Уроки 109–127. Творчество Л. Н. Толстого
УРОК 110-111*[2]
«Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души,
которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда»[3]
Правда о войне
в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.
Задачи уроков
— показать, кто же, по мысли писателя, истинный герой севастопольской эпопеи,
выявить основные приемы изображения солдат, офицеров, сражений.
«Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..» — так Лев Толстой
напишет в очерке «Как умирают русские солдаты».
Основная форма работы на уроке — групповая. «Биографы» подготовят сообщения о фактах жизни писателя; «художники» проанализируют репродукции
картин, связанных с обороной Севастополя; «историки» изучат и прокомментируют исторические факты; четыре группы «литературоведов» определят
особенности изображения событий в рассказах Толстого.
Работа «биографов»
— Как Толстой попал в воюющий Севастополь?
В 1851 г., устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит
ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь.
«Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью,
не суетливый, но упорный», — таким, по свидетельству очевидцев, был Л. Толстой на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым
иногда до 10 дней подряд.
Работа «художников»
— Что же представлял собой Севастополь во время прибытия туда Толстого?
Десятиклассники изучают репродукции рисунков Айвазовского и Тимма, изображающих Севастополь и 4-й бастион, а затем готовят рассказы о Севастополе,
увиденном глазами художников.
Работа «историков»
— Дайте историческую справку о причинах и начале обороны Севастополя.
Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меньшикова. Отступая, она покинула и Севастополь. На вопрос начальника штаба
Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меньшиков нагло ответил: «Положите его себе в карман».
И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тысячами моряков и двумя тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения, организовали оборону.
Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.
Вывод.
Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны Севастополя, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. Эти люди стали героями рассказов
«Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855),
«Севастополь в августе 1855 года» (1855).
О них Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея
Севастополя, которой героем был народ русский». Эти слова помогут сформулировать результат урока — понять, что истинным героем севастопольской
эпопеи был русский народ.
Обсуждение рассказа «Севастополь в декабре месяце»
Справка «историков»
В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 г.
и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 г.
Работа первой группы «литературоведов»
«Литературоведы» анализируют и комментируют такие фрагменты рассказа:
— описание фурштатского солдата;
— посещение госпиталя и операционной;
— описание 4-го бастиона;
— авторский вывод: «...убежденность в невозможности... поколебать где бы то ни было силу русского народа».
Справка «художников»
На 4-м бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 г. первые русские кинооператоры запечатлели оставшихся в
живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории.
На групповом портрете участников севастопольской обороны художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику,
Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!
Вывод.
В рассказе Толстой показывает военные действия без прикрас, в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается
мужеством русских людей, защищающих свою Родину.
Обсуждение рассказа «Севастополь в мае»
Справка «историков»
В мае 1855 г. произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.
Работа второй группы «литературоведов»
«Литературоведы» анализируют и комментируют такие фрагменты рассказа:
— рассуждения о пехотных офицерах;
— сцена, когда офицер укоряет солдата;
— описание раненых;
— сцена перемирия;
— описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых;
— авторский вывод: «И эти люди... не упадут вдруг на колени... и со слезами радости и счастия не обнимутся как братья?»
Вывод.
В рассказе звучит мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека. Главное, по мнению Толстого, — правдивое изображение
войны в крови и страданиях.
Обсуждение рассказа «Севастополь в августе 1855 года»
Справка «историков»
Август — это самый страшный месяц долгой осады Севастополя, закончившейся падением города 27 августа 1855 г. Севастополь героически сражался 349 дней.
Работа третьей группы «литературоведов»
«Литературоведы» анализируют и комментируют такие фрагменты рассказа:
— описание солдат;
— описание места битвы;
— рассуждения о природе подвига;
— описание батареи;
— рассказ о Мельникове, братьях Козельцовых;
— поведение людей;
— страницы штурма;
— авторские рассуждения: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце
вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, —
придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».
Вывод.
Главное в рассказе — размышления о природе подвига, убежденность автора в героизме русского народа, мысль о жестокости любой войны.
Итоговые вопросы
— Кто же истинный герой севастопольской эпопеи? Народ, жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь?
— Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?
Работа четвертой группы «литературоведов»
«Литературоведы» сопоставят «Севастопольские рассказы» со стихами М. Ю. Лермонтова «Бородино» и «Валерик».
В финале уроков «биографы» сообщат об отношении Толстого к руководителям военных действий и его обличительных «Песнях крымских солдат».
Справка «биографов»
Позднее Толстой писал: «Оказывается, что я под присмотром тайной полиции», объясняя это своим взглядом на некоторые моменты Севастопольской битвы.
В 1857 г. в журнале «Полярная звезда» Герцена были напечатаны две «Песни крымских солдат».
Фамилии автора не было, значилось: «Списано со слов солдат». Но читатели узнали руку Толстого.
Вот «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 года»:
Как четвертого числа
Нас нелегкая несла
Горы отбирать.
Барон Вревский генерал
К Горчакову приставал,
Когда под-шафе. <...>
Собирались на советы
Все большие эполеты,
Даже Плац-бек-Кок.
Долго думали, гадали,
Топографы все писали
На большом листу.
Гладко вписано в бумаге,
Да забыли про овраги,
А по ним ходить.
Князь сказал: «Ступай, Липранди».
А Липранди: «Нет-с, атанде,
Нет, мол, не пойду.
Туда умного не надо,
Ты пошли туда Реада,
А я посмотрю.
Это злая сатира на бесталанных военачальников. Незадолго до падения крепости было предпринято бездарное наступление, чтобы угодить высшему
начальству и самому царю. В итоге — потеряли много солдат и офицеров. Об этом первая «Песня...».
Вторая еще злее, она посвящена сражениям Альминскому и Инкерманскому.
Итог уроков.
Главный герой севастопольской эпопеи — простой народ, правдиво показанный Толстым. В рассказах только один исторический деятель — вице-адмирал В. А. Корнилов.
Война в рассказах дается в настоящем ее выражении — «в крови, в страданиях и смерти», без стремления напугать читателя и без восклицательных фраз,
но внушая ему мужество и стойкость. Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в жизни, он уверенно действует в условиях опасности.
Толстой уверен: в конечном счете, народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства. Это те основные позиции, которые позднее
найдут отражение в романе «Война и мир».
Следующие уроки: Урок 112. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи >>>
|