Жизнь и творчество А. С. Пушкина. Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
Арина Родионовна Яковлева.
Неизвестный художник.
1-я четв. XIX века.
Всесоюзный музей А. С. Пушкина.
 
Арина Родионовна, няня Пушкина
(из книги А. Гордина
"Пушкинский заповедник")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)


19 ЧАСОВ

9 класс[1]


Урок 42. Биография и творчество А. С. Пушкина

Урок 43. Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина

Урок 44. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Урок 45. Своеобразие любовной лирики А. С. Пушкина

Урок 46. Тема памяти в лирике А. С. Пушкина

Урок 47. Жанровое своеобразие пушкинской лирики. Целостный анализ одного из поздних стихотворений А. С. Пушкина

Урок 48. Резервный урок

Урок 49. «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина

Уроки 50-60. Роман в стихах «Евгений Онегин»


УРОК 42
Биография и творчество А. С. Пушкина

Задачи:
опираясь на уже изученное, рассмотреть основные этапы творческой биографии А. С. Пушкина; создать у учащихся представление о яркой, многогранной личности поэта, его драматичной судьбе; выявить эволюцию основных тем и мотивов пушкинского творчества в соответствии с этапами его биографии.
Основные виды деятельности: лекция; беседа; презентация; выразительное чтение; работа с учебником; составление таблицы.
Термины: темы и мотивы творчества, рефлексия, парадокс, парадоксальность художественного мышления, образ, символ, аллегория, метафора, эпитет, жанр.

Этапы урока

I. Провести урок по биографии писателя
,
тем более по биографии Пушкина, — задача чрезвычайно сложная в методическом отношении: скомпоновать множество разнородных сведений, скоординировать разнообразные виды деятельности, предельно оптимизировать работу на уроке, чтобы уложиться во времени и создать целостное представление у учащихся о жизненном и творческом пути поэта и при этом сохранить баланс между строгой логикой познания и эмоциональным восприятием материала, — всё это предстоит выполнить учителю, чтобы добиться необходимого результата.

В своём вступительном слове учитель настраивает учеников на серьёзную, ответственную работу: изучать биографию Пушкина можно всю жизнь; учёные посвящают ей долгие годы кропотливого труда. Понять человека, поразительным образом повлиявшего на нашу культуру и, шире, на наш образ мыслей, — работа ответственная и радостная. Мы можем пока лишь прикоснуться к этой великой и драматичной судьбе и определить её основные вехи. Потом, уже во взрослой жизни, учащиеся будут накапливать всё больше знаний о поэте, чтобы в конце концов сказать, как сказала когда-то М. И. Цветаева: «Мой Пушкин».

II. Проверяем домашнее задание:
подготовленное дома задание 1 учебника обращает нас к пушкинской эпохе.

Подобранные учениками иллюстрации создают образ того времени, делают более осязаемыми сведения о биографии поэта.

III. Приступая непосредственно к изучению материала,
мы должны учитывать, что учащиеся уже знакомы с рядом фактов из жизни поэта.

Наша основная задача — выстроить историческую последовательность его судьбы, выявить основные её этапы и осмыслить их взаимосвязь.

Перед изложением материала в виде лекции учитель предлагает учащимся составить таблицу «Жизнь и творчество А. С. Пушкина», над которой они будут работать на протяжении последующих уроков.

Её первая графа: «Периоды (этапы) жизни и творчества поэта».
Вторая графа: «Тема свободы в лирике поэта».
Третья графа: «Основные идеи, воплощённые в вольнолюбивых стихах, и ключевые цитаты» — заполняется на следующем уроке; она необходима для того, чтобы зримо представить эволюцию темы свободы в лирике поэта.
Четвёртая графа: «Тема поэта и поэзии».
Пятая: «Основные идеи; ключевые цитаты» (она заполняется на третьем уроке по лирике Пушкина).

По ходу объяснения материала на этом уроке мы заполняем соответственно первую, вторую и четвёртую колонки, вписывая в них даты и стихотворения, созданные в тот или иной период творчества.

IV. На следующем этапе урока
учитель может обратиться к презентации, подготовленной учениками: «Портреты поэта разных лет».

Её желательно представить с музыкальным сопровождением. Это создаст необходимый эмоциональный настрой после технической работы по составлению таблицы.

Рассказывая о детстве поэта, учитель использует соответствующий видеоматериал (учениками подготовлена презентация «Пушкинская Москва») и сам может подготовить в подобном роде заочную экскурсию по Царскосельскому лицею.

По мере рассказа учителя ученики заполняют таблицу, вписывая в неё стихотворения, созданные юным поэтом в лицейскую пору.

Завершая рассказ о детских и лицейских годах Пушкина, учитель вновь может обратиться к презентации, подготовленной учениками: «Ближайшее окружение Пушкина (родители, няня Арина Родионовна, лицейские наставники, литературные авторитеты, друзья)». Пояснить, какую роль сыграли эти люди в формировании творческого дара поэта или в его судьбе, может или сам учитель, или ученики (это зависит от степени подготовленности класса).

В такой последовательности учитель проводит работу и далее, выделяя определённые этапы биографии поэта, постепенно заполняя с учениками таблицу и используя видео- и аудиоматериал, отражённый в презентациях «Пушкинский Петербург», «Михайловское и Болдино».

Безусловно, изложить весь материал по биографии Пушкина, предложенный в учебнике, на одном уроке невозможно. Однако нельзя забывать, что, во-первых, мы будем возвращаться к нему при изучении последующих тем, а во-вторых, значительная его часть должна быть освоена учащимися самостоятельно при выполнении задания 2 учебника.

V. Чтобы избежать «хрестоматийного глянца» и излишнего логизирования, зачастую присущих урокам по изучению биографии писателей, завершаем урок подготовленным учениками сообщением-презентацией (задание 6 учебника) «Какой предстаёт личность Пушкина в воспоминаниях современников?».

Комментируя и дополняя предложенные учащимися фрагменты из мемуарной литературы, обсуждая с классом услышанное, учитель таким образом выполняет обозначенную выше задачу — создаёт у девятиклассников представление о яркой, многогранной личности поэта, его драматичной судьбе.

VI. Домашнее задание:

1) выполнить по учебнику и дополнительным материалам задание 2;

2) отобрать из статьи учебника и других источников материал для выполнения задания 3; систематизировать почерпнутые сведения, сделать собственные выводы.

Индивидуальные задания:
подготовить выразительное чтение или чтение наизусть одного из вольнолюбивых стихотворений поэта.


УРОК 43
Эволюция темы свободы
в лирике А. С. Пушкина

Задачи:
создать у учащихся представление о многогранности понятия «свобода» в лирике А. С. Пушкина; соотнести этапы биографии поэта и этапы эволюции темы свободы в его поэзии; выявить конкретно-историческое и общечеловеческое (философское) начала в стихах А. С. Пушкина на вольнолюбивую тему.
Основные виды деятельности: лекция; работа со статьёй учебника; эвристическая беседа; анализ поэтического текста; выразительное чтение; работа над таблицей; сопоставительный анализ; письменная работа.
Термины: ода, послание, идиллия, пастораль, политическая сатира, элегия, композиция, контраст, антитеза стилистическая и композиционная, аллегория.

Этапы урока

I. Во вступительном слове

учитель создаёт необходимые установки на восприятие сложной и объёмной темы: лирика Пушкина — удивительное единство «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», синтез трепетного чувства и философских обобщений.

Живо реагирующий на окружающую его действительность, он в то же время заглядывает в Вечность, его обращение к нам не может быть не услышанным. Ценности, которые отстаивает поэт, бесспорны для нравственного человека.

Каковы же его приоритеты? Читая стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», учитель предлагает учащимся выяснить это. В результате размышлений они приходят к выводу, что, по мысли самого поэта, гуманизм, милосердие и свобода в их взаимосвязи — основные темы его творчества.

II. На втором этапе урока
учитель использует различные виды деятельности: выразительное чтение и анализ стихотворений, беседу, работу со статьёй учебника, общее направление им придаёт заполнение таблицы, составление которой начато на предыдущем уроке.

Теперь наша задача — дополнить первый её столбец цитатами, которые необходимо запомнить. Логика таблицы (этапы жизни и творчества поэта) обусловливает последовательное рассмотрение этапов эволюции темы свободы в лирике Пушкина. Стоит подчеркнуть, что важным на этом этапе является сохранение баланса между учебной деятельностью и эмоционально-образным восприятием поэтических произведений.

Первый период,
обозначенный нами в таблице, — лицейский.

Указанные в ней стихотворения этого периода («Лицинию», «Гроб Анакреонта», «К Каверину») сложны для восприятия девятиклассников, учитель сам поясняет выбранные из них цитаты, и под его руководством ученики заполняют «цитатную» часть таблицы.

Обращаясь к статье учебника, учащиеся определяют, какие свободолюбивые идеалы отстаивает в это время поэт (идеал социально-политической свободы и свободы от ханжеских ограничений и догм). Это позволяет нам заполнить вместе с учениками четвёртую часть таблицы «Приоритетные представления о свободе в данный период».

Становится понятным, что таблица на уроке, посвящённом определённой теме в лирике Пушкина, видоизменяет свой формат: теперь в ней четыре графы: «Этапы жизни и творчества Пушкина»; «Лирика вольнолюбия»; «Ключевые цитаты»; «Приоритетные идеи».

Обсуждая с учениками второй период творчества Пушкина (Петербург, 1817—1820), учитель использует иные виды деятельности.

В это время поэтом созданы произведения, представляющие бесспорную значимость для просвещённого человека и требующие серьёзного анализа. Если с одой «Вольность» учитель сам знакомит учеников (можно обратиться к статье учебника), то послание «К Чаадаеву» и стихотворение «Деревня» выразительно читаются и детально анализируются (процесс анализа отражён в вопросах, предложенных в учебнике).

Обсуждение стихотворений завершается заполнением таблицы.

Третий период — период Южной ссылки — сопряжён с увлечением поэта романтизмом.

В ряде его стихотворений прослеживается романтический идеал абсолютной свободы. Какой смысл романтики вкладывают в это понятие? Как вы оцениваете их устремления? Возможно ли осуществление их мечты в реальной жизни? В какое противоречие с законами социума вступает их идеал? Почему же они, несмотря ни на что, продолжают отстаивать его?

Такого рода вопросы позволяют девятиклассникам не только высказать собственные мнения на сей счёт, вступить в возможную дискуссию, но и осознать, что проблемы, поднятые в изучаемых лирических текстах, неоднозначны, сложны, актуальны и для нашего времени.

Обращаясь к стихотворению «Свободы сеятель пустынный…», а затем и к элегии «К морю», учитель предлагает выявить в них черты романтизма и фиксирует внимание учащихся на резком противопоставлении мыслящей личности, наделённой свободолюбием, всему роду людскому, безвольно смирившемуся со своей рабской участью.

Работая над текстами, не забываем заполнять таблицу.

Однако Пушкина не может долго увлекать умозрительный идеал абсолютной свободы, оторванный от реалий действительности. В Северной ссылке он начинает разрабатывать тему, которая на долгие годы станет для него одной из важнейших, — тему стихийной народной вольницы («Андрей Шенье», «Песни о Стеньке Разине»).

Об этом этапе эволюции темы свободы можно прочитать на уроке фрагмент статьи учебника и предложить ученикам соотнести данные в нём строки из «Песен…» с содержанием романа «Капитанская дочка», написанного им десять лет спустя.

III. Этот этап урока
по своему содержанию непосредственно вытекает из предыдущего, однако отличается от него формой подачи материала.

Обзор, в который невольно включается материал последующих уроков, может быть проведён в форме лекции, включающей в себя чтение фрагментов учебника (прежде всего текстов поэтических произведений Пушкина, которые в нём помещены).

Конец 20-х — 30-е годы становятся тем этапом в жизни и творчестве поэта, когда тема свободы раскрывается в его поэзии всем спектром своих значений.

Восстание декабристов и его трагические последствия вновь с предельной силой актуализируют в сознании Пушкина значимость социально-политического идеала свободы.

Ученики вспоминают известное им послание «Во глубине сибирских руд…» (можно на уроке прослушать его выразительное прочтение заранее подготовленным учеником).

Учитель подчёркивает, что в этом стихотворении, обращённом к конкретным людям и освещающем конкретные события, воплощается мысль общечеловеческого масштаба: бесспорным достоянием истории могут стать лишь те деяния, которые продиктованы подлинным гуманизмом, освящены «дум высоким стремленьем».

В аллегорической форме, которая позволяет поэту подняться на уровень универсальных обобщений, идеи свободы и тирании в их противостоянии рассматриваются Пушкиным в стихотворениях «Анчар» и «Арион». В последнем свобода политическая соотносится со свободой творчества, свободой искусства, над которыми не властны силы зла.

Проблема свободы духа, внутренней свободы особенно остро встаёт перед поэтом в конце 20-х годов — в один из самых сложных периодов его жизни. Учитель выразительно читает стихотворение «Предчувствие» (1828) и обращается к классу с вопросом: почему поэт парадоксальным образом сближает противоположные по сути понятия «непреклонность» и «терпенье»? Какую мысль он таким образом воплощает?

Внутренняя свобода в его понимании — это единство мужественного смирения перед неотвратимым стечением обстоятельств и той моральной силы, которая не позволяет судьбе сломить человека.

В этот период Пушкин отстаивает и свободу межличностных отношений («Я вас любил: любовь ещё, быть может…»), и духовную независимость от общепринятых устремлений и догм («Из Пиндемонти»).

Рассматривая и обсуждая эти сложные понятия, не забываем вводить их в таблицу, подтверждая их ключевыми цитатами из стихотворений, к которым учитель обращается в своей лекции.

IV. Не только таблица помогает учителю и ученикам скомпоновать в единое целое учебный материал этого обширного обзора.

В конце урока можно предложить учащимся небольшую письменную работу репродуктивного плана: «Какие грани понятия «свобода» рассматриваются в лирике А. С. Пушкина? Назовите произведения, в которых они раскрываются».

V. Домашнее задание:

1) выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву»;

2) подготовить выразительное чтение стихотворения «Поэту», ответить на вопросы и выполнить задания учебника, связанные с ним.

Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 5, 6, 7 учебника.


УРОК 44
Тема поэта и поэзии
в лирике А. С. Пушкина

Задачи:
рассмотреть тему в её многоаспектности и динамике; выявить своеобразие авторской позиции в её рассмотрении; создать целостное представление об отношении Пушкина к поэзии и назначении поэта в разные периоды его жизни и творчества.
Основные виды деятельности: чтение наизусть; выразительное чтение и анализ стихотворений; работа над учебной таблицей; лекция; беседа; аудирование; работа с видеоматериалом; сопоставление актёрских интерпретаций; разработка презентации; письменная работа.
Термины: ода, сонет, послание, архаизмы, старославянизмы, библейские образы, символ, аллегория, притча, притчевый сюжет.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:
обсуждение письменных работ и связанного с ними индивидуального задания 5 учебника, чтение наизусть послания «К Чаадаеву».

Подобная работа позволяет ещё раз сделать вывод о многогранности и философской глубине образа свободы в лирике А. С. Пушкина.

II. Подведение итогов деятельности на предыдущем уроке позволяет плавно перейти к новому материалу.

Во вступительном слове учитель создаёт необходимые установки на предстоящую работу, поясняя, почему для каждого глубокого художника, писателя и поэта столь важно определение законов творчества и своего отношения к миру, человеку, обществу.

В развитие этих мыслей учитель предлагает ученикам обратиться к стихотворению Пушкина «Поэту», которое они должны были проанализировать дома, ответив на вопросы учебника.

Учитель выразительно читает этот программный сонет Пушкина и обсуждает вместе с учениками связанные с ним задания.

Конечно, подготовленные дома ответы учащихся будут недостаточными, они нуждаются в комментарии и дополнении.

На предыдущем уроке мы отмечали, что это стихотворение посвящено прежде всего проблеме свободы творчества:
свобода слова — социальное завоевание (государство решает, насколько можно позволить художнику быть откровенным в своих суждениях, чтобы они не стали разрушительными для власти),
свобода творчества — личный выбор творца: оставаться бескомпромиссным, не изменять своему творческому кредо или идти на поводу у толпы и власти, обслуживая их интересы.

Как эта мысль развивается в стихотворении, какой остро обозначенный конфликт делает текст особенно напряжённым? В каких строках сонета выражена его основная мысль? Какую ключевую цитату мы внесём в таблицу?

На этом уроке мы продолжаем работать над учебной таблицей, второй её графой «Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина». Теперь наша задача — подобрать ключевые цитаты к обозначенным на первом уроке текстам и конспективно отметить их проблематику.

Записывая цитату к стихотворению «Поэту», обращаем внимание учащихся на то, что оно написано в поздний период творчества поэта (1830). Это даёт основание для беседы о том, какими обстоятельствами жизни Пушкина продиктована его принципиально строгая позиция, чем обусловлен конфликт с «толпой». В каких ещё произведениях этой поры звучат подобные мысли? Какие поэтические образы способствуют их выражению?

Выразительно прочитанное стихотворение «Эхо» (1831) и его обсуждение позволяют прочувствовать глубину и безысходность творческого одиночества поэта в 30-е годы.

III. Обратимся к таблице.

Постепенно заполняя её, ученики начинают осознавать многообразие проблематики стихотворений Пушкина о поэте и поэзии, эволюцию его взглядов на эту тему: утрату юношеских иллюзий, обретение мудрости и безусловной внутренней свободы, несмотря на усиливающийся гнёт внешних обстоятельств.

Лирика лицейского периода представлена в таблице стихотворениями «Лицинию» («Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом, / В сатире праведной порок изображу…»), «К другу стихотворцу» («…мой жребий пал, я лиру избираю»; «Не так, любезный друг, писатели богаты…»), «Батюшкову» («Бреду своим путём: / Будь всякий при своём…»).

Резюме, записанное в таблицу, может звучать таким образом: в этот период Пушкин твёрдо делает свой выбор, заявляет о независимости своего творчества; в его представлении поэт — это трибун, обличитель социального зла и в то же время бессребреник, мечтатель. Добавим, что работа над текстами, их выразительное чтение помогут сохранить баланс между «сухой» учебной работой и эмоциональным восприятием поэзии.

В петербургский период, увлечённый идеями политической борьбы, Пушкин уверен в своём предназначении, тема поэта и поэзии не особенно увлекает его. Однако всё же необходимо вспомнить его послание «К Н. Я. Плюсковой», которое становится своеобразной политической и поэтической декларацией молодого поэта. Ключевая цитата («И неподкупный голос мой / Был эхо русского народа…») и резюме, сформулированное учащимися (поэт — выразитель национальных интересов), записываются в тетрадь.

В период Южной ссылки поэт воспринимается Пушкиным как «властитель дум» (увлечение Байроном сыграло в этом немалую роль) и в то же время как гонимый пророк, обречённый на одиночество («Свободы сеятель пустынный…»).

IV. Этот этап урока становится центральным, кульминационным в изучении темы.

В Михайловском (Северная ссылка) Пушкин пишет стихотворение «Пророк», которое должно быть детально проанализировано в классе.

Последовательность и проблематика анализа определены вопросами, предложенными в учебнике. Необходимо выразительное прочтение этого глубокого текста, сопоставление различных актёрских интерпретаций, которые могут прозвучать на уроке, разработка презентации «Иллюстрации к пушкинскому „Пророку“» и её обсуждение.

В презентации достаточно ограничиться следующими видеоматериалами: иллюстрациями М. А. Врубеля к «Пророку» Пушкина, картиной И. И. Крамского «Христос в пустыне», живописным полотном К. Ф. Юона «Новая планета». Последнее произведение зримо представляет мысль Пушкина о всеохватности видения поэта-пророка: «неба содроганье», пугающий и захватывающий гул времени и пространства, величие Божественной чистоты («горний ангелов полёт»), глубины земного зла («гад морских подводный ход») и обыденность бренного существования («дольней лозы прозябанье»).

В таблицу заносим выбранные ключевые цитаты и записываем резюме: поэт-пророк должен руководствоваться Божественными идеалами добра и справедливости («Бога глас ко мне воззвал», «Глаголом жги сердца людей»), его творчество должно быть всеохватным.

V. Конец 20-х — 30-е годы
уже обсуждались на двух предыдущих уроках.

Почему в этот период Пушкин всё более пристально исследует проблему поэта и поэзии? Она предстаёт перед читателем своими самыми разными смысловыми гранями, реализуется поэтом в разнообразных художественных стилях и жанрах.

Обратившись к стихотворению «Поэт» (1827), размышляя над вопросами, предложенными к нему в учебнике, приходим к выводу, что Пушкин впервые так глубоко и полно рассмотрел противоречивость творческой личности, исследовал процессы психологии творчества.

Исследуя рассмотрение темы в 30-е годы, заслушиваем сообщение учащегося по индивидуальному заданию 7 учебника.

Выделяем строки из стихотворения «Поэт и толпа», которые ярко подтверждают мысль о философичности лирики поэта: казалось бы, размышляя о личности поэта и его устремлениях, он, по сути, ставит вопрос о смысле жизни, и его стихи звучат как его завещание нам, всем его читателям:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Творчество для Пушкина — высший смысл бытия, подлинное предназначение человека. Оно и «труд упорный», и истинное наслаждение, и спасение от всех треволнений жизни.

VI. Домашнее задание:

1) выучить наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

2) письменно ответить на вопрос 8 к стихотворению «Пророк»;

3) ответить на вопросы 4, 5, 6, 7 к стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

4) подготовить выразительное чтение самостоятельно выбранного стихотворения А. С. Пушкина о любви.

Индивидуальное задание:
выполнить индивидуальное задание 14 учебника.


УРОК 45
Своеобразие любовной лирики
А. С. Пушкина

Задачи:
погрузить учащихся в прекрасный, гармоничный мир пушкинской лирики о любви; соотнести произведения его любовной лирики с фактами биографии поэта, особенностями его натуры; выявить в этих стихотворениях общечеловеческий смысл; изучить проблему своеобразия его любовной лирики, рассмотреть образ возлюбленной в лирических произведениях Пушкина.
Основные виды деятельности: чтение наизусть; выразительное чтение; эвристическая беседа; презентация; прослушивание и обсуждение музыкальных фрагментов; анализ стихотворений; работа со статьёй учебника; составление плана; аудирование.
Термины: послание, сонет, стансы, элегия, парадокс, градация, антитеза, кольцевая композиция, пейзаж, деталь, ирония, самоирония.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания:

обсуждение письменных работ, чтение выученных наизусть стихотворений, анализ вольного перевода оды Горация «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — всё это настраивает учащихся на деловой, рабочий лад.

Тема нового урока по любовной лирике Пушкина требует всё же иного настроя. Создать его — важная задача, стоящая перед учителем.

II. Вступительное слово учителя
должно способствовать созданию на уроке особой атмосферы: любовная лирика Пушкина пронизана духом гармонии. Гармония мысли и чувства невозможна без человечности и света добра. Не случайно В. Г. Белинский подчёркивал, что стихи поэта отличает «лелеющая душу гуманность».

Учитель предлагает ученикам прочесть выбранные ими стихотворения о любви. Если такая работа проводится в классе регулярно, учитель, обращаясь к ней, сознаёт, что учащиеся стремятся продемонстрировать свои способности и возможности в прочтении стихотворений.

Читаем по принципу «эстафеты»: один чтец завершает, другой подхватывает за ним. Таким образом создаётся определённая эмоциональная атмосфера, пронизанная музыкальным словом поэта. Звучат стихотворения «Храни меня, мой талисман…», «Сожжённое письмо», «Что в имени тебе моём?..» и др., к которым мы можем вернуться позже, когда будем работать над соответствующими разделами статьи учебника по данной теме.

В этой части урока можно обратиться к индивидуальному заданию 14 учебника: прослушивая фрагменты из романсов на стихи Пушкина, посвящённые любви, мы вновь проникаемся атмосферой гармонии и красоты отражённого в них чувства.

III. Создав необходимую атмосферу, мы обращаемся к статье учебника и переходим к учебной деятельности, требующей интеллектуальной сосредоточенности.

Последовательно изучая с учащимися раздел «Своеобразие любовной лирики», учитель комментирует прочитанное, вносит в работу элементы беседы, помогает ученикам составить план статьи и подкрепить его цитатами из предложенных произведений.

Таким образом девятиклассники постепенно готовятся к устному сочинению по теме, вынесенной в заглавие урока.

Возможно обсуждение его примерного плана:

1. Вступление. «Лелеющая душу гуманность» пушкинских стихотворений о любви.

2. Пылкость, искренность, самоирония, освещённая радостным чувством влюблённости («Признание»). Ключевая цитата: «Ах, обмануть меня не трудно!.. / Я сам обманываться рад!»

3. Тонкие, изысканные чувства передаются им в изысканной форме («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Храни меня, мой талисман…»). Ключевая цитата: «И сердце вновь горит и любит — оттого, / Что не любить оно не может».

4. Любовь для поэта — высокое и благородное чувство, именно таким оно предстаёт в его стихах (сонет «Мадонна»). Ключевая цитата: «…Творец / Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, / Чистейшей прелести чистейший образец».

5. В своей любовной лирике, как и в творчестве вообще, Пушкин склонен к философским обобщениям («Сожжённое письмо», «К***»). Утверждение, что любовь не самоцель, а источник, вечно питающий «память сердца» («Сожжённое письмо»), сила, пробуждающая желание жить, мощный стимул к творчеству («К***»), звучит во многих его стихотворениях.

6. Любовь всегда неотделима от потерь. В понимании Пушкина она должна быть сопряжена с чувством собственного достоинства, с подлинной свободой человеческих отношений («Я вас любил: любовь ещё, быть может…»). Ключевая цитата: «Я вас любил так искренно, так нежно, / Как дай вам Бог любимой быть другим».

IV. В процессе работы над статьёй учебника
и составлением плана

учитель уделяет внимание выразительному чтению и углублённому анализу двух стихотворений Пушкина — «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и «К***» — в соответствии с вопросами, предложенными в учебнике.

V. Заключительный этап урока
посвящён обсуждению образа возлюбленной в пушкинской лирике о любви.

Оно проводится в виде беседы, наблюдения учащихся должны стать материалом для разработки ими плана и устного сочинения по этой теме.

VI. Домашнее задание:

1) выучить наизусть стихотворения «К***» и «Я вас любил: любовь ещё, быть может…»;

2) разработать устное сочинение «Образ возлюбленной в лирике А. С. Пушкина»;

3) подготовить выразительное чтение стихотворений «Воспоминание» и «Вновь я посетил…».

Индивидуальные задания:
1) выполнить индивидуальное задание 10 учебника;
2) подготовить презентацию «Философская лирика А. С. Пушкина в исполнении ведущих русских актёров» (произведения предложены учителем).


УРОК 46
Тема памяти
в лирике А. С. Пушкина

Задачи:
развить мысль о философичности лирики А. С. Пушкина, подтвердить её анализом конкретных произведений; рассмотреть основные темы и мотивы философской лирики поэта; отметить идеи гуманизма, милосердия и свободы как основополагающие идеи философской лирики поэта.
Основные виды деятельности: выразительное чтение и чтение наизусть; анализ стихотворного текста; работа со статьёй учебника; лекция; эвристическая беседа; презентация; разработка плана, учебных таблиц и схем.
Термины: философия, философское обобщение, конкретно-историческое и общечеловеческое, тропы и фигуры, стихотворные размеры, лирические жанры.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания:

чтение наизусть и устное сочинение (монологический ответ) вновь погружают учеников в прекрасную атмосферу пушкинской лирики о любви.

Однако, как замечает учитель, стихи поэта об этом высоком чувстве нередко пронизаны у Пушкина глубокими раздумьями о смысле жизни, об обретениях и потерях, о «памяти сердца». Можете ли вы подтвердить это, опираясь на те произведения поэта, которые уже изучили?

Таким примерно образом мы переходим к новой теме — теме памяти в лирике Пушкина, важнейшей в его философской лирике.

II. Вступительное слово учителя
направляет мысли девятиклассников в нужное русло: следует ещё раз пояснить, что философия — это наука о всеобщих законах бытия природы и общества.

Философская лирика — лирика, в художественной форме рассматривающая проблемы, которые волновали и будут волновать людей на протяжении веков. Это проблемы добра и зла, жизни и смерти, веры и безверия, духовной пустоты и спасительной памяти — размышления над всеми этими мучительными вопросами мы находим в поэзии Пушкина. Он ведёт нас по пути осознания своего места в непростой нашей жизни, не подсказывая ответов, но указывая на них.

III. Обратимся к домашнему заданию:
заслушаем отчёт об индивидуальном задании 10 учебника.

Символические образы, связанные с философскими раздумьями поэта о жизни, природе и обществе, о человеке и его предназначении, многообразны.

Обсуждение выполненной учеником работы побуждает девятиклассников вспомнить образы анчара, ариона, выявить символику сожжённого письма, цветка («цветок засохший, безуханный…»), ещё раз истолковать образ «гения чистой красоты» и осмыслить образ пророка… Всё это позволяет вновь, уже на ином уровне осмысления, подчеркнуть мысль о философичности лирики Пушкина, в которой немалое место занимает тема памяти.

IV. Память в лирике Пушкина
важнейшая социально-нравственная категория.

Обратимся к классу с вопросом: какие грани этого ёмкого понятия рассматривает в своей лирике поэт?

В процессе беседы выявляем следующие составляющие этого понятия и вспоминаем стихи, им соответствующие (составление плана):

1. Память историческая.
Без неё, по мысли Пушкина, подлинная личность не может состояться: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости»; «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

Стихотворения, которые могут вспомнить девятиклассники, — это «Воспоминания в Царском Селе», «Лицинию», ода «Вольность», «Стансы» («В надежде славы и добра…»).

2. Память «генетическая»,
память рода, связь времён, поколений. Связь прошлого, настоящего и будущего.

Учащиеся вспоминают стихотворение «Вновь я посетил…».

3. «Память сердца».
С ней соотносятся стихотворения Пушкина, уже известные ученикам, — это послание «К***», «Храни меня, мой талисман…», «Сожжённое письмо».

4. Память-совесть.
Стихотворение, которое вспоминается учащимся, — это прежде всего «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»).

5. Память как преодоление бессмертия.
Эта мысль, по мнению учеников, убедительно доказывается в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Рассуждения девятиклассников фиксируются, закрепляются и углубляются в процессе работы над статьёй учебника. Читая и комментируя её вместе с учениками, учитель для усиления эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления текстов Пушкина использует подготовленную им самим или одним из учеников (индивидуальное задание, которое было задано на дом) презентацию «Философская лирика А. С. Пушкина в исполнении ведущих русских актёров».

V. Тема памяти
одна из важнейших тем философской лирики Пушкина.

Обобщая изученное и обращаясь к новым произведениям, ученики под руководством учителя составляют план, который поможет им впоследствии подготовить развёрнутое сообщение «Основные темы философской лирики А. С. Пушкина»:

1. Тема добра и зла, тирании и рабства, природы и общества
«К морю», «Свободы сеятель пустынный…», «Узник», «Анчар».

2. Тема закона и милосердия
«Вольность», «Герой».

3. Тема судьбы
«Песнь о вещем Олеге», «Предчувствие».

4. Тема веры и её роли в жизни человека
«Безверие», «Пророк», «Дар напрасный, дар случайный…», «В часы забав иль праздной скуки…», «И путник усталый на Бога роптал…» (цикл «Подражания Корану», IX), «Напрасно я бегу к Сионским высотам…», «Отцы-пустынники и жёны непорочны…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

5. Тема смысла жизни
«К***», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Поэт и толпа», «Пора, мой друг, пора!..», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

6. Тема смерти
«Кривцову», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Два чувства дивно близки нам…», «Пора, мой друг, пора!..», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

7. Тема творчества как преодоления безверия и смерти
«К***», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

8. Тема памяти
«Вольность», «Два чувства дивно близки нам…», «Сожжённое письмо», «Что в имени тебе моём?..», «Воспоминание», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…».

VI. Домашнее задание:

1) подготовить устное сообщение по одному из разделов плана «Основные темы философской лирики А. С. Пушкина»;

2) проанализировать в соответствии с вопросами, предложенными в учебнике, стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

Индивидуальные задания:
1) выполнить индивидуальные задания 4, 11, 13 учебника;
2) выучить наизусть стихотворение «Предчувствие».


УРОК 47
Жанровое своеобразие пушкинской лирики.
Целостный анализ одного из поздних стихотворений А. С. Пушкина

Задачи:
охарактеризовать основные лирические жанры, продемонстрировать жанровый диапазон лирики А. С. Пушкина; раскрыть новаторство поэта в пересмотре системы лирических жанров; пояснить влияние Пушкина на развитие русской поэзии.
Основные виды деятельности: лекция; эвристическая беседа; работа со справочной литературой; разработка таблицы; составление плана; составление словаря лирических жанров; презентация; анализ поэтического текста, сопоставительный анализ.
Термины: ода, послание, элегия, идиллия (пастораль), сонет, стансы, эпиграмма, отрывок, сатира, песнь.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания:

чтение наизусть стихотворения «Предчувствие» и обсуждение (по разделам, выбранным учащимися на предыдущем уроке) тем и мотивов философской лирики Пушкина подготавливают учеников к освоению новой темы.

Несмотря на то что термины, обозначающие жанры лирики, уже много раз использовались учителем на предыдущих уроках, сами ученики ещё не в состоянии освоить жанровые наименования произведений и соотнести их с конкретными текстами. Однако сводить работу на данном уроке к лекционной форме непродуктивно. По сути, она должна представлять собой теоретико-литературное исследование, которое будут проводить ученики под руководством учителя.

II. Учитель начинает беседу с вопроса:
какие жанры лирики мы упоминали, изучая лирику Пушкина?

По мере того как ученики называют те или иные жанры, учитель вместе с ними разрабатывает левую сторону таблицы «Жанры лирики в поэзии А. С. Пушкина»:

1. Ода.
2. Послание.
3. Эпиграмма.
4. Элегия.
5. Сонет.
6. Стансы.
7. Отрывок.
8. Идиллия.
9. Сатира как жанр.
10. Песнь.

Какое определение вы можете дать каждому из этих жанров?

Этот вопрос представляет для учеников определённую сложность, хотя проведённый на предыдущих уроках анализ стихотворений может подсказать им путь «от частного к общему» в поисках формулировок.

Для их уточнения учитель отсылает учеников к «Краткому словарю литературоведческих терминов», помещённому в учебнике, а также к другим источникам (работа с научными и справочными источниками).

Когда ученики соотнесут термины, обозначающие жанры, и их определения, учитель предлагает заполнить вторую часть таблицы «Стихотворения А. С. Пушкина» (это задание в зависимости от уровня подготовленности класса ученики могут выполнять индивидуально или в процессе обсуждения):

1. «Вольность», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
2. «Кривцову», «Батюшкову», «К Чаадаеву», «К Н. Я. Плюсковой», «К***» и др.
3. «Всей России притеснитель…», «Полу-милорд, полу-купец…» и др.
4. «К морю», «Безумных лет угасшее веселье…», «Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный…», «Пора, мой друг, пора!..», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и др.
5. «Поэту», «Мадонна».
6. «В надежде славы и добра…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».
7. «Осень», «Вновь я посетил…».
8, 9. «Деревня».
10. «Песнь о вещем Олеге», «И путник усталый на Бога роптал…».

Соотносить произведения не по содержательному, а по формальному признаку ещё очень сложная задача для девятиклассников. Особенно это касается таких жанров, как элегия, сонет, отрывок.

Учитель ставит перед ними проблему, разрешение которой предполагает сопоставительный анализ: что объединяет стихотворения «К морю», «Безумных лет угасшее веселье…», «Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный…», «Пора, мой друг, пора!..», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»?

Вместе с учителем ученики находят ответ: их медитативность, скрытая в них печаль («элегическое настроение»), характерная для их построения, однако не всегда используемая параллель между человеком и природой и конечно же их философичность (постановка вечных вопросов бытия).

III. Сосредоточимся на анализе стихотворения
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

(вопросы предложены в учебнике).

Размышления учителя и учеников сводятся к следующему: каждый человек боится смерти, однако Пушкин ищет и находит ту мысль, которая помогает преодолеть страх. Мощь и сила жизни заключаются в её бесконечном движении, в круговороте поколений, и человек, осознавший своё место в непрерывном потоке, преодолевает страх перед неизбежностью. Ощутить себя частью природы, постичь связь с потомками — это избавление от него.

Для более глубокого восприятия этого мудрого текста учитель предлагает учащимся презентацию: стихотворение звучит в исполнении В. Ланового и И. Смоктуновского. Сопоставление двух прочтений, двух интерпретаций текста позволяет усилить его эмоциональное воздействие и глубже осознать идею, заложенную в нём. Если же вспомнить ранние стихотворения на эту тему («Кривцову»), то можно предложить учащимся следующую учебную схему для более чёткого усвоения прочитанного и проанализированного:

«пир» человеческой жизни – смерть –
        бесконечный круговорот природы –
                вечная жизнь в череде поколений.

IV. Продолжим работу по освоению материала,
заключённого в составленной на уроке таблице.

Обратимся к классу с вопросом: стихотворения «Поэту» и «Мадонна» крайне различны и по содержанию, и по настроению. Почему же для выражения своих мыслей и чувств поэт выбрал жанр (форму) сонета?

Размышления учеников, направляемые учителем, приводят в конце концов к чёткости формулировки: строгая, чёткая, ненарушаемая форма сонета необходима здесь поэту, чтобы выразить бесспорные для него истины, сложившиеся оценки и выстраданные чувства.

V. Продолжая исследование жанров лирики Пушкина,
одним из основных элементов которого является беседа, учитель и ученики рассматривают проблему: почему стихотворения «Осень» и «Вновь я посетил…» написаны в жанре отрывка?

Анализ стихотворения «Вновь я посетил…» позволяет понять, что Пушкин намеренно стремится создать у нас впечатление, что мы сопричастны тому, что происходит у нас на глазах: мы включаемся в поток воспоминаний, которые рождаются словно «здесь и сейчас». Сосредоточенный на своих думах поэт «вдруг» начинает размышлять «вслух» — спонтанно, чуть непоследовательно, порой легко переходя от одной мысли к другой. Этим обусловлена и поэтическая форма стихотворения (индивидуальные задания 11 и 13): это нерифмованный текст, в котором мы находим множество анжанбеманов[2] (определение записываем в словарик).

В стихотворении «Осень» жанр отрывка выполняет иную смысловую функцию: завершающееся многоточием после вопроса «Куда ж нам плыть?..», оно ставит вопрос о смысле жизни и не находит ответа на него.

Вопрос о том, какое место в пушкинском творчестве занимает жанр дружеского послания (индивидуальное задание 4), поможет нам не только выявить особенности этого классического жанра, но и продемонстрировать учащимся, насколько широко Пушкин раздвигает его границы (об этом подробно говорится в учебнике), и тем самым перейти к проблеме новаторства поэта в области формы.

VI. При подведении итогов проделанной работы
ученики под руководством учителя приходят к выводу о том, что Пушкин с лицейских лет освоил множество лирических жанров и владел ими в совершенстве.

Однако именно с Пушкина начинается пересмотр жанровой системы лирики. Стирание граней между жанрами, пересмотр их иерархии в поэзии Пушкина обусловлены его стремлением отразить в лирике разнообразие, противоречивость и глубину человеческих переживаний, выходящих за рамки навязанных традицией ограничений.

VII. Домашнее задание:

1) выучить наизусть стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»;

2) прочитать трагедию «Моцарт и Сальери» и ответить на вопросы 1, 2 учебника.

Индивидуальные задания:
1) разработать презентацию «Образ Моцарта в искусстве» и пояснить, какая трактовка этого образа вам ближе — И. Смоктуновского, В. Золотухина, Т. Халса («Амадей» М. Формана), каким вы представляете Моцарта;
2) подготовить выразительное чтение сцены из трагедии в соответствии с заданием 5 после текста.

Следующие уроки: Урок 49. «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина >>>


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

2. Анжамбема́н (фр. enjambement, опт enjamber, «перешагнуть») – в стихосложении – несовпадение синтаксической паузы с ритмической (концом стиха, полустишия, строфы); употребление цезуры внутри тесно связанной по смыслу группы слов.
Например, у Ф. Тютчева в стихотворении «Фонтан»:

Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной.

Избегание анжамбеманов свойственно классицизму, культивирование – романтизму и некоторым поэтическим школам XX в. (вернуться)

 
А. Н. Бенуа. Москва пушкинского времени. Английский клуб. 1915 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика