Главная |
|
|
Портрет М. Ю. Лермонтов сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля |
|
|
Николай Васильевич Майер. Автопортрет[ 2] |
|
|
|
|
«Бэла». 1900.
Иллюстрация В. А. Полякова
к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Источник: М. Ю. Лермонтов. ПСС в 2-х томах. – СПБ, М.: Товарищество М. О. Вольф. 1900.
|
|
|
|
|
|
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)
13 ЧАСОВ
9 класс[1]
|
Уроки 67–72. Лирика М. Ю. Лермонтова
Урок 73. Сюжет и композиция романа «Герой нашего времени»
Урок 74. Печорин и второстепенные персонажи
Урок 75. Повесть «Максим Максимыч». Авторская позиция в романе
Урок 76. Тема любви в романе «Герой нашего времени»
Урок 77. Повесть «Фаталист». Нравственная проблематика романа
Урок 78. Творчество М. Ю. Лермонтова в оценке русских критиков
Урок 79. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова
УРОК 73
Сюжет и композиция романа
«Герой нашего времени»
Задачи урока: создать установку на восприятие и анализ, отметить основные особенности сюжета и композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
актуализировать знания учащихся о сюжете и композиции литературного произведения; совершенствовать навыки характеристики сюжета и композиции литературного
произведения.
Основные виды деятельности: формулирование выводов об особенностях сюжета и композиции романа; конспектирование материала учебника; беседа по
вопросам; работа в группах.
Термины: сюжет, композиция, полифония, психологизм.
Этапы урока:
I. Вступительная беседа
об истории создания романа
и его целях, обозначенных самим автором, с использованием материалов учебника — фрагментов статьи и комментариев.
Учитель расскажет, что афористичное название «Герой нашего времени» Лермонтову предложил известный журналист А. А. Краевский. Он обратит внимание учащихся на
первоначальное заглавие романа — «Один из героев начала века». Иногда пишут: «Один из героев нашего века».
Однако в автографе обозначено: «начала века». Это заглавие отсылает читателя к вышедшему в 1836 году роману французского писателя Альфреда де Мюссе «Исповедь сына
века» (или «Исповедь одного из детей века»). В предисловии к своему роману Мюссе написал:
«Всё, что было, уже прошло. Всё то, что будет, ещё не наступило. Не ищите же в ином разгадки наших страданий».
«Было и прошло» для французов — революция 1789 года, наполеоновская эпоха, а для русского человека — Отечественная война 1812 года, выступление декабристов в 1825
году.
Но название «Герой нашего времени» отсылает читателя и к русской литературной традиции — повести Н. М. Карамзина «Рыцарь нашего времени» (1803). Одним из первых на
эту параллель обратил внимание В. Г. Белинский.
На этом этапе урока уместно обратиться к проверке опережающего задания (вопрос 3 ко всему тексту романа, рубрика «Поиск информации»). Обобщая ответы учеников, учитель
отметит, что В. Г. Белинский, бывший всего на три года старше Лермонтова, считал отличительным признаком той эпохи бесстрашный самоанализ и доходящее до самых
глубинных противоречий человеческой природы самопознание:
«Наш век есть век сознания, философствующего духа, размышления, „рефлексии“… Он громко говорит о своих грехах, но не гордится ими; обнажает свои кровные раны, а не
прячет их под нищенскими лохмотьями притворства. Он понял, что сознание своей греховности есть первый шаг к спасению. Он знает, что действительное страдание лучше
мнимой радости».
Девятиклассникам уже знакомы отдельные факты истории русской литературы, фрагменты биографий многих известных представителей пушкинского времени и современников
Лермонтова: философа П. Я. Чаадаева (1794—1856), писателя А. А. Бестужева-Марлинского (1797—1837), поэта В. К. Кюхельбекера (1797—1846).
Краткая информация об особенностях личности и судьбе поэта А. И. Полежаева (1804—1838), публициста Н. И. Сазонова (1815—1862), чтение фрагментов из книги
А. И. Герцена «Былое и думы» («А. Полежаев» из первой части, «Русские тени» из пятой части) помогут продемонстрировать на конкретных примерах типичность фигуры и
судьбы Печорина.
II. Беседа об особенностях сюжета
и композиции романа
начинается с работы над предисловиями (проверка выполнения групповых заданий).
1 - я г р у п п а. Вопросы и задания к Предисловию ко всему роману.
2 - я г р у п п а. Вопросы и задания к Предисловию к «Журналу Печорина».
Важно подчеркнуть внутреннюю связь между двумя предисловиями, так как это предостерегает от одностороннего суждения о Печорине.
В Предисловии к роману сказано, что портрет Печорина составлен «из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», что состояние печоринского духа — «болезнь»,
духовная болезнь современного человека. Однако, как пишет В. А. Грехнев, «ошибочно думать, что негативно-обличительная оценка исчерпывает полноту авторского отношения
к герою.
Во втором предисловии, предисловии к дневнику Печорина, читаем: „Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие
этой книги. „Да это злая ирония!“ — скажут они. — Не знаю“. В вопросе и ответе повествователя акцент «сделан на другом полюсе печоринской натуры, не на типическом в
ней, а на исключительном, не на „болезни“, а на героике. Иначе чем же объяснить следующую за этим ответом реакцию на воображаемого читателя… Не очевидно ли, что так
прореагировать „читатель“ мог лишь в том случае, если ему почудилось позитивное начало в авторском суждении о герое. „Не знаю“… очевидный уход от однозначной
оценки, апелляция к пониманию, а не к осуждению».
III. Чтение и обсуждение начала романа
«Герой нашего времени»
(описание Койшаурской долины и разговор повествователя и Максима Максимыча о Печорине в повести «Бэла»):
1. Какое впечатление произвели на вас первые страницы романа?
2. Что вы можете сказать о выборе места действия? К чему готовят читателя описания природы Кавказа и разговор о «приключениях», которых немало было в жизни Максима
Максимыча?
3. Что можно сказать о повествователе? Почему его так заинтересовал рассказ штабс-капитана о Печорине? Какие детали в начале рассказа Максима Максимыча были особо
подчёркнуты повествователем?
Учащиеся должны обратить внимание на повторяющееся определение «необыкновенные» (вещи).
IV. Характеристика сюжета романа
«Герой нашего времени».
Вспоминаем, что сюжет как своеобразная метафора жизни воссоздаёт жизненные противоречия, показывает их в развитии, столкновении, заставляя читателя сопереживать
участникам изображённых событий.
Сюжет — изложение событий; фабула — способ сообщения о событиях, форма изложения сюжета, которую избирает автор.
Своеобразие романа Лермонтова заключается в том, что каждая повесть, входящая в состав произведения, имеет свой сюжет. «Герой нашего времени» насыщен действием, и
все события направлены на раскрытие характера главного героя. Этой же задаче подчинена композиционная перестановка событий во времени.
На этом этапе урока можно предложить учащимся при работе над повестями разделиться на группы:
1 - я г р у п п а — «Бэла»,
2 - я г р у п п а — «Максим Максимыч»,
3 - я группа — «Тамань»,
4 - я г р у п п а — «Княжна Мери»,
5 - я г р у п п а — «Фаталист».
Каждой из них предлагается подготовить устную характеристику сюжета повести по такому плану:
1. Назовите основные эпизоды. Какие ключевые моменты в повести связаны с завязкой, кульминацией и развязкой?
В чём своеобразие начала и финала повести? Насколько неожиданной вам показалась развязка?
2. Сделайте выводы о том:
а) насколько ярко выражен в повести сюжет,
б) как этот сюжет помогает понять отношение автора к описываемым событиям и героям?
V. Характеристика композиции
романа «Герой нашего времени».
Учитель сообщает, что ещё В. Г. Белинский отметил уникальность композиции романа Лермонтова: «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью»,
поэтому «его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор».
Анализ композиции романа
можно провести на основе вопросов и заданий учебника (вопросы 1, 2 к повести «Бэла», вопрос 1 к повести «Максим Максимыч», вопрос 3 к Предисловию к «Журналу
Печорина»).
Обобщая наблюдения школьников,
учитель отмечает, что характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, по образному выражению Ю. М. Лотмана, «как бы отражаясь во многих зеркалах, причём
ни одно из этих отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина».
Здесь уместно обратиться к понятию «полифония», которое широко используется по отношению к лермонтовскому роману, поскольку «ни автор, ни один из героев не
выражает главную мысль произведения прямо, а она вырастает из одновременного звучания многих голосов» (Ю. М. Лотман).
Полифония (от греч. polys — многочисленный и phone — звук, голос) — множественность сознаний и миров, равноправных с авторским, в рамках
одного литературного произведения. Полифония возникает, когда различные точки зрения в произведении не подчинены друг другу, а выступают как равноправные.
В романе Лермонтова «Герой нашего времени» намечена такая последовательность смены рассказчиков, глазами которых
показывается Печорин:
1. Печорин глазами Максима Максимыча («Бэла»).
2. Печорин глазами повествователя («Максим Максимыч»).
3. Печорин своими собственными глазами («Журнал Печорина»).
Расположение сцен, развитие сюжета в повествовании от лица рассказчика соответствуют его точке видения. Рассказ Максима Максимыча связывает «путевые записки»
странствующего офицера с «журналом» Печорина.
Композиционно-повествовательная структура «Героя нашего времени» в значительной мере подчинена психологизму как стилевой доминанте. На уроке учащиеся вновь обращаются
к понятию «психологизм», уже знакомому им по урокам, посвящённым повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», в 8 классе.
Психологизм (от греч. psyche — душа и logos — слово) — освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя:
его мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний и т. п., причём изображение, отличающееся подробностью и глубиной.
Важно подчеркнуть, что смена рассказчиков нацелена на то, чтобы психологизм постоянно усиливался, анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим
(А. Б. Есин).
VI. На заключительном этапе урока
формулируются общие выводы о композиции романа (они фиксируются в рабочих тетрадях):
• членение романа на 5 повестей, каждая из которых имеет свой законченный сюжет;
• включение вставных текстов (Предисловие к «Журналу Печорина»; песня Казбича; письмо Веры);
• нарушение хронологической последовательности событий в жизни главного героя: автору интересно не становление и развитие героя, а сущность его характера;
• наличие нескольких рассказчиков, что помогает разгадать загадку характера Печорина;
• «вершинная композиция» (биография героя предстаёт в кульминационных точках);
• своеобразная композиция образов (система персонажей организована вокруг главного героя), роль портрета, пейзажа и предметных деталей;
• ведущие композиционные принципы романа: многомерность точки зрения, ретроспективность, принцип контраста.
VII. Домашнее задание:
1) прочитать раздел учебника «Сюжет и композиция романа» и выписать из него основные положения;
2) подобрать цитаты из текста по теме «Печорин и второстепенные персонажи» и выполнить задания учебника:
задания 6, 11 к повести «Бэла» (1 - я г р у п п а ),
задания 5, 6 к повести «Тамань» (2 - я г р у п п а ),
задания 4, 11, 12, 13, 15 к повести «Княжна Мери» (3 - я г р у п п а ),
задание 3 к повести «Фаталист» (4 - я г р у п п а ),
задание 4 ко всему тексту романа (5 - я г р у п п а ).
Индивидуальные задания:
1) подготовить выразительное чтение эпизода «Дуэль Печорина и Грушницкого»;
2) подготовить презентацию «Образ Печорина в живописи, графике», прокомментировать отобранный материал;
3) составить рекомендации для современного актёра, которому предстоит сыграть роль Печорина в фильме по роману «Герой нашего времени».
|
|
УРОК 74
Печорин
и второстепенные персонажи
Задачи урока: охарактеризовать систему образов романа; раскрыть композиционные и смысловые взаимоотношения между персонажами произведения; установить принцип
их композиционной группировки; выявить противоречия в характере главного героя.
Основные виды деятельности: устная характеристика образов; выразительное чтение фрагментов романа; подбор цитат к характеристике внутреннего мира
главного героя; участие в дискуссии.
Термины: образ персонажа, двойничество, психологизм.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока.
Главного героя романа — Печорина отличают незаурядные способности, исключительная сила воли, аналитический ум, проникающий в самые глубины философских вопросов. Он
центр притяжения в романе. Вокруг него группируются все действующие лица.
Пять повестей объединены главным героем, но в каждой повести свой круг персонажей.
Вопросы,
которые направят работу учащихся на уроке:
1. Для чего, на ваш взгляд, Лермонтов использует при разработке системы образов романа приём двойничества?
2. Как вам кажется, кто из героев является двойником Печорина, а кто — его антиподом?
II. Характеристика системы образов
романа «Герой нашего времени».
В основе урока подведение итогов и обсуждение результатов групповой работы учащихся, которая может быть дополнена в том числе и авторитетными высказываниями
литературоведов.
И. Л. Андроников писал об авторе «Героя нашего времени»:
«Он нашёл новые художественные средства, которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их
объективно, „выстраивая“ их, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого».
В. А. Недзвецкий:
«Система образов современных людей помогает не только раскрыть образ главного героя, но и создать „образ современности“».
1 - я г р у п п а.
Вопросы и задания 6, 11 к повести «Бэла». Печорин в системе образов повести «Бэла».
На этом этапе работы следует продолжить чтение отдельных фрагментов повести «Бэла», обратить особое внимание учащихся на описания Печорина, Азамата и Казбича,
сопоставить истории этих героев.
2 - я г р у п п а.
Вопросы и задания 5, 6 к повести «Тамань». Печорин в системе образов повести «Тамань».
3 - я г р у п п а.
Вопросы и задания 4, 11, 12, 13, 15 к повести «Княжна Мери». Печорин в системе образов повести «Княжна Мери».
4 - я г р у п п а.
Вопрос 3 к повести «Фаталист». Печорин в системе образов повести «Фаталист».
5 - я г р у п п а.
Задание 4 ко всему тексту романа. Печорин в системе образов романа «Герой нашего времени».
III. Подводя итоги
групповой работы,
учитель ещё раз отметит, что все характеры романа, как подметил Ю. М. Лотман, сходятся к центральному образу Печорина, как радиусы к центру круга.
Однако одни из них соотнесены с ним по контрасту, оттеняя собой своеобразие души Печорина, другие же — по сходству: образ Печорина сопровождён целой галереей
двойников — героев второго ранга, так или иначе сопоставимых с Печориным и раскрывающих его типичность.
Герои-антиподы::
Максим Максимыч и другие персонажи, которые в той или иной мере подходят под категорию «простых людей»; все женские образы романа.
Герои-двойники::
Грушницкий, Вернер, Вулич.
Образ Печорина многомерен: «герой времени», «портрет, составленный из пороков всего… поколения», неповторимая в своих проявлениях личность. Он показан в многообразных
отношениях с людьми: представителями загадочно-таинственного для Печорина мира контрабандистов, «водяного общества» (среды, близкой ему социально, но чуждой духовно),
Максимом Максимычем, пленительными женщинами.
Почему же герой не обретает счастья и понимания? Обсуждение данного вопроса на этом и последующих уроках по роману вряд ли приведёт к однозначному ответу. Столь же
неоднозначными были и интерпретации образа Печорина, научные и художественные.
IV. Отчёт о выполнении
индивидуального задания,
презентация «Образ Печорина в живописи, графике».
После презентации организуется беседа по вопросам:
1. Какой живописный образ Печорина произвёл на вас наибольшее впечатление и почему?
2. Какие стороны духовной жизни и личности героя подчёркнуты каждым художником?
3. Чем объясняются различия в трактовке образа Печорина у разных художников?
4. Какого современного актёра вы выбрали бы на роль Печорина, если бы снимали фильм по роману «Герой нашего времени»? Что вы порекомендовали бы актёру особо продумать
при подготовке к съёмкам фильма? Что посоветовали бы почитать?
V. Заключительный этап урока
можно провести в форме дискуссии, предложив учащимся высказать личное отношение к Печорину, аргументируя своё мнение.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Над какими вопросами заставил вас задуматься Печорин?
2. Что вызывает у вас восхищение в Печорине?
3. Что заслуживает осуждения в поступках героя? Можно ли найти им оправдание?
4. Вызывает ли у вас сочувствие трагический характер Печорина?
5. Действительно ли Печорин — герой своего времени? Как вы понимаете название романа — «Герой нашего времени»?
6. Прокомментируйте высказывание литературоведа Ю. В. Лебедева:
«Печорин — это человек, предоставленный самому себе, возомнивший себя творцом своей собственной судьбы. „Я“ для него — единственный бог, которому можно служить и
который невольно становится по ту сторону добра и зла. В судьбе Печорина показана трагедия современного „гуманиста“, возомнившего себя „самозаконодателем“
нравственности и любви. Но… такой „гуманизм“ сеет вокруг горе и разрушение, а свою душу приводит к опустошению и самоиспепелению».
VI. Домашнее задание:
1) прочитать раздел учебника «Система образов романа. Роль второстепенных персонажей в раскрытии образа главного героя. Двойники Печорина» и выписать из
него основные положения;
2) перечитать повесть «Максим Максимыч» и ответить на вопросы 1, 2, 4—9 к повести.
Индивидуальные задания:
подготовить выразительное чтение фрагмента повести «Максим Максимыч» (описание портрета Печорина) и эпизода «Последняя встреча Печорина и Максима
Максимыча». |
|
УРОК 75
Повесть «Максим Максимыч».
Авторская позиция в романе
Задачи урока: определить особую роль повести «Максим Максимыч» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; выявить способы выражения авторской позиции
в романе.
Основные виды деятельности: комментарий к фрагментам повести; ответы на вопросы; дискуссия; выразительное чтение фрагментов повести; письменная
работа.
Термины: сюжет, композиция, рассказчик, романтизм, реализм, психологизм, психологический портрет.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока.
Основные вопросы для обсуждения на уроке: место и значение повести в романе, особенности её сюжета, выявление нового в характере главного героя по сравнению с повестью
«Бэла», установление композиционного центра повести — психологического портрета Печорина.
II. Аналитическая работа
над текстом повести
на основе вопросов и заданий 2, 4—9 учебника.
Примерная
последовательность работы:
1. Задание 2 к повести.
2. Выразительное чтение описания портрета Печорина (проверка индивидуального задания).
3. Задание 4 к повести.
4. Сравнение черновой редакции текста с окончательным вариантом.
После слов: «…он сидел, как сидит бальзакова 30-летняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала» — в черновой рукописи шёл следующий текст:
«Если верить тому, что каждый человек имеет сходство с каким-нибудь животным, то, конечно, Печорина можно было сравнить только с тигром; сильный и гибкий, ласковый
или мрачный, великодушный или жестокий, смотря по внушению минуты, всегда готовый на долгую борьбу, иногда обращённый в бегство, но не способный покориться, не
скучающий один в пустыне с самим собою, а в обществе себе подобных требующий беспрекословной покорности: по крайней мере таков, казалось мне, должен был быть его
характер физический, то есть тот, который зависит от наших нерв и от более или менее скорого обращения крови».
Почему Лермонтов отказывается от этого варианта (развёрнутого сравнения героя с тигром, обилия определений и т. п.)?
5. Выразительное чтение эпизода «Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча» и обсуждение того, насколько точно удалось чтецам передать внутреннее
состояние героев.
6. Вопросы и задания 5—9 учебника к повести.
III. Подводя итоги
аналитической работы,
учитель отметит, что Максим Максимыч — единственный персонаж, сопутствующий Печорину на протяжении всего романа (исключая повесть «Тамань»).
А. А. Блок ёмко выразил суть отношений Печорина и Максима Максимыча: «неслиянность и нераздельность».
На большое значение образа Максима Максимыча одним из первых указал В. Г. Белинский. Он увидел в нём воплощение русской натуры, «тип чисто русский», «чудесную душу,
золотое сердце». Но критик обратил внимание и на другую сторону его характера — ограниченность его кругозора, инертность, патриархальность воззрений. С точки зрения
современного исследователя Ю. В. Лебедева, своей сердечной, христианской любовью к ближнему Максим Максимыч рельефно оттеняет изломанность и болезненную раздвоенность
характера Печорина, а вместе с тем и всего «водяного общества».
На это обращал внимание и А. С. Долинин: «Максим Максимыч нарисован раньше, и когда потом проходят действующие лица из „Дневника Печорина“, то им всё время
противостоит его великолепная фигура во всей чистоте, неосознанном героизме и смиренномудрии — с теми чертами, которые нашли своё дальнейшее углубление у Толстого в
Платоне Каратаеве, у Достоевского в смиренных образах из „Идиота“, „Подростка“, „Братьев Карамазовых“».
В то же время, по словам Ю. В. Лебедева, Максим Максимыч почти полностью лишён личностного самосознания, критического отношения к действительности, он приемлет её
такой, какая она есть, не рассуждая, выполняет свой «долг».
Максим Максимыч — воплощение, с одной стороны, лучших национальных качеств народа, а с другой — его исторической ограниченности на известном этапе развития, силы
косных традиций, служивших опорой для деспотической власти.
IV. Дискуссия,
посвящённая обсуждению точки зрения иеромонаха Нестора (В. Ю. Кумыша) о романе М. Ю. Лермонтова:
«Исследуя проблему зла в человеке, Лермонтов своим творчеством открывал глаза читающей и мыслящей России на те душевные терзания героя современности, которые разрешить
могла одна только смерть. Печорин, по меткому наблюдению над собой, сделался нравственным калекой, обречённым на вынужденное самоуничтожение, ушедшим из жизни в
состоянии глубокого разлада с самим собой и так и не нашедшим забвения тоски по идеалу, так и не заглушившим в себе неутолённой жажды иного существования. Образом
Печорина автор выражал свою острую боль за душу человека, мучимого как недугом собственного несовершенства, так и несовершенством, привнесённым в него самого ходом
окружавшей его жизни. Лермонтов скорбит о преждевременной кончине Печорина и своим произведением стремится к тому, чтобы российское общество увидело в судьбе этой
личности симптомы своего нездоровья и распознало признаки тяжёлой беды в своём нравственном и духовном состоянии. Писатель не задаёт „проклятого вопроса“ „кто
виноват?“, не стремится кого-либо обличить своим героем. Своим романом он декларирует ценность самой человеческой души, поставляя её в центр мироздания и объявляя её
мерилом всего исторического процесса. В этом непреходящее значение его произведения».
Учащиеся могут оспорить данное утверждение или согласиться с автором. В основе доказательств — текст романа.
V. Выполнение письменной работы
«Способы выражения авторской позиции в романе М. Ю. Лермонтова „Герой нашего времени“».
Примерный план ответа:
1. Смысл заглавия романа.
2. Своеобразие сюжета.
3. Особенности композиции.
VI. Домашнее задание:
подобрать цитаты к сочинению, посвящённому теме любви в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», и
выполнить задания учебника (по выбору): 5, 8, 9, 12 — к повести «Бэла» (образ Бэлы), 3, 4 — к повести «Тамань» (образ «ундины»), 5, 7, 10 — к повести «Княжна Мери»
(образ Мери), 5, 9 — к повести «Княжна Мери» (образ Веры).
Индивидуальные задания:
1) подобрать эпиграфы:
а) к следующему уроку, посвящённому теме любви в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»,
б) к каждой истории любви, рассказанной в романе;
2) подготовить выразительное чтение:
а) эпизода «Переправа Печорина и Мери через Подкумок»,
б) эпизода «Погоня за Верой»,
в) сцены прощания Печорина с княжной Мери;
3) подготовить устную характеристику Веры, обратив внимание на портрет героини, её историю и значение имени. |
|
УРОК 76
Тема любви в романе
«Герой нашего времени»
Задачи урока: раскрыть своеобразие решения темы любви и значение женских образов в романе М. Ю. Лермонтова; показать отношение Печорина к любви и женщинам;
углубить представления учащихся о противоречивости характера главного героя.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов романа; участие в литературном монтаже; отчёты о выполнении групповых заданий; работа с
иллюстрациями.
Термины: тема, мотив, художественный образ, персонаж.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока.
На этом этапе урока важно создать эмоциональный настрой, располагающий к обсуждению темы урока.
Можно предложить в начале урока небольшой монтаж из стихотворений М. Ю. Лермонтова о любви, дающих представление о своеобразии трагической трактовки поэтом
этой темы: любовь всегда страдание, несвобода, она связана с мотивом одиночества.
Рекомендуются такие, например, стихотворения:
«К***» («Когда к тебе молвы рассказ…»),
«К Н. И.» («Я не достоин, может быть…»),
«К*» («Я не унижусь пред тобою…»),
«К*» («Прости! — мы не встретимся боле…»),
«Расстались мы, но твой портрет…» и др.
Обсуждение волнующей ребят темы прояснит их эмоциональные реакции и читательские впечатления и оценки, побудит, возможно, к размышлениям о природе чувства любви и
её роли в жизни человека.
II. Проверка индивидуального задания
(подбор эпиграфа к уроку и к отдельным историям любви, описанным в романе).
Возможные варианты эпиграфа:
1) Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
(М. Ю. Лермонтов. «И скучно и грустно…»)
2) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, —
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови…
(М. Ю. Лермонтов. «Дума»)
Можно предложить отрывки из лермонтовских стихотворений в качестве эпиграфов к отдельным историям любви в романе:
1) Она была прекрасна, как мечта
Ребёнка под светилом южных стран…
(«Она была прекрасна, как мечта…», 1832)
2) Дай раз ещё любить! дай жаром вдохновений
Согреться миг один, последний, и тогда
Пускай остынет пыл сердечный навсегда.
(«К гению», 1829)
3) Любовь пройдёт, как тень пустого сна…
(«К другу», 1829)
4) Мгновение вместе мы были,
Но вечность — ничто перед ним…
(«К*» («Прости! — мы не встретимся боле…»), 1832)
5) В наш век все чувства лишь на срок…
(«Валерик», 1840)
6) Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть!..
(«Я не хочу, чтоб свет узнал…», 1837)
Понять отношение Печорина к любви помогают женские образы: «ундина», Бэла, Мери, Вера.
Поэтому следующий этап урока — характеристика этих образов в соотнесении с главным героем. При этом можно продолжить уже сложившуюся при изучении романа методику
работы в группах.
III. Характеристика женских образов романа
в форме отчётов групп,
выполнявших соответствующие задания.
Учитель поощряет различные формы презентации подготовленных учащимися материалов, в том числе использование фрагментов научных и художественных интерпретаций,
собственных творческих прочтений (иллюстрации к роману, выразительное чтение, элементы драматизации, подобранный видеоряд, музыкальные фрагменты и др.).
1 - я г р у п п а.
Образ Бэлы. Вопросы и задания 5, 8, 9, 12 к повести «Бэла».
Дополнительное задание:
сравнить иллюстрации к роману «Герой нашего времени» художников, воплотивших образ Бэлы
(В. А. Серова, М. А. Врубеля, Д. А. Шмаринова, В. А. Агина и др.).
Какое изображение соответствует вашему представлению о героине? Найдите описание Бэлы в повести.
2 - я г р у п п а.
Образ «ундины». Вопросы и задания 3, 4 к повести «Тамань».
Дополнительное задание:
нарисовать словесный портрет «ундины» (или подобрать соответствующие иллюстрации к повести).
3 - я г р у п п а.
Образ Мери. Вопросы и задания 7, 10 к повести «Княжна Мери».
Дополнительные задания:
1) подготовить выразительное чтение эпизода «Переправа Печорина и Мери через Подкумок»;
2) прочитать сцену прощания Печорина с княжной Мери и объяснить, какие чувства движут героем.
4 - я г р у п п а.
Образ Веры. Вопросы и задания к повести «Княжна Мери»:
1. Что притягивает Печорина к Вере, в чём так остро нуждается герой? Подумайте о значении имени героини.
2. Прочитайте выразительно эпизод «Погоня за Верой». Почему Печорин отчаянно хочет вернуть Веру? Как сцена погони за недостижимым характеризует его? О каких
сторонах личности Печорина говорит этот порыв отчаяния?
IV. Подведение итогов
групповой работы
можно совместить с записью в рабочих тетрадях нескольких тезисов, в которых содержатся выводы об отношении Печорина к женщинам и к любви (на примере конкретной
истории).
Тезисы формулируются учащимися с учётом проведённой работы в группах, дополняются и корректируются учителем.
При этом могут быть использованы материалы соответствующего раздела учебника:
1. История с Бэлой помогает понять отношение Печорина к женщине и к любви. Герой выступает здесь как мастер интриги, который проводит жестокий эксперимент, чтобы
ещё раз убедиться в том, что в его отношениях с женщинами всегда побеждает скука. Эта история уже демонстрирует, с одной стороны, предельный эгоцентризм и цинизм
Печорина, а с другой — его желание проанализировать свои поступки и чувство вины. Нельзя не учитывать, что эта история дана в восприятии
Максима Максимыча, искренне сочувствующего Бэле.
2. Героиня «Тамани», которую Печорин называет «моя ундина», представляет собой тип натуры цельной и решительной (как и её верный Янко). Это первая (по хронологии)
попытка Печорина испытать свои силы, преодолеть скуку, едва не закончившаяся его гибелью. Герой и здесь сыграл роль «топора в руках судьбы», но при этом не остановился
в своём стремлении активно действовать.
3. Показательна также история отношений Печорина и Мери. Герой, оправдывающий свои действия судьбой, откровенно признаётся: «Как я ни искал в груди моей хоть искры
любви к милой Мери, но старания мои были напрасны». И в этой истории Печорин раскрывается не с лучшей стороны. Он снова проявляет себя как мастер эксперимента и
интриги. В сцене прощания с Мери Печорин говорит безжалостные слова. Правда, и здесь за внешней жестокостью скрываются жалость, сочувствие, сострадание.
4. Вера — это единственная женщина, которая не только хорошо знает Печорина, но и поняла и приняла его со всеми его «мелкими слабостями, дурными страстями». Однако
герой, понимая глубину чувств Веры, вовсе не дорожит ими и будто специально разрушает отношения. Только утратив что-то, он начинает это ценить. Сцена погони за Верой
доказывает не только непосредственность, искренность чувства, но и неумение героя научиться ценить любовь.
5. Любовные отношения (обязательная для жанра романа история любви) в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представлены своеобразно:
1) это не одна история любви, а несколько (что не ново);
2) роль женщины здесь — это роль второго плана, явно вспомогательная (что не совсем привычно для классического романа);
3) любовная история не выстраивает судьбу героя, не становится главной в его жизни.
V. Домашнее задание:
1) перечитать повесть «Фаталист»;
2) выполнить задания 1, 2, 4—11 учебника к повести (одно задание по выбору).
Индивидуальные задания:
1) подготовить выразительное чтение начала повести «Фаталист»;
2) выполнить индивидуальные задания 1, 3 учебника ко всему тексту романа;
3) подобрать вопросы для дискуссии по повести «Фаталист». |
|
УРОК 77
Повесть «Фаталист».
Нравственная проблематика романа
Задачи урока: определить композиционную роль повести «Фаталист»; раскрыть своеобразие проблематики романа «Герой нашего времени» и смысл его финала;
актуализировать знания учащихся о проблематике литературного произведения, закрепить навыки её характеристики.
Основные виды деятельности: работа с учебником; работа с текстом повести; участие в дискуссии; письменная работа о проблематике романа.
Термины: композиция, сюжет, конфликт, проблематика, авторская позиция.
Этапы урока:
I. Вступительная беседа
о теме и задачах урока,
посвящённого повести «Фаталист», занимающей в романе ключевое положение: без неё роман не только потерял бы в своей выразительности, но и во многом утратил бы и
свой внутренний смысл (И. И. Виноградов).
Основные вопросы,
которые будут рассмотрены на уроке:
1. Каков смысл названия повести? Кого из героев и почему можно назвать фаталистом?
2. В «Фаталисте» уже само заглавие содержит философскую проблему. Фаталист (от лат. fatum — судьба) — человек,
верящий в судьбу, в предопределение. Предначертана ли заранее судьба человека или нет, свободен ли человек изначально
или он лишён свободного выбора? От разрешения этой проблемы зависит понимание смысла бытия и предназначения человека.
3. Печорин стремится разрешить философско-нравственные вопросы смысла существования, воли и рока, цели деятельности. Почему именно этой повестью заканчивается роман?
II. Выразительное чтение
начала повести «Фаталист»
(начало спора о предопределении).
III. Анализ повести «Фаталист»
на основе вопросов и заданий 4—7, 9, 10 учебника к повести.
IV. Отчёт о выполнении
индивидуального задания 1
ко всему тексту романа:
«В каких изученных вами произведениях Лермонтова развивается тема судьбы? Подберите из них иллюстрирующие ваш ответ цитаты, установите идейно-смысловую связь
этих строк с текстом повести „Фаталист“».
V. Подведение итогов
анализа повести «Фаталист»,
краткие выводы:
1. Проблема фатализма и связанная с ней проблема цели и смысла человеческого существования — основа проблематики романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Она обусловлена целью, которую автор поставил перед собой: показать «историю души человеческой».
2. Цыганка нагадала Печорину смерть от «злой жены». В эпизоде с пьяным казаком герой вновь решил «испытать судьбу». «Фаталист» подводит итог философским размышлениям
героя: надо тем смелее идти вперёд, чем менее известно о том, что тебя ожидает.
3. В «Фаталисте» Печорин рассуждает о ненапрасной борьбе предков, веривших в судьбу. В отличие от них нынешние люди не имеют «ни надежды, ни даже того неопределённого,
хотя истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою». Сам Печорин (как и Мцыри) готов бороться с судьбой, испытывая от этого
«истинное наслаждение» даже при скептическом отношении к надежде.
4. Произведение заканчивается поистине героическим поступком, который совершает Печорин, захватывая казака-убийцу. «Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли — и
точно, было с чем».
VI. Беседа по вопросам,
которые предложат учащиеся (некоторые из них могут стать вопросами для дискуссии).
Дополнительные
вопросы и задания:
1. Определите ваше отношение к рассуждениям Печорина. Близки они вам? Что в этих рассуждениях вызывает сомнения?
2. Как вы понимаете слова Печорина: «Ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо»?
3. Финал повести и финал романа — открытые. Какие замыслы писателя, на ваш взгляд, реализуются в том, что роман завершается двойственным суждением Максима Максимыча о
случайности и фатальной неизбежности? Почему повесть и вместе с ней роман обрываются почти на полуслове? Как в этом проявляется позиция автора?
4. Каким вам больше всего запомнился Печорин? Приведите конкретные примеры описания героя, его действий или фрагменты его размышлений.
5. Что меняет в толковании смысла романа заключительная повесть?
6. Над какими вопросами побудила задуматься повесть «Фаталист»? Что в её содержании созвучно современным проблемам?
Последняя повесть побуждает нас вновь обратиться к названию романа — «Герой нашего времени». Становится ясным, что все значения слова герой в произведении
оказываются реализованными:
Герой —
1) исключительный по смелости или по своим доблестям человек,
2) главное действующее лицо литературного произведения,
3) человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.
Трагизм положения Печорина заключается в том, что он — человек редкостно одарённый, волевой, активный, деятельный — направляет свои «силы необъятные» отнюдь не на
благо.
По словам В. Г. Белинского, «бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях». Не «угадав» своего «назначения высокого»,
он, однако, не сваливает вину за это на время и общество. С годами накапливается душевная усталость, скука, апатия. И всё же, завершая роман повестью
«Фаталист», Лермонтов выражает веру в человека, его разум и волю.
Материалы для дискуссии
(высказывания известных литературоведов):
А. Б. Есин:
«Лермонтов сосредоточен на жизненной позиции человека и на процессах изменения этой позиции; в центре произведения — философский и этический поиск, попытки человека
ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справедливости… Вырабатывая собственную жизненную позицию, систему идейно-нравственных ценностей,
человек тем самым решает и вопрос о личной нравственной ответственности… Человек осмысляет подвижную и противоречивую действительность, постоянно проверяя, насколько
верно и нравственно оправдано его отношение к ней, его концепция мира и человека. Иногда нравственный поиск героев становится настолько острым, а внутренние
противоречия — настолько напряжёнными и плохо поддающимися разрешению, что герой совершает тот или иной поступок не ради его практического смысла, а с единственной
целью проверить свои теории практикой, провести своего рода эксперимент, который дал бы ответ на неразрешимые вопросы».
И. И. Виноградов:
«Печорин пытается решить вопрос… о тех первоначальных основаниях, на которых строятся и от которых зависят все… человеческие убеждения, любая нравственная программа
жизненного поведения… Это вопрос о том, предопределено ли высшей Божественной волею назначение человека и нравственные законы его жизни или человек сам, своим
свободным разумом, свободной волей определяет их и следует им. Обладает ли то или иное нравственное требование абсолютной значимостью, или его ценность устанавливает
сам человек? Свободны ли люди в создании своей судьбы, или она предопределена свыше? На последний вопрос Печорин не даёт однозначного ответа. Утверждая в споре с
Вуличем, „что нет предопределения“, Печорин тут же высказывается в противоположном духе: „Вы нынче умрёте!“ Конечная степень человеческой независимости от Высшего
решения остаётся непрояснённой. Однако у Печорина вызывают насмешку „люди премудрые, думавшие… что целое небо… на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!“»
VII. Логическим завершением
всей работы на уроке
станет письменная работа о проблематике романа «Герой нашего времени».
Вопросы для характеристики
проблематики литературного произведения:
1. Какие проблемы подняты в романе Лермонтова? Представлены ли в тексте формулировки этих проблем в виде вопросов или в какой-либо иной форме?
2. Какая проблематика (философская, нравственная, социальная) преобладает в произведении? Почему вы так считаете?
3. Какую задачу ставит перед собой автор? На какие жизненно важные вопросы он обращает внимание читателя? Какая проблема, на ваш взгляд, является основной в
произведении?
4. Каким образом автор подводит читателя к решению поставленных вопросов? Предлагаются ли какие-то варианты решения? Как проблематика произведения находит отражение
в его сюжете, конфликте? Какие противоположные точки зрения сталкиваются в произведении? Есть ли персонаж, которого можно назвать выразителем точки зрения автора?
5. Какое отражение нашла проблематика произведения в его названии, начальных строках и финале?
6. Какие проблемы, поднятые в произведении, могут быть отнесены к так называемым «вечным» проблемам?
VIII. Домашнее задание:
1) закончить выполнение письменной работы «Проблематика романа М. Ю. Лермонтова „Герой нашего времени“»;
2) прочитать фрагменты статьи В. Г. Белинского «„Герой нашего времени“. Сочинение М. Лермонтова».
Индивидуальные задания:
1) используя ресурсы Интернета, познакомиться с одной из научных публикаций (монографий, статей), посвящённых творчеству М. Ю. Лермонтова;
2) сделать выписки из этой работы и подготовиться к её презентации в классе.
Следующие уроки: Урок 78. Творчество М. Ю. Лермонтова в оценке русских критиков >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф.
Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). ( вернуться)
2. Автопортрет Николая Васильевича Майера. Источник: Андроников И. Л. Лермонтов. Исследования и
находки. – М.: Художественная литература, 1977:
И. Л. Андроников пишет: "...мемуарные характеристики можно дополнить репродукцией с автопортрета Николая Васильевича Майера, предоставленного мне его правнуком –
профессором Горьковского государственного университета А. Г. Майером, и сличить словесное и графическое изображение друга Лермонтова с описанием доктора Вернера в
«Герое нашего времени».
... Кроме глаз Вернера, которым Лермонтов сообщил черный цвет, в остальных деталях его наружность совершенно совпадает с автопортретом Майера и впечатлениями
очевидцев. Но за этими внешними чертами под пером Лермонтова возникает характеристика еще более тонкая и глубокая, чем у Огарева, и уже обобщенная, позволяющая
Лермонтову говорить не об одном человеке, но о «людях, подобных Вернеру»". ( вернуться)
|
|
Лермонтов М. Ю. Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. 1837.
Картон, масло. ИРЛИ. Санкт-Петербург |
|
|
|
|
| |
|
|