Урок 65. Элегия Т. Грея «Сельское кладбище»
Урок 66. Целостный анализ «Элегии» Н. А. Некрасова
УРОК 65
Элегия Т. Грея «Сельское кладбище»
Задачи урока: раскрыть жанровые особенности элегии; познакомить учащихся с отдельными сведениями из жизни и творчества Т. Грея и образцом элегического жанра.
Основные виды деятельности: работа над статьёй учебника; выразительное чтение элегии; рассказ о поэте; беседа по вопросам учебника; работа с
теоретическими понятиями.
Термины: элегия, сентиментализм.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока.
Основной целевой установкой является предстоящая работа по составлению сборников «Элегия в зарубежной поэзии» и «Русская элегия».
Учитель использует на уроках по данной теме читательский опыт учащихся, знания, полученные на уроках
по темам «В. А. Жуковский», «А. С. Пушкин»,
«Поэты пушкинской поры».
II. Беседа о жанре элегии
на основе материала статьи учебника.
Примерные вопросы и задания:
1. Назовите известные вам элегии русских и зарубежных поэтов.
2. Какая элегия вам запомнилась больше всего? Какие мысли и чувства поэта оказались особенно близки вам?
3. Каковы жанровые признаки элегии?
III. Рассказы учащихся о Томасе Грее
с использованием материалов учебника и дополнительных источников (проверка домашнего задания).
Перед чтением отдельных фрагментов элегии уместно спросить у школьников, как готовит к восприятию стихотворения его название — «Элегия, написанная на сельском
кладбище», включающее одновременно и его жанровое обозначение.
IV. Выразительное чтение «Элегии,
написанной на сельском кладбище» Т. Грея.
V. Беседа
с целью выявления особенностей восприятия элегии учащимися.
Школьникам предлагается ответить на вопросы:
1. На какие раздумья навело вас чтение элегии?
2. Какие строки особенно запомнились?
3. Что вызвало затруднение при чтении? Какие потребовались комментарии?
VI. Аналитическая беседа
с текстом элегии
проводится на основе вопросов и заданий 3—5 учебника и дополнительных вопросов и заданий:
1. Название стихотворения настраивает на соответствующее восприятие («элегия», «сельское кладбище») и не обманывает жанрового ожидания читателя. Вспомните о
происхождении жанра (элегия восходит к похоронной заплачке, отсюда оправдание избранному месту действия — кладбищу).
2. Важно ли указание на то, что это сельское кладбище? Почему вы так думаете?
3. Существенно или нет указание на время действия (вечер на кладбище)?
В элегии можно выделить несколько частей:
1) 1—7-я строфы: картина наступающего вечера;
2) 8—12-я строфы: обращение к «рабам суеты», кто с презрением может отнестись к простым сельским могилам;
3) 13—23-я строфы: восхваление достоинств и нравственного превосходства скромных людей, покоящихся на сельском кладбище;
4) 24—32-я строфы: изображение поэта, способного воспеть этих людей и заслужить благодарность потомков.
Особого внимания потребует выявление особенностей описания природы. Доказательством одухотворённости сельского пейзажа является присутствие человека: это и пахарь,
окончивший дневные труды, это и обострённо воспринимающий окружающий мир поэт, в уединении предающийся своим мыслям.
VII. Представление опыта исследования
(проверка индивидуального домашнего задания).
VIII. Самостоятельная письменная работа
«Особенности художественного мира элегии Томаса Грея „Сельское кладбище“».
IX. Домашнее задание:
прочитать «Элегию» Н. А. Некрасова и ответить на вопрос 2 учебника после стихотворения.
Индивидуальные задания:
1) сравнить «Элегию» Н. А. Некрасова и «Деревню» А. С. Пушкина; отметить то, что сближает эти стихотворения и что нового
вносит Н. А. Некрасов в осмысление «старой» темы;
2) сопоставить «Последние элегии», «Три элегии» и «Элегию» Н. А. Некрасова; сделать вывод о своеобразии некрасовской элегии.
|
УРОК 66
Целостный анализ «Элегии»
Н. А. Некрасова
Задачи урока: обогатить представления учащихся об элегическом жанре на материале социальной элегии Н. А. Некрасова;
анализа лирического произведения и сопоставительного анализа.
Основные виды деятельности: выразительное чтение элегии;
рассказ о поэте; отчёты о выполнении индивидуальных заданий.
Термины: элегия, ода.
Этапы урока:
I. Вступительная беседа
о жанре элегии в русской поэзии XIX века
по вопросам:
1. С какими элегиями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, К. Н. Батюшкова, А. А. Дельвига, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, Д. В. Веневитинова, М. Ю. Лермонтова вы
уже знакомы? Что их объединяет?
2. Почему элегия достигает своего расцвета в литературе романтизма?
Элегия оказалась жанром, абсолютно адекватным для передачи мироощущения человека романтической эпохи. Литературе романтизма свойственен обострённый интерес к личности
человека, его неисчерпаемо богатому внутреннему миру.
Перевод элегии Томаса Грея «Сельское кладбище», выполненный В. А. Жуковским, философ Владимир Соловьёв назвал «родиной русской поэзии».
Именно Жуковский, по словам В. Г. Белинского, стал «литературным Колумбом Руси, открывшим ей Америку романтизма в поэзии».
3. Перечитайте приведённое в учебнике определение элегии, принадлежащее Н. В. Гоголю. Соотнесите данное понимание сути элегии с прочитанными вами стихотворениями
поэтов пушкинской поры. Согласны ли вы с тем, что их элегии — это своего рода самоисследования, отличающиеся высшей степенью субъективности? Аргументируйте свою
позицию.
4. Вы уже знакомы с личностью, биографией и отдельными произведениями Н. А. Некрасова. Вспомните прочитанные ранее произведения. Каковы их главные темы?
II. Сообщение учащегося
о Н. А. Некрасове.
III. Выразительное чтение
«Элегии» Н. А. Некрасова.
IV. Беседа
с целью выявления особенностей восприятия элегии учащимися:
1. Какое впечатление произвела на вас элегия Некрасова?
2. Какое настроение преобладает в этом стихотворении? Только ли интонации грусти и задумчивости присутствуют в нём?
V. Анализ стихотворения
Н. А. Некрасова «Элегия»
осуществляется на основе вопросов и заданий 2—6 учебника.
Дополнительные вопросы:
1. На какие две части делится «Элегия» Н. А. Некрасова?
Сам поэт представил четыре фрагмента. Вместе с тем стихотворение чётко делится на две части: одическую (24 стиха) и элегическую (26 стихов).
2. Какие черты одического и элегического жанров вы можете выделить в этих отрезках? Найдите кульминации в каждой из этих частей.
«Я лиру посвятил народу своему» — кульминация одической части, «Уж вечер настаёт…» — элегической.
3. Какие произведения русской литературы вспоминаются при чтении некрасовского стихотворения?
Строка «Я лиру посвятил народу своему…» отличается завещательной интонацией и восходит к державинскому «Памятнику» и стихотворению А. С. Пушкина «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный…».
Строка «Уж вечер настаёт…» отсылает нас к элегиям В. А. Жуковского («Вечер»: «Уж вечер… Облаков померкнули края…»). Тишина и покой, царящие в природе, ниспосылают
лирическому герою душевную гармонию, ощущение полного единения с окружающей его природой («Природа внемлет мне…»).
4. Каков переход от одической части к элегической? Обозначьте его в тексте стихотворения.
Одический пафос прерывается вопросом:
Я видел красный день: в России нет раба!
И слёзы сладкие я пролил в умиленьи…
«Довольно ликовать в наивном увлеченьи, —
Шепнула муза мне: — Пора идти вперёд:
Народ освобождён, но счастлив ли народ?»
И далее следует элегическая часть стихотворения, хотя и в ней встречаются одические «вкрапления».
5. Что отличает лирического героя элегии Некрасова?
В отличие от лирического героя романтической элегии, находящего спасение в самоуглублении, погружении в собственный внутренний мир, лирический герой Некрасова «и
на лоне природы не находит успокоительного разрешения мучительных „тайных дум“ о „народном враге“, которому он „сулит проклятия“, об освобождённом от рабства, но
по-прежнему бесправном народе» (Семанова М. Л. «Элегия» Н. А. Некрасова // Творческая история произведений русских писателей. — М., 1990).
VI. Работа с теоретическими понятиями.
На этом этапе урока для закрепления можно предложить задание сопоставить оду и элегию. Ещё Никола Буало в «Поэтическом искусстве» (1674)
изобразил элегию и оду абсолютно несхожими:
В одежде скорбной вдов, роняя вздох, уныла,
Элегия струит над гробом слёзный ток.
В ней нет парения, хоть тон её высок.
Она поёт печаль и радость двух влюблённых…
Вот Ода к небесам полёт свой устремляет;
Надменной пышности и мужества полна,
С богами речь ведёт в своих строках она…
Сопоставляя жанровые признаки оды и элегии, современные исследователи Т. Т. Давыдова и В. А. Пронин пишут:
«Спор оды с элегией носит философский характер, оба лирических жанра выражают два основных аспекта человеческого бытия: человек в космосе и человек в социуме. Элегия
помогает личности осознать свою пространственно-временную принадлежность ко Вселенной, ода отражает общественно-политические и социальные связи личности».
VII. Представление опыта исследования
(проверка индивидуального домашнего задания), сопоставительный анализ «Элегии» Н. А. Некрасова и «Деревни» А. С. Пушкина.
Некрасов обращается к теме, которая «не стареет», подключаясь к сложившейся в русской поэзии традиции, идущей от А. Н. Радищева (ода «Вольность»), А. С. Пушкина
(«Деревня», «Вольность», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).
«Влачатся», «тощие», «покорствуя бичам» — нескрываемая цитата из пушкинской «Деревни» (1819). Антикрепостнический пафос Пушкина не устарел, хотя крепостное право
отменено.
«К народу возбуждать вниманье сильных мира» — это по-прежнему высокое назначение поэтов, оплакивающих судьбу народную.
VIII. Представление учащимися
опыта исследования
(индивидуальное задание 5 учебника).
IX. Домашнее задание:
1) прочитать главу учебника, посвящённую биографии М. Ю. Лермонтова, составить хронологию жизни и творчества писателя;
2) выполнить задание в группах (по выбору учащихся):
1-я группа
Составьте сборник «Элегия в зарубежной поэзии». Напишите вступительную статью и комментарии к выбранным вами произведениям, подготовьте выразительное чтение элегии
(по выбору), составьте список элегий, положенных на музыку.
2-я группа
Составьте сборник «Русская элегия». Напишите вступительную статью и комментарии к выбранным вами произведениям, подготовьте выразительное чтение элегии (по выбору),
составьте список элегий, положенных на музыку.
Индивидуальные задания:
1) выполнить индивидуальные задания 1—3 учебника (по выбору учащихся);
2) подготовить в группе одну из предложенных ниже презентаций:
«Лермонтов и Кавказ»,
«Личность Лермонтова в воспоминаниях его современников»,
«Личность поэта, темы и образы лермонтовской поэзии в русской лирике XX века» (с выразительным чтением подобранных стихотворений);
3) разработать маршрут и подобрать материалы для заочной экскурсии «Лермонтовские места в Пензенской области», рассказать о конференциях, праздниках, встречах,
которые устраивает Музей-заповедник «Тарханы».
4) познакомиться с содержанием «Лермонтовской энциклопедии», вышедшей в 1981 году, и подумать о том, какими новыми сведениями и материалами о жизни и творчестве поэта
можно было бы дополнить это издание.
Следующие уроки: Урок 67. Биография и творчество М. Ю. Лермонтова >>>
|