Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет Л. Н. Толстого
работы И. Н. Крамского. 1873.
Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
Дагеротипный портрет Л. Толстого
(фрагмент парного портрета).
Москва, 1851 г.
Перед отъездом на Кавказ[4]
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

19 ЧАСОВ

10 класс[1]


Уроки 109–127. Творчество Л. Н. Толстого


УРОК 110-111*[2]

«Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда»[3]

Правда о войне
в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.


Задачи уроков
— показать, кто же, по мысли писателя, истинный герой севастопольской эпопеи,
выявить основные приемы изображения солдат, офицеров, сражений.

«Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..» — так Лев Толстой напишет в очерке «Как умирают русские солдаты».

Основная форма работы на уроке — групповая. «Биографы» подготовят сообщения о фактах жизни писателя; «художники» проанализируют репродукции картин, связанных с обороной Севастополя; «историки» изучат и прокомментируют исторические факты; четыре группы «литературоведов» определят особенности изображения событий в рассказах Толстого.

Работа «биографов»

— Как Толстой попал в воюющий Севастополь?

В 1851 г., устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь.

«Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный», — таким, по свидетельству очевидцев, был Л. Толстой на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.

Работа «художников»

— Что же представлял собой Севастополь во время прибытия туда Толстого?

Десятиклассники изучают репродукции рисунков Айвазовского и Тимма, изображающих Севастополь и 4-й бастион, а затем готовят рассказы о Севастополе, увиденном глазами художников.

Работа «историков»

— Дайте историческую справку о причинах и начале обороны Севастополя.

Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меньшикова. Отступая, она покинула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меньшиков нагло ответил: «Положите его себе в карман».

И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тысячами моряков и двумя тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения, организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.

Вывод.

Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны Севастополя, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. Эти люди стали героями рассказов «Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе 1855 года» (1855).

О них Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». Эти слова помогут сформулировать результат урока — понять, что истинным героем севастопольской эпопеи был русский народ.

Обсуждение рассказа «Севастополь в декабре месяце»

Справка «историков»


В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 г. и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 г.

Работа первой группы «литературоведов»

«Литературоведы» анализируют и комментируют такие фрагменты рассказа:

— описание фурштатского солдата;
— посещение госпиталя и операционной;
— описание 4-го бастиона;
— авторский вывод: «...убежденность в невозможности... поколебать где бы то ни было силу русского народа».

Справка «художников»

На 4-м бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 г. первые русские кинооператоры запечатлели оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории.

На групповом портрете участников севастопольской обороны художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!

Вывод.

В рассказе Толстой показывает военные действия без прикрас, в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину.

Обсуждение рассказа «Севастополь в мае»

Справка «историков»


В мае 1855 г. произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.

Работа второй группы «литературоведов»

«Литературоведы» анализируют и комментируют такие фрагменты рассказа:

— рассуждения о пехотных офицерах;
— сцена, когда офицер укоряет солдата;
— описание раненых;
— сцена перемирия;
— описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых;
— авторский вывод: «И эти люди... не упадут вдруг на колени... и со слезами радости и счастия не обнимутся как братья?»

Вывод.

В рассказе звучит мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека. Главное, по мнению Толстого, — правдивое изображение войны в крови и страданиях.

Обсуждение рассказа «Севастополь в августе 1855 года»

Справка «историков»


Август — это самый страшный месяц долгой осады Севастополя, закончившейся падением города 27 августа 1855 г. Севастополь героически сражался 349 дней.

Работа третьей группы «литературоведов»

«Литературоведы» анализируют и комментируют такие фрагменты рассказа:

— описание солдат;
— описание места битвы;
— рассуждения о природе подвига;
— описание батареи;
— рассказ о Мельникове, братьях Козельцовых;
— поведение людей;
— страницы штурма;
— авторские рассуждения: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, — придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».

Вывод.

Главное в рассказе — размышления о природе подвига, убежденность автора в героизме русского народа, мысль о жестокости любой войны.

Итоговые вопросы

— Кто же истинный герой севастопольской эпопеи? Народ, жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь?

— Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?

Работа четвертой группы «литературоведов»

«Литературоведы» сопоставят «Севастопольские рассказы» со стихами М. Ю. Лермонтова «Бородино» и «Валерик».

В финале уроков «биографы» сообщат об отношении Толстого к руководителям военных действий и его обличительных «Песнях крымских солдат».

Справка «биографов»

Позднее Толстой писал: «Оказывается, что я под присмотром тайной полиции», объясняя это своим взглядом на некоторые моменты Севастопольской битвы.

В 1857 г. в журнале «Полярная звезда» Герцена были напечатаны две «Песни крымских солдат». Фамилии автора не было, значилось: «Списано со слов солдат». Но читатели узнали руку Толстого.

Вот «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 года»:

Как четвертого числа
Нас нелегкая несла
Горы отбирать.
Барон Вревский генерал
К Горчакову приставал,
Когда под-шафе. <...>
Собирались на советы
Все большие эполеты,
Даже Плац-бек-Кок.
Долго думали, гадали,
Топографы все писали
На большом листу.
Гладко вписано в бумаге,
Да забыли про овраги,
А по ним ходить.
Князь сказал: «Ступай, Липранди».
А Липранди: «Нет-с, атанде,
Нет, мол, не пойду.
Туда умного не надо,
Ты пошли туда Реада,
А я посмотрю.

Это злая сатира на бесталанных военачальников. Незадолго до падения крепости было предпринято бездарное наступление, чтобы угодить высшему начальству и самому царю. В итоге — потеряли много солдат и офицеров. Об этом первая «Песня...».

Вторая еще злее, она посвящена сражениям Альминскому и Инкерманскому.

Итог уроков.

Главный герой севастопольской эпопеи — простой народ, правдиво показанный Толстым. В рассказах только один исторический деятель — вице-адмирал В. А. Корнилов.

Война в рассказах дается в настоящем ее выражении — «в крови, в страданиях и смерти», без стремления напугать читателя и без восклицательных фраз, но внушая ему мужество и стойкость. Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в жизни, он уверенно действует в условиях опасности.

Толстой уверен: в конечном счете, народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства. Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».

Следующие уроки: Урок 112. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Толстой Л. Н. Севастополь в мае // Л. Н. Толстой. Собр. худ. произв. — М., 1948. — Т. 1. — С. 435. (вернуться)

4. Дагеротипный портрет Толстого 1851 г. Москва – фрагмент парного портрета Л. Н. Толстого с братом Н. Н. Толстым перед их совместным отъездом на Кавказ.
Дагеротипы – зеркальные отпечатки на посеребренной металлической пластине. (вернуться)

 
Тимм В. Ф. Севастопольские матросы. Литография. 1855 г. Рисунок с натуры
(слева направо: Афанасий Елисеев, Аксений Рыбаков, Петр Кошка, Иван Димченко и Федор Заика)
 
Филиппов К. Н. Военная дорога между Севастополем и Симферополем
во время Крымской войны в 1855 году. 1858

Третьяковская галерея, Москва
Среди защитников Севастополя находился художник, командированный в действующую армию в качестве корреспондента, – Константин Николаевич Филиппов.
Филиппов стал одним из немногих художников, отразивших крымскую кампанию в своих произведениях. В 1856 он был награжден медалью "За оборону Севастополя".
Натурные зарисовки художника публиковались в 1854–1858 гг. в журнале "Русский художественный листок" В.Ф. Тимма.
В 1858 году за исполненную по академической программе картину "Военная дорога между Севастополем и Симферополем во время Крымской войны в 1855 году" Филиппов был удостоен большой золотой медали и получил право заграничной поездки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика