Идейно-композиционная роль дуэли в романе «Евгений Онегин». Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
 
Иллюстрация Н. В. Кузьмина
к гл. 5 романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 1933 г.
 
 
 
 
 
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)


19 ЧАСОВ

9 класс[1]


Уроки 42–47. Лирика А. С. Пушкина

Урок 48. Резервный урок

Урок 49. «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина

Уроки 50–54. Предыдущие уроки по роману «Евгений Онегин»

Урок 55. Идейно-композиционная роль дуэли. Онегин и Ленский

Урок 56. Анализ седьмой главы романа. Тема любви в «Евгении Онегине»

Урок 57. Смысл финала и нравственная проблематика романа

Урок 58. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин». Образ автора

Урок 59. Творчество А. С. Пушкина в оценке русских критиков

Урок 60. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»


УРОК 55
Идейно-композиционная роль дуэли.
Онегин и Ленский

Задачи:
проанализировать шестую главу романа; определить место её центральной сцены — сцены дуэли — в развитии сюжета и выявить её роль в эволюции характера Онегина; рассмотреть проблему возможной эволюции характера Ленского, вариантов его несостоявшейся судьбы; сопоставить образы Онегина и Ленского, Ленского и Автора.
Основные виды деятельности: комментированное чтение; анализ текста; сопоставительный анализ; выразительное чтение; чтение по ролям; презентация; эвристическая беседа; интерпретация текста; проблемные вопросы и задания; письменная работа; чтение статьи учебника; работа со словарём.
Термины: кульминация, психологизм, внутренний монолог, образы воображения, авторский комментарий, эпизод, сцена, эволюция характера, эпиграф, деталь, пейзаж, символ, художественная параллель.

Этапы урока

I. Во вступительном слове

учитель настраивает учащихся на работу с текстом, который нуждается и в тонком анализе, и в сопереживании.

Ссора Онегина и Ленского, вызванная такими, казалось бы, незначительными причинами: раздражением Онегина, его довольно вялым желанием отомстить Ленскому за его столь объяснимый обман (Владимиру так хотелось попасть в гости к Лариным, разделить с другом свою радость от встречи с Ольгой) и ревностью Владимира, умело спровоцированной Евгением, — всё это приводит к необратимым, трагическим последствиям.

Шестая глава становится переломной в развитии сюжета, и мы должны это ощутить и истолковать.

II. Обратим внимание на
эпиграф из Петрарки:


Пушкин опускает второй стих из канцоны XXXVII из книги «На жизнь мадонны Лауры»: «Там, где дни туманны и кратки — прирождённый враг мира — родится народ, которому не больно умирать».

Если следовать толкованию Ю. М. Лотмана, Пушкин делает это потому, что хочет придать этим строкам сугубо романтическое звучание: у Петрарки причина «отсутствия страха смерти — во врождённой свирепости этого племени». С пропуском среднего стиха возникала возможность истолковать причину небоязни смерти иначе, как следствие разочарованности и «преждевременной старости души».

Как соотносятся строки эпиграфа с элегией Ленского («Куда, куда вы удалились…», строфа XXI)? Прочитаем выразительно строки элегии: какое чувство определяет настрой Ленского? Чем он руководствуется перед поединком — реальными обстоятельствами или романтическим воображением? Согласны ли вы с героем, приветствующим и жизнь и смерть?

Всё благо: бдения и сна
Приходит час определённый;
Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход!

Казалось бы, строки эпиграфа как нельзя более точно совпадают с позицией этого героя. Но что ждёт Владимира в реальности? Действительно ли она, эта равнодушная реальность, овеяна романтическим флёром?

Увы, нет… Мы опять сталкиваемся с тем, что содержание главы у Пушкина становится полемичным по отношению к эпиграфу, и такое его использование крайне необычно: оно побуждает читателя к спору или с автором строк эпиграфа, или с автором текста произведения, к которому он избран.

III. Подтверждение этому мы находим,
приступая к комментированному чтению
и анализу главы

(эта часть урока в основном проходит в форме эвристической беседы).

В каком соотношении находятся стихи Петрарки и стихи строфы I из шестой главы? Какой композиционный приём использует здесь Пушкин? (Контраст.)

Пушкин явно снижает стиль — с какой целью? Таким образом он подчёркивает в сущности жалкое поведение Онегина, порождённое его постоянной «скучающей ленью», а вслед за ним и его «соучастницы» в этом жестоком эксперименте — Ольги.

Становится понятным и то, что романтические представления о себе (как позже подметит Пушкин, его герой мнит себя «Мельмотом, космополитом, патриотом, Гарольдом») отнюдь не совпадают с его реальным поведением. Но сознаёт ли это он сам? К сожалению, нет: он по-прежнему придерживается весьма высокого мнения о себе.

Какой контраст мы обнаруживаем, читая строфы II и III? На каких уровнях он проявляется?

Контраст обнаруживается и на уровне стилистическом («храпит», «на стульях улеглись», «в фуфайке, в старом колпаке» и тут же: «озарена лучом Дианы», «до глубины души своей она проникнута…», «как будто бездна под ней чернеет…»), и на уровне содержательном: угомонившимся от сытной еды и обильных возлияний гостям Лариных противопоставлена Татьяна с её романтическим любовным томлением, ревностью и тревогой.

Только эти три строфы уже дают нам возможность понять, что здесь, в шестой главе, с особой очевидностью проявляется наиважнейший художественный принцип Пушкина-реалиста, выявленный В. Г. Белинским: «Он взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от неё только одних поэтических её мгновений; взял её со всем холодом, со всею её прозою и пошлостию».

Высокое и низкое, духовное и обыденное, поэтичное и прозаическое сливаются здесь в единую, реалистически ёмкую картину жизни.

IV. Итак, впереди у нас, читателей,
дуэль с её необратимыми последствиями.

Наша задача — разобраться, что движет героями на пути к их разрушительным поступкам (задание 2).

Вглядимся в поведение Ленского, осмыслим его мотивы (читаем и комментируем строфы XII—XVII).

Пушкин здесь использует разнообразные формы психологического анализа: авторский комментарий, косвенную внутреннюю речь («Он всё боялся…», «Он думал…»), внутренний монолог («Буду ей спаситель…»), внимание к деталям поведения, в которых проявляется душевный настрой персонажа, к жестам героя, его мимике («…нахмуря бровь, / Садился он за клавикорды / И брал на них одни аккорды…»). Читая эти строки, мы понимаем, что Ленский в смятении, его чувства противоречивы: «Весь вечер Ленский был рассеян, / То молчалив, то весел вновь…»). Но встреча с Ольгой, казалось бы, должна была развеять все эти переживания (строфа XIV)?

Как ведёт себя Ольга после вчерашнего инцидента (задание 5)?

Мы бы сказали, пользуясь расхожей формулой: как ни в чём не бывало. Что это, изощрённые хитрость и кокетство или её бездумность? Ответить однозначно нельзя, но автор явно иронизирует над наивностью героя: «Владимир не имеет силы / Вчерашний день напомнить ей…» Ольга вроде бы демонстрирует ему чистоту своего чувства, но, увлечённый «романтической» (в его представлении) идеей дуэли, Ленский находит ей новое оправдание — теперь он видит в Онегине в соответствии с романтической традицией «мировое зло»: «Буду ей спаситель…» И Автор тут же снижает, «сбивает» этот возвышенно-поэтический пафос своей иронией. Почему?

Работа такого рода чрезвычайно важна: девятиклассники, у которых только начинает формироваться потребность в рефлексии, ещё не умеют разбираться в сложных мотивах поведения человека. Пушкинский текст даёт бесценный материал для развития рефлексивных суждений учеников.

Что движет поведением Онегина в сложившейся ситуации?

Его реакция на желание Ленского стреляться рефлекторна (запись в словарь): так поступил бы каждый истинно светский человек, которому представления о чести не позволяют не принять вызов: «…без лишних слов / Сказал, что он всегда готов». Но как только секундант Ленского покинул его, Евгений почувствовал, что «недоволен сам собой». Почему? Какие чувства руководят им (строфы X—XI)? Как вы думаете, кому принадлежат эти мысли и чувства — Автору или Онегину?

Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце…

Удивительно на первый взгляд, что это суровое суждение о себе принадлежит Онегину: он так же самокритичен, как и в строфе I первой главы («Какое низкое коварство…»). Но именно за это мы и ценим Онегина: за его способность строго оценить себя, проанализировать свои неблаговидные поступки, за его склонность к рефлексии. В то же время мы и осуждаем его слабость, и сострадаем ему, когда он не может или не хочет противостоять ей.

Ещё тогда, когда мы анализировали первую главу, мы поняли, что Онегин — человек компромисса (см. словарь).

Как это его свойство трагически проявляется в этой главе? Почему он, в отличие от Владимира, спит «мёртвым сном» перед дуэлью (задание 7)? Почему опаздывает на неё?

Как отмечает Ю. М. Лотман в своём комментарии к роману, опоздание на дуэль более чем на четверть часа по правилам дуэльной чести автоматически приравнивалось к признанию неправоты опоздавшего. Хотел ли Онегин таким образом избежать дуэли и заявить о своей вине или им руководила, как всегда, «его тоскующая лень»?

Как бы то ни было, в конце концов он поднимает свой пистолет и стреляет в Ленского, наивного и незащищённого в своей любви. Что побуждает Евгения поступить именно так? Ответ на этот непростой вопрос находим в тексте. Автор выносит свой приговор:

Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.

С какой целью введён в роман образ Зарецкого (задание 3)? Какого героя комедии «Горе от ума» он напоминает? Почему его участие в дуэли в качестве секунданта так пугает Онегина?

Как вы понимаете строки лирического отступления, в котором поэт комментирует выбор Евгения?

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чём вертится мир!

V. Сцена дуэли является кульминационной.

Можем ли мы доказать это (задание 8)?

В романе, который построен по принципу «зеркальной отражённости», только она не имеет параллелей и «отражений». Почему?

Она становится переломной в жизни всех героев романа, особенно Онегина и Татьяны.

Обращаемся к презентациям «Дуэль в иллюстрациях русских художников» и «Сцена дуэли Онегина и Ленского в музыке и кинематографе», подготовленным учащимися дома.

Как Пушкин выражает своё отношение к такому способу выяснения отношений? Правомерна ли дуэль в этом плане? Как поэт показывает, что дуэлянтами могут двигать побуждения, далёкие от желания отстоять свою честь? Почему овеяны трагизмом строки лирических отступлений, сопутствующих сцене гибели молодого поэта Владимира Ленского? Как этот эпизод почти мистическим образом связывается с судьбой самого Пушкина? (Учитель может предложить учащимся перечитать ту часть статьи учебника, которая связана с дуэлью Пушкина и Дантеса.)

Сцену дуэли выразительно читает учитель
(строфы XXIX—XXXII и XXXV) и переходит к вопросу: каковы для Онегина последствия его рокового выстрела?

Ответ на этот вопрос находим только в восьмой главе:

Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).
Оставил он своё селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день…

Как вы можете охарактеризовать такое состояние души?

В Онегине пробудилась неведомая ему до этого совесть: теперь он обречён на преследующее его мучительное чувство вины.

Вернёмся к Ленскому. Странно было бы сказать, что он добился желаемого. Гибель его, в отличие от того, что декларировалось в эпиграфе и в элегии, созданной Владимиром, необратима, бессмысленна и бесславна. Подтверждение этому — строки из седьмой главы (строфы VIII—XI):

Мой бедный Ленский!..
…равнодушное забвенье
За гробом ожидает нас.
Врагов, друзей, любовниц глас
Вдруг молкнет. Про одно именье
Наследников сердитый хор
Заводит непристойный спор.

С какой целью Пушкин вводит в повествование два варианта возможной судьбы молодого поэта (задание 6)? Почему в этих строфах (XXXVII—XXXIX) соединяются высокий пафос, ирония и даже сатирическое снижение?

Вновь обращаясь к эпиграфу, ещё раз подчёркиваем мысль о том, что высокой поэтической традиции Пушкин противопоставляет правду жизни, порой прекрасной, а порой прозаичной, равнодушной и даже безжалостной.

Почему Пушкин заканчивает эту главу обращением к юности? Попытайтесь связать его с содержанием шестой главы, с образом Ленского и возможной трансформацией его характера:

А ты, младое вдохновенье,
Волнуй моё воображенье,
Дремоту сердца оживляй,
В мой угол чаще прилетай,
Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь,
И наконец окаменеть
В мертвящем упоенье света,
В сем омуте, где с вами я
Купаюсь, милые друзья!

VI. На заключительном
этапе урока

ученики под руководством учителя обобщают изученное и составляют планы по темам «Онегин и Ленский», «Два поэта в романе: Ленский и Автор».

Разрабатывая их, необходимо в первом случае прежде всего подчеркнуть несходство характеров и жизненных позиций (для подтверждения этого надо повторить и прочитанное ранее, особенно строфы XIII—XVII из второй главы), которое приводит этих героев к трагической развязке их так и не сложившейся дружбы.

Во втором случае, выстраивая сопоставительный план, выявляя параметры для сопоставления и подбирая к ним цитаты, важно выявить два видения мира, две стихии творчества — романтическую, оторванную от реальности, крайне субъективную (запись в словарь), уводящую в «туманный» вымысел («Так он писал темно и вяло, / Что романтизмом мы зовём…»), и реалистическую, отражающую все стороны, все грани действительности, передающую все её интонации — от поэтического пафоса до иронии, самоиронии и лёгкого юмора.

Эти две стихии представлены в шестой главе Ленским и Автором, который с высоты своего художественного опыта подтрунивает над Ленским, но не забывает и того, что сам был некогда увлечён и романтическим бегством от реальности, и романтическими штампами.

Урок может быть завершён письменной работой по одному из этих планов (по выбору учащихся) или небольшим сочинением по теме, предложенной в учебнике: «Причины рокового выстрела».

VII. Домашнее задание:

1) завершить работу над сочинением «Причины рокового выстрела»;

2) прочитать седьмую главу романа, выполнить задания 1, 2, 6, 7 к ней;

3) выучить наизусть строфы XXXVI—XXXVIII.


УРОК 56
Анализ седьмой главы романа.
Тема любви в «Евгении Онегине»

Задачи:
проанализировать седьмую главу, выявить её идейно-композиционное место в романе; определить, какие две части в ней можно выделить; рассмотреть, какую роль играют сцены посещения Татьяной дома Онегина; осмыслить все грани образа Москвы и его соотнесённость с эпиграфами к седьмой главе; разработать план сочинения «Тема любви в романе».
Основные виды деятельности: комментированное чтение и анализ текста; сопоставительный анализ; эвристическая беседа; выразительное чтение; устное словесное рисование; презентация; работа с критической статьёй; составление плана; письменная работа.
Термины: сюжет, композиция, многоплановость, пейзаж, интерьер, предметно-бытовая деталь, лирические отступления, пафос, высокий стиль, эпиграф, реминисценция, символ, метафора, градация, риторический вопрос, эволюция характера.

Этапы урока:

I. Во вступительном слове

учитель создаёт установку на восприятие и анализ сложных переживаний Татьяны, мотивов её поступков и решений: весь роман «Евгений Онегин» пронизан тонким пушкинским психологизмом.

Читая его, мы с вами начинаем разбираться в духовной жизни не только героев Пушкина — мы познаём самих себя, потому что всё, что испытывают Онегин, Татьяна, Ленский в разные периоды своей жизни, испытываем и мы, порой даже не осознавая этого. Пушкин ведёт нас по пути осмысления внутренней жизни человека, поддерживая нас на непростом жизненном пути…

II. К главе, которая отражает
переломные события в жизни Татьяны,
Пушкин предпосылает три эпиграфа, и все они сопрягаются с образом Москвы (этот и последующий этап урока учитель проводит в форме эвристической беседы).

Как связаны эти две темы?

Москва — новый этап жизни Татьяны, отсюда берёт отсчёт время её осознанной жизни, её замужества, её стремления преодолеть свою несбыточную мечту о счастливой любви. Кроме того, если образ Онегина соотносится прежде всего с холодным великосветским Петербургом, Москва — город Татьяны: он прекрасен и комичен, он гордится своей исторической славой и в то же время пробуждает искренние, сокровенные чувства — у каждого своя Москва.

Три ипостаси этой древней столицы подчёркнуты тремя эпиграфами (задание 1).

Действительно, здесь сливаются воедино три облика Москвы, три интонации: подчёркнутое строками эпиграфа из Дмитриева одическое прославление («Нет, не пошла Москва моя…»), связанный со стихом из Баратынского тёплый, добрый юмор («Возок несётся чрез ухабы…») и резкая сатира, перекликающаяся с тоном комедии Грибоедова («Но в них не видно перемены…»).

Докажите, выразительно читая текст, что Пушкин создаёт многогранный образ Москвы. Как он соотносится с образом Татьяны? Почему и здесь она испытывает одиночество? Почему ей «душно здесь»? С какой целью она оказалась в этом пёстром и суетном городе? Что предшествовало этому, что побудило её отправиться на знаменитую московскую «ярманку невест»?

III. Вернёмся к началу главы.

Какую роль играет здесь пейзаж (задание 2)? С какими темами переплетается тема природы?
(С темами времени и быстротечности человеческой судьбы: «Как грустно мне твоё явленье, / Весна, весна! пора любви!..»)

Почему описание весны сопрягается с описанием могилы Ленского и недолгой памяти о нём его возлюбленной Ольги?
(Жизнь пробуждается вновь, подчиняясь вечному, непреложному закону вопреки представлениям романтика Ленского о вечной любви.)

Движение жизни невольно вовлекает в свой поток и Татьяну. Тоскуя об Онегине, она стремится проникнуть в его мир и понять его. Если для Онегина переломным моментом в судьбе оказывается дуэль, для Татьяны таким событием становится посещение его дома, где каждая деталь, каждая вещь являются отражением его натуры.

Как и в предыдущей главе, Пушкин использует здесь разнообразные приёмы, позволяющие проникнуть во внутренний мир героев. Психологизм «изнутри» и психологизм «извне» проявляются здесь и в описаниях природы, и в создании интерьера, и в мастерском использовании деталей, и в авторских комментариях, и, конечно же, во внутренних монологах героини.

IV. Выразительно читаем строфы XX—XXIV,
которые являются центральными не только в этой главе — они становятся важнейшими для понимания образа главной героини, эволюции её характера и той его сердцевины, которую никакие обстоятельства не в состоянии изменить (задания 4, 5).

Учитель комментирует прочитанный текст, поясняя, какую концептуальную мысль скрывают детали, подобные этим, и подчёркивая явное снижение образа кумира романтиков — Наполеона («столбик с куклою чугунной»).

Почему Татьяну так тревожит увиденное? Почему так настораживают и волнуют книги Онегина (строфа XXIII)?

Чтобы ученики яснее поняли и ощутили состояние героини, учитель может использовать приём устного словесного рисования, предлагая девятиклассникам описать иллюстрацию к сцене «Татьяна листает книги Онегина». Прикасаясь к сокровенному миру избранника, она впервые начинает узнавать его по-настоящему. Не воображение, а реальность ведёт её по этому пугающему пути: «Что ж он? Ужели подражанье…»

Эта XXIV строфа оказывается самой главной для понимания образа Татьяны: сделав своё страшное открытие, способное разрушить любое великое чувство («Уж не пародия ли он?»), она остаётся верной своей любви, и в этом проявляется цельность её натуры.

Однако такие откровения не проходят бесследно: «Итак, в Татьяне, наконец, свершился акт сознания; ум её проснулся», — пишет В. Г. Белинский.

Как вы понимаете эти слова критика? Можем ли мы, вслед за ним, говорить об эволюции характера героини? Какие последствия повлечёт это пробуждение ума? Как это проявится в её отношении к Онегину в момент их последней встречи?

V. В «Примечаниях к Евгению Онегину»
Пушкин поясняет: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю».

Возникают вопросы:

Какую роль играет пейзаж во второй части этой главы?

Почему именно на грани осени и зимы Татьяна, по замыслу Пушкина, решает перечеркнуть свои надежды, довериться матери в выборе жениха и отправиться в Москву? Какими символическими значениями обладает понятие «осень»?
(Это обобщение итогов, подведение черты, конец летнего расцвета, угасание.)

С какими событиями сопрягается в романе образ зимы, метели?
Сон Татьяны, её именины, дуэль и смерть Ленского — всё это пронизано её леденящим холодом, безжизненностью, безысходностью смерти. Любовь Татьяны не угасает, но героиня вынуждена продолжать жить и поэтому должна «заморозить» свои чувства, скрыть их в глубине своей души.

VI. Завершая урок и
обобщая изученное
,
ученики под руководством учителя разрабатывают план к сочинению «Тема любви в романе А. С. Пушкина»:

1. Главенствующая роль темы любви в развитии сюжета «Евгения Онегина», а также в постижении позиции автора, критериев его оценки духовной жизни человека.

2. Отношения Онегина и Татьяны — центральная сюжетная линия романа:
  а) «наука страсти нежной» Онегина и естественное стремление к пылкости чувств юной Татьяны;
  б) любовь Онегина — эгоцентризм, любовь Татьяны — самоотречение в «зеркальном» преломлении их писем;
  в) две «отповеди» в романе: самонадеянность Онегина и гордое смирение Татьяны перед единожды избранной судьбой.

3. Почему Татьяна отвергла любовь Онегина? «В чём же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?» (Г. А. Гуковский.)

4. Как любовь главных героев оттеняют отношения Ленского и Ольги? С какой целью Пушкин соотносит эти два романа?

Непредсказуемость и порой нелепость жизни проявляются здесь со всей своей очевидностью: сердцу не прикажешь, но если бы всё строилось на основах разума, то Ленский до глубоких седин был бы счастлив с Татьяной, а Онегин и Ольга утешились бы быстротечным увлечением, скрасившим им описанное в романе лето. В сопоставлении этих двух пар стоит вспомнить те учебные материалы, которые разрабатывались на предыдущих уроках (планы «Татьяна и Ольга», «Онегин и Ленский»).

5. Глубокое и мудрое отношение автора к любви, отражённое и в построении сюжета, и в его лирических отступлениях:
  а) рассуждения о любви как о созидательной силе, источнике вдохновения («Замечу кстати: все поэты — / Любви мечтательной друзья…», строфы LVII—LVIII из первой главы);
  б) осуждение опыта «науки страсти нежной» («Чем меньше женщину мы любим…»);
  в) философские размышления о необратимом ходе времени и роли любви в разные периоды человеческой жизни («Любви все возрасты покорны…»).

6. Любовь и творчество для Пушкина — две животворные силы, преодолевающие время, забвение и смерть.

Этот план и подобные планы, разработанные ранее, могут быть использованы как основа для контрольных сочинений обзорного типа или развёрнутых монологических ответов (устных сочинений).

Текущий урок может быть завершён небольшой письменной работой, тема которой, с одной стороны, является ключевой для анализа избранной главы, а с другой стороны, сосредоточивает внимание учеников на отдельном эпизоде и оказывается посильной для девятиклассников: «Какую роль играет в судьбе Татьяны её посещение дома Онегина?»

VII. Домашнее задание:

1) закончить работу над сочинением «Какую роль играет в судьбе Татьяны её посещение дома Онегина?»;

2) прочитать восьмую главу романа, выполнить задания 1, 3, 4, 6, 7, 8 к ней;

3) выучить наизусть письмо Онегина к Татьяне;

4) выполнить задания 13, 19, 20 ко всему роману.

Индивидуальные задания:
подготовить презентацию «Последняя встреча Онегина с Татьяной в иллюстрациях, музыке и кинематографе».


УРОК 57
Смысл финала и нравственная
проблематика романа «Евгений Онегин»

Задачи:
проанализировать восьмую главу — главу подведения итогов, главу прощания; выявить те изменения, которые произошли с Онегиным; сопоставить образ Автора и образ Онегина; прояснить, какую роль играет письмо Онегина в раскрытии его образа и в понимании его отношения к Татьяне; особое внимание уделить сцене объяснения Онегина с Татьяной, «отповеди» героини; обсудить смысл открытого финала, сопоставить различные его интерпретации; обсудить нравственную проблематику романа (тему судьбы, рока и личного выбора человека).
Основные виды деятельности: комментированное чтение и анализ текста; выразительное чтение; устное словесное рисование; презентация; интерпретация текста: обсуждение различных трактовок ключевых эпизодов романа; составление цитатного плана; письменная работа.
Термины: финал, открытый финал, классицизм, романтизм, реализм, диалог, монолог, внутренний монолог, психологизм, эпиграф, пейзаж, деталь, интерьер, портрет, многогранность образа.

Этапы урока:

I. Во вступительном слове

учитель настраивает учащихся не только на детальный анализ заключительной главы, но и на дополнение и обобщение поставленных ранее проблем:

Восьмая глава — глава прощания, расставания Автора с героями и читателями. Пушкин с теплотой и присущей ему лёгкой иронией обращается не только к своим современникам, но и к нам, читателям XXI века:

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости…

II. Приступая к комментированному чтению и
анализу восьмой главы,

обращаем внимание на эпиграф, который в силу неоднозначности перевода (его строки взяты из цикла «Стихи о разводе» Дж. Байрона) выводит нас на неоднозначность основной темы главы: «прощай» и «прости» — слова столь близкие по смыслу и всё же разные в обиходной речи (задание 1).

Герои расстаются, и это необратимо. Но они стремятся понять и простить друг другу и ошибки, и заблуждения, и непреодолимое стремление к любви.

Интересно то, что заключительная глава, написанная зрелым поэтом в 1830 году, начинается на первый взгляд неожиданно — с воспоминаний о лицейских годах, о юности, о первых поэтических опытах («…являться муза стала мне…»).

Какое отношение строки этого лирического отступления имеют, на ваш взгляд, к истории Онегина, изложенной в этой главе (задание 2)?

Ученики должны попытаться ответить на этот вопрос.

Результат их размышлений обобщает и дополняет учитель: надо подчеркнуть, что эта идейно-композиционная параллель имеет принципиально важное значение: на предыдущих уроках мы не раз сравнивали Автора и его героя. В этой главе Пушкин подводит черту этим сопоставлениям: главное, что отличает их, — отношение к своему месту в жизни и к творчеству как уникальной возможности реализовать себя.

В этом контексте воспоминания о юности совсем не случайны: юность — та пора, когда человек делает свой выбор, определяет весь свой дальнейший путь. Какой путь выбрали эти два героя? Что предпочёл Онегин? Чему посвятил себя Автор?

Для него творчество — и «труд упорный», и полёт вдохновения, и избавление от треволнений жизни, и залог бессмертия. Онегина же его «погоня» за удовольствиями жизни в юности (вспомним эпиграф к первой главе), его небрежное отношение к «труду упорному», его «тоскующая лень», наконец, его эгоцентризм и скепсис привели к плачевному итогу (задание 5):

Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

Подобные умозаключения выводят нас на центральную идею романа, побуждают задуматься над его нравственной проблематикой и приобрести бесценный опыт, которым исподволь делится с нами Пушкин.

Дополняем этими положениями план, работа над которым была начата на уроке, посвящённом анализу первой главы, и переходим к следующему этапу урока текущего.

III. Почему в восьмой главе так резко
обозначен конфликт Онегина и света
(задания 3 и 4)? Как реализуется здесь «принцип зеркальной отражённости» в построении сюжета?

Если в первой главе «свет решил, что он умён и очень мил», то в последней «для всех он кажется чужим». Что в нынешнем Онегине вызывает такую его негативную оценку великосветской среды?

Размышления об этом выводят учителя и учеников к постановке темы ума и сопоставления того, как её рассматривают авторы двух великих произведений — Пушкин и Грибоедов.

IV. Наблюдения
над композицией романа,

над реализацией в нём «принципа зеркальной отражённости» приводят учащихся к следующим выводам: своеобразной «зеркальной гранью» в романе становится важнейшая сцена поединка, которую можно считать кульминацией развития сюжета. По обе же «стороны» сцены дуэли события развиваются симметрично (докажем это).

С какой целью Пушкин именно так выстраивает сюжет, в котором благодаря этому обнаруживается даже некоторая условность, которую мы, правда, почти не замечаем?

Можно предположить, что Пушкина занимает проблема возмездия: до поединка Онегин шёл по жизни бездумно, пренебрегая чувствами других людей, не задумываясь о своей судьбе. После гибели друга по вине Онегина он начинает «расплачиваться» за свои ошибки и заблуждения.

Замечаем, что в построении «Евгения Онегина» парадоксальным образом объединяются «композиционное кольцо» и открытый финал. Как можно объяснить это? Какие варианты дальнейшей судьбы Онегина вы можете предположить?

Интерпретация финала — задача непростая. Учитель может предложить ученикам задание по интерпретации текста, в котором объединены разноречивые мнения критиков и литературоведов, помогающие ученику определить свою позицию и обосновать её.

Какими бы ни были разноречивыми суждения девятиклассников, они не могут не согласиться с высказыванием В. Г. Белинского: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мёртвую, холодную апатию? — Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?»

Выводы, извлечённые из анализа композиции на этом уроке, должны дополнить план, который разрабатывался ранее, и таким образом реализовать выполнение задачи повторения и закрепления учебного материала.

V. Важнейшими в восьмой главе становятся
эпизоды второй встречи Онегина с Татьяной, его письмо к ней и её «отповедь».

Анализируя их, мы дополняем и расширяем представления учащихся о теме любви в романе.

Начать работу над этими эпизодами можно с подготовленной дома презентации «Последняя встреча Онегина с Татьяной в иллюстрациях, музыке и кинематографе» (особое внимание, на наш взгляд, стоит обратить на эти эпизоды в экранизации оперы П. И. Чайковского), а закончить заданием 10: приём устного словесного рисования поможет ученикам выразить свои впечатления от прочитанного и представить классу своё толкование состояния героев на их последнем свидании.

Работа над заданиями 7 и 8 помогает расширить наши представления об истории Татьяны и Онегина.

VI. Какие чувства и побуждения руководят Онегиным, когда он пишет письмо Татьяне?

Ученики высказывают свои предположения: подлинная любовь, желание вернуть утраченное, эгоизм.

Размышляя о последнем, Достоевский подчёркивал, что в письме Онегина преобладает местоимение «Я» во всех его формах, и добавлял: Онегин не способен проникнуться чувствами Татьяны, осознать её жизнь, её стремления, её позицию — он руководствуется лишь собственными желаниями.

Где истина? Скорее всего, она скрывается во всех этих предположениях в их совокупности.

Что движет Татьяной в её отказе Онегину? Какие чувства и мысли героини «зашифрованы» в её «отповеди» (задание 11)?

Такие вопросы предполагают интерпретацию текста: «она уже не верит Онегину», «Татьяна изменилась внутренне — теперь она не любит Онегина, её призвание теперь — блистать в свете», «она всё та же, но она поняла непостоянство его характера и боится довериться ему», «она честный и цельный человек и не пойдёт на предательство своего мужа», «её гордость уязвлена — путь уловок и любовных интриг не устраивает её» — все эти суждения имеют под собой основание (предложим учащимся найти цитаты, подтверждающие эти суждения), а главное — все они обоснованны.

Размышления над этим вопросом ещё раз приводят учеников к осмыслению многоплановости реалистически изображённых характеров. Таким образом, эмоциональнооценочную составляющую анализа мы сочетаем с логической: мы дополняем планы, составленные на предыдущих уроках.

VII. Обсуждая изученное на уроке,
ученики под руководством учителя выявляют и формулируют нравственные проблемы, поставленные здесь Пушкиным:

проблема смысла жизни,
проблема ответственности человека за свою судьбу,
проблема творчества и творческого отношения к самореализации,
проблема чести, долга и гордости,
проблема эгоцентризма и самоотвержения в отношениях между людьми.

VIII. Завершая урок,
учитель намечает перспективу дальнейшей работы: мы много сегодня рассуждали об Онегине и Татьяне. Но образ Автора остался пока в стороне от наших изысканий.

Правомерно ли это? Какую роль играет этот образ в романе?

Почему многие исследователи считают, что именно благодаря этому образу роман приобретает свою «энциклопедичность»?

Разобраться в этом нам предстоит на следующем уроке.

IX. Домашнее задание:

1) выучить наизусть письмо Онегина или «отповедь» Татьяны (по выбору);

2) выполнить задания ко всему тексту романа 1, 2, 4, 8, 10, 16, 17, 18;

3) составить план по теме «Тематика лирических отступлений в романе», дать ответы на вопросы 10, 16 (ко всему тексту романа);

4) подготовить устное сочинение по заданию 9.

Индивидуальные задания:
разработать презентацию «Романтизм и реализм в русской живописи XIX века».


УРОК 58
Жанровое своеобразие романа
«Евгений Онегин». Образ автора

Задачи:
исследовать проблему жанрового своеобразия пушкинского романа в стихах; обосновать определение «Евгения Онегина» как «свободного романа»; обобщить изученное на предыдущих уроках и рассмотреть его на новом уровне (сюжет романа, его композиция, роман как «собранье пёстрых глав», роль эпиграфов); осмыслить образ Автора в романе, роль лирических отступлений, систематизировать их тематику.
Основные виды деятельности: лекция; эвристическая беседа; интерпретация текста; составление цитатного плана; обсуждение и дополнение планов, составленных на предыдущих уроках; работа со статьёй учебника; выразительное чтение; устное сочинение.
Термины: сюжет, композиция, многоплановость, реализм, жанр, роман, роман в стихах, лирическое и эпическое, лирические отступления, образ Автора, стилистика текста.

Этапы урока:

I. Во вступительном слове

учитель ориентирует учащихся на исследовательскую работу: перед нами стоит задача постичь особенности текста, созданного Пушкиным.

Новаторство поэта, его открытия в области литературы беспрецедентны. Хотя бы в малой степени осознать и осмыслить их предстоит нам на этом уроке.

II. Закрепляя изученное
и расширяя представления о нём, учитель обращается к выполненным дома заданиям 4 (задание на анализ композиции романа) и 9 (анализ и обобщение нравственной проблематики романа), последнее может быть осуществлено в форме устного сочинения.

Проверка домашнего задания подготавливает нас к осознанию новаторской сущности произведения Пушкина.

III. Проблема жанра «Евгения Онегина»
может быть рассмотрена в лекции или в процессе работы над статьёй учебника.

Обширная нравственная проблематика, содержательная и стилистическая «пестрота» делают роман «Евгений Онегин» произведением поистине уникальным. Попытаемся дать определение произведению, которое автор называет «роман»: роман — это эпическое произведение, в котором герои представлены автором в развитии своих многоплановых характеров на фоне многогранной картины действительности.

Пушкин, анализируя произведения Загоскина, даёт ёмкое определение этому жанру: «Под словом „роман“ разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». Все грани смысла этого определения раскрываются перед нами, когда мы анализируем роман «Евгений Онегин» (предлагаем ученикам доказать это; в сущности, это задание является повторением уже изученного).

Однако есть важное дополнение: свой роман Пушкин называет «романом в стихах». Почему для «Евгения Онегина» он избирает стихотворную форму?

Ответы на этот вопрос ученики находят, работая со статьёй учебника.

IV. Важнейшая из причин, которые определяют стихотворную форму «Евгения Онегина», — главенствующая в нём роль образа Автора.

Образ Автора изучался нами на протяжении всех предыдущих уроков. Задача, которая стоит перед нами на этом занятии, — систематизировать представления и знания учащихся по этой теме.

Продуктивная форма её реализации — составление плана «Тематика и роль лирических отступлений», подготовить который ученикам поможет статья учебника, а также записи, которые систематически делались ими на протяжении всего изучения «Евгения Онегина».

При этом важная задача, которая ставится перед ними учителем, — подобрать цитаты к каждому положению разрабатываемого плана:

1. Какую роль играют лирические отступления в романе?
(Придают ему «энциклопедичность», создают ощущение «пестроты» содержания и эффект «болтовни», который, по мнению Пушкина, должен быть присущ настоящему роману. Главное же, они знакомят нас с личностью Автора.)

2. Автобиографические строки в лирических отступлениях, основные вехи судьбы поэта, их оценка в романе.

3. Автор о своих героях: любовь, сочувствие, осуждение, ирония — разнообразие чувств, привязанностей и оценок.

4. Проблемы творчества в лирических отступлениях:
  а) процесс работы над текстом, психология творчества;
  б) полемика с представителями исчерпавших себя, с точки зрения Пушкина, литературных направлений, пародирование классицизма, сентиментализма и романтизма;
  в) декларирование идей реализма, создание в «Отрывках из путешествия Онегина» своеобразного поэтического манифеста нового художественного метода;
  г) размышления о роли творчества в жизни человека, рассмотрение его как действенного средства преодоления забвения, как удивительной возможности, которая даётся человеку, чтобы реализовать себя;
  д) упоение искусством театра, природой, красотой, которое дано истинно творческой личности.

5. Рассуждения автора на морально-этические и философские темы — отражение глубины и нравственной чистоты его личности («Мы все глядим в Наполеоны…», «Кого ж любить, кому нам верить…», «Чем меньше женщину мы любим…», «Блажен, кто смолоду был молод…», «Любви все возрасты покорны…», «Зачем же так неблагосклонно / Вы отзываетесь о нём…»).

Особое место среди них занимают лирические отступления о роке, судьбе, о быстротечном ходе времени, что делает роман поистине живой, движущейся, текучей картиной жизни, сотканной из множества судеб.

6. Лирические отступления о различных реалиях этой жизни — о Москве, Петербурге, о времяпрепровождении в поместье, о русской деревне и русской природе, о наших дорогах и нашей торговле, которые почти не изменились за неполные двести лет, — всё это придаёт роману «энциклопедичность», делает его произведением «о России для России», предстающим перед нами как «акт самосознания русского общества» (В. Г. Белинский).

V. Почему Пушкин, размышляя о жанровой природе своего произведения, определяет его как «свободный роман»?

Суждения учащихся по этому поводу обобщаются и корректируются статьёй учебника.

Воплощение свободного движения жизни, лишённое всех ограничений и правил, налагаемых требованиями классицизма и романтизма, — наиважнейший художественный принцип Пушкина-реалиста, который позволяет понять его подход к изображению мира и человека и постичь особенности его личности.

VI. На заключительном этапе урока учитель вместе с учениками обобщает изученное, уточняет содержательную сторону планов, составленных на предыдущих уроках, классифицирует по темам тот разнородный материал, который был почерпнут на этом уроке и ранее.

Ученикам может быть предложена небольшая письменная работа по теме: «Мои впечатления от встречи с Автором».

VII. Домашнее задание:

1) подготовить выразительное чтение отрывков из романа, выученных наизусть;

2) выполнить задания 15, 23, 27, 28; 3)

составить план «Высказывания В. Г. Белинского о романе и его героях, рассмотренные на уроках».

Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальное задание 5 учебника.


УРОК 59
Творчество А. С. Пушкина
в оценке русских критиков

Задачи:
обобщить изученное, рассмотреть его с позиции критиков, обсудить их интерпретации образов «Евгения Онегина» и всего романа в целом; формировать навыки конспектирования критических статей.
Основные виды деятельности: выполнение заданий учебника; работа с текстами критических статей; эвристическая беседа; сопоставительный анализ; аудирование.
Термины: интерпретация, трактовка, жанр, роман, роман в стихах, сюжет, экспозиция, конфликт, кульминация, открытый финал, смысл названия, образ, система образов, эволюция образа, историзм, типичность, типизация, «лишний человек», образ Автора, лирические отступления, лирическое и эпическое.

Этапы урока:

I. Своим вступительным словом

учитель создаёт установки на скрупулёзную, «литературоведческую» работу.

При этом он подчёркивает мысль о том, что ни одна исследовательская работа по анализу художественного текста не является истиной в последней инстанции: вы можете спорить с автором статьи, опровергать его, единственное условие заключается в том, что делать это вы должны корректно.

Сопоставление разнообразных «авторитетных» суждений о романе и его героях подтверждает, что истинно художественный текст порождает множественность трактовок и мы должны разобраться в них, чтобы выработать и отстоять свою.

II. Прежде всего обратимся
к уже изученному.


Учитель даёт ученикам задание выбрать из конспектов, составленных на уроках, суждения В. Г. Белинского о романе Пушкина и классифицировать их в соответствии с планом:

1. Историзм романа.

2. Его реалистическая многоплановость и многоинтонационность.

3. Народность, национальная основа романа.

4. Роль лирического начала в нём; значение образа Автора.

5. Своеобразие жанра «Евгения Онегина». Почему роман написан в стихах?

6. Смысл открытого финала пушкинского произведения, его соотнесённость с судьбой главного героя.

7. Суть образа «лишнего человека» — определение критиком этого типа, порождённого российской действительностью.

8. Образы Онегина, Татьяны, Ленского, Ольги в оценке Белинского.

Все эти высказывания Белинского кажутся нам бесспорными, ими мы подтверждали на предыдущих уроках собственные выводы или делали эти выводы, исходя из них.

Однако существуют и иные суждения о романе Пушкина и его героях, которые порой вступают в противоречие с мнением Белинского.

III. Одна из основных задач учителя —
показать на конкретном материале, что многоплановый роман, который сам Пушкин образно охарактеризовал как «собранье пёстрых глав», вызывает множественность трактовок.

Обратимся к домашнему заданию 27: согласны ли ученики с толкованием образа Татьяны Ф. М. Достоевским?

Как они относятся к выбору Пушкиным названия романа?

Как в их сознании соотносятся содержание и название романов «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»?

Далее учитель может предложить выборку из речи Достоевского о Пушкине, произнесённой им в связи с торжествами по поводу юбилея Пушкина и открытия ему памятника в Москве.

Стоит рассказать и об истории этого выступления, и о реакции просвещённой публики на него.

6 июня 1880 года состоялось открытие памятника Пушкину, в котором принял участие Достоевский. Первое заседание Общества любителей российской словесности проходило на следующий день. После него, за обедом, Достоевский произнёс краткое слово. На втором же публичном заседании Общества любителей российской словесности Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине.

В ней писатель, в частности, сказал: «…Никогда ещё ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин… Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

Выступление Достоевского произвело огромное впечатление.

«Я считаю, — обратился И. С. Аксаков с кафедры, — речь Фёдора Михайловича Достоевского событием в нашей литературе. Вчера ещё можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин, или нет; сегодня этот вопрос упразднён; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!»

Общество любителей российской словесности единогласно избрало Достоевского своим почётным членом. Достоевский был увенчан огромным лавровым венком. Ночью писатель поехал к памятнику Пушкину и положил к его подножию свой венок.

Достоевский в своей знаменитой речи дал самобытную оценку героям «Евгения Онегина» и всему роману в целом. Его суждения могут показаться бесспорными или спорными, но важнее постичь его трактовку и осознать, что каждый читатель имеет право на собственное суждение.

В частности, в своей речи Достоевский вступает в полемику с Белинским по ряду вопросов, и особенно яркий момент этого спора Достоевского с Белинским заключается в оценке главных героев романа Пушкина.

Анализируя «отповедь» Татьяны Онегину, её упреки герою в его холодности и равнодушии, Белинский пишет: «Да это уголовное преступление — не подорожить любовию нравственного эмбриона!..» На это Достоевский гневно восклицает: «Это она-то эмбрион, это после письма-то её к Онегину! Если есть кто нравственный эмбрион в поэме, так это, конечно, он сам, Онегин, и это бесспорно. Да и совсем не мог он узнать её: разве он знает душу человеческую? Это отвлечённый человек, это беспокойный мечтатель во всю его жизнь. Не узнал он её и потом, в Петербурге, в образе знатной дамы, когда, по его же словам, в письме к Татьяне, «постигал душой все её совершенства». Но это только слова: она прошла в его жизни мимо него, не узнанная и не оценённая им; в том и трагедия их романа».

Какого мнения придерживаются ученики в этом споре? Какую позицию занимают?

Чтобы понять это, необходимо более глубокое и последовательное постижение интерпретации Достоевским образов романа Пушкина.

Проведение этой работы возможно или в форме доклада, заранее подготовленного учащимся под руководством учителя, или в форме тезисов, предложенных учителем своим ученикам.

Девятиклассники обсуждают высказывания Достоевского, сопоставляют их с мнениями Белинского и, главное, в этом процессе осознают, что многоплановое художественное произведение не может восприниматься однозначно: его интерпретации разнообразны, оно побуждает мыслить самостоятельно, самобытно, но в то же время корректировать свои суждения, что значит — соотносить их с текстом, а ещё точнее — исходить из него.

Обращаясь к заданию 28, учитель развивает это представление о праве на собственную интерпретацию как творчества писателя в целом, так и его конкретного произведения. Сопоставляя суждения В. Г. Белинского и Д. С. Мережковского, человека иной эпохи — эпохи Серебряного века, ученики лишний раз убеждаются в своём праве отстаивать собственное мнение.

IV. Урок, столь насыщенный теорией и обсуждением умозаключений авторитетных литераторов и критиков, может быть завершён

выразительным чтением выученных наизусть строф из «Евгения Онегина»,
демонстрацией рисунков-иллюстраций к роману, созданных учениками,
прослушиванием музыкальных фрагментов из оперы П. И. Чайковского, соответствующих тому, что звучит в исполнении учеников.

Иными словами, этот заключительный урок должен превратиться и в праздник ума, и в праздник чувств.

V. Домашнее задание:

1) подготовить устное сочинение (монологический ответ) «Лишний человек в оценке В. Г. Белинского и Ф. М. Достоевского»;

2) подобрать цитаты, подтверждающие мысль об эволюции характера Онегина.

Индивидуальные задания:
ответить на один из вопросов (подготовить развёрнутые ответы):
Какую роль играет дуэль в эволюции характера главного героя?
Как она сказывается на судьбах остальных героев романа?
Какое место она занимает в композиции романа?


УРОК 60
Сочинение по роману
А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Задачи:
обобщить изученное и рассмотреть его на новом уровне; развить навыки внутритекстового сопоставительного анализа; продолжить обучение написанию плана и формирование умения цитировать текст (разнообразные виды цитирования).
Основные виды деятельности: обобщение; выборочный анализ; сопоставительный анализ; составление плана; подбор цитат; исследовательская работа.
Термины: реализм, эволюция характера, типичность, сюжет, композиция, «принцип зеркальной отражённости», финал, открытый финал, кольцевая композиция, автор и герой, лирические отступления, скептицизм.

Этапы урока:

I. Во вступительном слове

учитель настраивает учащихся на исследовательскую деятельность.

Он напоминает им, какие темы были рассмотрены на предыдущих уроках, и побуждает их сделать собственный выбор темы для предстоящего исследования.

Они обсуждаются девятиклассниками, таким образом невольно вспоминается всё то, что было проанализировано ранее. В зависимости от уровня подготовленности класса учитель может пойти вслед за выбором учеников и разработать вместе с ними план по предложенной ими теме или сосредоточить их внимание на определённой теме: «Две встречи с Онегиным в Петербурге».

С какой целью мы предлагаем обратиться именно к этой теме? Она, на наш взгляд, поможет обобщить изученное на доступном для девятиклассников уровне, отразить их представления о многоплановости, даже противоречивости натуры Онегина, рассмотреть эволюцию его характера, показать, как композиция романа способствует воплощению этих идейно-художественных задач Пушкина, наконец, в очередной раз провести параллель между Автором и героем, иными словами, освоить изученное на новом уровне и представить его в новом ракурсе.

II. Далее ученики под руководством учителя
разрабатывают в процессе обсуждения и выборочного анализа развёрнутый план сочинения «Две встречи с Онегиным в Петербурге»:

1. Реализм романа: создание «энциклопедии русской жизни», изображение человека многопланового, выявление этапов эволюции его характера во всех его противоречиях.

2. Своеобразие композиции романа: «принцип зеркального отражения» как основа построения сюжета.

3. С какой целью Пушкин соотносит первую и последнюю главы романа? Как в них реализуется этот сюжетно-композиционный принцип?

4. Каким предстаёт Онегин в первой и последней главах романа? Изменился ли он?
  А. Судя по содержанию первой главы, Онегину тогда было присуще бездумное отношение к себе и людям, его окружающим; теперь его одолевают совесть, чувство вины, осознание допущенных ошибок (важнейшими в восьмой главе становятся строки о пробудившейся совести после убийства Ленского: «…окровавленная тень / Ему являлась каждый день»; об отчаянном желании вернуть утраченное из-за собственной самонадеянности свидетельствуют строки из письма Татьяны: «Я думал: вольность и покой / Замена счастью. Боже мой! / Как я ошибся, как наказан»).
  Б. В юности бесцельная, хаотичная светская жизнь — теперь уединение, чтение, задумчивость, жизнь духовная («Он меж печатными строками / Читал духовными глазами / Другие строки. В них-то он / Был совершенно углублён…»).
  В. Если в первой главе основными его настроениями были хандра и рассеянная скука, то в восьмой — сосредоточенность и, как прежде у Татьяны, мечтательность («То сельский дом — и у окна / Сидит она… и всё она!..»).
  Г. В первой главе мы знакомимся с Онегиным, который в совершенстве овладел холодным опытом обольщения, «наукой страсти нежной»; в восьмой главе он испытывает мучительное для него пылкое чувство, свидетельством чему становится его письмо к Татьяне.

5. Каковы причины этих изменений? Проследите этапы жизненного пути героя и охарактеризуйте их с этой точки зрения.

6. Как относится светское общество к Евгению в этих главах? Обусловлено ли это теми изменениями, которые в нём произошли?

7. Как относится автор к Онегину из первой главы и к Онегину из восьмой? Как вы объясните изменение авторского отношения к своему герою?

8. Достиг ли определённой цели герой в результате своих скитаний? Была ли она у него?

9. Почему, по замыслу Пушкина, у романа открытый финал, парадоксально сопрягающийся с кольцевой композицией? Каким представляется вам жизненный путь Онегина за пределами рамок сюжета? Сможет ли он преодолеть свой скептицизм или по-прежнему останется «лишним человеком»?

Разработанный учениками под руководством учителя план и подобранные в соответствии с его положениями цитаты должны лечь в основание развёрнутого домашнего сочинения, которое, подобно научному исследованию, будет обсуждаться позже.

III. Домашнее задание: написать сочинение «Две встречи с Онегиным в Петербурге».

Следующие уроки: Урок 61. Лирические отступления в эпическом произведении >>>


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

 
Рисунок А. С. Пушкина
на страницах рукописи романа "Евгений Онегин".
Черновой автограф гл. 1, строфы XXVI
 
А. Н. Бенуа. Москва пушкинского времени. Английский клуб. 1915 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика