Главная |
|
|
Портрет Л. Н. Толстого
работы И. Н. Крамского. 1873.
Третьяковская галерея |
|
|
|
|
|
|
|
Денис Давыдов.
Гравюра М. Дюбурга
с картины А. Орловского (1814 г.) |
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)
19 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Уроки 109–127. Творчество Л. Н. Толстого
Урок 112. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи
Уроки 113-114. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Урок 115. Женские образы в романе «Война и мир»
Урок 116. Семья Ростовых и семья Болконских
Уроки 117-118. Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева
Урок 119. Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов
Уроки 120-121*. Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир»[2]
УРОКИ 122-123
«Какая громада и какая стройность! Ничего подобного не представляет нам ни одна литература»[3]
Художественные особенности романа «Война и мир».
Жанр романа-эпопеи предполагает несколько аспектов изображения жизни:
— исторический — обращение к реальным историческим событиям;
— философский — раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;
— нравственный — глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.
Исходя из этого можно выделить особенности творчества Толстого.
1. Историзм.
Сам Толстой писал: «Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами,
из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека». Работая «в историческом роде», он, по его собственным словам, старался быть
до мельчайших подробностей верным действительности. Толстой показывает величие и героизм правдиво, не опираясь на легенды и анекдоты. Не правы были
те, кто упрекал писателя в «обесславливании» героического для России времени (генерал А. Норов, князь П. Вяземский).
На уроках можно провести интересную исследовательскую работу, доказывающую истинный подход к историческим событиям,
сравнивая ход войны 1812 г. в романе и в исторических документах.
ТАБЛИЦА
Ход войны 1812 г. в романе «Война и мир» и в исторических документах |
Документы |
Роман |
От Немана до Смоленска |
Русское командование знало о скоплении французских войск на берегу Немана.
Наполеон вечером 9 (21) июня посылает приказ — выдвинуться к Неману. Организация переправы возлагалась на корпус Даву. «Россия, — писал Наполеон,
— увлекается роком! Судьба ее должна исполниться... Перейдем Неман, внесем войну в русские пределы». Переправа
основных сил началась 12 (24) июня, левым крылом вперед. Вильна была занята 16 (28) июня без боя.
Русские не ожидали начала войны. 12 (24) июня Александр I устроил для литовского шляхетства бал в имении
Бенигсена. Ночью во время бала было получено известие о начавшейся переправе французов. Александр I послал
к Наполеону генерала А. Д. Балашева. Но напрасно. Войска отходили тремя колоннами, уничтожая за собой переправы |
В романе эта ситуация описывается исторически точно. Мы видим
и переправу через Неман, и корпус Даву, и разведку Мюрата, описывается и бал в Вильно,
и сообщение о переправе французов через Неман, полученное во время бала, и посольство Балашева, и отход русских войск тремя колоннами.
Но Толстой пытается объяснить причины, приведшие к войне, опираясь на мнения историков и противопоставляя им свои взгляды |
Смоленское сражение |
Отступлению от Смоленска предшествовало крупное
столкновение отряда русских войск с передовыми кавалерийскими корпусами
французов под селом Красным. Русскими командовал Неверовский (27-я дивизия,
часть кавалерии и артиллерии, отряды Оленина и Лесли — около 7,2 тыс.
человек при 14 орудиях). Французы имели 3 кавалерийских корпуса под
командованием Мюрата (15 тыс. человек). Русские смогли задержать французов
на целые сутки, сорвав замысел Наполеона внезапного выхода к Смоленску.
В ночь со 2 (14) на 3 (15) августа VII корпус Раевского выступил навстречу
отряду Неверовского и соединился с ним. Теперь 15 тыс. человек и 76 орудий
должны были противостоять всей армии Наполеона.
Городские жители и крестьяне губернии начали формировать ополчение.
В короткое время удалось собрать более 12 тыс. человек. Сражение началось
4 (16) августа около 7 часов утра. «Два раза, — писал Наполеон, — храбрые
войска Нея достигали цитадели и два раза, не поддержанные свежими силами,
были оттесняемы удачно направленными русскими резервами». Вечером Ней сделал
еще одну попытку овладеть городом, но был отбит. Все атаки французов в этот
день были отбиты. Обстрел города из 150 французских орудий также не дал результатов.
В Смоленске 5 (17) августа оставалось 20 тыс. войск при 180 орудиях против
185 тыс. французов при 300 орудиях. Французы решили брать город штурмом,
но атаки — Нея в 3 часа, Даву в 5 часов — были отбиты. Наполеон приказал
открыть огонь из 200 орудий, чтобы сжечь город. За два дня русские
потеряли 9,6 тыс. человек, французы — 20 тыс. человек. Продолжать оборону
было опасно, и Барклай де Толли приказал начать отход в ночь с 5 (17) на 6
(18) августа. К утру город был оставлен войсками и жителями |
Сражение под Смоленском в романе: «...Французы натыкаются на дивизию
Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска. Надо принять неожиданное сражение
в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиты тысячи людей с той
и с другой стороны, Смоленск оставлен вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск
сожжен своими жителями, обманутыми своим губернатором... Наполеон идет дальше, мы отступаем».
Мы видим и слышим в романе оборону Смоленска. То гул артиллерии, то обстрел самого города,
то голоса раненых — все это говорит о жестоком сражении и о силе русских. Мы видим, как войска
покидают город и как жители уходят с ними, сжигая свои дома.
Алпатыч приехал в Смоленск 4 августа, по дороге «встречал и обгонял обозы и войска.
Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы». «Всю ночь мимо постоялого двора
двигались по улице войска». «С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба».
«С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти
почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышимыми за
городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу».
Толстой считает, что сражение могло быть выиграно, если бы не предубеждение некоторых военачальников.
Свое мнение он вложил в слова и мысли Андрея Болконского |
Бородинское сражение |
24 августа (5 сентября) в 12 часов дня французы подошли к Бородинской позиции,
Наполеон увидел невыгодную сторону позиции. Решено было захватить плацдарм с Шевардинским редутом,
где было 12 батарейных орудий, еще 24 стояли возле, а также 8 тыс. человек пехоты и 4 тыс. — конницы.
Редут был захвачен, потом отбит: и те и другие потеряли около 6 тыс. человек. С наступлением темноты необходимость
оборонять редут отпала, и Кутузов приказал оставить его. Но сражение за редут помогло понять замысел Наполеона — ударить по левому флангу.
25 августа (6 сентября) шла энергичная перестрелка. 26 августа (7 сентября) с пяти часов начались
военные действия. Сражение шло за Бородино у Семеновских флешей (8 атак). Большую роль сыграли казаки Платова
и Уварова. На первый взгляд исход сражения как будто не был решен, так как обе стороны сохранили свое положение,
но Кутузов вырвал у Наполеона инициативу и вынудил отказаться от поставленной цели |
В романе читаем: «Двадцать четвертого было сражение при Шевардинском редуте,
двадцать пятого не было пущено ни одного выстрела ни с той ни с другой стороны, двадцать шестого произошло Бородинское сражение».
Л. Толстой считает, что Бородинское сражение произошло совсем по-другому: «Бородинское сражение не произошло на избранной и
укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери
Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против
французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным,
но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства» |
|
Можно сравнить исторических личностей, выведенных в романе. Особенно интересна эта работа с теми героями, которые в романе
показаны под другими фамилиями, но узнаваемы.
Например, Денис Давыдов и Василий Денисов. Герой романа, будучи гусаром, ведет такую же жизнь, как и Давыдов. Толстой точно передает
характер и стиль жизни Давыдова: вольнолюбивый гусар, любящий поиграть в карты и вообще покутить, но верный товарищ, не умеющий кривить
душой, человек пылкий, испытывающий тягу к военной жизни.
Кто это — Денисов или Давыдов? Они оба легко попадают в любовные сети, любят пылко и страстно, выражая свои чувства в стихах.
Ситуации влюбленности очень похожи, но Толстой делает своего героя более лиричным и душевным. Денисов — это обобщенный образ гусара,
а Давыдов — это жизненное воплощение обобщенного образа гусара.
Денис Давыдов и Василий Денисов |
Стихотворение
Дениса Давыдова |
Стихотворение «Волшебница»
Василия Денисова, которое он спел Наташе под свою же музыку |
Но, Аглая, как идет к тебе
Быть лукавой и обманчивой!
Ты изменишь — и прекраснее!
И уста твои румяные
Еще более румянятся
Новой клятвой, новой выдумкой!
Голос, взор твой привлекательней,
И, богами вдохновенная,
Ты улыбкою небесною
Разрушаешь все намеренья
Разлюбить неразлюбимую... |
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлила по перстам! |
|
Отряд Дениса Давыдова сражался в войне 1812 года, а потом стал первым партизанским отрядом, но Толстой не упоминает об участии
Василия Денисова в военных действиях до партизанских, считая, что Денисов нужен как герой именно партизанской войны.
Зато партизанские страницы героев очень похожи: Давыдов излагает план партизанской войны Багратиону, Денисов — Кутузову;
они командиры, которые своей смелостью и осторожностью показывают пример.
Давыдов пишет:
Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской...
Оба поменяли одежду гусара на крестьянскую. «Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая-чудотворца».
Так же одевался и Давыдов. Оба брали в отряд крестьян (например, Тихон Щербатый), гуманно относились к пленным.
В романе есть эпизод с французским барабанщиком; Давыдов в обращении с пленными следовал словам Суворова, своего кумира: «С пленными поступать
человеколюбиво и стыдиться варварства».
Можно сравнить и самую загадочную страницу истории — масонство — в романе и в реальной жизни.
Обряд приема в масоны Пьера полностью совпадает с обрядами в масонских ложах. А вот идеи, скорее всего, различаются. Идеи масонства в
романе можно выразить словами: возроди себя духовно. Эта цель становится ясной после разговора Пьера Безухова со старым масоном Осипом
Алексеевичем Баздеевым, где Толстой приписывает масону мысль, что Бог «не постигается умом, а постигается жизнью». Это не сочетается с
258-й статьей французской ложи «Великий Восток», которая гласит: «Никто не может быть допущен к посвящению и пользоваться правами, связанными
с преимуществом масона, если он не имеет достаточных и приличных средств к существованию». Масоны не помогли Пьеру.
2. Сопоставление или противопоставление.
Противопоставляются:
— два состояния: мир и война;
— различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причем и в мирное, и в военное время;
— передовое дворянство и светская аристократия;
— отдельные герои: Наташа — Элен, Пьер и Андрей — Анатоль и Долохов;
— полководцы: Кутузов — Наполеон;
— Кутузов и Александр I;
— события: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых;
— поведение на войне: Тушин, Тимохин — Долохов, Жерков.
Сопоставляются:
— образ жизни: Ростовы и Болконские;
— герои: Андрей и Пьер;
— правители: Александр I и Наполеон и др.
Для сопоставления и противопоставления большую роль играет первая сцена — вечер у А. П. Шерер. Это та неприемлемая норма жизни,
с которой Толстой будет сравнивать все последующие сцены (у писателя было 14 вариантов этой сцены).
3. «Диалектика души»,
умение глубоко показать внутренний мир героя.
Портреты героев показаны в развитии, изменчивы, и это говорит о формировании личности. Можно проследить, как меняется портрет
Андрея Болконского или Наташи Ростовой.
В практической работе можно выяснить,
как меняется лицо Наташи
в различных эпизодах романа и какой смысл при этом выявляется.
— Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).
— Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
— Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).
— Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
— В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).
— В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).
— Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).
— Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).
— После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).
— Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).
— Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. ХХХ— ХХХII).
— После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I—III).
— Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV—XVII).
По тому, как меняется портрет, можно судить о характере и внутреннем состоянии героя.
Деталь помогает сделать портрет индивидуальным, выразительным. Например, у княжны Марьи — необыкновенные лучистые глаза,
у Лизы Болконской — короткая верхняя губа, что делало ее похожей на белочку, у Пьера — неуклюжесть и растерянность.
Внутренний монолог показывает сложность и противоречия внутреннего мира героев, их духовную жизнь.
4. Изображение природы,
психологический пейзаж.
Сын Толстого писал, что «отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба.
Он, бывало, говорил: „Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода“».
Важно показать школьникам своеобразие изображения природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность. Интересно
проследить связь природы с героями, их переживаниями.
Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое
небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX);
две встречи с дубом на пути в Отрадное и назад помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III);
лунной ночью в Отрадном чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II).
Можно найти такие примеры и у других персонажей, но у Толстого связаны с природой только положительные герои:
— Наташа Ростова весенней лунной ночью в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II); в сцене охоты (т. 2, ч. 4, гл. III); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X, XI);
— Николай Ростов в сцене поджога моста (т. 1, ч. 2, гл. VIII); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X, XI);
— Пьер Безухов в плену (т. 4, ч. 2, гл. XI).
В романе своеобразно связаны природа и война.
Во время Аустерлица природа мешает, войска не могут ориентироваться,
что вызывает страшную неразбериху. Эпизод дается в восприятии князя Андрея (т. 1, ч. 3, гл. XIV, XV).
Накануне Бородинской битвы «было ясно, светло, росисто и весело»; после битвы «стояла теперь мгла сырости и дыма»,
что подчеркивает драматизм ситуации (т. 3, ч. 2, гл. XXX, XXXIX). У Толстого в военных эпизодах никогда не бывает радостной природы.
Природа в романе связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, в движении,
изображается реалистически. Мы видим зимнюю природу (Святки), весеннюю (лунная ночь, пробуждающийся дуб), осеннюю (охота).
Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война — разрушение гармонии мира.
5. Особенности языка романа.
В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной
внутренней жизни.
Для стиля писателя характерны сила и выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной изобразительности
(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и пр.), индивидуальность языка каждого героя.
Итог уроков.
Роман «Война и мир» грандиозен не только по замыслу, но и по художественному мастерству, заставляющему нас сопереживать героям,
испытывать эмоциональное воздействие.
Сам Л. Н. Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги „Война и мир“» писал: «Что такое „Война и мир“? Это не роман, еще менее поэма, еще
менее историческая хроника, „Война и мир“ есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».
Следующие уроки: Уроки 124*-125*. Обзор романов «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат»
>>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|