Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтов
сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


13 ЧАСОВ

9 класс[1]


Урок 67. Биография и творчество М. Ю. Лермонтова

Урок 68. Стихотворение «Смерть Поэта»

Уроки 69–70. Природа, общество, человек в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 71. Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 72. Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова

Уроки 73–77. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок 78. Творчество М. Ю. Лермонтова в оценке русских критиков

Урок 79. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

УРОК 67
Биография и творчество
М. Ю. Лермонтова

Задачи урока:
углубить представления учащихся о личности М. Ю. Лермонтова; воссоздать сложный внутренний мир поэта; определить факторы, повлиявшие на формирование его личности; выявить черты личности поэта, определившие основные мотивы и образы его творчества.
Основные виды деятельности: отчёты о выполнении групповых и индивидуальных заданий; записи в тетрадях; выразительное чтение; работа с иллюстрациями.
Термины: биография, тема, образ, мотив.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока.


Эпиграфом к уроку могут стать слова В. Г. Белинского: «Его жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и — исчезнуть во всей красе своей».

М. Ю. Лермонтов обладал притягательностью, поистине магнетической, для всех, кому довелось с ним встречаться, общаться. Его уникальная по многосторонности дарования личность — гениальный поэт, прозаик и драматург, одарённый живописец, тонкий ценитель музыки, талантливый математик, знаток классической философии и литературы, храбрый офицер — до сих пор таит в себе много загадок, разрешить которые пытаются для себя новые поколения читателей.

Что может увлечь сегодняшнего школьника в личности и творчестве Лермонтова? Несомненно, удивительная сила его произведений, побуждающих к глубоким раздумьям над нравственными вопросами, одухотворённость и музыкальность его стихов.

На этом уроке можно акцентировать внимание школьников на лирических произведениях, написанных М. Ю. Лермонтовым в 15—16-летнем возрасте (то есть почти ровесником наших учеников).

Что волновало юного поэта? О чём он мечтал?

И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
(«Мой демон», 1830)

Под ношей бытия не устаёт
И не хладеет гордая душа;
Судьба её так просто не убьёт,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты бог или злодей…
(«1831-го июня 11 дня»)

Вопрос к классу:
«Какие события общественной жизни России и факты биографии Лермонтова оказали влияние на формирование его личности?»

Обсуждение данного вопроса позволит актуализировать знания учащихся по истории России в правление Николая I, а также обратиться к биографическим сведениям о Лермонтове и к его произведениям, с которыми учащиеся знакомились в 5—8 классах.

По выражению В. Г. Белинского, Лермонтов «был истинным сыном своего времени и на всех творениях его отразился характер настоящей эпохи, сомневающейся и отрицающей, недовольной настоящей действительностью и тревожимой о судьбах будущего».

На мировосприятие поэта бесспорное воздействие оказала атмосфера, царившая в 30—40-е годы XIX века. А. И. Герцен, крупный общественный деятель и писатель, учившийся в одно время с Лермонтовым в Московском университете, писал в работе «О развитии революционных идей в России» (1850):

«Первые годы, последовавшие за 1825-м, были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своём горестном положении порабощённого и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество спешило с подлым и низким рвением отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей…

Он полностью принадлежит к нашему поколению. Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14-м декабря. Разбуженные этим великим днём, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слёзы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли! Это уже не были идеи просвещённого либерализма, идеи прогресса, — то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости».

II. Проверка составленной дома
хронологии жизни и творчества М. Ю. Лермонтова,

внесение в неё дополнений:

1814, в ночь на 3 октября — в Москве в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны (урождённой Арсеньевой) родился сын Михаил.

1817 — в феврале умерла мать Лермонтова. В марте отец уехал из Тархан, оставив сына на попечении бабушки — Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.

1820 — поездка Лермонтова с бабушкой на Кавказские Минеральные Воды.

1828 — Лермонтов зачислен в 4 класс Благородного пансиона при Московском университете. Начало поэтической деятельности.

1830 — напечатано стихотворение «Весна» («Когда весной разбитый лёд…»), первое известное нам появление имени Лермонтова в печати. Лермонтов принят на нравственно-политическое отделение Московского университета.

1831 — смерть отца Лермонтова. Знакомство с В. Лопухиной.

1832 — прошение об увольнении из университета. Зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге.

1837 — в январе написаны первые 56 строк стихотворения «Смерть Поэта». В феврале написаны заключительные 16 строк стихотворения.
Началось дело «О непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка М. Ю. Лермонтовым».
Перевод в Нижегородский драгунский полк.
В марте Лермонтов выехал из Петербурга в ссылку на Кавказ. В журнале «Современник» напечатано стихотворение «Бородино».
В мае — августе Лермонтов в Пятигорске на лечении, переезд в Кисловодск. Знакомство с В. Г. Белинским.
11 октября отдан высочайший приказ по кавалерии о переводе прапорщика М. Ю. Лермонтова в лейб-гвардии гусарский полк корнетом.

1838 — едет с Кавказа в Петербург через Москву.

1839 — опубликовано стихотворение «Поэт», в «Отечественных записках» напечатана «Бэла».

1840 — написано стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён…».
В феврале — дуэль с сыном французского посла Эрнестом де Барантом.
В апреле — перевод в Тенгинский пехотный полк.
В мае — отъезд Лермонтова из Петербурга в Москву. Написано стихотворение «Тучи». Встреча с Н. В. Гоголем, чтение отрывка из «Мцыри».
В июне — отъезд на Кавказ. Участие в бою при реке Валерик.
В декабре — отпуск на два месяца в Петербурге.

1841 — приезд в Петербург. Отказ от награды за участие в экспедиции в Чечне.
В апреле — предписание Генштаба покинуть в 48 часов Петербург и отправиться на Кавказ.
В июле — столкновение между Лермонтовым и Мартыновым на вечере в доме Верзилиных.
15 (27) июля — между 6 и 7 часами вечера у подножия горы Машук в Пятигорске состоялась дуэль. Поздно вечером тело поэта перевезено в город.
16 (28) июля — погребение на Пятигорском кладбище.

1842 — перезахоронение гроба в Тарханах в фамильном склепе по просьбе бабушки — Е. А. Арсеньевой.

III. Проверка фронтального домашнего задания
(по разделу учебника) дополняется презентацией «Лермонтов и Кавказ» (проверка группового домашнего задания).

Выполнение этого задания предполагает обращение к живописи Лермонтова и чтение отрывков из его стихотворений о Кавказе.

IV. Презентация, подготовленная
второй группой учащихся:

«Личность М. Ю. Лермонтова в воспоминаниях его современников» (проверка домашнего задания).

Учащиеся представляют материал, свидетельствующий о противоречивости оценок внешнего облика поэта и неоднозначности отзывов современников о личности М. Ю. Лермонтова.

«Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-тёмных глаз». Лицо носило выражение «зловещее и трагическое», таило в себе «сумрачную, недобрую силу, задумчивую презрительность и страсть» (И. С. Тургенев).

«В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти, с чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны» (М. Е. Меликов).

«По натуре своей предназначенный властвовать над людьми… наш поэт был честолюбив, горд и скрытен» (Р. Дорохов).

«Любили его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжёлый характер. Ну, так это неправда; знать нужно было, с какой стороны подойти. Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков». Когда Лермонтов погиб, «все плакали, как малые дети» (Н. Раевский).

«В Лермонтове (мы говорим о нём как о частном лице) было два человека: один добродушный для небольшого кружка ближайших своих друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение, другой — заносчивый и задорный для прочих его знакомых» (А. И. Васильчиков).

V. Обсуждение презентации,
подготовленной второй группой,
по вопросам:


1. Какой предстаёт личность Лермонтова в воспоминаниях его современников?

Обобщить материал помогают слова писателя А. В. Дружинина:

«Большая часть из современников Лермонтова, даже многие из лиц, связанных с ним родством и приязнью, — говорят о поэте как о существе желчном, угловатом, испорченном и предававшемся самым неизвинительным капризам, — но рядом с близорукими взглядами этих очевидцев идут отзывы другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой Лермонтова и выше всех других связей ценивших эту дружбу».

2. Какие черты личности являются, на ваш взгляд, доминирующими, определяющими многое в отношении поэта к жизни и людям в его творчестве?

Лермонтову была присуща обострённая восприимчивость, душевная ранимость, раннее осознание собственного одиночества и уникальная способность к самоанализу.

Трудно однозначно определить, что развивалось под влиянием тяжёлой атмосферы общественной жизни, что — под воздействием нелёгких личных переживаний (ранняя потеря матери, неблагополучные отношения бабушки и отца, разлука с отцом и его смерть, когда поэту было 17 лет), а что было дано Богом.

Несомненно одно: Лермонтова отличала гениальная интуиция и редкое поэтическое дарование. Известны его детская впечатлительность и умение запоминать не только события, но и связанные с ними эмоции: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие».

Нельзя не сказать и о колоссальном влиянии чтения на формирование духовного мира Лермонтова. Знакомство с произведениями Дж. Г. Байрона, И. В. Гёте, Ж.-Ж. Руссо, А. С. Пушкина, В. А. Жуковского привело к ранней духовной зрелости.

События жизни Лермонтова обусловили преобладание в его творчестве одиночества как центрального мотива и одновременно основной темы, они же во многом определили и своеобразие лирического героя его поэзии. Можно предложить школьникам прочитать строчки ранее изученных стихотворений: «Парус» (1832), «Листок» (1841), «На севере диком стоит одиноко…» (1841) и др.

VI. На следующем этапе урока
проверяется домашнее задание,

выполненное третьей группой, — презентация «Личность поэта, темы и образы лермонтовской поэзии в русской лирике XX века» и литературный монтаж.

Рекомендуются стихотворения из цикла «Лермонтов» К. Д. Бальмонта, «К портрету М. Ю. Лермонтова» В. Я. Брюсова, «Лермонтову» М. А. Кузмина, «Лермонтов» И. Северянина, «На Кавказе» С. А. Есенина, «Памяти Демона» Б. Л. Пастернака, «Дуэль» Н. М. Рубцова и др.

VII. Отчёт о выполнении
индивидуального задания,

представление маршрута и материалов для заочной экскурсии «Лермонтовские места в Пензенской области».

VIII. На заключительном этапе урока
учащиеся представляют результаты исследования, связанного с работой над содержанием «Лермонтовской энциклопедии» (1981).

Девятиклассники, уже знакомые с энциклопедическим словарём «А. С. Пушкин» (1999), энциклопедией «Л. Н. Толстой» (2009), могут сделать предложения по усовершенствованию структуры «Лермонтовской энциклопедии» для лучшей «навигации» по ней. Рекомендуемые разделы:

1) «К читателям»;
2) «Условные обозначения и сокращения»;
3) «Краткая летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова»;
4) «Биография М. Ю. Лермонтова:
а) биографические факты; б) окружение М. Ю. Лермонтова»;
5) «Произведения М. Ю. Лермонтова»;
6) «М. Ю. Лермонтов и русская литература»;
7) «М. Ю. Лермонтов и зарубежная литература»;
8) «М. Ю. Лермонтов и искусство:
а) изобразительное искусство; б) музыка; в) театр; г) кинематограф»;
9) «Отечественное и зарубежное лермонтоведение»;
10) «М. Ю. Лермонтов в школе»;
11) «Музеи и памятные места»;
12) «Алфавитный указатель статей» (с обязательным указанием страниц).

Кроме того, можно сказать о необходимости дополнения энциклопедии при её очередном переиздании. Должны быть включены материалы, учитывающие достижения современного лермонтоведения, накопленный опыт изучения произведений в отечественной школе, а также создание творческих интерпретаций произведений Лермонтова и фильмов о самом поэте.

IX. Домашнее задание:

1) прочитать стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта»;

2) выполнить задания 1, 2, 9 учебника после этого стихотворения.

Индивидуальные задания:
1) подготовить задания 3—8 учебника после стихотворения «Смерть Поэта» (по выбору учителя и учащихся);
2) провести сопоставительный анализ стихотворений «Смерть Поэта» М. Ю. Лермонтова и «29-е января 1837» Ф. И. Тютчева (тематика, идейно-эмоциональное содержание, образы, художественные приёмы).


УРОК 68
Стихотворение «Смерть Поэта»

Задачи урока:
раскрыть новаторство М. Ю. Лермонтова в художественном осмыслении темы судьбы поэта в России; определить особенности идейно-эмоционального содержания и поэтики стихотворения «Смерть Поэта»; развивать интерес учащихся к личности и творчеству поэта.
Основные виды деятельности: сообщения учащихся; выразительное чтение; ответы на вопросы учебника; работа с таблицей; работа с иллюстрациями; прослушивание музыкальных фрагментов; просмотр фрагмента кинофильма.
Термины: лирический герой, идейно-эмоциональное содержание, пафос, композиция, жанр.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока.


В основе слова учителя — фрагмент из работы И. Л. Андроникова:

«…разнеслась весть о том, что Пушкин стрелялся с Дантесом, что положение его безнадёжно. Лермонтов написал „Смерть Поэта“… и ещё прежде, чем „Бородино“ появилось на страницах пушкинского журнала. Имя Лермонтова и слава Лермонтова навсегда оказались связанными с именем и гибелью Пушкина.

Всё удивительно в этой громкой поэтической славе. И дерзкий вызов придворной знати. И прозвучавший в этом стихотворении голос общественного протеста — впервые после двенадцатилетнего молчания, воцарившегося в стране после декабрьской катастрофы. И сочетание двух огромных литературных и политических событий — гибели Пушкина и выступления молодого поэта, ещё никому не известного, но уже зрелого, которому суждено отныне стать преемником Пушкина в осиротевшей литературе. И самое соседство великих имён в один из самых трагических моментов русской истории. Всё это легендарно по историческому значению, по величию подвига, по одновременности совершившегося, что так редко случается в жизни и граничит с высоким искусством. Никто из поэтов не начинал так смело и вдохновенно, как Лермонтов! Ничья слава не бывала ещё так внезапна! Вот он сказал слова правды о великом поэте, которого даже лично не знал. И уже обречён. И его ожидает та же судьба, и такая же гибель — на поединке. Не много знает наша история таких колоссальных трагедий, вытекающих одна из другой, таких блистательных эстафет, являющих великие силы народа, способного послать одного гения на смену другому!»

Чтобы учащиеся в полной мере оценили, какой общественный отклик вызвало стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта», можно ещё раз вспомнить об атмосфере, царившей в 30—40-е годы XIX века.

«В январе 1837 года мы все были внезапно потрясены слухом о смерти Пушкина. Современники помнят, какое потрясение известие это произвело в Петербурге. Лермонтов не был лично знаком с Пушкиным, но мог и умел ценить его. Под свежим ещё влиянием истинного горя и негодования, возбуждённого в нём этим святотатственным убийством, он в один присест написал несколько строф, разнёсшихся в два дня по всему городу. С тех пор всем, кому дорого русское слово, стало известно имя Лермонтова» (А. П. Шан-Гирей).

«…Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались всеми» (И. И. Панаев).

«Навряд ли ещё когда-нибудь в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление. Разве что за 20 лет перед тем „Горе от ума“» (В. В. Стасов).

II. Выразительное чтение учителем
стихотворения «Смерть Поэта»
.

III. Выявление особенностей восприятия
стихотворения учащимися (с опорой на вопросы домашнего задания):

1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение «Смерть Поэта»?

2. Как вы определите основную художественную задачу автора стихотворения?

3. Какие вопросы возникли у вас при чтении этого стихотворения?

IV. Дополнительные комментарии
к стихотворению «Смерть Поэта»,

например:

Невольник чести — тот, кто живёт, поступает по законам чести. Словесный образ «невольник чести», вероятно, был навеян Лермонтову пушкинским «кавказским пленником»:

Невольник чести беспощадной,
Вблизи видал он свой конец,
На поединках твёрдый, хладный,
Встречая гибельный свинец.

Как тот певец, неведомый, но милый… — Лермонтов сравнивает здесь Пушкина с Ленским — героем романа в стихах «Евгений Онегин».

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!.. —

реминисценция из «Моей родословной» А. С. Пушкина (1830):

Родов дряхлеющих обломок
(И, по несчастью, не один),
Бояр старинных я потомок,
Я, братцы, мелкий мещанин.

И. Л. Андроников обнаружил один из списков стихотворения, на последней странице которого перечислены имена «надменных потомков» — графов Орловых, Бобринских, Воронцовых, Завадовских, князей Барятинских, Васильчиковых, баронов Энгельгардтов и Фредериксов. Это им (и им подобным) поэт бросает вызов.

V. Аналитическая беседа
по стихотворению

строится на основе вопросов и заданий учебника (проверка домашнего задания) и дополнительных вопросов и заданий.

В ходе обсуждения подчёркивается, что в первых 33 стихах стихотворения раскрывается тема не просто гибели поэта, но убийства — как неизбежного следствия его давнего противостояния светскому обществу. Поэтому в основе композиции стихотворения — антитеза образов поэта и великосветской толпы, света, «завистливого и душного».

Чем отличаются следующие 23 строки? Меняется интонационно-стилистический строй, меняется и стих: 4-стопный ямб и простота строфической организации (преобладает четверостишие с перекрёстной рифмовкой) сменяются вольным (4—5—6-стопным) ямбом. В этой части поэт выражает глубокое чувство любви к Пушкину и боль утраты.

Последние 16 строк — так называемое «прибавление» — содержат проклятия в адрес убийц поэта. Здесь за счёт инверсии, выдвижения вперёд развёрнутых причастных оборотов создаётся необыкновенное напряжение ритмики стиха:

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!..

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что фразовое ударение приходится на конец второй и четвёртой строк (отцов, родов), недопустимы паузы между словами потомки и известной, обломки и игрою.

В этой части стихотворения антитеза достигает своей кульминации: надменные потомки — прославленных отцов, пятою… поправшие — обломки… родов. Кроме того, отметим внутренние оксюмороны: «подлостью прославленных отцов»; «пятою рабскою поправшие обломки… родов»; «наперсники разврата».

Можно предложить учащимся найти в тексте слова и выражения, характеризующие поэта и светскую толпу, и оформить результаты работы в виде таблицы.


Слова и выражения, характеризующие поэта и светскую толпу
в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта»
Поэт
Великосветская толпа
Невольник чести, (поникнув) гордой головой, восстал, свободный, смелый дар, дивный гений, торжественный венок, наша слава, славное чело, звуки чудных песен, праведная кровь и др.
(Позора) мелочных (обид), пустых (похвал), ненужный (хор), жалкий (лепет), злобно (гнали), для потехи, (добыча) ревности глухой, (свет) завистливый и душный, клеветникам ничтожным, (словам и ласкам) ложным, коварным шёпотом насмешливых невежд, надменные потомки, (отцов, прославленных) известной подлостью, (пятою) рабскою, жадною толпой, Свободы, Гения и Славы палачи, наперсники разврата, (не смоете) чёрной кровью


Школьники определяют роль сравнений, метафор, метонимии в создании образов.

Сравнения: «Угас, как светоч, дивный гений».

Метафоры: «Угас, как светоч, дивный гений, / Увял торжественный венок…», «А вы, надменные потомки… / Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!».

Метонимия: «…с свинцом в груди».

Внимание учащихся обращается на  м е т а ф о р и ч е с к и й  о б р а з , раскрывающий лицемерие великосветских убийц Пушкина, — «терновый венец, увитый лаврами» как символ страданий поэта. В стихотворении возникает  образное  п р о т и в о п о с т а в л е н и е :   торжественный венок, прежний… венок — символ славы, признания поэта и венец терновый — символ мученичества.

Выясняется и роль  п о в т о р о в  и  а н а ф о р в стихотворении. Повторы одних и тех же (или синонимичных) слов экспрессивно акцентируют главные мысли стихотворения, подчёркивают трагизм случившегося.

Можно сравнить варианты стихотворения, что позволит проникнуть в творческую лабораторию поэта, увидеть, как тщательно он относился к отбору лексических средств:


Варианты стихотворения М. Ю. Лермонтова
«Смерть Поэта»

(отбор лексических средств)
Черновой вариант
Окончательный вариант
Похвал и слёз ненужный хор
Пустых похвал ненужный хор
Его свободный чудный дар
Его свободный, смелый дар
Из любопытства возбуждали
И для потехи раздували
Гонений
Мучений
Сошлись, противник хладнокровно
Его убийца хладнокровно


Внимание учащихся обращается на эмоциональное состояние лирического героя стихотворения «Смерть Поэта».

Отмечаются предельная взволнованность, страстность, несдерживаемое негодование и презрение, переполняющие лирического героя. Это эмоциональное состояние передаётся многоточием, прерывистостью речи, резким переходом к другой мысли.

Подводя итоги аналитической беседы,
учитель подчеркнёт, что Лермонтов выявил исторический смысл трагедии («судьбы свершился приговор»).

В своём обвинении Лермонтов бескомпромиссен: убийца виновен перед Россией, все враги и гонители поэта — соучастники преступления. В стихотворении звучат мотивы, характерные для лермонтовского понимания темы поэта и поэзии(трагическая судьба поэта, противопоставление поэта и толпы).

Характеризуя жанровое своеобразие этого стихотворения, отметим, что его по-разному определяют исследователи. Стихотворение называют и «политической сатирой» (И. А. Боричевский), и «политической одой» (Б. М. Эйхенбаум), и «одой-сатирой» (К. Б. Бархин) и др. Ни одно из этих определений не является исчерпывающим.

Как объяснить существование различных подходов в определении жанрово-стилистической принадлежности стихотворения? В нём явно сочетаются два начала: элегическое и ораторское.

Какое из них преобладает? Композиционно стихотворение делится на две части: 1. Эпитафия Пушкину (пафос трагический). 2. Поэтический памфлет (пафос обличительный).

В стихотворении очевидно сочетание элегии с сатирой.

VI. На заключительном этапе урока
возможно сравнение стихотворений М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и Ф. И. Тютчева «29-е января 1837» (проверка индивидуального задания) и просмотр эпизода из кинофильма «Лермонтов» (режиссёр Н. П. Бурляев, 1986).

VII. Домашнее задание:

выполнить одно из заданий в группах (задания распределяет учитель).
1 - я  г р у п п а.  Тема молодости и старости в поэзии М. Ю. Лермонтова. Целостный анализ стихотворений «Молитва» (1837), «Нет, не тебя так пылко я люблю…».
2 - я  г р у п п а.  Проблема «общество — человек» в поэзии М. Ю. Лермонтова. Целостный анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пёстрою толпою окружён…».
3 - я  г р у п п а.  Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова. Целостный анализ стихотворений «Поэт», «Пророк».
4 - я  г р у п п а.  Тема природы в лирике М. Ю. Лермонтова. Целостный анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…».
При выполнении этих заданий учащиеся используют вопросы и задания в учебнике, помещённые после указанных стихотворений.

Индивидуальные задания:
1) отметить основные отличия лермонтовской любовной лирики от пушкинской, показать на конкретных примерах, как меняется отношение лермонтовского лирического героя к женщине в поздней лирике;
2) провести небольшое исследование и сопоставить символические образы, которые характеризуют раннюю лирику поэта и его поздние стихотворения.


УРОКИ 69–70
Природа, общество, человек
в лирике М. Ю. Лермонтова

Задачи уроков:
выявить особенности осмысления и художественного воплощения М. Ю. Лермонтовым проблемы «природа — общество — человек»; обогатить представления школьников о художественном мире поэта; развивать навыки целостного анализа лирического произведения.
Основные виды деятельности: отчёты о выполнении индивидуальных и групповых заданий; выразительное чтение стихотворений; работа с учебником; сопоставление стихотворений; прослушивание романсов.
Термины: проблема, мотив, лирический герой.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока.


Эпиграфами к уроку могут стать слова В. Г. Белинского:

«Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности… поэзия Лермонтова растёт на почве беспощадного разума».

«Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нём!»

II. Обсуждение выполненных учащимися
групповых заданий

рекомендуется провести на сдвоенном уроке по данной теме, чтобы у учащихся сложилось целостное представление о своеобразии исследования М. Ю. Лермонтовым проблемы «природа — общество — человек».

При проверке групповых заданий можно также обратиться к результатам работы, проделанной учащимися, выполнявшими индивидуальные задания. Предлагается такая последовательность работы:

1 - я  г р у п п а .
Тема молодости и старости в поэзии М. Ю. Лермонтова.

Целостный анализ стихотворений «Молитва» (1837), «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

2 - я  г р у п п а .
Проблема «общество — человек» в поэзии М. Ю. Лермонтова.

Целостный анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пёстрою толпою окружён…».

3 - я  г р у п п а .
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова.

Целостный анализ стихотворений «Поэт», «Пророк».

4 - я  г р у п п а .
Тема природы в лирике М. Ю. Лермонтова.

Целостный анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…».

После выступления каждой из групп формулируются выводы, которые фиксируются в рабочих тетрадях. Задания каждой группы предусматривают обязательное выразительное чтение наизусть указанных стихотворений и обращение к их творческим (музыкальным) интерпретациям.

Выступление 1 - й  г р у п п ы.
Примерный план:


1. В чём отличие лермонтовской любовной лирики от пушкинской? Покажите на конкретных примерах. Как меняется отношение лермонтовского лирического героя к женщине в поздней лирике?

2. Вопросы и задания 1—7 учебника (после стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…»).

Выводы:

1. Тема молодости и старости связана с темой быстротечности времени, темой жизни и смерти. Молодость всегда связана со стремлением к свободе, наслаждению. Таков романтический герой Лермонтова, обуреваемый страстями и жаждой деятельности. Например, Мцыри говорит старику:

Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечты?..
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл: ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, — я также мог бы жить!

2. Молодость не только время жизни, но и состояние души. Современное молодое поколение, по Лермонтову, можно отнести к старикам («В бездействии состарилось оно»).

3. Старость — время жизни, сопряжённое с необходимостью подведения итогов. Об этом поэт пишет, в частности, в стихотворении «Отрывок» («На жизнь надеяться страшись…», 1830):

И скоро старость приведёт
Меня к могиле — я взгляну
На жизнь — на весь ничтожный плод —
И о прошедшем вспомяну…

4. Тема любви, как правило, получает трагическую трактовку: любовь всегда страдание, несвобода, связана с мотивом одиночества. Возлюбленная вызывает безмерные ожидания и безмерно разочаровывает. Но в «Молитве» выражено удивительное по благородству и одухотворённости чувство: лирический герой молит о счастливой жизни, покойной старости и надёжном небесном покровителе для своей возлюбленной.

Выступление 2 - й  г р у п п ы.
Примерный план:


1. Целостный анализ стихотворения «Дума» по вопросам и заданиям 1—8, 10—12 учебника (после текста стихотворения).

2. Целостный анализ стихотворения «Как часто, пёстрою толпою окружён…» по вопросам и заданиям 1—7 учебника (после текста стихотворения).

Выводы:

1. Проблема поколений, проблема человека в идеологическом контексте занимает одно из центральных мест в лирике Лермонтова 1830-х годов. Можно отметить философский и исторический аспекты её осмысления и художественного воплощения.

