|
|
|
МАРК ТВЕН
(1835 – 1910)[ 1] |
|
Марк Твен ("mark twain" – морской термин для измерения уровня воды) – псевдоним Самюэля Ленгхорна Клеменса, сына провинциального юриста из
округа Миссури, что был расположен на западном фронтире США. Его детство прошло в городке Ганнибале (впоследствии в произведениях Твена он будет
назван Сент-Питерсбергом) на берегу знаменитой Миссисипи, любовь к которой великий писатель сохранил на всю жизнь. После смерти отца (1847 г.)
подросток был вынужден поступить наборщиком в типографию, а в двадцатилетнем возрасте плавал лоцманом на пароходе.
Война Севера и Юга, в которой Твен две недели сражался на стороне южан, сделала его дезертиром и заставила переехать в Неваду - край "золотых
и серебряных миражей". Именно здесь он начал свою литературную деятельность в качестве журналиста, публикуя статьи и юморески в местной газете.
Аболиционистское движение, разбудившее общественное сознание, способствовало рождению и укреплению позиций американского критического реализма.
Представителем этого направления в искусстве и стал Марк Твен. Рожденный в эпоху "классической демократии", писатель с молоком матери впитал
безоглядную веру в прекрасное будущее страны "неограниченных возможностей". Его ранние произведения, безусловно, отражают именно эти идеи. Однако
обладая зорким взглядом художника, трезво оценивая перемены, происходившие на "земле обетованной", Твен пришел к осуждению сути "американизма" и
тем самым отразил на страницах своих произведений крах собственных идеалов и идеалов нации в целом.
Первый сборник его рассказов "Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса" (1867) переносит читателя в особый мир радости. Здесь раздается
раскатистый смех и ценится грубоватый юмор. Специфическое мышление, гротеск, шарж, колоритная - метафора, бурлеск, гипербола, пародийные
установки, "небылицы в лицах", национальный фольклор помогают автору рассказать о быте фронтирсменов - "самоотверженных сукиных детей",
которые так нравились "непосредственному гению, пришедшему с речного причала". Эти бесхитростные рассказы принесли писателю славу блестящего юмориста.
Книга очерков "Простаки за границей" (1869), созданная после путешествия в Европу, Палестину и Россию, которое Твен совершил в качестве корреспондента,
сопровождавшего американских туристов, содержит красочные впечатления о Старом Свете. Она ознаменовала триумф автора в глазах читателей и кринки,
ибо декларировала его патриотические настроения и чувство превосходства американцев над другими народами. Феодальная Европа со всеми культурными
и историческими ценностями казалась писателю парадоксально убогой: Твен вспоминал о "надоедале" Микеланджело, равнодушно взирал на красоты Нотр-Дама и Лувра,
зевая, проходил мимо Джоконды, не желал слушать о Лауре и Петрарке. По его мнению, Старый Свет - "усыпальница" прошлого, своего рода склеп, населенный
тенями. Насмешливый и самоуверенный взгляд янки многое подмечает и пронизан ненавистью "ко всем видам деспотизма и произвола". Его "американизм" исходит
прежде всего из того, что молодая, демократичная и лихорадочно идущая к прогрессу страна никогда не увидит такого "заката", ибо она - "земное святилище".
Ранним рассказам Твена, объединенным в сборники "Новые и старые зарисовки" (1875), "Правдивая история и новая" (1877), "Толкайте, братцы, толкайте"
(1878), "Налегке" (1872), "Огрубевшие" (1872), присущ пафос "сотворения мира", населенного новыми людьми, создающими и покоряющими все препятствия.
Осваивая богатства Запада, фронтирсмены были выносливы и трудолюбивы, обладали особым грубоватым чувством юмора. Автор рассказывает о них, нанизывая
"несуразицы и нелепости в беспорядке и зачастую без всякого смысла и цели". Так построены многое из его рассказов, наполненных алогизмом деталей и
ситуаций. Однако все эти люди живут в согласии с природой (вспомним верблюда, полакомившегося авторским пальто, трудолюбивого койота, слона, бизона,
забравшегося на дерево), воспринимая все трудности иронически, ибо впереди у всех одна цель - реализация неограниченных возможностей личности в построении
нового общества, в котором все зависит лишь от способности и умения каждого стать счастливым. Этот растущий и процветающий мир создает свою историю
и культуру, впитавшую мифы индейцев и многонациональный фольклор переселенцев. В очеркаx и юморесках писателя - "минимум описаний и отвлеченных
рассуждений, максимум действия, динамизм повествования, мягкость языка, использование диалекта".
Опыт репортера помог Твену сохранить особую хроникальность в рассказах, разоблачающих собратьев по перу ("Журналистика в Теннесси"), бизнесменов всех
сортов и мастей ("Дело о поставке мяса", "Подлинная история великого говяжьего контракта", "Важная переписка"). Повествование в этих произведениях ведется
от первого лица, эдакого "простака", который часто "по глупости" выбалтывает весьма горькие истины. Он запросто рассуждает о продажности прессы ("Как я
редактировал сельскохозяйственную газету"), служителей искусства ("Венера Капитолийская"), полицейских ("Чем занимается полиция") и даже о судьбе
Бенджамина Фрэнклина - не президента, а автора "пошлых трюизмов" ("Покойный Бенджамин Фрэнклин"). Речевая "маска" рассказчика помогает писателю
говорить о вещах весьма неприятных, при этом не утрачивая доброго расположения духа.
Роман "Позолоченный век" (1873), созданный в содружестве с Ч. Д. Уорниром (1829-1900), обнаружил свифтовские традиции в художественной манере
Твена. Прежде всего, авторам удалось передать состояние всеобщей одержимости в погоне за деньгами. Бизнес - "гниль, замутившая американскую жизнь".
Он губит и калечит людей, доводит их до гибели. Не для каждого из героев "Позолоченного века" гонка за "золотыми миражами" оканчивается столь же
благополучно, сколь для Филиппа Стерлинга. Многие становятся жертвами таких, как сенатор Дилоурти, широта делового размаха которого охватывает
все сферы общественной жизни: политику, религию, образование, прессу. Авторы сетуют на то, что их соотечественники добровольно отдают власть
мошенникам и карьеристам, а поэтому в книге очевидна тоска по старым добрым временам (образ романтика полковника Селлерса), четко прослеживается
сатирическое отношение к тому, что происходит со страной и людьми, вооруженными фальшивой идеей. Метафора "позолоченный век" с легкой руки Твена
стала расхожей фразой, характеризующей целый период развития американского общества.
Марк Твен понимал, что для того, чтобы вновь почувствовать очарование современной ему Америки, "нужно было снова стать ребенком". Так появился
"роман о старине" - "Приключения Тома Сойера" (1876), полный полемического задора, критического отношения к постулатам и морали
"респектабельного" общества. И вместе с тем это удивительно "лучезарная книга", в которой ощущается ностальгия писателя по золотой поре своего
детства. Читатели всего мира и сегодня воспринимают ее как "очаровательный эпос юности".
Однако поэзия чистых чувств и мальчишеского бунтарства имеет для Марка Твена прежде всего социальный смысл. Сознательно или подсознательно, но
дети упорно борются с религией, которая наводит на них одуряющую скуку, с мертвящей системой школьного обучения, где царят зубрежка, порки,
рутина, тупой формализм, против суеверий и предрассудков, против пуританства в семье и общественной жизни. Игра, выдумка, осознанная алогичность
поступков писателя - средство защиты от действительности, где все слишком грустно и уныло, поэтому и мир далекого детства выглядит у него
одновременно солнечным и печальным.
Роман написан в форме пародии на нравоучительные детские книжки, столь популярные в то время, что характерно для творчества
писателя-сатирика. Бросая ретроспективный взгляд на "идиллическое" прошлое, Твен подчеркивает, что многое связывает его с настоящим. Особенно
привлекателен образ сорванца Тома Сойера, которому достаются оплеухи тетушки и учительские розги. Он бунтует против всякого насилия над своей
личностью, будь то скучная учеба в воскресной школе или лечение болеутолителем Полли, столь "удачно" испытанным на коте Питере. Романтическое
мировосприятие Тома сочетается с желанием стать активным участником жизни. Остро иронически показывает автор столкновение взрослых и детей, "задерганных
и замученных мальчиков из приличных семей".
В романе три сюжетные линии: кладбищенское убийство, поиски клада и любовь Тома к Бекки. Они сливаются воедино и образуют целостный
образ захолустного Сент-Питерсберга и провинциальной Америки в целом. Через наивное сознание мальчика проходят впечатления окружающего мира, а выводы,
сделанные им, таят острую критику и даже некоторую взрывоопасность, которой во многом способствует его дружба с беспризорником Геком Финном, борьба
против злодея - индейца Джо, спасение Меффа Поттерса от виселицы, а вдовы Дуглас - от насильственной смерти.
В этом романе оттачивается реалистическое мастерство Твена, его умение раскрыть психологию и внутренний мир героев, еще не испорченных цивилизацией.
И хотя тоска писателя "об исчезнувшем прошлом... неотделима от сознания его полной невозвратимости", светлый мир еще торжествует, как бы не замечая
тех противоречий, которые в нем присутствуют.
Это и побудило Марка Твена к более широким обобщениям в исторической сказке "Принц и нищий" (1882), контуры сюжета которой были намечены
им в "Записных книжках": Эдуард VI и нищий мальчик случайно поменялись местами накануне кончины Генриха VIII. Принц, в лохмотьях, бедствует,
а нищий, ставший принцем, терпит муки дворцовой жизни вплоть до самого дня коронации в Вестминстерском аббатстве, когда все разъясняется". Подчиняя
историю своей фантазии, писатель утверждает, что во все времена были "принцы" и "нищие", богатые и бедные. Как и в средневековье, в современном
Твену обществе существует четкая классовая иерархия. Автор рисует ее начиная с Генриха VIII, в котором монарх и тиран победили человека, герцога
Норфолского, хранителя королевских чулок, полицейского-вымогателя, безумного отшельника, и выстраивает целую галерею реалистических типов, многие
из которых скорее принадлежат веку XIX. Вполне очевидно, что за дворцовыми стенами, внутри которых строго соблюдается непонятный Тому Кетти этикет,
идут пиршества и кишат интриги, царят разруха и нищета. Дикие нравы и дикие законы отправляют на костер иноверцев и не прощают голодному украденный
кусок хлеба, могут уничтожить женщину с девятилетним ребенком по малейшему подозрению в колдовстве. В книге созданы страшные картины народного горя.
Принц, очутившийся в этом мире, проходит школу воспитания, когда сама жизнь учит, как должен поступать Человек.
В этот период Твен пишет трилогию "Жизнь на Миссисипи" (1883), в которой уже ощущается потеря присущей автору жизнерадостности. Вольная стихия
реки соответствует внутреннему состоянию героя, и создается впечатление, что человек существует в единстве с природой и цивилизацией. Но борьба за
успех, приход хищников-завоевателей нарушают эту гармонию.
Об этом и следующий роман Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна" (1884), действие которого опять уходит в прошлое - в 50-е годы XIX века.
Герой книги рожден для воли и свободы, а столкновение с реалиями окружающего мира таит в себе не столько приключения, дорогие детскому сердцу, сколько
опасности, подстерегающие бедняка повсюду, хотя Гек сам выбирает такую дорогу, уйдя от вдовы Дуглас и заявив Тому Сойеру, что "богатство - это тоска и забота...".
На своем пути мальчик встречает множество людей, жизненные истории которых сами могли бы составить сюжетную канву нескольких романов, и они вплетаются
в повествование в качестве новелл. Например, об американских Ромео и Джульетте (Шеперсон и Софи Грэн Джерфорд), об убийстве полковником Шерборном
переводчика Боггса, о сказочном наследстве Уиллса и об охотниках за ним.
Образ Миссисипи - символ свободной и вольной жизни, к которой стремится Гек, проходит через весь роман. Герой Твена борется за
свободу в широком понимании этого слова и вступает в конфликт с "демократической" Америкой. Так возникает противоречие с системой жестокости, лжи и
эксплуатации, чуждой мальчишеской душе. И хотя мысли и суждения Гека бесхитростны и подчас весьма наивны, в них все чаще слышится голос автора, который
восстает против "цивилизованных" законов, обрекающих человека на внутреннее рабство. Также неприемлема для Твена и идея порабощения человека человеком.
Дружба Гека Финна с беглым негром Джимом приобретает символический смысл: оковы, мешающие личности в любых ее проявлениях, должны быть разорваны. Геку
трудно преодолеть себя, стереотипы мировосприятия довлеют над мальчиком: южанин, скрывающий чернокожего, всегда угодит в тюрьму. Однако природная доброта
побеждает, и он проявляет элементарную человечность, из-за которой становится врагом государства и буржуазной законности. Героизм Гека заключается
именно в том, что мальчик вступает в борьбу с ними, а не защищает несправедливые порядки. Маленький плот, на котором уплывают два изгоя, два обездоленных
американца, черный и белый, становится единственным островком гуманных человеческих отношений.
Роман-утопия "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" (1889) возвращает читателей в средневековье. Простой американский мастеровой Янки (Хэнк Морган)
попадает в Англию VI века и, используя свою смекалку, трудолюбие и талант, строит там истинно демократическое государство. Он верит в то, что "человек всегда
останется человеком. Века притеснения и гнета не могут лишить его человечности!". Однако сатирическая картина эпохи Рыцарей Круглого Стола, нарисованная
Твеном, позволила писателю У. Д. Хоуэллсу сделать следующий вывод: "В книге есть места, где мы видим, что аристократ времен Артура, жиреющий на поте и
крови своих вассалов, по сути дела, ничем не отличается от капиталиста времен мистера Гариссона, богатеющего за счет рабочих, которым он не доплачивает".
Воспитанный на народном американском юморе, органически впитывающий его специфические черты - эксцентричность характеров, гиперболу, дух социального
критицизма, Марк Твен поднял на щит воинствующую сатиру, разоблачающую "Соединенные линчующие штаты", психологию обывателей ("Человек, который совратил Гедлиберг"),
военщины ("В защиту генерала Фанстона"), мораль буржуазии ("Плимутский камень и отцы пилигримы"), церковь ("Военная молитва", "Письмо ангела-хранителя"),
идеал национального флага США ("Человек, ходящий во тьме"), саму "американскую мечту" ("Банковский билет в 1 000 000 фунтов стерлингов") и современную
цивилизацию , представленную автором как парад призраков - "метафора карнавала теней" ("Необычайная международная процессия").
Разочарование Твена в идее "неограниченных возможностей" повлияло и на содержание романа "Американский претендент" (1891). Рудокоп Брэди и столяр
Бэрроу противопоставлены в нем миру собственников, подобных капиталисту Селлерсу, вынашивающему планы межзвездных завоеваний, и содержателю ночлежки Маршу.
"Личные воспоминания о Жанне д'Арк сьера Луи де Конта, её пажа и секретаря" (1895) - любимое произведение писателя. Оно проникнуто демократическими
идеалами автора и одновременно свидетельствуют об их обреченное™. Вера в силы народа у Твена сочетаются с осознанием его трагической судьбы в истории.
В образ Жанны автор вкладывает свою мечту о величии человеческой личности, ее целостности и чистоте. В предисловии к книге Твен писал: "Жанна была правдива,
когда ложь не сходила у людей с языка, она была честна, когда понятие о честности было утрачено... Она была стойкой там, где стойкость была неизвестна,
и дорожила честью, когда честь была позабыта. Она соблюдала достоинство в эпоху низкого раболепства". За долгий творческий путь Марк Твен прошел от
безоглядной веры в "американскую мечту", которая по словам У. Фолкнера "обладала и владела" умами миллионов с момента провозглашения Соединенных Штатов,
до полного разочарования, выразившегося в философском трактате "Что такое человек?" (1906).
Можно с уверенностью утверждать, что неприятие политики колонизаторов ("По экватору", 1897), обличение эксплуатации (рассказ "Таинственный незнакомец", 1899),
догматизма церкви ("Письма с Земли", опубл. в 1962 г.) являются самой сильной стороной таланта писателя, который ввел в американскую литературы
магистральные темы, ставшие главенствующими в искусстве XX века.
По мнению литературоведа М. Мендельсона, в своих произведениях "Твен, безусловно, подвергает осмеянию не некую изначальную нелепость, а то, что в этом
мире творится". Это и сделало его "Линкольном американской литературы".
Источник: Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы //Т. Д. Кириллова. Английская литература конца ХIX - начала ХХ века. Минск: Завигар,
1997. (вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|