Главная |
|
|
Портрет Н. А. Некрасова работы И. Н. Крамского, 1877.
Третьяковская галерея |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)
«Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ»
О творчестве Н. А. Некрасова[ 1] |
|
Содержание
|
|
|
|
Поэзия Некрасова уже давно хрестоматийна. Она много издается, изучается учеными и заучивается
учениками. Однако некоторые внешние особенности этой поэзии таковы, что она подчас рассматривается как своеобразная историческая иллюстрация.
Именно взгляд на Некрасова — особенно в школе — только как на иллюстратора тех или иных идей или сужение масштабов его поэзии до «разночинской», до
«крестьянской» способствовали, в ряду других причин, ослаблению внимания и интереса к поэзии Некрасова, то есть в конечном счете к тем духовным ценностям,
которые эта поэзия несет и на которых воспитывались целые поколения русского общества в самой лучшей его части. Последние годы в развитии некрасоведения
так или иначе связаны со стремлением к более широкому взгляду на поэта.
Во-первых, творчество Некрасова должно ставиться не только в прямую связь с освободительным движением и развитием революционно-демократической идеологии в стране на
каждом данном этапе, но и в связь с тенденциями общенационального развития в его очень далекой перспективе. Иначе придется, например,
закрыть глаза на то, что в кризисную для этого движения пору поэт создает самые масштабные и оптимистические свои произведения о народе.
Во-вторых, развитие этого творчества должно ставиться не только в прямую связь с социальным положением в тот или иной момент, но и в связь с глубинными эпохальными
процессами. Иначе мы никогда не поймем всей значимости социальных открытий Некрасова, в том числе в произведениях, где эта социальность как будто бы отчетливо не
выступает (интимная лирика), и будем обречены смотреть на него только как на поэта сороковых, пятидесятых, шестидесятых годов прошлого века.
В-третьих, тем более нельзя ставить развитие этой поэзии только в зависимость, скажем, от внешнего давления цензуры. Иначе нам никогда не откроются внутренние
закономерности некрасовской поэзии, подлинные причины как переживавшихся поэтом творческих кризисов, так и всех обстоятельств, определявших их преодоление.
Очерки, включенные в настоящую книгу, автор стремился подчинить именно этим началам. Задачи преподавания творчества Некрасова в школе определили и структуру книги,
рассчитанной на словесника.
Первая обобщающая глава рассказывает о Некрасове-поэте, вторая посвящена критической деятельности поэта. Ее материал можно использовать на уроках не только по
творчеству Некрасова, но и по теме «Революционно-демократическая журналистика» (о деятельности Некрасова и других русских писателей в журнале «Современник»).
В последующих разделах анализируются произведения, рекомендуемые программой.
Некрасов был одним из самых любимых поэтов В. И. Ленина. В работах и статьях вождя революции часто встречается имя Некрасова и цитаты из его произведений. Этой теме
посвящена заключительная глава «Поэзия Некрасова в трудах В. И. Ленина» (Некрасовские эпиграфы у В. И. Ленина).
Основное внимание в книге уделено произведениям, входящим в ныне действующую школьную программу по литературе («Размышления у парадного подъезда»,
«Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо» и другим).
Продолжение: Народный поэт >>>
|
|
1. Источник: Скатов Н. Н.
«Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н. А. Некрасова. – М.: Просвещение, 1985.– 175 с.
В книге раскрываются проблемы народности и гражданственности творчества Н. А. Некрасова, роль поэта и поэзии в обществе.
Анализируется идейно-художественное содержание лирических произведений и поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Выделен специальный раздел «Ленин о значении творчества Н. А. Некрасова». ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н. А. Некрасов.
Фото К. И. Бергамаско. 1872 |
|
|