Главная |
|
|
Портрет Л. Н. Толстого
работы И. Н. Крамского. 1873.
Третьяковская галерея |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)
19 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Уроки 109–127. Творчество Л. Н. Толстого
Урок 112. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи
Уроки 113-114. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Урок 115. Женские образы в романе «Война и мир»
Урок 116. Семья Ростовых и семья Болконских
Уроки 117-118. Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева
Урок 119. Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов
Уроки 120-121*. Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир»[2]
Уроки 122-123. Художественные особенности романа «Война и мир»
УРОКИ 117-118
«Чудесный, бесподобный народ...»[3]
Тема народа в романе «Война и мир».
Философский смысл образа Платона Каратаева.
Задачи уроков —
показать, что народ является главной силой истории,
основным хранителем нравственных основ,
героем, спасшим Россию в 1812 г. от Наполеона.
Л. Н. Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа».
Тема народа и цель «писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» — роман-эпопея.
Толстой хотел показать:
— народ-герой (сравнить с «Севастопольскими рассказами»);
— народ, влияющий на историю.
Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе:
— судьбы народа;
— сам исторический процесс;
— широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира;
— раздумья над судьбами мира и людей.
Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий.
ТАБЛИЦА
Развитие темы народа в романе «Война и мир» |
I |
II |
III |
Война 1805—1807 гг. Австрийские походы |
1812 г. Бородино |
Партизанская война |
Завязка |
Кульминация |
Развязка |
Со стороны России это захватническая война, ее цели непонятны
солдатам, поэтому Толстой показывает двойственность этой войны:
1. Героический дух русских солдат, способность к самоотверженности и подвигу (смотр в Браунау, переправа через Энс, Шенграбенская битва)
2. Тяжелое положение армии, неразбериха среди командования, лицемерие штабных офицеров, военные амбиции
(переправа через Энс, Шенграбенская битва, военный совет, Аустерлиц) |
Это освободительная война, цель которой — защита своей земли. Отсюда
высокий дух патриотизма, героизм (курган Раевского, полк Андрея) |
Это освободительная война, цель которой — защита своей земли, поэтому
здесь — единение всего народа, вылившееся в партизанскую войну, т. е. «движение самих масс». |
|
Вопросы и задания
для анализа ключевых эпизодов
I. Война 1805—1807 гг.
1. Смотр под Браунау.
— Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней?
— Сравните эпизоды «Вечер у А. П. Шерер» и «Смотр под Браунау». Как меняется интонация, позиция автора?
— Почему Толстой начинает разговор о теме народа эпизодом «Смотр под Браунау»?
— В чем особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает невозможность русской армии продолжать войну?
— Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами? Как это показано? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?
— Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление?
— Почему так детально «выписывает» Толстой сцену, изображающую солдат, поющих песню? Проанализируйте ее и определите, какие слова
говорят об отношении автора к народу и о высоком духе русской армии.
2. Переправа через реку Энс.
— Почему в развитии военной темы переправа через Энс — вторая?
— Сравните эту сцену с «Вечером у А. П. Шерер» и найдите общее и различное. Где здесь «мир Курагиных», а где простой человек, готовый жертвовать собой?
— Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?
— Как ведет себя эскадрон Василия Денисова, а как — штабные офицеры: Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?
Вывод.
Таким образом, накануне сражений мы видим, что штабные офицеры «ловили кресты, рубли и чины», они продолжали жить по законам вечера у А. П. Шерер.
Истинное же, по мнению Толстого, заключается в духе народа и офицеров, близких ему, в Кутузове. Толстой развенчивает высшее общество и
восхищается духовной силой народа.
3. Сопоставительный анализ двух сражений.
ТАБЛИЦА
Сопоставительный анализ двух сражений |
Шенграбенское сражение |
Аустерлицкое сражение |
Как понять слова Кутузова перед Шенграбенским сражением: «Еще впереди много,
много всего будет. Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду его благодарить»? |
Аустерлицкое сражение было дано вопреки мнению Кутузова. Что дало ему право
сказать: «Я думаю, что сражение будет проиграно»? |
Как подводит нас писатель к восприятию Шенграбенского сражения? |
Кем и как задумано Аустерлицкое сражение? Как развивался его ход? |
Как показан дух защитников в Шенграбенском сражении? Почему часто
повторяются слова «веселый», «веселее»? |
Почему Толстой так пишет о подготовке Аустерлицкого сражения: «И чувство энергии,
с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и в злобу на бестолковые распоряжения»? |
Зачем в сцене трехдневного перемирия автор показывает мирный разговор
русских и французских солдат? |
Как на ход Аустерлицкого сражения влияет природа? |
Как ведут себя во время сражения Долохов, Жерков, штаб-офицер? Чем их
поведение отличается от поведения Тушина и Тимохина? Почему подчеркивается невоенная, неказистая внешность Тушина,
неприметность Тимохина? |
Как ведут себя во время сражения Николай Ростов, Андрей Болконский? Почему Толстой
«заставляет» князя Андрея совершить подвиг здесь, во время обреченного сражения, а не во время Шенграбенской битвы? |
Почему Багратион выиграл сражение? Багратион ли его выиграл, по мнению
Толстого? Как ведут себя участники сражения на военном совете после окончания боя? Сравните поведение этих же людей
во время боя и на военном совете |
Почему Аустерлицкое сражение проиграно, ведь солдаты и офицеры те же?
|
Выводы |
Решающее сражение в кампании 1805—1807 гг. Шенграбен — это судьба русской
армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через
Богемские горы имел цель — задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию |
Аустерлиц — «сражение трех императоров». Цель его — закрепить достигнутый
успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало эпохой «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжеством Наполеона-победителя» |
Цель сражения благородна и понятна солдатам |
Цель сражения не понята солдатами |
Поведение бойцов — героизм, подвиги |
Поведение бойцов — неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея |
Победа |
Поражение |
|
II. Война 1812 г.:
Трагические и героические страницы русской армии:
— от Немана до Смоленска;
— Смоленское сражение;
— Бородинское сражение.
Поэт Яков Полонский так увидел начало войны 1812 г., описав его в стихотворении «Переправа через Неман»:
Вот Руси границы, вот Неман. Французы
Наводят понтоны; работа кипит...
И с грохотом катятся медные пушки,
И стонет земля от копыт.
Чу! бьют барабаны... Склоняют знамена;
Как гром, далеко раздается: «Vivat!»
За кем на конях короли-адъютанты
В парадных мундирах летят?
Надвинув свою треугольную шляпу,
Все в том же походном своем сюртуке,
На белом коне проскакал император —
С походной трубою в руке.
Чело его ясно, движенья спокойны,
В лице не видать сокровенных забот.
Коня на скаку осадил он и видит —
За Неманом туча встает...
И думает он: «Эта темная туча
Моей светозарной мечты не затмит!»
И мнится ему в то же время, — сверкая,
Из тучи перст Божий грозит...
И, душу волнуя, предчувствие шепчет:
«Сомнет знамена твои русский народ!»
«Вперед! — говорят ему слава и гений. —
Вперед, император! Вперед!»
И лик его бледен, движенья тревожны,
И шагом он едет, и молча глядит,
Как к Неману катятся медные пушки
И стонут мосты от копыт.
Совсем по-другому видит эту сцену Толстой.
Вопросы и задания для беседы
1. Сравните два эпизода — «Переправа через Энс» и «Переправа через Неман». Что можно сказать о поведении русских солдат и польских улан?
2. В чем своеобразие смоленских сцен? Докажите, что именно в Смоленске начинает рождаться единение всех русских людей перед опасностью. Как ведут
себя жители города?
3. О чем говорит тот факт, что русские войска оставили Смоленск? Кто в этом виноват? Как дрались русские солдаты под Смоленском?
4. Как можно объяснить бунт богучаровских мужиков, отказавшихся ехать с княжной Марьей?
5. Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле? Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск?
6. По карте, показывающей, по мнению Толстого, истинное расположение войск, объясните, зачем он изменяет диспозицию, усложняя положение русских.
(Русские сражались, почти не имея укреплений и выгодных положений.)
7. Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека невоенного?
8. Что видит Пьер, выезжая из Можайска? О чем говорит вид ополченцев, кавалеристов-песельников?
9. Какой смысл вкладывает Толстой в слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва! Один конец сделать хотят»?
10. О каком чувстве говорит Толстой: «Он [Пьер] оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно
так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства,
которое Пьер замечал вчера»?
11. Центральное место Бородинской битвы — курган Раевского. Как ведут себя защитники кургана Раевского?
(Старший артиллерийский офицер — любопытно; несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами; молоденький круглолицый офицерик — строго;
старый унтер-офицер — смеясь; краснорожий широкий солдат — оскаливая крепкие белые зубы.)
12. Найдите слова и выражения, выявляющие общее настроение защитников кургана Раевского. (Слышался веселый говор и шутки; с хохотом
прибавлял другой; смеялся другой солдат; послышался хохот; слышались веселые крики; смеялся краснорожий шутник; смеялся другой на ополченцев;
передразнивали мужиков; разгоралось общее оживление.)
13. Какой смысл выявляется при сопоставлении ключевых слов эпизода, о каких качествах русских людей это говорит?
14. Найдите ключевые слова в следующих отрывках:
— «Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося)
молнии скрытого, разгорающегося огня...»;
— «...Он был поглощен в созерцанье этого все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался в его душе»;
— «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер».
Какой символической смысл проявляется в слове «огонь»? (В этом вдохновенном «огне» причина и источник победы, так как победа в Бородинской битве
была более нравственная, нежели физическая.)
15. Сравните описание кургана Раевского с описанием Бородинской битвы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Что общего в нравственных
позициях Лермонтова и Толстого? (Главное для писателей: возвеличить русский народ; показать, что он победитель и вершитель исторических событий;
показать его патриотизм и героизм — «Да, были люди в наше время».)
16. Как эта позиция проявляется в композиции романа «Война и мир»?
(Вначале широкий план — позиция русских и французов;
затем сужение — настроение русских;
еще ýже — Кутузов противопоставлен Наполеону.
Опять широкий план — ход сражения;
сужение — поведение русских и Кутузова, полк князя Андрея;
еще ýже — ранение Андрея.)
Таким образом, Толстой показывает войну двояко:
1. Изображая ужасы войны, например, на перевязочных пунктах:
— «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах»;
— «На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью»;
— «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он
говорил: „Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?“»
2. Изображая героизм народа, произнося гимн народу-победителю:
«...победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном
превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».
III. Партизанская война — это война самого народа.
Изображение Толстым «дубины народной войны».
Развитие партизанского движения:
войска оставляют Смоленск (жители поджигают дома и уходят);
войска оставляют Москву (жители уходят и поджигают Москву);
Наполеон входит в пустой город;
рождение партизанских отрядов.
Вопросы и задания
для исследовательской работы учащихся
— Сравните отношение к войне и поведение во время угрозы России в салонах А. П. Шерер и Элен Безуховой с поведением простого народа.
Как ведет себя Ростопчин, выполняет ли он свои прямые обязанности?
— Опишите военные действия двух партизанских отрядов, показанных в романе (Денисова и Долохова).
— Как в образе Тихона Щербатого олицетворяется русский народ? Какие черты русского народа показаны в нем?
— Как бойцы отряда относятся к пленным? Почему жалеют французского барабанщика?
— Как с настроением русских людей связаны слова Кутузова: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди»?
Таким образом, партизанское движение — это суть патриотизма русского народа.
Работа с классом завершается строками из стихотворения В. Жуковского «Бородинская годовщина», которые и станут итогом уроков:
Память вечная вам, братья!
Рать младая к вам объятья
Простирает в глубь земли:
Нашу Русь вы нам спасли;
В свой черед мы грудью станем;
В свой черед мы вас помянем,
Если Царь велит отдать
Жизнь за общую нам мать.
Следующие уроки: Урок 119. Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|