1. "Когда волнуется желтеющая нива..." – впервые опубликовано: «Стихотворения М. Лермонтова»
(СПб., 1840, стр. 161—162).
Датируется февралем 1837 года на основе датировки в «Стихотворениях» 1840 года и воспоминаний А. П. Шан-Гирея
По словам А. П. Шан-Гирея, написано Лермонтовым во время нахождения под арестом с 18 по 25 февраля 1837 года в здании Главного штаба за стихотворение
«Смерть поэта»: поэт "велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько пьес...".
(
вернуться)
2. Сага – поэтическое сказание, легенда. (
вернуться)
_____________________________
«Когда волнуется желтеющая нива...» – позднее стихотворение Лермонтова (1837), в котором запечатлены редкие мгновения гармоничного
слияния поэта с природой, с миром и связанное с ним состояние внутренней просветленности. Однако такое состояние лишь подчеркивает обычную душевную
тревогу поэта, порождаемую неустроенностью мира, неустранимостью трагического разлада с ним, постоянством мучительных сомнений в возможности «счастья
на земле», в существовании бога. От этого стихотворения тянутся нити к шедеврам зрелой лирики («Выхожу один я на дорогу...» и др.).
Своеобразная, отмеченная печатью «лермонтовского элемента» ритмико-интонационная и композиционная структура стихотворения представляет собой сложный
синтаксический период, к форме которого (когда... тогда...) Лермонтов неоднократно прибегал: ср. «Арфа», «Вечер», «Сосед» («Кто б ни был ты»),
«Когда надежде недоступный» и особенно стихотворение «К кн. Л. Г-ой»; последнее композиционно наиболее сходно со стихотворением «Когда волнуется...».
Образы стихотворения не составляют целостной и какой-то определенной картины природы, что нередко воспринималось как смешение разных сюжетов и
«сезонов»: «желтеющая нива» и «малиновая слива» — начало осени; ландыш — весна (Гл. Успенский). Однако «принцип этих эмпирически противоречивых совмещений»
имеет глубокий художественный смысл. Разрозненные и как бы вырванные из естественной реальности существования, природные образы стихотворения «объединены
не на основании их естественной смежности, которой здесь нет, а ... глубоко пережитой мыслью о просветляющем действии „природы-утешительницы“» [Максимов].
В этом сказывается тяготение Лермонтова к образному и вместе с тем ассоциативно-логическому обобщению, характерному для его лирики. С одной стороны,
любое проявление гармонии в природе намекает поэту на возможность гармонии в собственной душе и мироздании («когда волнуется желтеющая нива», «когда...
мне ландыш серебристый приветливо кивает головой», «когда студеный ключ... лепечет мне таинственную сагу»), с другой — эти разные и обычные в природе
явления, объединенные рамкой синтаксической конструкции (анафорич. союзами, к-рые Л. использует по принципу усиления, нарастания к.-л. эмоции), образуют
новую, эстетическую целостность и в контексте стихотворения приобретают символическое значение, свидетельствующее об абсолютной внутренней
гармонии и полноте бытия. Само построение стихотворения подчеркивает особую для поэта ценность, благодатность слияния с природой и целым миром
и вместе с тем — его редкость и временность: «Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе, — / И счастье я могу постигнуть
на земле, / И в небесах я вижу бога...».
В дореволюционном лермонтоведении это стихотворение нередко истолковывалось как свидетельство религиозного смирения или примирения поэта
с действительностью. Некоторые исследователи называют его пантеистическим. Стихотворение «Когда волнуется...» — яркий пример, раскрывающий
творческую лабораторию Лермонтова-поэта [Удодов].
Стихотворение положили на музыку многие композиторы, в т. ч. С. М. Ляпунов, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи.
Лучшие иллюстрации к стихотворению принадлежат
А. М. Васнецову и Н. Г. Никифорову.
Б. Т. Удодов. Лермонтовская энциклопедия.