Творчество М. Ю. Лермонтова в оценке русских критиков. Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтов
сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
 
 
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


13 ЧАСОВ

9 класс[1]


Уроки 67–72. Лирика М. Ю. Лермонтова

Уроки 73–77. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок 78. Творчество М. Ю. Лермонтова в оценке русских критиков

Урок 79. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

УРОК 78
Творчество М. Ю. Лермонтова
в оценке русских критиков

Задачи урока:
показать особую роль В. Г. Белинского в осмыслении творчества М. Ю. Лермонтова; познакомить учащихся с отдельными исследованиями учёных-лермонтоведов; формировать навыки работы с критическими статьями и научными публикациями.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов статьи; конспектирование лекции учителя и критической статьи; представление результатов самостоятельной работы с дополнительной литературой.
Термины: литературная критика, социально-психологический роман.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока.


На этом этапе можно организовать беседу
по таким вопросам
:

1. Что вам известно о литературной жизни и журнальной критике 20—30-х годов XIX века?

2. Назовите ведущие журналы этой поры.

3. Назовите имена самых влиятельных критиков этого времени.

II. Работа
с литературно-критическими работами
В. Г. Белинского

включает:

1) сообщение учителя о статьях и отзывах В. Г. Белинского о произведениях М. Ю. Лермонтова;

2) знакомство с фрагментами литературно-критических работ В. Г. Белинского;

3) конспектирование ключевых положений статьи В. Г. Белинского «„Герой нашего времени“. Сочинение М. Лермонтова» (1840).

В сообщении учителя
важно подчеркнуть, что В. Г. Белинский первым сумел оценить важнейшие художественные открытия писателя, масштаб его таланта.

Критик внёс значительный вклад в истолкование творчества Лермонтова. Можно сказать о том, что Белинский и Лермонтов дважды встречались: в 1837 году в Пятигорске и 1840 году в Петербурге.

Своеобразным эпиграфом ко всем отзывам о Лермонтове служат такие слова В. Г. Белинского: «Глубокий и могучий дух. Как верно он смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура!»

Записи в рабочих тетрадях,
конспектирование лекции учителя, знакомство с основными положениями статьи В. Г. Белинского «„Герой нашего времени“. Сочинение М. Лермонтова».

Об основной идее романа:
«…это грустная дума о нашем времени».

О главном герое романа:
«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от пламенной жизни земля… В идеалах Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажение, но всё это выкупается богатою натурою. Его во многих отношениях дурное настоящее — обещает прекрасное будущее». «В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения».

О композиции романа:
«Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов. В „Бэле“ он является каким-то таинственным лицом… в руках автора Журнал Печорина, в Предисловии к которому автор делает намёк на идею романа, но намёк, который только более возбуждает ваше нетерпение познакомиться с героем романа. Наконец вы переходите к „Княжне Мери“, туман рассеивается, загадка разгадывается, основная идея романа, как горькое чувство, мгновенно овладевшее всем существом вашим, пристаёт к вам и преследует вас».

III. Обзорное знакомство
со статьёй В. Г. Белинского
«Стихотворения М. Лермонтова» (1841).


Учитель представляет основное содержание этой работы критика, учащиеся конспектируют материал в рабочих тетрадях:

1. В начале статьи критик рассуждает о сущности поэзии, восторгается способностью поэта уловить квинтэссенцию жизни: «Поэт — благороднейший сосуд духа, избранный любимец небес… болезненнее других страдает, живее наслаждается, пламеннее любит, сильнее ненавидит; словом, глубже чувствует».

2. Сравнивая Пушкина и Лермонтова, Белинский отмечает, что «Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Он указывает на склонность поэта к рефлексии — законному элементу современной поэзии.

Стихотворения поэта критик делит на две группы:

Стихи субъективные, «в которых он является не безусловным художником, но внутренним человеком и по которым одним можно увидеть богатство элементов его духа и отношения к обществу»:
1) стихи «безотрадные, леденящие сердце»: «Дума», «Поэт», «Не верь себе», «И скучно и грустно…», «1-е января» и др.;
2) исторические, где автор ищет в прошлом спасения от современной тоски: «Бородино», «Песня про… купца Калашникова»;
3) стихи, представляющие другую сторону духа поэта — глубокие и тихие думы, мелодии грусти: «В минуту жизни трудную…», «Памяти А. И. Одоевского», «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Отчего…» и др.;

«Чисто художественные стихотворения»:
«Русалка», «Три пальмы», «Восточное сказание», «Дары Терека».

IV. Презентации учащихся,
посвящённые работам известных учёных-лермонтоведов (отчёты о выполнении индивидуального задания).

Для подготовки этого вопроса девятиклассникам можно рекомендовать такие, например, работы о Лермонтове, с которыми они могут познакомиться, используя интернет-ресурсы:

• Долинин А. С. Лермонтов // az.lib.ru
• Святополк-Мирский Д. П. Лермонтов. Проза Лермонтова // az.lib.ru
• Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова.
Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

V. Домашнее задание:

подобрать эпиграфы и цитаты к сочинениям по одной из предложенных ниже тем:
1) «Пейзаж в романе М. Ю. Лермонтова „Герой нашего времени“»;
2) «Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова „Герой нашего времени“» (по выбору учащихся)


УРОК 79
Сочинение по творчеству
М. Ю. Лермонтова

Задачи урока:
обучать написанию сочинения; развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли на заданную тему, используя цитирование; способствовать повышению речевой культуры учащихся.
Основные виды деятельности: обсуждение темы сочинения; составление плана; подбор эпиграфов и цитат к сочинению.
Термины: пейзаж, романтизм, реализм, психологизм, проблематика.

Этапы урока:

I. Подготовка
к написанию сочинения

может быть проведена с учётом особенностей класса и готовности учащихся к написанию сочинения на одну из заранее предложенных им тем:

1. Пейзаж в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Содержание наиболее важных этапов работы над сочинением — определение основной мысли сочинения, подбор материала, составление плана — можно показать на примере первой темы, которая не была предметом специального рассмотрения на предыдущих уроках.

В связи с этим появляется возможность под новым углом зрения взглянуть на изученное произведение, систематизировать полученные знания и обогатить представления учащихся о проблематике романа, характере главного героя, способах выражения авторской позиции.

Анализ
формулировки темы.


Ключевое слово в первой из предложенных тем — пейзаж.

Примерный круг вопросов для обсуждения — это и обсуждение возможных вариантов вступления:

1. Что такое пейзаж? Какую роль он выполняет в литературном произведении?

2. Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова о природе вы могли бы назвать? Каковы особенности изображения природы в поэзии М. Ю. Лермонтова?

3. Запомнились ли описания природы в романе «Герой нашего времени»? Какие картины природы произвели наиболее сильное впечатление?

Обсуждение
плана сочинения.


Вступление к первой теме
может быть теоретическим, посвящённым толкованию понятия пейзаж и определению функций пейзажа в литературном произведении: обозначение места и времени действия, сюжетная мотивировка, средство раскрытия внутреннего состояния героев, знак его психологического состояния, косвенная оценка героя и происходящих событий (пейзаж как форма присутствия автора).

Во  в с т у п л е н и и  можно обратиться к поэзии М. Ю. Лермонтова, опереться на ранее изученные произведения, определить своеобразие изображения в них природы.

Как правило, природа в его стихах — свободная романтическая стихия, созвучная душе героя («Мцыри»).

Часто тема природы связана с темами одиночества и свободы. Гармония в природе противостоит дисгармонии в душе человека, в человеческих отношениях. Но человек стремится обрести желанную гармонию, преодолеть одиночество («Когда волнуется желтеющая нива…»).

Далее обсуждается
содержание основной части сочинения,

здесь должны быть представлены важнейшие функции пейзажа в романе:

1. Обозначение места и времени действия.

2. Создание психологического и эмоционального фона, средство раскрытия внутреннего состояния героев.

3. Форма присутствия автора (косвенная оценка героя).

Здесь же должен быть представлен заранее отобранный материал (описания природы) в соотнесении с выявленными функциями пейзажа и в той последовательности, в которой эти описания помещены в тексте романа: от описания Койшаурской долины в повести «Бэла», обозначающего место действия, до картины ночного неба в повести «Фаталист», где явно присутствует косвенная авторская оценка изображённых событий.

Обсуждая возможное содержание  з а к л ю ч е н и я  в сочинении, следует напомнить учащимся, что всё в романе «Герой нашего времени» (в том числе описания природы и женские образы) подчинено главной задаче — изображению «истории души человеческой», что перед нами «монороман», в котором все события и лица сосредоточены вокруг главного героя.

II. Написание
и проверка сочинения

(на выполнение этой работы целесообразно выделение дополнительного урока).

III. Домашнее задание:

познакомиться с материалами рубрики учебника «Мир в слове», посвящёнными слову память, и дополнить их примерами из произведений М. Ю. Лермонтова.

Следующие уроки: Урок 80. Практикум. Композиция литературного произведения >>>


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

 
Лермонтов М. Ю. Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. 1837.
Картон, масло. ИРЛИ. Санкт-Петербург
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика