика, лирическое стихотворение, лирический герой.

Этапы урока

Вступительное слово учителя
о личности и творчестве В. А. Жуковского,

поэзия которого (преимущественно баллады) уже знакома девятиклассникам.

Разговор об особенностях художественного мира его поэзии может основываться не только на включённых в программу 9 класса художественных текстах, но и на балладах Жуковского, других стихотворениях, которые должны прозвучать на уроке (фрагменты некоторых из них помещены в статье учебника о поэте).

II. Сообщение ученика
«Литература и философия в первой половине XIX века»

(отчёт о выполнении задания 2 учебника) может состоять из следующих частей:

1. Воздействие немецкой классической философии на русскую литературу первой половины XIX века. Расширение контактов с Западной Европой. Знакомство русских учёных и писателей с философскими трудами Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Шеллинга и др.

Широкое распространение среди русских учёных и писателей получило учение И. Канта о гении, понимавшемся как «художественное свойство души, через которое природа даёт искусству правила». «Гений не подчиняется правилам» — тезис, решительно пересматривавший сами основы эстетики классицизма.

2. Философия как некий «запретный плод». Цензурные преследования, ограничения в преподавании философии в российских университетах и преследования профессоров (в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» речь идёт о профессорах, которые «упражняются в расколах и в безверьи»).

Судьба П. Я. Чаадаева, крупнейшего представителя русской философской мысли первой половины XIX века.

3. «Общество любомудрия» (председатель В. Ф. Одоевский) и его участники — так называемые «архивные юноши» (работавшие в архиве Коллегии иностранных дел), упоминаемые в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Начало русской философии.

Поэзия «любомудров» и творчество Ф. И. Тютчева. Рождение славянофильства (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский и др.).

4. Начало полемики славянофилов и западников, её отражение в русской литературе.

III. Слайд-презентация
«Литературные общества, кружки
и салоны в России первой половины XIX века»

(отчёт о выполнении индивидуального задания).

В ней, помимо прочих фактов истории русской культуры, может найти отражение информация о «Собрании воспитанников университетского благородного пансиона», председателем которого был Жуковский, и литературном обществе «Арзамас», секретарём которого спустя некоторое время был избран он же.

IV. Сообщение ученика
о жизни и творчестве В. А. Жуковского

(отчёт о выполнении задания 3 учебника).

Подобранные учащимися фрагменты отзывов современников о личности и художественном мире поэта дополнят это сообщение, например:

• «…Он когда-то сказал: „Поэзия есть добродетель!“ Сама жизнь его была вполне выражением этого стиха» (П. А. Вяземский).

• «Жуковский был типом душевной чистоты, идеального направления и самого светлого, тихого добродушия, выражавшегося иногда весьма оригинально» (В. А. Соллогуб).

• «Трудно вообразить себе существо более чистое и нравственное: в зрелом и уже почти в старческом возрасте сохранил он всю девственность мыслей и чувств, и всё, что истекало из его благородного сердца, носило на себе отпечаток первобытной, как бы райской невинности; казалось, в течение долгой жизни мир обошёл его и миновал, со всеми своими житейскими соблазнами, и он остался чуждым всякой страсти, всякого честолюбия. Таков был Жуковский, дитя по своим чувствам, опытный старец по глубоким думам» (А. Н. Муравьёв).

V. Чтение и анализ
стихотворения В. А. Жуковского «Невыразимое»

с использованием вопросов и заданий 1—5 учебника.

В этом своеобразном манифесте Жуковского-романтика нашли отражение его раздумья об источнике вдохновения и назначении поэзии, а также проявились характерные особенности его художественного мира:

— стремление лирического героя слиться с природой (здесь ещё раз вспомним учение И. Канта о гении как природном «свойстве души»);

— обязательное присутствие Создателя;

— устремлённость к высокому, возвышенному, духовному («Горе душа летит…»);

— мысль о выражении неуловимых движений души как основной задаче поэзии;

— тоска по невозможности выразить бесконечное (живую, вечно меняющуюся природу) в конечном (законченном образе, слове);

— особое поэтическое волнение, проявляющееся в обилии риторических вопросов, восклицаний.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать элегию В. А. Жуковского «Море»;
2) выполнить задания 1, 4 учебника.

Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 2, 4,



УРОК 31
Элегия «Море»

Задачи:
обогатить представления учащихся о художественном мире поэзии В. А. Жуковского, своеобразии её лирического героя; формировать навыки анализа лирического стихотворения в аспекте его жанра, а также в контексте творчества писателя и литературного направления.
Основные виды деятельности: устные сообщения учащихся; выразительное чтение стихотворения; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями; письменная работа
Термины: романтическая элегия, лирический герой, белый стих, амфибрахий, цитата.

Этапы урока

I. Вступительная беседа

об особенностях художественного
мира и лирического героя поэзии В. А. Жуковского:

1. Вспомните определение понятия лирический герой[2]. С какой целью используется это понятие в нашем разговоре о лирических произведениях? Почему не всегда можно сказать применительно к субъекту высказывания (то есть к тому, кто представлен в стихотворении как «я») просто: поэт?

2. Приведите примеры стихотворений, в которых лирический герой ни разу о себе прямо не заявляет и ни разу не используется местоимение «я». Как это может характеризовать героя стихотворения? Соотнесите с обычной ситуацией общения.

3. Какое место отводится лирическому герою в художественном мире поэта? Докажите на конкретных примерах, что от того, каков лирический герой, во многом зависит и картина мира, которая представлена читателю.

4. Вспомните, о каких особенностях художественного мира поэзии Жуковского мы говорили на предыдущем уроке. Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения «Невыразимое»? Почему он нигде не говорит о себе в единственном числе (говорит не «я», а «мы»)? Анализируя элегию «Море», учтите, что в этом стихотворении лирический герой только дважды «выдаёт» нам своё присутствие («Стою очарован…» и «Открой мне…»).

II. Выразительное чтение
стихотворения В. А. Жуковского «Море»

(несколькими учащимися) и обмен суждениями о представленных интерпретациях элегии (проверка домашнего задания 1 учебника).

Дополнением к опытам творческого прочтения могут стать подобранные (или нарисованные) девятиклассниками иллюстрации к элегии «Море» (проверка задания 4).

III. Анализ элегии
В. А. Жуковского «Море»

с учётом примерного плана, помещённого в практикуме «Целостный анализ лирического стихотворения», и вопросов 2 и 3 учебника.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Как вы объясните обилие повторов местоимения «ты» в стихотворении? Какие другие повторы здесь используются? С какой целью, как вы думаете?

2. Чего больше в стихотворении — вопросов или ответов? Можно ли с уверенностью сказать о том, что лирический герой довольно чётко оценивает картину? Или он постоянно сомневается?

3. Можете ли вы назвать характерные черты элегии как жанра? Какие черты элегии проявились со всей очевидностью в этом стихотворении Жуковского?

4. Как вы определите основное настроение стихотворения? Как это настроение связано с мироощущением романтиков? Какое слово в стихотворении, на ваш взгляд, особенно точно характеризует эмоциональное состояние лирического героя?

IV. Устные сообщения учащихся,
отчёты о выполнении индивидуальных заданий 2, 4 и 5 учебника.

Девятиклассники поделятся на уроке только первыми своими наблюдениями и выводами об особенностях решения темы природы, темы любви и темы поэта и поэзии в лирике В. А. Жуковского.

Более подробно анализ этих тем будет представлен при изучении лирической поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

V. Письменная проверочная работа,
небольшое сочинение-эссе о своеобразии художественного мира лирики В. А. Жуковского на материале индивидуальных заданий 1, 3, 6 учебника (по выбору учащихся).

VI. Домашнее задание:

подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений В. А. Жуковского.

Следующие уроки: Урок 32. Комплексный анализ лирического стихотворения >>>



НЕВЫРАЗИМОЕ
(Отрывок)
[3]

Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью...
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, —
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать —
И обессиленно безмолвствует искусство?
Что видимо очам — сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката —
Сии столь яркие черты —
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою —
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее внезапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
1819
Источник: Жуковский В. А. Собрание сочинений в четырёх томах. — М., Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. — Т. 1. Стихотворения. — С. 336—337.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

2. Kири́ческий геро́й – одна из форм проявления авторского сознания в лирическом произведении; образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства, но не сводимый к его житейской личности; субъект речи и переживания, в то же время являющийся главным объектом изображения в произведении, его идейно-тематическим и композиционным центром.
Лирический герой обладает определённым мировоззрением и индивидуальным внутренним миром. Помимо эмоционально-психологического единства, он может наделяться биографией и даже чертами внешнего облика (например, в лирике С. А. Есенина и В. В. Маяковского). Образ лирического героя раскрывается во всём творчестве поэта, как в поэзии М. Ю. Лермонтова, а иногда в пределах какого-либо периода или стихотворного цикла.
Термин «лирический герой», впервые использованный Ю. Н. Тыняновым по отношению к творчеству А. А. Блока в статье «Блок» (1921), может быть применён не к каждому поэту и стихотворению: лирическое «я» бывает лишено индивидуальной определённости или вовсе отсутствует (как, напр., в большинстве стихотворений А. А. Фета). Вместо него на первый план стихотворения выступают: обобщённое лирическое «мы» («К Чаадаеву», «Телега жизни» А. С. Пушкина), пейзаж, философские рассуждения на общечеловеческие темы или же герой «ролевой лирики», противопоставленный автору своим мировоззрением и/или речевой манерой («Чёрная шаль», «Подражания Корану», «Паж, или Пятнадцатый год», «Я здесь, Инезилья…» А. С. Пушкина; «Бородино» М. Ю. Лермонтова; «Огородник», «Нравственный человек», «Филантроп» Н. А. Некрасова и т. д.).
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006. (вернуться)

3. "Невыразимое (Отрывок)" — написано В. А. Жуковским во второй половине августа 1819 г. Напечатано впервые в альманахе «Памятник отечественных муз, изданный на 1827 год Борисом Федоровым», СПб., 1827.
Одна из особенностей жанра отрывка: авторское указание на стилизованную фрагментарность в названии, выраженное пометами “отрывок”.
Вершина жанра отрывка – стихотворение В. Жуковского “Невыразимое (Отрывок)”. Оно появилось из “Первого отчёта о Луне”, послания Жуковского императрице Марии Фёдоровне. В ходе создания “Отчёта” Жуковский нумеровал пятистишия-строфоиды от 1 до 50 . Текст будущего “Невыразимого” первоначально приходился на площадь от 5 стиха 34-го строфоида до 43-го пятистишия включительно. По своему содержанию (серьёзная, философская проблема выражения “Невыразимого”) этот контекст чужероден общей, достаточно лёгкой тематике и стилистике “Отчёта”, написанного по жанровым принципам стихотворного послания. (вернуться)

 
Субботнее собрание у В. А. Жуковского. 1834–1836.
Картина работы А. Н. Мокрицкого, Г. К. Михайлова и других художников школы А. Г. Венецианова.
На картине изображен большой кабинет Жуковского в Шепелевском дворце. Присутствуют Пушкин, Гоголь, Глинка, Крылов, Кольцов и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика