Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир». Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет Л. Н. Толстого
работы И. Н. Крамского. 1873.
Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

8 ЧАСОВ

Уроки литературы в 10 классе[1]

Уроки 109–127. Творчество Л. Н. Толстого

Урок 112. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи

Уроки 113-114. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Урок 115. Женские образы в романе «Война и мир»

Урок 116. Семья Ростовых и семья Болконских

Уроки 117-118. Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева

Урок 119. Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов

Уроки 120-121*. Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир»[2]

Уроки 122-123. Художественные особенности романа «Война и мир»


УРОК 119
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»[3]

Кутузов и Наполеон:
сопоставительный анализ образов.


Задачи урока —
сопоставить две исторические личности
и определить, почему Кутузова автор возвеличивает, говоря о его близости к народу, а Наполеона считает захватчиком и поэтому развенчивает его величие, признанное историей.

Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет:
«Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей... Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка».

Толстой проводит мысль о том, что чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит. С этих позиций автор показывает Кутузова и Наполеона.

Рассматривать эти образы лучше в сопоставительном плане. Более полно раскрыть тему поможет сравнение полководцев с образом Александра I.

Вопросы и задания для обсуждения

1.


А) Вспомните эпизод смотра в Браунау и докажите, что Кутузов — народный полководец, что он близок к народу.
(Обращает внимание на простых солдат, на их обмундирование, не случайно смотр проходит в походной одежде.)

Б) Сравните этот эпизод со смотром в Ольмюце, где участвует государь.
(С раннего утра начали двигаться «щегольски вычищенные и убранные войска», «...Все чувствовали, что совершается что-то нешуточное, значительное и торжественное, каждый генерал и солдат чувствовал свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей», «нога государя с узким острым носком сапога», «рука государя в белой перчатке».)

2.
А) Докажите, что Кутузов, обращаясь к разработке военных действий, прежде всего думает о солдатах.
(Цель Шенграбенской битвы, предвидение, понимание тяжести испытания для отряда Багратиона: «Еще впереди много-много всего будет... Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть: я буду Бога благодарить»;
поведение Кутузова во время чтения диспозиции Аустерлицкой битвы;
его слова перед Аустерлицем: «Я думаю: что сражение будет проиграно».)

Б) Сравните мысли Кутузова с поведением Наполеона накануне Аустерлица.
«Как по войскам читали приказ Наполеона, сам император верхом объезжал свои бивуаки». «Я сам буду руководить вашими батальонами... но если победа будет хоть одну минуту сомнительна, вы увидите вашего императора, подвергающегося первым ударам неприятеля».

3.
А) Сопоставьте состояние полководцев накануне и во время Аустерлицкой битвы. О чем оно говорит?
(«Здоровый, веселый, свежий, в том счастливом расположении духа...»;
«на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья» — Наполеон.
«Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным»; «сердито сказал»; «желчно засмеялся»; «желчно вскрикнул» — Кутузов.)

Б) Сравните с состоянием полководцев настроение императора Александра.
(«Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три версты, и, остановив лошадь, отдохновенно вздохнул». Его свита: «...все богато одетые, веселые молодые люди на прекрасных, выхоленных, свежих, только что слегка вспотевших лошадях».)
Почему между Кутузовым и Александром такие натянутые отношения?

4.
А) Сравните Кутузова и Наполеона во время Аустерлицкой битвы.
(Горечь Кутузова от бегства солдат; Наполеон, рассматривающий убитых и раненых.)

Б) Сравните поведение Александра и Наполеона во время пребывания в Тильзите.
ТАБЛИЦА
Александр и Наполеон во время пребывания в Тильзите
Наполеон
Александр
«Наполеонова рука удостоила дотронуться до груди солдата»;
«...На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка»;
«...Прибавил... отчеканивая каждый слог, с возмутительным... спокойствием и уверенностью»;
«...Свою маленькую пухлую ручку»;
«...Не глядя, сжал два пальца»
«Александр с ласковым выражением что-то говорил ему»;
«...Внимательно слушал то, что ему говорили, и, наклонив голову, приятно улыбнулся»;
«недовольно поморщился»


5.

А) Проследите, как в войне 1812 г. растет единство Кутузова с народом.
(Назначение Кутузова главнокомандующим происходит в тот момент, когда война приобрела народный характер, — после Смоленска; слова об ополченцах, которые готовы умереть; эпизод молитвы на Поклонной горе («миром»); речь Кутузова, обращенная к солдатам после изгнания французов.)

Б) Сравните отношения Наполеона с солдатами его армии в эпизоде переправы через Неман.
(Бессмысленная храбрость, приведшая к гибели людей. «„Виват!“ — также восторженно кричали поляки, расстраивая фронт и давя друг друга, для того чтобы увидеть его». «Гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали». «Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его во всех концах мира... одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения».)

В) Сравните поведение русских воинов в эпизоде переправы через реку Энс.
(Храбрость гусарского эскадрона и неразбериха в штабных кругах.)

Г) Сравните поведение Александра и народа в эпизоде, где государь разбрасывает бисквиты.
(«Петя, сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив глаза, бросился вперед, работая локтями и крича „ура!“, как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту, но с боков его лезли точно такие же зверские лица, с такими же криками „ура!“». «Государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью».)

6.

Понаблюдайте, как показаны полководцы накануне и во время Бородинской битвы.
ТАБЛИЦА
Полководцы накануне и во время Бородинской битвы
Кутузов
Наполеон
«Сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом»;
«...Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему»;
«...Он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решает участь сражения... та неуловимая сила, называемая духом войска»;
«...Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела»;
«...Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал»;
«C трудом жевал жареную курицу»
«Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело»;
«...Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие»; перед портретом сына «сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, — есть история»;
«...Известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне этот ужас»;
«...Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видали еще и Наполеон, и никто из его генералов»


7.
Сравните понимание происходящего Кутузовым и Наполеоном.
(Кутузов отступает, идя к победе, берет на себя решение судьбы армии и страны. Во время совета в Филях единственно своей волей приказывает отступление. Ожидание известия о бегстве французов — это его интуитивное предчувствие победы.
Наполеон же «играл роль доктора, который мешает своими лекарствами», его «страшный размах руки падал волшебно-бессильно». Захват Москвы Наполеоном — это путь к его поражению. Приезд Лористона с просьбой о мире, бегство Наполеона и полный разгром французской армии — итог войны.)

8.

А) Сравните описание внешности Кутузова и Наполеона.
ТАБЛИЦА
Описание внешности Кутузова и Наполеона
Кутузов (глазами князя Андрея)
Наполеон (глазами Балашева)
«Кутузов еще пополнел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомый ему (Андрею) белый глаз, и рана, и выражение усталости в лице и фигуре его были те же... Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке».
«Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддержавшим его»
«Твердые, решительные шаги».
«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах... одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия».
«Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди»


Б) Сравните, как принимает Наполеон Балашева и как Александр — Мишо.
(Наполеон — «милостиво и величественно». «Его не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него». Признак «великого человека» — дрожание левой ноги. «Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому одному».
Александр — «вспыхнув, быстро проговорил государь». «Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажнились слезами»; «строго нахмурившись»; «успокоенно и с ласковым блеском глаз»; «с ласковым и величественным жестом»; «подняв свои прекрасные, кроткие и блестящие чувством глаза к небу»; «глаза горели блеском решимости и гнева»; «изобразил как свои чувства, так и чувства русского народа, которого он считал себя уполномоченным».)

Итог урока.

Толстой, сопоставляя Кутузова, Наполеона и Александра, показывает, что Кутузов — народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем — величие, простота, добро и правда. Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других. Это сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П. Шерер — та же театральность и искусственность) и с русским императором Александром. Поэтому-то Александр так не любит народного полководца Кутузова (сравните письмо государя Кутузову после сдачи Москвы).



УРОКИ 120-121*
«Какая сила управляет всем?»[4]

Проблема истинного и ложного
в романе «Война и мир».


Уроки могут быть проведены в форме семинара.

Роман «Война и мир» — это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ — носитель нравственности. Отсюда вытекает философская позиция Толстого.
Семинар
"Проблема истинного и ложного
в романе «Война и мир»"
Основные положения урока-семинара
Практическая работа с текстом
1. Народ — источник нравственности. Отсюда своеобразие толстовского взгляда на простого человека, противоречивое изображение мужицкого мира
Сравните изображение крестьян в имении Пьера и у Болконского в Богучарове. Богучаровский бунт. Тихон Щербатый и Платон Каратаев
2. Проверка основных взглядов на народ войной, т. е. событием, требующим особой нравственной силы. Теория войны:
— истинный и ложный патриотизм;
— природа подвига;
— «движение самих масс» — партизанская война — решение судьбы страны самим народом
Сравните поведение в Шенграбенской битве Тимохина, Тушина, Долохова, Жеркова, штаб-офицера, Андрея. Вспомните Аустерлицкую битву, смотр в Браунау.
Сравните поведение героев во время Бородинской битвы с их поведением на вечере у А. П. Шерер (защитники кургана Раевского, Андрей, Пьер, Берг, Друбецкой)
3. Взгляд Толстого на войну как на ужасное, противоестественное дело. Уверенность в том, что люди могут договориться без войны. Показ войны со временем менялся. Толстой вносит что-то новое
Сравните поле боя после сражений (Аустерлиц, Бородино), разговор русских и французских солдат. Сопоставьте военные эпизоды в романе с другими произведениями о войне, например:
А. Пушкин. Полтава.
М. Лермонтов. Бородино. Валерик.
Л. Толстой. Севастопольские рассказы
4. Вопрос о движущей силе истории: воля народа и воля истории. Как растет единство народа?
Сравните смоленские сцены и Бородинскую битву. Рост единения народа. Вспомните путь Пьера от Можайска, то, что он видел и слышал. «Всем народом навалиться хотят»
5. Роль личности в истории. При каких условиях великие личности могут влиять на ход истории? Как связаны личность и народ?
Сравните Кутузова, Наполеона и Александра I. Кутузов руководит «духом армии», составляющим «главный нерв войны», а Наполеон выполняет роль доктора, «мешающего своими лекарствами». Кутузов велик, так как в нем «простота, добро и правда», чего нет в Александре и Наполеоне. Наполеон ничтожен, так как отрекся от «правды, добра и всего человеческого».
Сопоставьте Шенграбенское, Аустерлицкое сражения и битву на Бородинском поле
Шенграбен
Аустерлиц
Верное решение Кутузова, цель которого — спасение армии
Неверное решение, принятое вопреки воле Кутузова
Победа русских
Поражение русских и победа Наполеона
Бородино
Кутузов
Наполеон
Близок к народу, думает о солдатах, чувствует дух армии
Далек от своих солдат, думает только о себе, не чувствует духа армии
Победа
Поражение


Итог уроков.

1. Народ — воплощение нравственных идеалов, движущая сила истории.

2. Война — проверка глубины патриотизма и силы духа, ужасное, противоестественное событие.

3. Только личность, близкая к народу, может влиять на исторические события.

4. Человек, Народ, История — толстовские мерки мира.

Следующие уроки: Уроки 122-123. Художественные особенности романа «Война и мир» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. См.: Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987. (вернуться)

4. См.: Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика