1. Мой демон ("Собранье зол его стихия...") – впервые опубликовано в «Отечественных записках» 1859 г., № 7,
стр. 21.
Стихотворение «Мой демон» — своего рода предварительный набросок к поэме «Демон», задуманной в этом же году (первый очерк 1829 г. – см. в томе III).
Есть прямые текстуальные совпадения: «Носясь меж дымных облаков» – «Он дико мчится в облаках», «Он равнодушно видит кровь» – «Он равнодушно видел
вечность» и т. д.
В годы 1830—1831 Лермонтов продолжает развивать тему демона и в поэмах («Ангел смерти», второй очерк «Демона»), и в лирике, явно отождествляя свое
лирическое «я» с образом демона, как например в стихотворении «Я не для ангелов и рая» (1830 г.):
Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой.
Сравнения себя с демоном и антитезы «демон – ангел», «ад – рай» становятся главными темами юношеской лирики Лермонтова и переходят даже в
прозу («Вадим»). Эти темы и образы были подготовлены его предшественниками и постоянно повторялись в русской поэзии 30-х годов, но не в такой сгущенной
и эмоционально-напряженной форме, как у Лермонтова. Непосредственный предок Лермонтовского демона – у Пушкина (
«Демон», 1823 г.):
Не верил он любви, свободе,
На жизнь насмешливо смотрел
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Можно указать еще на стихотворение Колачевского «Демон-разрушитель», напечатанное в «Галатее» Раича (1829 г.) и, несомненно, замеченное Лермонтовым.
Далее идут Подолинский (поэма «Див и пери»), Полежаев («Демон вдохновения», 1832 г., «Тайный голос», 1839 г.). Тема демона и демонизма сохраняется
в русской поэзии до конца XIX в. (ср. раннее стихотворение Полонского «К демону» и позднее «В потерянном раю») и переходит к символистам
(ср. «Демон самоубийства» Брюсова). Как известно, тема эта тесно связана с западной традицией (см. комментарий к поэме «Демон», т. III).
В 1831 г. Лермонтов
переделал стихотворение «Мой демон»: начало сохранено неприкосновенным, а остальное написано заново. (
вернуться)
_____________________________
«Мой демон» – первое стихотворение Лермонтова (1829), посвященное теме демона.
Написанное одновременно с началом работы над поэмой «Демон» (1829), стихотворение предвосхищает ее философскую проблематику. Уже в нем
получило выражение трагическое мироощущение поэта — скептицизм, мотивы одиночества, неверия в силу добра и в возможность «чистой любви».
Лермонтовский демон здесь – «собранье зол», неумолимо отвергающий все человеческие надежды и высокие помыслы («И звук высоких ощущений / Он давит
голосом страстей»); перед его «неземной» мрачной силой отступает и традиционно просветляющая, примиряющая «муза кротких вдохновений».
Воплотив свое мироощущение в образе демона, Лермонтов отдает дань традициям мировой классической «демонианы», восходящей к библ. легенде о падшем ангеле, который восстал
против бога и был превращен им в духа зла (Дж. Мильтон, И. В. Гёте, Ф. Г. Клопшток). В эпоху поражения европ. революций 20-х гг. 19 в. этот сюжет разрабатывали Дж. Байрон,
А. де Виньи, Т. Мур и др. поэты, имевшие влияние на Лермонтова.
В рус. литературе непосредственный предшественник Лермонтова в художественном осмыслении темы демона – А. С. Пушкин. Его стих.
«Демон» (1823),
опубл. в 1824 под назв. «Мой демон»,
побудило и Лермонтова написать одноименное стих., заявляющее о его собств. отношении к теме. По мысли Д. Благого, «для Пушкина его демон — объективно противостоящий образ,
лермонтовский демон почти прямо отождествляется с субъективным сознанием самого поэта» [Благой (1), с. 365—66].
Более близким к стих. Лермонтова был первонач. замысел пушкинского стих. (черновой набросок «Мое беспечное незнанье»), но Пушкин в окончат. ред. снял мотив внутр. связи с «лукавым демоном», а Лермонтов его усилил во второй ред. стих. «Мой демон» (1830—31).
Стих. Лермонтова в известной мере созвучно демоническим мотивам поэзии А. И. Полежаева (стих. «Вечерняя заря», «Песнь пленного ирокезца», «А. П. Лозовскому», опубл. в 1829 в «Галатее»).
Т. П. Голованова. Лермонтовская энциклопедия.