Обзор романов «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат». Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет Л. Н. Толстого
работы И. Н. Крамского. 1873.
Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

19 ЧАСОВ

10 класс[1]

Уроки 109–127. Творчество Л. Н. Толстого


УРОКИ 124*-125*[2]

«Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..»[3]

Духовные искания Л. Н. Толстого
и их отражение в позднем творчестве писателя.
Обзор романов «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат».


Уроки можно провести в форме лекции с элементами беседы,
включением небольших сообщений учащихся по проблемам данных произведений и рассказом о последних годах жизни Л. Н. Толстого.

Тематика индивидуальных сообщений учащихся
(для классов гуманитарного профиля)


— Осуждение дворянского общества в романе «Анна Каренина».
— Духовный кризис Л. Н. Толстого 1880-х гг.: проблематика произведений «Исповедь» и «Так что же нам делать?».
— Духовное перерождение Нехлюдова в романе «Воскресение».
— Социально-нравственные проблемы повести «Хаджи-Мурат».
— Последние дни жизни писателя в изображении Бунина (по книге «Освобождение Толстого»).

Основные положения лекции учителя

1. После романа «Война и мир» Толстой идет дорогой тревожных раздумий и поиска ответов на тревожащие его вопросы, где самым главным остается вопрос «Что делать?». Он пробует ответить на него следующим образом:

— нужно изменить мир изначально, с детского возраста, занимаясь педагогической деятельностью; — нужно понять эпоху, в которой «все переворотилось и только укладывается».

Мечтая изменить человека с детства, Толстой начинает заниматься педагогической деятельностью. В январе 1872 г. он запишет: «Пишу я эти последние годы азбуку и теперь печатаю. Рассказать, что такое для меня этот труд многих лет — азбука, очень трудно... Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, первые впечатления поэтические получат из нее, что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть». «Азбука»; «Первая, вторая, третья, четвертая русские книги для чтения», созданные для начального обучения детей; открытая Толстым в Ясной Поляне школа — вот плоды педагогической деятельности писателя.

2. Пытаясь осмыслить современную ему эпоху, в 1873 г. он начинает работать над романом о 1870-х гг. «Анна Каренина». О чем этот роман? О смысле жизни, о судьбах дворянства и народа, о семье и браке, о жизни, о смерти, о любви.

В романе дан широкий показ русского общества:
— высшая знать (Щербацкие, Облонские, Вронские, Тверские);
— чиновники высшего класса (Каренин, Стремов);
— крупные капиталисты (Мальтус, Рябинин, Бомаринов);
— представители интеллигенции (доктор, художник, адвокат);
— крестьяне, слуги.

В центре произведения — образ Анны Карениной, давший название роману. Развитие сюжета — в столкновении Анны с окружающим миром.

Анна Каренина и окружающий мир
Анна
Общество
Прекрасная женщина, с тонкой душой, не принимающая пустой светской жизни. Главное для Анны — искренность, настоящая любовь. Встреча с Вронским — пробуждение. Она жертвует всем: мужем, сыном, блестящим положением в обществе. Охлаждение Вронского — смерть для Анны. «Я хочу любви, а ее нет. Стало быть, все кончено... Отчего не потушить свечу, когда смотреть больше не на что»
Общество, окружающее Анну, не понимает и не оправдывает ее любви, открытой всем. В лживом обществе можно поступать как хочется, но тайно, скрытно. Внешнее приличие прикрывает внутреннюю безнравственность. Каренин, муж Анны, — один из «столпов» высшего дворянства


Нельзя отнести к этому холодному светскому обществу Алексея Вронского. «Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адъютант и вместе с тем — очень милый, добрый малый. Но более чем просто добрый малый... он и образован, и очень умен», — говорит Стива Облонский. Любовь к Анне изменяет Вронского, он понимает, что жил не так, ищет цель и смысл жизни. Его жизнь — это трагедия человека, не нашедшего цели в жизни. Тяжело переживая смерть Анны, Вронский едет на войну в Сербию, ищет смерти.
Противостоит этому миру и Константин Левин, проповедующий патриархальный уклад жизни, отрицающий городскую культуру и цивилизацию, столичную жизнь с ее ложью, суетой и развратом. Цель Левина — жизнь в деревне, сближение с крестьянами. В этом он находит удовлетворение, хотя остается барином. Этот образ автобиографичен, в нем много от самого Толстого. (Сообщение учащегося по теме 1.)

Выводы. Автор осуждает Анну за то, что она разрушила семью. В образе Левина звучит призыв к дворянству изменить свою жизнь. Толстой отрицает образ жизни дворянского общества, погрязшего в пороках.

3. Толстой приходит к мысли, что, поняв современную эпоху и общество, нужно уйти от него, если невозможно что-то изменить. У писателя зреет предчувствие назревающей катастрофы. В 1881 г. он пишет: «Революция экономическая не то что может быть, а не может не быть. Удивительно, что ее нет». Духовный кризис 1880-х гг. приводит писателя к разрыву со своим классом, с дворянством, начинается длительная и сложная полоса исканий. (Сообщение учащегося по теме 2.)

Выводы. В результате тяжелых раздумий писатель приходит к отрицанию государства, Церкви, собственности, даже своего творчества, потому что главное, по Толстому, — нравственное перерождение. «Со мной случилось то, что жизнь нашего круга — богатых, ученых — не только опротивела мне, но и потеряла всякий смысл. Все наши действия, рассуждения, науки, искусства — все это предстало мне в новом значении. Я понял, что все это — одно баловство, что искать смысла в этом нельзя» («Исповедь», 1879—1881).

«Только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, искусством; одно дело для него важно и одно только дело оно делает: оно уясняет себе нравственные законы, которыми оно живет. Но это уяснение нравственного закона есть не только главное, но единственное дело всего человечества» («Так что же нам делать?»).

Отказ от творчества вызывает тревожные отклики других писателей. И. С. Тургенев пишет Толстому: «Друг мой, вернитесь к литературной деятельности!.. Друг мой, великий писатель русской земли, внемлите моей просьбе!»

4. По мнению Толстого, если невозможно жить вне общества, то нужно хотя бы показать его несовершенство.

В 1891 г. писатель «стал думать о том, как бы хорошо написать роман, освещая его теперешним взглядом на вещи». Таким романом стало «Воскресение». (Сообщение по теме 3.)

Выводы.

Роман «Воскресение» — это протест Толстого против существующего мира: здесь мрачные казематы, тюрьмы, пересылочные пункты, разоренные деревни, равнодушный суд, карьеристы судьи, Церковь, освящающая насилие. В романе показаны политические ссыльные, но автор явно не на стороне революционеров. Важный нравственный смысл заключен и в самом названии романа.
Смысл заглавия романа «Воскресение»
Воскресение Катюши Масловой — падение и возрождение ее души, обретение смысла жизни
Воскресение падшего человека — победа духовного начала над чувственным
Воскресение Нехлюдова — путь дворянина к народу, проповедь нравственного совершенствования, непротивления злу насилием


5. Толстой принимает решение: нужно уйти не от общества, а из общества.

«И опять молюсь, кричу от боли, запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою жизнь», — напишет он в 1896 г.

В 1900-е гг. появляется ряд статей, заставивших правительство вздрогнуть. Толстой стал опасен. «Два царя у нас: Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай II ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии», — писал редактор «Нового времени» Суворин. Священный Синод отлучает Толстого от Церкви.

Но не это гнетет Толстого. Трагедия в нем самом, в его разочаровании в человеке. (Сообщение по теме 4.)

Выводы.

В «Хаджи-Мурате» (1904) мы находим мысли о разрушительной силе человека в описании «татарина». Запутавшийся Хаджи-Мурат ищет выход и не может найти. Может быть, Толстой сопоставлял себя с героем, показывая его поэтически (сказки, песня Ханефи, песня матери, пение соловьев).

Примирение с этим миром для Толстого невозможно: «Жизнь, окружающая меня, становится все безумнее и безумнее: еда, наряды, игра всякого рода, суета, шутки, швыряние денег, живя среди нищеты и угнетения, и больше ничего. И остановить это, облегчить, усовестить нет никакой возможности. И мне ужасно, ужасно тяжело. Зачем не дали мне хоть перед смертью пожить хоть год, хотя месяц собственной мне жизнью, вне той лжи, в которой я не только живу, но участвую и утопаю». (Сообщение по теме 5.)

28 октября 1910 г. темной, сырой осенней ночью 82-летний писатель в сопровождении врача Маковицкого тайно и навсегда покинул Ясную Поляну. По пути он заболел и на станции Астапово вынужден был остановиться. 7 ноября Л. Толстого не стало. Есть в яснополянском парке, на краю оврага, одинокая могила. На ней нет ни креста, ни памятника, только невысокий холм, покрытый дерном. Великий бунтарь нашел здесь успокоение. Лев Николаевич Толстой остался наедине с природой, которую так любил.

Итог уроков.

В конце жизни великий писатель, мыслитель и философ Л. Н. Толстой приходит к мысли о порочности общества, к которому он сам принадлежал. И он находит в себе силы возвыситься до отрицания современного ему мира, считая, что выход из создавшейся ситуации в нравственном самосовершенствовании человека.


УРОКИ 126*-127*
Классное сочинение
или контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого.

Следующие уроки: Урок 128. Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Толстой Л. Н. Анна Каренина. — М.: Наука, 1970. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика