Главная |
|
|
Портрет Н. А. Некрасова
работы И. Н. Крамского, 1877 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)
БИОГРАФИЯ Н. А. НЕКРАСОВА[ 1] |
|
Николай Алексеевич Некрасов родился в семье офицера 28 ноября (10 декабря) 1821 г.
Через два года после рождения сына отец вышел в отставку и поселился в своем имении в селе Грешнево. Детские годы оставили тяжелые воспоминания в душе
поэта. И связано это было прежде всего с деспотическим характером отца – Алексея Сергеевича. Несколько лет Некрасов обучался в Ярославской гимназии.
В 1838 г., следуя воле отца, уезжает в Петербург, чтобы поступить в Дворянский полк: отставной майор желал видеть сына офицером. Но, оказавшись в Петербурге,
Некрасов нарушает отцовскую волю и пытается поступить в университет. Наказание последовало весьма суровое: отец отказал сыну в материальной помощи,
и Некрасов должен был сам зарабатывать себе на жизнь. Сложность заключалась и в том, что подготовка Некрасова оказалась недостаточной для поступления в
университет. Мечта будущего поэта стать студентом так и не осуществилась.
Некрасов стал литературным поденщиком: он писал статьи для газет и журналов, стихи на случай, водевили для театра, фельетоны – все то, что пользовалось
большим спросом. Денег это давало немного, явно недостаточно для жизни. Много позднее в своих мемуарах его современники нарисуют запомнившийся им портрет
молодого Некрасова, «дрогнувшего в глубокую осень в легком пальто и ненадежных сапогах, даже в соломенной шляпе с толкучего рынка». Тяжелые годы молодости
потом сказались на здоровье писателя. Но необходимость самому зарабатывать себе на жизнь оказалась сильнейшим импульсом к писательскому поприщу. Много
позднее, в автобиографических заметках он так вспоминал о первых годах жизни в столице: «Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу,
если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы». Некрасов пишет в основном прозу: повести, рассказы, фельетоны.
К этим же годам относятся и его драматургические опыты, прежде всего водевили.
Романтическая душа юноши, все его романтические порывы отозвались в поэтическом сборнике с характерным названием «Мечты и звуки». Он вышел в 1840 г.,
но не принес молодому автору ожидаемой славы. Отрицательную рецензию на него написал Белинский, и это для молодого автора было приговором. «Вы видите
по его стихотворениям, – утверждал Белинский, – что в нем есть и душа, и чувство, но в то же время видите, что они и остались в авторе, а в стихи перешли
только отвлеченные мысли, общие места, правильность, гладкость, и – скука». Некрасов скупил большую часть издания и уничтожил ее.
Прошло еще два года, и поэт и критик встретились. За эти два года Некрасов изменился. И. И. Панаев, будущий соредактор журнала «Современник», считал,
что Белинского привлек в Некрасове «резкий, несколько ожесточенный ум». Он полюбил поэта «за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска
насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, которые вынес он из своей труженической и страдальческой жизни – и которому Белинский
всегда мучительно завидовал». Влияние Белинского было огромным. Один из современников поэта, П. В. Анненков писал: «В 1843 году я видел, как принялся
за него Белинский, раскрывая ему сущность его собственной натуры и ее силы, и как покорно слушал его поэт, говоривший: «Белинский производит меня
из литературного бродяги в дворяне».
Но дело не только в собственных исканиях писателя, его собственном становлении. Начиная с 1843 г. Некрасов выступает и как издатель, ему принадлежит
весьма важная роль в объединении писателей гоголевской школы. Некрасов становится инициатором издания нескольких альманахов, наиболее известным из
которых является «Физиология Петербурга» (1844–1845), «едва ли не лучший из всех альманахов, которые когда-либо издавались», по утверждению Белинского.
В двух частях альманаха были опубликованы четыре статьи Белинского, очерк и стихотворение Некрасова, произведения Григоровича, Панаева, Гребенки, Даля
(Луганского) и др. Но еще большего успеха добивается Некрасов и как издатель, и как автор другого изданного им альманаха – «Петербургского сборника»
(1846). В сборнике приняли участие Белинский и Герцен, Тургенев, Достоевский, Одоевский. Некрасов поместил в него ряд стихотворений, в том числе сразу
же ставшее знаменитым «В дороге».
«Небывалый успех» (если воспользоваться словами Белинского) изданий, предпринятых Некрасовым, вдохновил писателя на осуществление новой идеи – на издание
журнала. С 1847 по 1866 г. Некрасов редактирует журнал «Современник», значение которого в истории русской литературы трудно переоценить. На его
страницах появились произведения Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка»), И. Гончарова («Обыкновенная история»), рассказы из цикла «Записки охотника»
И. Тургенева, повести Л. Толстого, статьи Белинского. Под эгидой «Современника» печатается первый сборник стихотворений Тютчева, сначала как приложение
к журналу, затем – как отдельное издание.
В эти годы Некрасов выступает и как прозаик, романист, автор романов «Три страны света» и «Мертвое озеро» (написаны в соавторстве с А. Я. Панаевой),
«Тонкий человек», целого ряда повестей.
В 1856 г. здоровье Некрасова резко ухудшилось, и он вынужден передать редактирование журнала Чернышевскому и уехать за границу. В том же году выходит
второй сборник стихотворений Некрасова, имевший колоссальный успех.
1860-е гг. относятся к самым интенсивным и напряженным годам творческой и редакторской деятельности Некрасова. В «Современник» приходят новые соредакторы
– М. Е. Салтыков-Щедрин, М. А. Антонович и др. Журнал ведет ожесточенную полемику с реакционными и либеральными «Русским вестником» и «Отечественными
записками». В эти годы Некрасовым написаны поэмы «Коробейники» (1861), «Железная дорога» (1864), «Мороз, Красный нос» (1863), начата работа над
поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо».
Запрещение «Современника» в 1866 г. заставило Некрасова на время отказаться от редакторской работы. Но спустя полтора года ему удалось договориться
с собственником журнала «Отечественные записки» А. А. Краевским о передаче редакции этого журнала в его руки. В годы редактирования «Отечественных записок»
Некрасов привлекает к журналу талантливых критиков и прозаиков.
В 70-е гг. он создает поэмы «Русские женщины» (1871–1872), «Современники» (1875), главы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
(«Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир»).
В 1877 г. выходит последний прижизненный сборник стихотворений Некрасова. В конце этого года Некрасов умер.
В своем проникновенном слове о Некрасове Достоевский точно и емко определил пафос его поэзии: «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и не
закрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости
необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой, так часто, доле его...», – так сказал
о Некрасове Ф. М. Достоевский. В этих словах, действительно, – своего рода ключ к пониманию художественного мира некрасовской поэзии, к звучанию самых
задушевных его тем – темы судьбы народной, будущего народа, темы назначения поэзии и роли художника.
|
|
1. Источник: Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века. ( вернуться)
|
|
|
Некрасов в Риме. Рисунок А. Ф. Чернышева, январь 1857 г.
Слева направо: Н. А. Некрасов и П. М. Ковалевский (парящий над поэтом с лавровым венком), Н. А. Шеншина (сестра Фета), А. А. Фет.
Русский музей, Санкт-Петербург |
«Это было в Риме в половине пятидесятых годов,— вспоминает П. М. Ковалевский.— На Монте-Пинчио, залитом декабрьским
солнцем, прогуливались двое русских. Один был среднего роста, худощав, с жидкою остроконечною темною бородкою на болезненно-желтом лице, с карими, не без лукавства
глазами... Другой, гораздо выше, плотный, с крупным носом на толстом лице, крошечными светлыми глазками и такими же усиками, держался прямо и выступал твердою военною
поступью. На нем было серое офицерское пальто (первой реформы нового царствования), с клапаном позади, только без металлических пуговиц. Первый был мне знаком по
Петербургу, второго я в первый раз видел <...>. С этих пор началось мое знакомство с Фетом и закрепилось с Некрасовым».
Эти слова с замечательной точностью иллюстрированы рисунком Чернышева, во всех деталях совпадающим также с тем, что сообщается в воспоминаниях П. М. Ковалевского,
А. Я. Панаевой и самого А. А. Фета. Последний также помнил эту встречу: «На Монте-Пинчио я встретил молодого поэта Павла Михайловича Ковалевского <...>,
он представил меня своей жене, а я его сестре <...>; у нас завязались самые дружественные и непринужденные отношения» (А. Фет, Мои воспоминания. 1848—1889, М., 1890,
ч. I, 6.).
Портрет изображает Некрасова в те годы, когда, преодолевая болезнь, он энергично работал и как поэт, и как редактор «Современника»: вопрос о руководящей роли Н. Г.
Чернышевского в журнале обсуждался в письмах поэта из Италии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Портрет Н. А. Некрасова
работы К. Е. Маковского, 1865 г. |
|
|
|
|
|
|
|