Поэты пушкинской поры. Литература-9
Литература
 
 Главная
 
К. Н. Батюшков.
Карандашный рисунок О. Кипренского 1815 г. (Государственный литературный музей)
 
 
 
Баратынский Е. А.
в начале 30-х гг.
(С гравюры, приложенной к изданию сочинений поэта в 1835 г.)
 
 
 
Вяземский П. А.
Фотограф Фогель, Венеция. 1853 г.
 
 
 
Портрет Д. В. Давыдова
работы К. Гампельна. Начало 1820-х гг.
 
 
 
 
 
 
ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ

3 ЧАСА

9 класс[1]


Урок 62. Стихотворения К. Н. Батюшкова и Е. А. Баратынского

Урок 63. Стихотворения П. А. Вяземского и Д. В. Давыдова

Урок 64. Резервный урок

УРОК 62
Стихотворения
К. Н. Батюшкова и Е. А. Баратынского

Задачи урока:
познакомить учащихся с личностью и особенностями художественного мира К. Н. Батюшкова и Е. А. Баратынского; продолжить обучение сопоставительному анализу и интерпретации лирических произведений; расширить круг чтения школьников.
Основные виды деятельности: устные сообщения учащихся (или реферат) о творчестве поэтов; выразительное чтение; работа с учебником; отчёты о выполнении групповых заданий; прослушивание романса; работа с интернет-ресурсами.
Термины: лирический герой, образ автора, биографический автор, идеал, элегия.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока,

объяснение понятия поэты пушкинской поры.

Следует обратиться и к другому понятию, связанному с тем же периодом развития русской литературы, — золотой век русской поэзии.

II. Индивидуальное сообщение
(или реферат) ученика
о личности и драматической судьбе К. Н. Батюшкова
с использованием электронной презентации и выходом на сайт Музея К. Н. Батюшкова в Вологде.

Музыкальным фоном этого фрагмента урока может стать «Батюшковский вальс» В. А. Гаврилина.

По ходу сообщения учащиеся фиксируют в рабочих тетрадях хронологию жизни и творчества К. Н. Батюшкова (эта форма записи может использоваться и на последующих уроках при изучении жизни и творчества русских писателей, а также при самостоятельной подготовке учащихся к урокам по такой теме).

III. Отчёт о выполнении
группового задания, анализ и интерпретация
стихотворения К. Н. Батюшкова «Мой гений»

на основе вопросов и заданий учебника.

После выразительного чтения стихотворения целесообразно выяснить, каким настроением проникнуто это стихотворение.

Его общей тональностью становятся светлая печаль и завораживающая нежность, они задаются началом стихотворения (сильной позицией текста):

О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной.

В понимании стихотворения многое может прояснить статья Батюшкова «О лучших свойствах сердца» (1815), из которой мы узнаём, как появился образ «памяти сердца». Здесь впервые упоминается о «памяти сердца» как «лучшей добродетели человека».

Тема памяти, воспоминаний — главная тема стихотворения.

В его афористичном начале и заключена основная мысль, которая раскрывается в дальнейшем тексте. Память сердца сладостна, память рассудка печальна. Оппозиция «сердце — рассудок» довольно часто будет встречаться в русской поэзии XIX века.

В стихотворении Батюшкова благодарная сладостная память сердца скрашивает одиночество и странничество лирического героя, приносит ему утешение, воспоминания о возлюбленной возвышают героя.

Впрочем, неоднократные повторы «я помню» и «память», скорее, указывают на невозможность встречи с возлюбленной. Её образ создаётся очень простыми средствами, прежде всего традиционными эпитетами. Однако строгий лексический отбор, лексическая точность позволили автору добиться гармонии и мелодичности поэтической речи. Не случайно А. С. Пушкин относил К. Н. Батюшкова (наряду с В. А. Жуковским) к «школе гармонической точности», которая требовала, чтобы подбирались слова подходящей стилистической тональности и с учётом звуковой гармонии.

Обратим внимание учащихся на заглавный образ стихотворения «Мой гений» и строчку «Хранитель гений мой…». В современных изданиях это слово пишется со строчной буквы. Гений у Батюшкова — персонаж мифологический.

В «Мифологическом словаре» (М., 1990) отражены различные оттенки значения этого слова:
в римской мифологии первоначально Гений — прародитель рода, затем — олицетворение внутренних свойств мужчины, в дальнейшем — самостоятельное божество, рождавшееся вместе с человеком (иногда предполагалось существование двух Гениев — доброго и злого), руководившее его действиями.

Словосочетание «мой гений» может быть прочитано как:

1) «мои жизненные силы» (применительно к поэту — «моё дарование», то есть «гений творчества»);
2) «мой дух-покровитель», то есть тот, кто оберегает, — «гений-хранитель»;
3) «тот, кто оказывает на меня влияние» (в данном случае — возлюбленная, «гений любви»).

В ходе размышлений над текстом учащиеся придут к выводу о том, что в стихотворении реализуются все три указанных значения слова.

IV. Прослушивание романсов
(М. И. Глинки и В. А. Гаврилина), которое завершается обменом мнениями, ответами учащихся на вопрос о том, музыка какого композитора, на их взгляд, более точно передаёт тончайшие движения души лирического героя и более близка им.

V. Отчёты о выполнении группового задания,
чтение, анализ и интерпретация стихотворения
К. Н. Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…»

(на основе вопросов и заданий учебника).

В центре стихотворения — взаимоотношения лирического героя и природы. Поэту ближе мир природы, вызывающий сложную гамму чувств и переживаний: восхищение, наслаждение, радостное приятие красоты окружающего мира.

Во всём лирический герой находит гармонию. В процессе общения с природой переосмысляется и прошлое, и настоящее: «С тобой, владычица, привык я забывать / И то, чем был, как был моложе, / И то, чем ныне стал под холодом годов». Сотворённая Богом вечная природа называется здесь «владычицей».

VI. Отчёт о выполнении
индивидуального задания

(в рубрике «Точка зрения») даёт возможность ученику поделиться своим восприятием художественного мира К. Н. Батюшкова и, возможно, оспорить мнение известного литературоведа Г. А. Гуковского, который в работе «Пушкин и русские романтики» отметил:

«…в поэзии Батюшкова два субъекта: душа самого поэта, тёмная и трагическая, и душа его идеала, светлая и жизненная»; «…поэт безнадёжности. Он не может бежать от мира призраков и лжи в мир замкнутой души, ибо он не верит в душу человеческую, как она есть; душа человека для него — такая же запятнанная, загубленная, как и мир, окружающий её. Он не может описывать, изображать её, ибо она — тлен. Индивидуальная душа, смертная, мимолётная, трагически обречённая, для Батюшкова пуста и бессмысленна. И вот Батюшков весь уходит в мечту о другом человеке, не таком, какой есть, а таком, какой должен быть, должен был бы быть».

VII. Индивидуальное сообщение
(или реферат) ученика
о личности и творчестве Е. А. Баратынского

с использованием электронной презентации и выходом на сайт Музея-усадьбы «Мураново».

VIII. Отчёт о выполнении
группового задания, чтение, анализ
и интерпретация стихотворения Е. А. Баратынского «Муза»

(на основе вопросов и заданий учебника).

«Муза» — программное стихотворение Е. А. Баратынского.

Что необычного в образе своей Музы отмечает поэт? В стихотворении главным образом говорится о том, на кого не походит Муза поэта и каких черт она не имеет (С. Г. Бочаров). Поэтому в нём преобладают отрицания — «не», «ни», «нет». Истинный лик Музы тоже определяется «отрицательно», по признаку неподобия («лица необщим выраженьем»).

И всё-таки одну особенность поэт называет вполне определённо — «спокойная простота речей». Что придаёт «необщее выраженье» облику его Музы? Правда чувства, точность поэтической мысли.

Обратимся к высказыванию самого Е. А. Баратынского, проясняющего понимание им своеобразия собственного дарования: «Что касается до слога, надобно помнить, что мы для того пишем, чтобы передавать друг другу свои мысли: если мы выражаемся неточно, нас понимают ошибочно или вовсе не понимают».

Не случайно портрет Музы принято считать автопортретом поэзии Е. А. Баратынского.

Обратим внимание школьников на то, что Муза Баратынского представлена как живая женщина: «Красавицей её не назовут, / И юноши, узрев её, за нею / Влюблённою толпой не побегут».

Интересно сопоставить образ Музы у Баратынского и у А. С. Пушкина («Муза», «Мечтатель»). В статье пятой «Сочинений Александра Пушкина» В. Г. Белинский пишет: «Муза Пушкина — это девушка-аристократка, в которой обольстительная красота и грациозность непосредственности сочетались с изяществом тона и благородною простотою».

В «Евгении Онегине» о ней говорится так:

Я музу резвую привёл
На шум пиров и буйных споров…
И молодёжь минувших дней
За нею буйно волочилась,
И я гордился меж друзей
Подругой ветреной моей.

IX. Отчёт о выполнении группового задания,
чтение, анализ и интерпретация стихотворения
Е. А. Баратынского «Разуверение»

(на основе вопросов и заданий учебника).

Ключ к пониманию элегии даёт название, смысл которого одновременно и обусловлен текстом, и уточняется им.

Разуверение — отглагольное существительное с двумя значениями:

1) действие, соотносящееся с глаголами разуверить, разуверять;
2) состояние по значению глаголов разувериться, разуверяться (утратить / утрачивать веру в кого-либо, во что-либо, уверенность в чём-либо).

В каком значении употребляется слово в стихотворении Баратынского?

Лирический герой уверяет «друга», что всё прошло: «Разочарованному чужды / Все обольщенья прежних дней». Вместе с тем разуверение — это и самоощущение потерявшего веру, разуверившегося человека: «Уж я не верю увереньям, / Уж я не верую в любовь».

Второе значение слова «разуверение» исчерпывающе точно передаёт внутреннее состояние человека, утратившего и любовь, и веру в неё.

Следует обратить внимание учащихся на то, как построено высказывание, и на выразительность его интонации: удивительно точно передана взволнованность лирического героя и предполагаемой собеседницы. Не в этом ли секрет внутренней музыкальности и объяснение возможности двух вариантов исполнения романса на музыку М. И. Глинки — сольного и дуэта?

X. Прослушивание романса «Разуверение»
(музыка М. И. Глинки) и обсуждение.


Мы рекомендуем сравнить два варианта исполнения (дуэт и соло).

После прослушивания можно познакомить школьников с признанием великой русской певицы Н. А. Обуховой, внучки Баратынского:

«А как хороши элегии Баратынского! Как они поэтичны, музыкальны! Не мудрено, что Глинке захотелось написать свой чудесный романс на слова деда „Не искушай меня без нужды“.
Эта элегия Баратынского прекрасно сочетается с музыкой Глинки. Я всегда с особым чувством пою этот романс и предпочитаю вариант, написанный для сольного пения. Мне кажется, что, когда исполняешь этот романс одна, больше выявляется смысл и глубина элегии».

XI. Домашнее задание:

прочитать статьи учебника о П. А. Вяземском и Д. В. Давыдове, а также помещённые в учебнике стихотворения поэтов; ответить на вопросы учебника после стихотворений П. А. Вяземского «Дорожная дума» (первая группа), «Жизнь наша в старости — изношенный халат…» (вторая группа), Д. В. Давыдова «Песня старого гусара» (третья группа).

Индивидуальные задания:
подготовить устное сообщение (или реферат) о творчестве П. А. Вяземского или Д. В. Давыдова (по выбору учащихся).


Константин Николаевич
БАТЮШКОВ
1787–1855

(Статья учебника)

Константин Николаевич Батюшков был признанным поэтическим кумиром для многих юных поэтов начала ХІХ века, в том числе и для Пушкина-лицеиста. Критик В. Г. Белинский считал, что влияние Батюшкова на Пушкина было более личным, чем влияние другого его старшего современника – В. А. Жуковского: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно».

Батюшков родился в дворянской семье в Вологде. Он получил хорошее образование в частных пансионах Петербурга, рано стал публиковаться. Его первый перевод с французского языка вышел в 1801 году. Несколько лет Батюшков служил чиновником в Министерстве народного просвещения. Сначала он заявил о себе как поэт-сатирик, однако потом в его поэзии всё отчётливее стали звучать предромантические темы и настроения. Близкими Батюшкову оказались и произведения древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости жизни, любовь и веселье.

В 1807 году Батюшков записался в народное ополчение и отправился в Пруссию, где в одном из сражений был тяжело ранен (это стало в последующем причиной физических страданий). Он остался в армии, однако В 1809 году вышел в отставку и начал вести образ жизни, который знаком вам по описанию жизни главного героя пушкинского романа Евгения Онегина. Это временами настигавшая поэта «хандра» и постоянная «охота к перемене мест». В 1810–1812 годах Батюшков сблизился с Н. М. Карамзиным и стал сотрудничать с журналом «Вестник Европы». В это время за ним закрепилась репутация самого значительного представителя «лёгкой поэзии».

Батюшков не был непосредственным участником событий Отечественной войны 1812 года, но испытал все ужасы военного времени, а в 1813 году потерял своего самого близкого друга, погибшего в битве под Лейпцигом (полковнику И. А. Петину посвящено одно из самых известных стихотворений Батюшкова – «Тень друга», 1814).

После войны Батюшков по-прежнему вёл жизнь скитальца, странника. Он создал свою «маленькую философию», глубоко пессимистическую, нашедшую воплощение в его стихах, в которых он выступил как «поэт безнадёжности» (Г. А. Гуковский). С 1821 и до конца своих дней тяжелобольной Батюшков жил в Вологде у родственников. Он так и не смог вернуться к нормальной жизни и творчеству.

Батюшкову принадлежит множество интересных художественных открытий в русской поэзии, которые были подхвачены другими поэтами, нашли отражение и в творчестве А. С. Пушкина. Он впервые использовал такие образы, как «век железный» (применительно к XIX веку), «чёрный человек» и «память сердца».


Евгений Абрамович
БАРАТЫНСКИЙ
1800-1844

(Статья учебника)

Ровесник и один из ближайших друзей Пушкина, с которым он особенно близко сошёлся во второй половине 1820-х годов. Своеобразным итогом их содружества стал выпуск общей книги, которая вышла в 1828 году под названием «Две повести в стихах». В неё вошли две поэмы: «Граф Нулин» Пушкина и «Бал» Баратынского.

Баратынский родился в небогатой дворянской семье в Тамбовской губернии. Он получил обычное для дворянина того времени домашнее образование, потом учился в Петербургском пажеском корпусе привилегированном военном учебном заведении. Оказавшегося в числе «нарушителей спокойствия» юношу по личному распоряжению императора Александра I в 1816 году отчислили из корпуса. При этом ему было запрещено поступление на любую, кроме рядового в армии, службу. После непродолжительного перерыва (и ожидания царского помилования, которое не последовало) Баратынский определился рядовым в лейб-гвардии Егерский полк, где в то время служил бывший лицеист А. А. Дельвиг, ставший «добрым гением» начинающего поэта и опубликовавший в 1819 году его первые стихотворения в журналах «Благонамеренный» и «Сын отечества».

В 1820-1825 годах Баратынский служил в Финляндии, где он сумел по достоинству оценить и воспеть в своих произведениях своеобразную северную красоту. Там он написал несколько замечательных элегий: «Финляндия» (1820), «Водопад» (1821), «Буря» (1825) и поэму «Эда» (1826). Здесь он ощущал себя, как и Пушкин, бывший в то время в южной ссылке, изгнанником.

Только весной 1825 года пришло известие об утверждении Баратынского в офицерском звании, что давало возможность выйти в отставку и переехать в Москву, где в 1827 году он выпустил первый сборник стихотворений.

Конец 1820-х – начало 1830-х годов в творчестве Баратынского были отмечены появлением наиболее значительных его произведений: поэм «Бал» (1828) и «Цыганка» (1831), множества стихотворений, в которых сказалась склонность поэта к глубоким раздумьям о человеческой судьбе (недаром Пушкин сравнивал Баратынского с Гамлетом).

Под влиянием пушкинских «Повестей Белкина», которые произвели на него огромное впечатление, Баратынский обратился к прозе, выпустил повесть «Перстень» (1831).

Последний год жизни Баратынский провёл за границей (во Франции и Италии), где он скоропостижно скончался. Пресса того времени почти не откликнулась на уход поэта из жизни. Только В. Г. Белинский сказал тогда о нём: «Мыслящий человек всегда перечтёт с удовольствием стихотворения Баратынского, потому что всегда найдёт в них человека – предмет вечно интересный для человека».


УРОК 63
Стихотворения
П. А. Вяземского и Д. В. Давыдова

Задачи урока:
познакомить учащихся с личностью и поэтическим творчеством П. А. Вяземского и Д. В. Давыдова; развивать аналитические и исследовательские умения школьников; продолжить обучение сопоставительному анализу лирических произведений.
Основные виды деятельности: устные сообщения учащихся (или рефераты) о творчестве поэта; выразительное чтение; работа с учебником; отчёты о выполнении групповых заданий; работа с интернет-ресурсами; просмотр кинофрагмента и прослушивание романса.
Термины: лирический герой, образ автора, романс.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя

нацеливает на формирование интереса учащихся к творчеству ещё двух поэтов пушкинского круга — П. А. Вяземского, которого связывали с А. С. Пушкиным самые тёплые, дружеские отношения, и Д. В. Давыдова, чей образ прочно вошёл в историю русской литературы, театра, кинематографа и может быть знаком учащимся.

«И жить торопится, и чувствовать спешит!» — эту строку из стихотворения П. А. Вяземского Пушкин поставил эпиграфом к первой главе «Евгения Онегина». Читатели пушкинского романа помнят также, что Вяземский появляется в качестве московского собеседника Татьяны Лариной.

II. Сообщение (или реферат) ученика
о личности П. А. Вяземского

с использованием электронной презентации и выходом на сайт Музея-усадьбы «Остафьево».

По ходу сообщения учащиеся могут фиксировать в рабочих тетрадях отдельные моменты хронологии жизни и творчества поэта.

Вяземский прожил долгую и трудную жизнь, вобравшую в себя смерть детей и близких друзей, правительственную опалу, заговор молчания. Восьмидесятилетний поэт напишет с глубоким отчаянием:

Все сверстники мои давно уж на покое,
И младшие давно сошли уж на покой;
Зачем же я один несу ярмо земное,
Забытый каторжник на каторге земной?

III. Отчёт о выполнении группового задания,
чтение, анализ и интерпретация стихотворения
П. А. Вяземского «Дорожная дума»

(на основе вопросов и заданий учебника).

Лирический герой данного стихотворения пребывает в состоянии между сном и явью, вызванном однообразным звуком колокольчика, движением тройки. Он охвачен чувством неизъяснимой тоски, навеваемой скучным сумраком зимней степи, что подчёркивается лексическими средствами: «саван неба», «саван снежный», «холодный труп земли».

Зимняя дорога вызывает смутные чувства неприкаянности и одиночества, ощущение какой-то неопределённости: «Мне не скучно, мне не грустно, — / Будто роздых бытия».

«Чем так смутно полон» лирический герой, что не в силах «выразить изустно»?

Дорога навевает грустные размышления о скоропреходящей жизни. Дорога здесь — метафора самой жизни, жизненный путь человека, который у каждого свой.

Мотив дороги, образ зимней дороги и традиционные образы ямщика, тройки сближают стихотворение Вяземского с известными стихотворениями А. С. Пушкина «Зимняя дорога», «Бесы», «Дорожные жалобы».

Можно упомянуть о том, что «Дорожная дума» Вяземского — прямой отклик на стихотворение А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…» (1828).

IV. Отчёт о выполнении группового задания,
чтение, анализ и интерпретация стихотворения
П. А. Вяземского «Жизнь наша в старости — изношенный халат…»

(на основе вопросов и заданий учебника).

В поздней лирике Вяземского, как пишет Л. Я. Гинзбург, хандра становится постоянной, настойчиво звучащей темой. Её объясняет смерть трёх взрослых дочерей (одна из них умерла ещё в 1835 году), утрата почти всех друзей и соратников, одиночество. Поэт страдал нервным заболеванием, сопровождавшимся мучительной бессонницей. Настроения этих лет отразились в стихотворениях «Бессонница», «Жизнь наша в старости — изношенный халат…» и др.

Общая тональность стихотворения «Жизнь наша в старости — изношенный халат…» — сдержанно-элегическая. Перед нами раздумья лирического героя над прожитой жизнью, наполненной вдохновенным и одновременно мучительным поэтическим трудом, насыщенной и радостными, и печальными событиями, разочарованиями и озарениями.

Оценивая жизненную позицию лирического героя, можно восхититься благодарным отношением ко всему, что дала жизнь творческому человеку и в юности, и в зрелости, и в старости. Можно сказать, что здесь проявилась та «память сердца», о которой писал К. Н. Батюшков.

Образ «жизнь — изношенный халат» может показаться неожиданным, смутить своей малой поэтичностью, намеренной приземлённостью, даже неприглядностью. Любопытно, что ещё в молодости, перед отправкой на службу в Варшаву, Вяземский написал стихотворение «Прощание с халатом» (1817), в котором воспел халат как символ независимости, беззаботности, как «верного товарища», который может согреть «остывший жар к благодеяньям муз».

Известно немало произведений других писателей, в которых встречается эта бытовая деталь, иногда приобретающая свойства символа: «Обломов» И. А. Гончарова (халат Ильи Ильича Обломова), «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (упоминание о стёганом халате Ленского в связи с предполагаемым «обыкновенным уделом» поэта), «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (халат Тентетникова). Однако и в названных произведениях, и в раннем стихотворении Вяземского халат прежде всего выразительная бытовая деталь, имеющая определённое символическое значение. В стихотворении «Жизнь наша в старости — изношенный халат…» у этого образа другой смысл.

Халат становится метафорой самой жизни. В нём звучит мотив грустных воспоминаний, раздумий о судьбе человека, и в этом контексте данное сравнение приобретает горький и слегка ироничный оттенок. В то же время поэт не отказывается ни от чего, что стало его душевным опытом, что сохранила «сердечная память». Все воспоминания дороги лирическому герою: «Чернилами он весь расписан, окроплён, / Но эти пятна нам узоров всех дороже».

Именно такое душевное настроение сближает стихотворение Вяземского с пушкинским «Воспоминанием» (1828):

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,
Но строк печальных не смываю.

V. Вступительное слово учителя о личности Д. В. Давыдова
можно сопроводить фрагментом кинофильма

«Эскадрон гусар летучих» (1980, режиссёр С. И. Ростоцкий, в роли Дениса Давыдова — А. С. Ростоцкий).

Точнее всех смог уловить неповторимость духовного облика поэта-гусара А. С. Пушкин, сказавший о нём:

Судьба свои дары явить желала в нём,
В счастливом баловне соединив ошибкой
Богатство, знатный род с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой.

VI. Индивидуальное сообщение
(или реферат) ученика
о личности и драматической судьбе Д. В. Давыдова

с использованием электронной презентации.

А. С. Пушкин высоко ценил поэтическую самобытность Давыдова, его своеобразную манеру «кручения стиха». Он говорил о нём: «Он дал мне почувствовать ещё в Лицее возможность быть оригинальным».

VII. Отчёт о выполнении группового задания,
чтение, анализ и интерпретация стихотворения
Д. В. Давыдова «Песня старого гусара»
(на основе вопросов и заданий учебника).

«Песня старого гусара» считается одним из лучших произведений в гусарской лирике. Необычен лирический герой стихотворения: это «старый гусар», вспоминающий о безвозвратно ушедшем времени, былой молодецкой удали.

Стихотворение, содержащее обращение к «друзьям минувших лет», проникнуто ностальгическими нотами.

Жизненную достоверность образу старого гусара придаёт прежде всего воспроизведение разговорной непринуждённой речи.

Поэт не боится сочетать грубоватые, просторечные слова и выражения с «высокой» лексикой: «красно-сизые носы», «дым столбом», «мертвецки пьют» и — «преклоняясь челом» и др. Темпераментность речи подчёркнута и пунктуационно (обилие многоточий, восклицаний).

VIII. Просмотр фрагмента кинофильма
«Эскадрон гусар летучих»,

прослушивание «Романса» (стихи Д. Давыдова, музыка А. Журбина) и ответы на вопросы учебника (рубрика «Точка зрения»).

IX. Подведение итогов работы по теме
«Поэты пушкинской поры».


На этом этапе важно ещё раз акцентировать внимание учащихся на том, что составило своеобразие, «необщее выраженье» изученных поэтов пушкинской поры.

Безусловно, всех их объединил пристальный интерес к внутреннему миру человека, стремление раскрыть духовное богатство и нравственное достоинство человека.

Важно указать на факт дружеских отношений и творческих связей этих поэтов с А. С. Пушкиным. Они оказывали влияние на формирование творческой индивидуальности Пушкина и вместе с тем сами испытывали огромное воздействие пушкинского гения. А это значит, что проникновение в художественный мир этих поэтов позволяет нам больше узнать о самом Пушкине и глубже осмыслить тот вклад, который он внёс в развитие национальной поэзии.

X. Домашнее задание:

1) выучить наизусть одно из стихотворений поэта пушкинской поры (по выбору);

2) прочитать статью учебника «Жанр элегии в мировой литературе»;

3) прочитать элегию Т. Грея «Сельское кладбище».

Индивидуальные задания:
1) подготовить рассказ о Т. Грее, используя материалы учебника и дополнительные источники;
2) сравнить разные переводы элегии «Сельское кладбище» Т. Грея (В. А. Жуковского, П. И. Голенищева-Кутузова и др.).

Следующие уроки: Урок 65. Элегия Т. Грея «Сельское кладбище» >>>



Стихотворения «Муза»
(Е. А. Баратынского и А. С. Пушкина)
 
Е. А. Баратынский
 
А. С. Пушкин
Не ослеплён я Музою моею:[2]
Красавицей её не назовут
И юноши, узрев её, за нею
Влюблённою толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором,
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражён бывает мельком свет
Её лица необщим выраженьем,
Её речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Её почтит небрежной похвалой.
1829

 
В младенчестве моем она меня любила[3]
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
1821

1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

2. «Муза» Е. А. Баратынского – впервые напечатано: в альманахе «Северные цветы на 1830 год», СПб., 1829, с. 94. (вернуться)

3. «Муза» А. С. Пушкина – впервые напечатано: в журнале «Сын отечества», 1821, часть 70, № XXIII, с. 132–133.
Включено в раздел «Подражания древним» сборника 1826 г. Помечено в рукописи 14 февраля 1821, но напечатано с пометой: «Кишинев, апреля 5, 1821». (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика