1. Дмитрий Дмитриевич Минаев (псевдонимы – Обличительный поэт, Тёмный Человек, Д. Свияжский,
Михаил Бурбонов, Литературное домино, Общий друг) – русский поэт-сатирик и переводчик, журналист, критик.
В 1859 году под псевдонимом «Обличительный поэт» выпустил сборник литературных пародий «Перепевы. Стихотворения обличительного поэта».
Печатался в «Современнике», «Русском слове», «Искре» и других изданиях.
Его называли «королем рифмы». (
вернуться)
2. Лирические песни с гражданским отливом – дата создания: 1863, опубл.: 1863, «Русское слово», N 6, 7
в фельетоне "Дневник Темного человека", без общего заглавия.
Печ. по сб. – Д. Д. Минаев. "Думы и песни", т. 2. 1864, стр. 383–387. Пятое стихотворение в журнальной редакции имеет заглавие "Серенада".
Фету, помимо множества отдельных пародий, Минаев посвятил несколько пародийных циклов, в том числе «Лирические песни с гражданским отливом»,
первоначально появившиеся в «Дневнике Темного человека» в «Русском слове» без общего заглавия. Фельетон был вызван статьями
Фета «Из деревни», напечатанными незадолго перед тем в «Русском вестнике» (1863. № № 1 и 3). Фет выступал в этих статьях
как завзятый крепостник, вздыхавший о временах, когда помещику не приходилось обращаться к наемной рабочей силе. То, что этот помещик
вместе с тем оказался представителем «чистого искусства», было сущей находкой для пародиста.
Пародии сатирически заострены против статей Фета "Из деревни". Высмеиваются мелочные жалобы Фета на крестьянских гусей, едва не потравивших посевы
(Фет их вовремя поймал), на нерадивого работника Семена, которого он уволил (однако взыскав выданный ему задаток) и т. п.
В рамках фельетонного обозрения «Дневник Темного человека» был напечатан цикл пародий Минаева на стихотворения А. Фета под общим названием «Лирические песни
с гражданским отливом». В этом цикле предметом пародий становится не столько творчество Фета, сколько личность «чистого искусства». Как следует из текстов,
«Лирические песни...» – это история о том, как один помещик, обиженный на весь мир и соседского гуся, восстановил свое душевное равновесие тем, что
придумал новый штраф для беспечных мужиков.
Печ. по "Думам и песням" 1864 г., где включены в цикл: 1. "- Сядем здесь, под этим кленом!.."
2. "Когда наплыв противных мне идей..."
3. "Лежу я на скошенном сене..."
4. "Холод, грязные селенья..."
5. "Солнце спряталось в тумане..."
6. На ниве.
Весь цикл направлен против статей А. Фета "Из деревни", напечатанных в РВ (1863, N 1 и 3). Фет идеализирует в
них среднепоместного дворянина и жалуется на трудности его хозяйственной жизни после реформы 1861 г., на грубость и нерадивость крестьян, на
литераторов, которые, мол, не только не способствуют примирению интересов помещиков и крестьян, но, наоборот, обнаруживают явно демократические
тенденции и т. д.
Характеризуя в своем фельетоне социальные симпатии Фета, Минаев отмечает, что "он принадлежит к особой плеяде писателей и певцов,
воспевших сладость крепостного состояния в России... Прежде в нем этого не подозревали и видели в нем просто объективного поэта, поющего без всякой
предвзятой идеи", но пореформенная эпоха "вдруг осветила деятельность таких писателей, как г. Фет, и показала нам их в настоящем свете... Перед нами
является новый Фет - Фет обиженный, Фет взволнованный, Фет оскорбленный. Он не поет уже теперь: "Шепот, робкое дыханье, трели соловья", но у него
вырываются другие, мрачные песни".
Являясь сатирами на статьи Фета, "лирические песни" пародируют вместе с тем его отдельные стихотворения.
См. также:
Минаев Д. Д. Лирические песни без гражданского отлива. (
вернуться)
3. «– Сядем здесь, под этим кленом…» – пародия на стих. Фета "Ива" ("Сядем здесь, у этой ивы...").
Пародия построена в форме диалога между «новым Фетом» и его подругой, которая пытается отвлечь поэта от мрачных мыслей. Диалог
строится по принципу контраста. (
вернуться)
4. «Когда наплыв противных мне идей…» – пародия на стих. Фета «Когда мечты за гранью прошлых дней...».
Во второй пародии цикла «Фет обиженный» становится «Фетом взволнованным». Он не понимает, что же происходит в его некогда гармоничном мире,
отвечая слезами на сыплющиеся невзгоды.
В этой пародии Минаев перечисляет содержание основных глав очерков Фета «Из деревни»: «Литератор», «Новое положение о потравах и загнанные лошади».
«Равенство перед законом», «Гуси с гусенятами».
В то же время Минаев пародирует элегию Фета «Когда мечты за гранью прошлых дней...». Эта элегия представляет собой воспоминание о первой любви,
которое зримо обрисовывает особенности лирического «я» поэта А. Фета. Почти для всех своих пародий Минаев старается выбрать наиболее
эмоционально насыщенные стихотворения.
В этой пародии Минаев разоблачает фальшивую, как он показывает, позицию Фета-лирика: позицию невмешательства в дала обыденные, земные, которые
не касаются его непосредственно. Но когда были затронуты личные хозяйственные интересы Фета, «нежный лирик» – герой пародии Минаева – сбросил
маску кротости и вознегодовал во всю силу своей темпераментной поэтической натуры. (
вернуться)
5. «Лежу я на скошенном сене…» – пародия на стих. Фета «Шепот, робкое дыханье...».
В третьей пародии цикла непрестанные заботы Фета о хлебе насущном способствуют усилению чувства обиды и неприятия действительного положения вещей и превращаются в
гневную отповедь.
Стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье...», изображающее миг любовного свидания, у Минаева трансформируется в гневный монолог
раздраженного помещика – «Фета оскорбленного», который оплакивает гибель крепостной системы, ведь он живет теперь в чуждом мире, где все
ему противостоит, начиная от природы и заканчивая гусями. (
вернуться)
6. «Холод, грязные селенья…» – пародия на стих. Фета "Шепот, робкое дыханье...".
И работника Семена Плутовство и лень. В главе "Равенство перед законом", подчеркивая трудности, возникающие при пользовании вольнонаемным трудом,
Фет утверждает, что интересы помещиков якобы в меньшей степени ограждены законом, чем интересы
батраков, и в доказательство рассказывает о нерадивом работнике Семене, которого он принужден был уволить и с которого еле удалось взыскать
полученный им задаток. На полях – чужие гуси, Дерзость гусенят. В главе "Гуси с гусенятами", посвященной вопросу о потравах, Фет рассказывает о
крестьянских гусях, которых он поймал на своем поле: хотя они и не успели еще принести ему никакого вреда, Фет взыскал с их владельца штраф. (
вернуться)
7. «Солнце спряталось в тумане…» – пародия на стих. Фета "Серенада" ("Тихо вечер догорает..."). (
вернуться)