Жизнь души в произведениях русской литературы. Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Портрет И.С. Тургенева
работы К.А. Горбунова. 1872.
 
 
Портрет Ф.М.Достоевского
работы фотографа К. А. Шапиро. 1879
 
 
 
 
 
 
 
ЖИЗНЬ ДУШИ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА


2 ЧАСА

9 класс[1]


Урок 94. Рассказ И. С. Тургенева «Певцы»

Урок 95. Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди»

УРОК 94
Рассказ И. С. Тургенева
«Певцы»

Задачи урока:
обобщить представления учащихся об образе России в произведениях русских писателей XIX века и в цикле рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»; закрепить навык целостного анализа небольшого по объёму эпического произведения.
Основные виды деятельности: устные сообщения; беседа по вопросам; чтение фрагментов рассказа; обмен впечатлениями; словарная работа; сопоставительный анализ.
Термины: рассказ, цикл, портрет, авторская позиция.

Этапы урока:

I. Вступительная беседа
возвращает учащихся к образу России и русским типам в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», а также к высказыванию В. В. Розанова по этому поводу (оно приведено в статье учебника «Жизнь души в произведениях русской литературы XIX века»):

1. В каких произведениях русской литературы представлены положительные типы русских крестьян, дворян? Приведите примеры из ранее изученных и самостоятельно прочитанных произведений.

2. Вспомните, как оценивает своих героев автор рассказов «Левша» и «Человек на часах».

3. Что вы можете сказать о картинах русской жизни, представленных в знакомых вам произведениях И. С. Тургенева («Муму», «Живые мощи»)? Чем эти картины напоминают о гоголевской поэме? Можно ли отметить различия в изображении России и русских людей? Чем они могут быть объяснены?

II. Сообщения учащихся
о биографии и творчестве И. С. Тургенева,

которые могут быть дополнены презентацией, посвящённой родным местам писателя, и чтением фрагментов из рассказов, включённых в сборник «Записки охотника» («Хорь и Калиныч», «Бирюк» и др.).

III. Чтение начала рассказа
И. С. Тургенева «Певцы»

поможет вхождению учащихся в художественный мир писателя, отчасти им уже знакомый, и подготовит к целостному анализу произведения.

IV. Анализ рассказа «Певцы»
направят вопросы и задания 1—6 учебника и комментарии к тексту.

V. Заключительное слово учителя
о художественном мире И. С. Тургенева подведёт учащихся к выводу о том, что картины русской жизни представлены в творчестве писателя во всём богатстве и многообразии, реалистической достоверности.

При этом Тургенев, в отличие от Н. В. Гоголя, вовсе не ставил перед собой задачи сатирического обличения, осмеяния. Он представлял русские типы такими, какими он наблюдал их в реальной жизни.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать фрагменты романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди», помещённые в учебнике;

2) ответить на вопросы 1 и 2 учебника.

Индивидуальные задания:
1) подготовить устное сообщение о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского;
2) выполнить индивидуальные задания 1, 2, 3 учебника (по выбору учащихся).


УРОК 95
Роман Ф. М. Достоевского
«Бедные люди»

Задачи урока:
дать начальное представление о психологической прозе и романе в письмах; познакомить учащихся с отдельными особенностями художественного мира Ф. М. Достоевского; отметить в образе главного героя романа черты «маленького человека».
Основные виды деятельности: устное сообщение о писателе; презентация; беседа по вопросам; чтение и анализ фрагментов романа; обмен впечатлениями.
Термины: роман в письмах, психологизм, сентиментализм.

Этапы урока:

I. Вступительная беседа
о психологической прозе,

которая подготовит к анализу фрагментов романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди»:

1. Что такое психология? Чем занимается эта наука?

2. Приведите примеры литературных произведений, в которых особое внимание уделяется внутреннему миру, переживаниям человека.

3. Какое литературное направление связано с подробным описанием мира чувств и переживаний обычного человека?

II. Рассказ учителя
о биографии и творчестве Ф. М. Достоевского

можно начать с упоминания о том, что первым его оригинальным литературным произведением, увидевшим свет, стал как раз роман в письмах «Бедные люди», сделавший его известным в России.

Более поздние романы «Преступление и наказание», «Идиот» и «Братья Карамазовы» принесли писателю всемирную славу как одного из крупнейших мастеров психологической прозы.

Рассказ учителя может быть дополнен устными сообщениями учащихся или презентацией, в которой особое место следует отвести кадрам из известных кинофильмов: «Идиот» (1958, режиссёр И. А. Пырьев), «Братья Карамазовы» (1969, режиссёры И. А. Пырьев, М. А. Ульянов, К. Ю. Лавров), «Идиот» (2003, режиссёр В. В. Бортко) и др.

III. Чтение и анализ фрагментов
романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди»

с использованием вопросов и заданий 1—7 учебника.

IV. Заключительное слово учителя
о тех открытиях, которые принадлежат Ф. М. Достоевскому в психологической прозе

(развёрнутые внутренние монологи,
сны и видения героев,
детальное изображение психологического состояния человека, находящегося в критическом положении, ситуации выбора,
например: состояние Раскольникова перед убийством старухи и после убийства),
а также о соединении в его произведениях тонкого психологического анализа и глубоких философских наблюдений и обобщений.

V. Домашнее задание:

написать сочинение-эссе об одном из героев русской литературы, озаглавив его и подобрав соответствующий эпиграф (индивидуальное задание 4 учебника).

Следующие уроки: Урок 96. Практикум. Характеристика художественного мира литературного произведения >>>


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика