Главная |
|
|
Аверченко А. Т.
Фотография К. Буллы. 1913 |
|
|
|
|
|
|
Н. А. Тэффи
Фото Д. С. Здобнова,
лето 1910 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТРАДИЦИИ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА
2 ЧАСА
9 класс[1]
|
Урок 99. Рассказ А. Т. Аверченко «Корибу»
Урок 100. Рассказ Тэффи «Взамен политики»
Урок 101. Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения
Урок 102. Резервный урок
УРОК 99
Рассказ А. Т. Аверченко
«Корибу»
Задачи урока: обобщить представления учащихся о юморе и приёмах несатирического комизма; познакомить их с отдельными фактами биографии и творчества А. Т.
Аверченко.
Основные виды деятельности: устные сообщения; демонстрация фотографий, слайдов; чтение фрагментов рассказа; беседа по вопросам учебника; письменный
отзыв.
Термины: юмор, юмористический рассказ, эзопов язык.
Этапы урока:
I. Вступительная беседа
о юморе и сатире, приёмах несатирического комизма:
1. Вспомните основные отличия юмора от сатиры. Попробуйте продемонстрировать эти отличия на примере отдельных литературных произведений.
2. Что такое эзопов язык? Каково происхождение этого понятия? С каким известным русским писателем оно связано?
3. Какое место в нашей повседневной жизни занимает смех? Какие высказывания о роли смеха вам известны?
4. Приведите примеры эпизодов, описаний из произведений русской и зарубежной литературы, которые показались вам особенно смешными.
II. Чтение статьи учебника
«Традиции смеховой культуры
в русской литературе XX века».
Чтобы лучше представить новаторство «королей юмора» ХХ века, необходимо вспомнить, какой была природа комического в творчестве
Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Это была прежде всего
социальная сатира, осмеивавшая пороки общества и человека, побуждавшая изменить мир и личность.
Именно это имела в виду Тэффи, характеризуя вклад Аверченко в литературу и сказав, что он «раскрепостил русский юмор», «снял с него оковы незримых слёз».
III. Презентация
о журнале «Сатирикон» и «Новый Сатирикон»
(индивидуальное задание 1 учебника).
«Бодрый смех здравомыслящего, неглупого, житейски опытного, но при этом — добродушного и даже великодушного человека» — так характеризуют исследователи тональность
творчества Аверченко времён «Сатирикона»[2]. В числе его любимых писателей — А. П.
Чехов и М. Твен.
У них он унаследовал пристрастие к короткому рассказу, пристрастие к быту, умение видеть смешное в самом обыкновенном. Обычно это изображение быта города, причём
города большого, с его бешеным ритмом: «Кажется, будто позавчера повстречался на Невском со знакомым господином. А он за это время или уже Европу успел объехать и
женился на вдове из Иркутска, или полгода как застрелился, или уже девятый месяц сидит в тюрьме» (рассказ «Чёрным по белому»).
IV. Чтение и анализ
рассказа «Корибу»
на основе вопросов и заданий 1—5 учебника.
V. Чтение и анализ
рассказа «Резная работа»
подготовят к следующему уроку, посвящённому творчеству Тэффи.
Учащиеся вспоминают, что в основу многих юмористических произведений положена игра слов. Они воспроизведут сюжеты некоторых рассказов и комические афоризмы А. П.
Чехова.
Использование в рассказе Аверченко словосочетания «резная работа» применительно к медицине (в прямом смысле «режут», а потом «зашивают») создаёт комический эффект.
При этом эта игра слов и сюжет произведения, в котором отсутствует развязка (многоточие в финале весьма недвусмысленно намекает на продолжение), становятся средствами
выражения авторской позиции.
VI. Заключительное слово учителя
о своеобразии юмористических рассказов А. Т. Аверченко, их особой популярности в начале XX века.
VII. Домашнее задание:
1) прочитать рассказ Тэффи «Взамен политики»;
2) написать отзыв об этом рассказе.
Индивидуальные задания:
1) подготовить презентацию о жизни и творчестве Тэффи;
2) выполнить индивидуальное задание 2 учебника.
|
|
УРОК 100
Рассказ Тэффи
«Взамен политики»
Задачи урока: обобщить сведения о юморе и юмористической литературе; расширить круг чтения учащихся; познакомить их с биографией и творчеством Тэффи;
формировать интерес к чтению классических произведений юмористической литературы.
Основные виды деятельности: чтение и анализ рассказа; устные сообщения; беседа по вопросам; работа в группах; дискуссия.
Термины: юмор, юмористический рассказ.
Этапы урока:
I. Проверка домашнего задания,
устные отзывы учащихся о прочитанных юмористических рассказах.
II. Презентация, посвящённая
биографии и творчеству Тэффи
(с чтением фрагментов её рассказов).
Можно познакомить учащихся с фрагментами книги «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (разделом «Древняя история», написанным Тэффи).
Обратим внимание на заглавие книги. Какое настроение оно создаёт ещё до начала чтения? Очевидно, что здесь кроется какой-то подвох («обработанная»).
Вспоминаем события древней истории (например, Троянскую войну). Как излагаются эти события в тексте Тэффи? Чьё восприятие исторических
событий представлено автором? Почему героями рассказов Тэффи часто становятся школьники?
Особенно важно подчеркнуть, что смех в таких рассказах почти всегда добродушный.
III. Чтение и анализ
рассказа Тэффи «Взамен политики»
на основе вопросов и заданий 1—4 учебника.
IV. Работа в группах,
выполнение дополнительных заданий
исследовательского и творческого типа:
1. Сопоставьте рассказы Аверченко («Роковой выигрыш») и Тэффи («Даровой конь»). Что их объединяет? Что различает?
У Тэффи комическое сочетается с трагическим. Она сама отмечала эту особенность: «Каждый мой смешной рассказ, в сущности, маленькая трагедия, юмористически
повёрнутая». Для подтверждения мысли о продолжении традиций авторов начала ХХ века можно провести сравнение упомянутых произведений с рассказом М. М. Зощенко «Коза».
2. Сопоставьте ситуации, описанные Тэффи в рассказе «Страшный ужас», Н. В. Гоголем в «Повести о капитане Копейкине» («Мёртвые души»), Л. Н. Андреевым в
рассказе «Город».
Какую сходную ситуацию выбирают писатели? Как раскрываются характеры героев, общественные отношения? Как выражается авторская позиция? Какие из названных произведений
вы отнесли бы к сатирическим, а какие — к юмористическим? Свой ответ аргументируйте.
3. Прочитайте статью М. М. Зощенко «Тэффи». Что мы узнаём о мастерстве Тэффи и взглядах самого Зощенко на юмор?
4. Один из критиков заметил, что у Аверченко «весёлый смех», а у Тэффи «смех грустный». Согласны ли вы с этой характеристикой?
5. Закончите фразу: «Смех — дело серьёзное, потому что…»
(он помогает преодолевать трудности, создаёт хорошее настроение: юмор несёт в себе крупицы идеала, противопоставляя смешное серьёзному, и т. д.).
6. «…Свечою малой озарить великую Божью тьму» — как вы понимаете эти слова Тэффи?
V. Дискуссия
на тему «…Ибо смех есть радость, а посему сам по себе — благо» (Б. Спиноза).
VI. Домашнее задание:
подготовить презентацию новых изданий произведений юмористической литературы. |
|
УРОК 101
Итоговый урок.
Рекомендации книг
для внеклассного чтения
Задачи урока: подвести итоги работы за год; наметить перспективы изучения в 10 классе произведений литературы Нового времени; рекомендовать книги для
классного и внеклассного чтения.
Основные виды деятельности: беседа по вопросам; записи в тетрадях; взаимные рекомендации книг для внеклассного чтения.
Этапы урока:
I. Подведение итогов работы
в 9 классе,
обобщение изученного материала.
Беседа о наиболее понравившихся учащимся литературных произведениях, запомнившихся сюжетах и персонажах.
II. Знакомство учащихся
с программой 10 класса,
её основной темой — «Литературное произведение в историко-культурном контексте».
III. Рекомендации произведений
русской и зарубежной литературы
для классного и внеклассного чтения, которые могут быть дополнены взаимными рекомендациями учащихся.
Примерный список произведений для классного и внеклассного чтения может быть основан на программе литературного
образования, которую учитель может дополнить.
|
|
|
|
|
|
|
|
|