Урок 109. Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути
Уроки 110-111*. Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого[2]
Урок 112. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи
Уроки 113-114. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Урок 115. Женские образы в романе «Война и мир»
Урок 116. Семья Ростовых и семья Болконских
Уроки 117-118. Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева
Урок 119. Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов
Уроки 120-121*. Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир»
Уроки 122-123. Художественные особенности романа «Война и мир»
Уроки 124*-125*. Обзор романов «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат»
Уроки 126*-127*. Классное сочинение или контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого
УРОК 109
«...Удивился силе этого крупного таланта... Мастер, мастер!»[3]
Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя.
Этапы творческого пути. Духовные искания.
Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.
Задача вступительного урока
к изучению жизни и творчества Л. Н. Толстого — показать сложность формирования характера, истоки творчества,
глубокие раздумья писателя о жизни.
«Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», — сказал о Толстом Ги де Мопассан. Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX век,
вместившийся и в его жизнь, и в его произведения.
В основе урока — лекция учителя и составление ее подробного плана с участием учащихся. Они могут подготовить сообщения или, работая в группах,
выбрать необходимый материал из биографических справочников.
Примерный план
1. Разгадка тайны человеческого счастья, тайны «зеленой палочки» — главная цель жизни Л. Н. Толстого.
2. Период потерь. Ранняя смерть родителей. Роль Ясной Поляны в жизни мальчика. Мысли о жизни, страстная мечта о подвиге. Первая любовь. На пути к творчеству.
3. Поступление в Казанский университет. Поиски себя: арабско-турецкое отделение и мечта о дипломатии, юридический факультет, уход из университета.
Стремление постичь и понять мир — увлечение философией, изучение взглядов Руссо. Собственные философские опыты.
4. Ясная Поляна. Из крайности в крайность. Мучительные поиски смысла жизни. Прогрессивные преобразования в имении. Проба пера — первые литературные наброски.
5. Туда, где опасно и трудно. Испытание самого себя. 1851 г. — поездка на Кавказ на войну с горцами. Война — осмысление пути формирования человека.
6. Автобиографическая трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Главный вопрос — каким надо быть?
К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.
7. Севастопольская эпопея. Перевод в Дунайскую армию, в сражающийся Севастополь (1854) после неудачного прошения об отставке. Гнев и боль о погибших,
проклятие войне, жестокий реализм в «Севастопольских рассказах».
8. Идейные искания 1850—1860-х гг.
— Главное зло — жалкое, бедственное положение мужиков. «Утро помещика» (1856).
— Ощущение надвигающейся крестьянской революции.
— Обличение правящих кругов и проповедь всеобщей любви.
— Мировоззренческий кризис писателя.
— Попытка найти ответы на тревожащие вопросы в поездке за границу. «Люцерн».
9. Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и просветительская деятельность. Открытие школ, создание «Азбуки» и книг для детей.
10. Отношение к реформе 1861 г., отменяющей крепостное право. Активное участие в общественной жизни, деятельность мирового посредника. Разочарование.
11. Изменения в личной жизни. Женитьба на Софье Андреевне Берс.
12. Замысел и создание романа «Война и мир» (1863—1869). Новый жанр — роман-эпопея. «Мысль народная» в романе.
13. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» (1877). Счастье личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России.
14. Духовный кризис 1870—1880-х гг. Ожидание революции и неверие в нее. Отречение от жизни дворянского круга. «Исповедь» (1879—1882).
Главное — защита интересов крестьянства. Напряженные раздумья об обновлении возрожденной души, о движении от нравственного падения к духовному возрождению.
Протест против беззакония и лжи общества — роман «Воскресение» (1889—1899). Крик души — статья «Не могу молчать» (1908). Защита народа словом.
Преследование правительством и Церковью. Широкая популярность.
15. Итог трагедии — уход из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово.
Итог урока.
Разговор о личности Л. Н. Толстого должен помочь увидеть его как писателя, жизнь которого наполнена творческим трудом, и как человека, глубоко
переживающего за свой народ и за свою страну. Этими переживаниями наполнены его произведения и страницы дневника.
Следующие уроки: Уроки 110-111*. Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого >>>
|