2. Лирический герой Лермонтова не отделяет себя от поколения, которому он принадлежит. Он — гражданин, наделённый обострённым политическим сознанием.

3. «Дума» не только сатира и обличение, но и жалоба на собственную судьбу, призыв к моральному обновлению.

Выступление 3 - й  г р у п п ы.
Примерный план:


1. Целостный анализ стихотворения «Поэт» по вопросам и заданиям 1—7 учебника.

2. Целостный анализ стихотворения «Пророк» по вопросам и заданиям 1—6 учебника.

Выводы:

1. Поэт — избранник, всевидящий пророк (развитие пушкинской традиции), но он обречён на непонимание толпы.

2. Высокое назначение поэта, гражданственность поэзии. Отсюда образы-символы: кинжал, пророк, колокол.

Выступление 4 - й  г р у п п ы.
Примерный план:


1. Как изображается природа в лермонтовских стихотворениях? Какие картины привлекают внимание лирического героя поэзии Лермонтова?

2. Какие символические образы характеризуют раннюю лирику поэта? его поздние стихи? Приведите примеры.

3. Целостный анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» с учётом вопросов и заданий 1—6 учебника.

Выводы:

1. Тема природы тесно связана у Лермонтова с другими темами: свободы, одиночества, родины.

2. Природа — идеал, она противостоит человеку и обществу, дисгармонии общественных отношений и дисгармонии в душе человека.

3. Тема природы связана с образами звёзд и неба, мотивами дороги и скитаний.

4. Лирический герой стремится достичь гармонии, и природа оказывает умиротворяющее воздействие на человека.

5. Лирическому герою открыты красота мироздания, совершенство мира. Он размышляет над глобальными проблемами бытия. Можно говорить о пантеизме мировосприятия Лермонтова (Бог и природа как некое единство).

III. Работа с разделом учебника
«Природа, общество, человек в лирике Лермонтова»:

выделение ключевых положений, дополнение выводов (записи в тетрадях).

IV. Подведение итогов урока.

Учащиеся самостоятельно определяют идейно-художественное значение в лирике М. Ю. Лермонтова антитезы «природа — социум».

V. Домашнее задание:

выучить наизусть одно из стихотворений М. Ю. Лермонтова: «Прекрасны вы, поля земли родной…», «Тучи», «Листок», «Прощай, немытая Россия…».

Индивидуальное задание:
сопоставить иллюстрации к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Родина» разных художников (Е. Е. Волкова, А. В. Кокорина, Ф. Д. Константинова, Н. Г. Никифорова, И. И. Шишкина, А. Г. Якимченко).


УРОК 71
Тема родины
в лирике М. Ю. Лермонтова

Задачи уроков:
раскрыть своеобразие трактовки темы родины в лирике М. Ю. Лермонтова; обогатить представления учащихся о художественном мире поэта; содействовать их нравственно-эстетическому воспитанию.
Основные виды деятельности: выразительное чтение наизусть; целостный анализ стихотворения; устные сообщения учащихся.
Термины: лирический герой, тема, мотивы.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока.


Учитель должен подчеркнуть, что Лермонтов стоял у истоков поэтической традиции, которую продолжат все последующие поколения русских поэтов: Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, С. А. Есенин, А. А. Блок, К. М. Симонов, Н. М. Рубцов, Р. И. Рождественский, Е. А. Евтушенко и др.

Эпиграфом к уроку могут послужить первые строки стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина»: «Люблю отчизну я, но странною любовью…»

У каждого поэта своё глубоко личное отношение к родине. Родина у Лермонтова воплощается в родной природе, истории, языке, характере народа. В этом может убедить небольшой монтаж из произведений поэта в самом начале урока:

«Прекрасны вы, поля земли родной…», «Тучи», «Листок», отрывок из «Песни про… купца Калашникова» («Над Москвой великой…»), отрывок из стихотворения «Бородино» и др.

Чтение этих произведений помогает понять, как воплощена тема родины в творчестве поэта:

оторванность от родины как вечное страдание и смерть («Листок», 1841),
сострадание к тем, у кого нет родины («Тучи», 1840),
воссоздание зримых образов России («Прекрасны вы, поля земли родной…», 1831),
обращение к исторической теме («Песня про… купца Калашникова», «Бородино»).

Но есть у поэта стихотворение, в котором, по словам Ю. М. Лотмана, «в резких, как удары кинжала, стихах поэт выразил силу гнева и презрения». Это стихотворение «Прощай, немытая Россия…» (учитель или заранее подготовленный ученик читает это стихотворение).

В нём отчётливо выражен пафос инвективы (обличения). Лирический герой не скрывает ненависти к деспотизму. С едким сарказмом он обличает государство, которое зиждется на тирании, порождающей рабство, и на рабстве, «преданно» поддерживающем тиранию.

Однако отношение поэта к родине сложнее и многограннее. Уместно привести слова Ю. И. Айхенвальда: «Особенно высока молитва духа бунтующего, который много бродил в краях чужого склада, искал бури, судился с Творцом, вёл пламенную тяжбу с миром, с женщиной, но потом нашёл свою родину, и родину вообще, и родину русскую, то есть понял и принял жизнь в её земной сущности».

Всё это выразилось с полной определённостью в стихотворении «Родина».

II. Знакомство с историей создания
стихотворения «Родина»,

чтение фрагмента из книги И. Л. Андроникова:

«…Он обречён был на ссылку до конца своих дней. Снова потянулись тряские дороги, замелькали подорожные столбы и раскинулся бесконечный горизонт.

В этом путешествии на лошадях через всю Россию Лермонтов наблюдал трагический контраст между блеском петербургских салонов и нищетой деревень, в которых после страшного неурожая 1839 года ели даже кровельную солому.

В кружках петербургской и московской молодёжи тех лет шли споры об исторических судьбах России, о том, какова должна быть истинная любовь к Отчизне. Отвергая крепостнический уклад, отрицая призывы сторонников старины вернуться к порядкам допетровской Руси, Лермонтов всё яснее понимал, что его любовь — в любви к народу, к демократической России. Об этом он и говорит в своём удивительном стихотворении „Родина“, образы которого зародились у него во время путешествия на Кавказ весною 1840 года.

Теперь, когда знаешь, что открывалось взору поэта, по-иному читаются строки, в которых говорится об отраде, вызванной видом гумна и соломенной крыши!»

III. Выразительное чтение учителем
(или заранее подготовленным учеником) стихотворения «Родина».

IV. Выявление особенностей восприятия
стихотворения учащимися

и дополнительные комментарии к стихотворению.

Примерные вопросы:

1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Чем оно взволновало вас? О чём заставило задуматься?

2. Какие картины возникли у вас при прослушивании стихотворения? Попытайтесь их нарисовать. Знакомы ли вам подобные картины?

3. Какие образы стихотворения больше всего запомнились?

4. Как вы думаете, почему автор отказался от первоначального названия стихотворения «Отчизна»?

Созданию необходимой эмоциональной атмосферы на этом этапе урока и усилению впечатления поможет показ слайдов с репродукциями картин художников-пейзажистов XIX века:

Ф. А. Васильева («Деревня», «Мокрый луг»), А. М. Васнецова («Родина»), Е. Е. Волкова («Октябрь»), Н. Н. Дубовского («На Волге»), И. И. Ендогурова («Дождь»), М. К. Клодта («На пашне», «Лесная даль в полдень»), А. К. Саврасова («Сельский вид», «Весенний день», «Просёлок», «Рожь»), И. И. Шишкина («Рожь», «Лесные дали»), И. И. Левитана («Берёзовая роща», «Весна — большая вода», «Золотая осень», «Озеро. Русь»);

обращение к музыкальным фрагментам (4-й симфонии П. И. Чайковского, Третьему концерту для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова) и

фрагментам из кинофильма «Лермонтов» (режиссёр Н. П. Бурляев).

V. Аналитическая беседа по стихотворению
строится на основе вопросов и заданий 1—4 учебника.

VI. При подведении итогов
аналитической работы

учитель укажет на то, что в стихотворении создан неповторимый, во многом неожиданный для лермонтовской поэзии образ России.

Строки этого стихотворения пронизаны трепетной любовью к крестьянской Руси, бесхитростным радостям простых людей, жизнь которых неразрывно связана с русской природой и вечным круговоротом крестьянских забот и праздников.

Какой образ в стихотворении показался самым запоминающимся? Возможно, учащиеся сразу его отметят.

Поэтом удивительно точно найден поэтический символ России — «чета белеющих берёз». Можно показать известный рисунок Лермонтова «Чета белеющих берёз», который обычно считается иллюстрацией к этому стихотворению.

Картины народной жизни переданы в стихотворении через зримые бытовые детали. Например, названы приметы деревенского довольства: «полное гумно», «изба, покрытая соломой», «с резными ставнями окно». Русская природа и народная жизнь составляют основное содержание поэтического образа России.

Русская деревня ещё одно запоминающееся воплощение родины.

Что можно сказать о лирическом герое стихотворения «Родина»? Перед нами проникновенное раздумье о своём особом отношении к родине («странная любовь»). Несомненно, что лирический герой глубоко и искренне любит её. Обратим внимание учащихся на то, что четырежды встречается слово люблю и один раз слово любовь, есть и близкие по значению слова: «С отрадой, многим незнакомой», «Смотреть до полночи готов». Лирическому герою дорого «холодное молчанье» степей, колыханье «лесов безбрежных», «разливы рек, подобные морям». Он готов принять народную жизнь, не во всём ему близкую.

При этом здесь нет никакой идеализации, например, в описании «пьяных мужичков».

VII. На заключительном этапе урока
сопоставляются иллюстрации к стихотворению «Родина», принадлежащие разным художникам (Е. Е. Волкову, А. В. Кокорину, Ф. Д. Константинову, Н. Г. Никифорову, И. И. Шишкину, А. Г. Якимченко), проводится проверка индивидуального домашнего задания.

Подводя итоги урока,
учитель отмечает, что своеобразие художественного осмысления Лермонтовым темы родины проявилось:
1) в изображении картин родной природы и народного быта;
2) в обращении к страницам исторического прошлого;
3) в изображении социальных противоречий современной действительности.

Закончить урок
можно словами В. О. Ключевского:


«Личное чувство (любовь к Родине) поэта само по себе, независимо от его поэтической обработки, не более как психологическое явление. Но если оно отвечает настроению народа, то поэзия, согретая этим чувством, становится явлением народной жизни, историческим фактом. Религиозное воспитание нашего народа придало этому настроению особую окраску, вывело его из области чувства и превратило в нравственное правило, в преданность судьбе… это русское национальное настроение».

Музыкальным финалом урока может стать прослушивание фрагмента Третьего концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова (из первой части, Allegro ma non tanto. Ре минор).

VIII. Домашнее задание:

подготовить анализ одного из стихотворений М. Ю. Лермонтова: «Гляжу на будущность с боязнью…», «И скучно и грустно…», «Отчего» (по вопросам и заданиям учебника и с учётом материалов практикума «Целостный анализ лирического стихотворения»).

Индивидуальное задание:
выполнить индивидуальное задание 1 учебника.


УРОК 72
Лирический герой поэзии
М. Ю. Лермонтова

Задачи урока:
обобщить представления учащихся о своеобразии художественного мира поэзии М. Ю. Лермонтова и о лирическом герое его поэзии; совершенствовать навыки целостного анализа лирического произведения.
Основные виды деятельности: целостный анализ лирического произведения; работа в группах; записи в тетрадях; выразительное чтение; работа с учебником; ответы на вопросы.
Термины: лирический герой, художественный мир.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя
о теме и целях урока.


Можно начать урок с известных слов В. Г. Белинского:

«Свежесть благоухания, художественная роскошь форм, поэтическая прелесть и благородная простота образов, энергия, могучесть языка, алмазная крепость и металлическая звучность стиха, полнота чувства, глубокость и разнообразие идей, необъятность содержания — суть родовые характеристические приметы поэзии Лермонтова и залог её будущего великого развития».

Именно В. Г. Белинский первый выявил в поэзии Лермонтова единство жизнеощущения, то есть нашёл лирического героя.

Он же, по словам литературоведа Л. Я. Гинзбург, заложил основу для восприятия Лермонтова как поэта мысли. Поэзия мысли позволяла проникнуть в современность с её противоречиями и насущными запросами. Это во многом и определило своеобразие лирического героя Лермонтова.

II. Работа с теоретическим понятием
«лирический герой».


Опираясь на изученные в 5—8 классах стихотворения Лермонтова, а также на материал предыдущих уроков по теме, подводим учащихся к определению сложнейшего литературоведческого понятия «лирический герой». Можно взять в качестве рабочего определение, предложенное А. Б. Есиным:

«Лирический герой — это образ человека в лирике, носитель переживания в лирическом произведении».

Далее учитель называет основные черты лирического героя.
Учащиеся фиксируют тезисы по ходу изложения материала:

1. Лирический герой является образом, намеренно отсылающим к внелитературной личности поэта. Но поскольку лирический герой несёт в себе не только уникально-неповторимые черты личности, но и определённое обобщение, то недопустимо его отождествлять с реальным автором.

2. Часто лирический герой бывает весьма близок автору по складу личности, характеру переживаний, но тем не менее различие между ними является принципиальным, так как в каждом конкретном произведении автор актуализирует в лирическом герое какую-то часть своей личности, типизируя и обобщая лирические переживания.

3. Благодаря этому читатель легко отождествляет себя с лирическим героем. Поэтому иногда говорят, что лирический герой — это не только автор, но и всякий читающий данное произведение и испытывающий те же переживания и эмоции, что и лирический герой.

III. Следующий этап урока
связан с обсуждением индивидуального и групповых заданий, которые посвящены выявлению своеобразия лирического героя поэзии М. Ю. Лермонтова.

Примерный план работы:

1. Ответы на вопросы:
1) Что вы можете сказать о лирическом герое известных вам стихотворений Лермонтова?
2) Можете ли назвать его характерные черты?

2. Отчёт о выполнении индивидуального задания 1 учебника.

3. Отчёты о выполнении групповых заданий:
а) анализ стихотворения «Гляжу на будущность с боязнью…» по вопросам и заданиям учебника;
б) анализ стихотворения «И скучно и грустно…» по вопросам и заданиям учебника;
в) анализ стихотворения «Отчего» по вопросам и заданиям учебника.

IV. Работа с учебником:
чтение раздела «Лирический герой поэзии Лермонтова», запись в рабочих тетрадях основных тезисов.

V. Подведение итогов работы в группах,
систематизация и обобщение материала о своеобразии лирического героя поэзии М. Ю. Лермонтова.

1. Лирический герой Лермонтова — это рефлектирующий герой, глубоко задумывающийся над всеми острыми вопросами своего времени.

2. Это образ человека, которому присуще романтическое мироощущение: это герой, не принимающий несовершенство действительности и открыто заявляющий о своей неудовлетворённости ею.

3. Лирический герой Лермонтова — образ незаурядного человека, представителя своего времени, ищущего способы преодоления несовершенства внешнего мира и достижения идеала. И в этом выборе своей судьбы он трагически одинок.

Вопросы для обсуждения:

1. Что сближает лирического героя поэзии Лермонтова с автором (творцом) и с лучшими представителями современной Лермонтову эпохи?

2. Почему можно говорить об этом герое как о трагическом характере? Какие черты лермонтовского лирического героя напоминают нам об образах Прометея, Гамлета, Фауста?

3. Близки и понятны ли вам, читателям XXI века, раздумья и переживания лирического героя поэзии Лермонтова?

VI. На заключительном этапе урока учащимся предлагается дать письменную характеристику лирического героя одного из стихотворений Лермонтова:

«Когда волнуется желтеющая нива…»,
«Как часто, пёстрою толпою окружён…»,
«Из-под таинственной холодной полумаски…»,
«Нет, не тебя так пылко я люблю…» (по выбору).

VII. Домашнее задание:

1) прочитать роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;

2) выполнить групповые задания (вопросы и задания к Предисловию, Предисловию к «Журналу Печорина»).

Индивидуальное задание:
выполнить задание 3 учебника (ко всему тексту романа).

Следующие уроки: Урок 73. Сюжет и композиция романа «Герой нашего времени» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

 
Лермонтов М. Ю. Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. 1837.
Картон, масло. ИРЛИ. Санкт-Петербург
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика