Уроки 42–47. Лирика А. С. Пушкина
Урок 48. Резервный урок
Урок 49. «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина
Уроки 50-60. Роман в стихах «Евгений Онегин»
УРОК 49
«Моцарт и Сальери»
А. С. Пушкина
Задачи: раскрыть основной замысел цикла «Маленькие трагедии»; выявить идею трагедии «Моцарт и Сальери»; рассмотреть общечеловеческий смысл сюжета трагедии
и образов её героев; прояснить своеобразие сюжета и системы образов трагедии, истолковать смысл её финала.
Основные виды деятельности: выразительное чтение; чтение по ролям; интерпретация текста; эвристическая беседа; проблемные вопросы и задания;
презентации; прослушивание музыкальных фрагментов; письменная работа
Термины: драматическое произведение, трагедия, сюжет, конфликт, система образов, финал, антитеза, монолог, диалог.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания —
чтение наизусть стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» — помогает установить идейное
единство произведений Пушкина.
Как эти стихотворения связаны с трагедией «Моцарт и Сальери»? Какие мысли и темы их объединяют?
Прежде всего трагическая тема смерти и тема творчества, которое становится залогом её преодоления. Кроме того, в вольном переводе оды Горация Пушкин высказывает
собственную позицию по поводу бескорыстного служения искусству и выражает своё отношение к извечному конфликту истинного художника и его завистников, гонителей и
клеветников.
Последняя строфа этого стихотворения может стать эпиграфом к уроку, посвящённому одной из «Маленьких трагедий»:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
II. Окончательно смысл этого эпиграфа раскроется в конце урока, а сейчас учитель знакомит учеников с историей написания «Маленьких трагедий»
(чтение статьи учебника о Болдинской осени 1830 года) и общим замыслом этого цикла.
Задумав отразить в нём смертные грехи человека, Пушкин первоначально даёт изучаемой нами трагедии название «Зависть». Как вы думаете, почему поэт его изменяет?
Разобраться в этом помогает беседа, которую проводит учитель.
Ученики строят свои предположения, высказывают собственные мнения. Во-первых, Пушкин никогда не стремился пояснять текст, навязывать читателю свою оценку. Именно
поэтому он снимает заглавие, которое со всей очевидностью указывало на основную проблему, рассмотренную в трагедии, и, кстати, тем самым сужало её идейное содержание.
Во-вторых, окончательный вариант названия помогает осознать, что речь здесь идёт не только о трагедии Моцарта, но и о трагедии Сальери (и в этом мы убедимся,
анализируя текст). В-третьих, благодаря этому названию имена героев в контексте цикла становятся нарицательными: Пушкин подчёркивает таким образом,
что Моцарт и Сальери не только исторические фигуры. В ряду других героев цикла они начинают восприниматься как собирательные образы, представленные в
общечеловеческом масштабе.
Наконец, название намекает на скрытую антитезу, которую читатель должен обнаружить и истолковать.
— Какая антитеза, дважды упоминаемая в тексте (сначала Моцартом, затем Сальери), могла бы стать названием трагедии? («Гений и злодейство».)
— Какое ещё название вы могли бы предложить? («Бескорыстное искусство и воинствующая зависть», «Щедрость таланта и скупая гордыня».)
Подбор подобных формулировок способствует осмыслению прочитанного в предельно концентрированной форме, иными словами, выявлению идеи текста и его интерпретации.
В тексте «Маленьких трагедий» герои больше говорят, чем действуют. Он предназначен скорее для чтения, чем для постановки на сцене. Как вы думаете, почему Пушкин
избирает для данного сюжета, как и для сюжетов всего цикла, драматическую форму?
Драма лишена эпических элементов, различного рода описаний, пояснений и отступлений. Это, во-первых, придаёт тексту драмы лаконичность, краткость, к которой всегда
стремился Пушкин, и предельную напряжённость, проявляющуюся не в смене событий, а во внутренних переживаниях и устремлениях героев. Во-вторых, в драматическом
произведении о героях не повествует автор — они сами раскрываются в своих репликах и поступках, они живут и действуют словно «здесь и сейчас», на наших глазах. Это
придаёт тексту особую убедительность, а его героев делает вечными современниками многих поколений читателей и зрителей.
III. Далее учитель в лекционной форме
объясняет ученикам, что связывает «Моцарта и Сальери» с остальными произведениями цикла: «Скупым рыцарем», «Каменным
гостем», «Пиром во время чумы».
Во всех этих произведениях основной доминантой становится СТРАСТЬ, которая, сокрушая судьбы, полностью завладевает людьми и неудержимо ведёт их к трагическому финалу.
Интересно и важно обратить внимание учащихся на этимологию этого понятия, которое в современной жизни употребляется в обеднённом или даже неверном значении: слово
страсть — общеславянское существительное, производное (суф. -ть) от основы страд- (см.: страдать). Первоначальное значение — страдание (ср. страсти Господни).
Итак, страсть — это мрачная, неуправляемая, разрушительная сила, влекущая человека в бездну, но это и страдание, мучительное состояние души, с которым человек не
может совладать.
Все произведения цикла основаны на бродячих сюжетах — учитель поясняет это понятие, ученики записывают его определение в словарь: бродячие сюжеты —
устойчивые комплексы сюжетно-фабульных мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой
художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования (см.: Википедия).
Все они почерпнуты поэтом из западноевропейской культуры и литературы (например, известны одноимённые опера В. А. Моцарта и поэма Дж. Байрона «Дон Жуан», у Пушкина —
Дон Гуан из «Каменного гостя»). В ряду произведений, основанных на «вечных» сюжетах, особым образом выделяется трагедия о людях, которых можно назвать почти
современниками поэта: Моцарт умирает в 1791 году, всего за восемь лет до рождения Пушкина, а Сальери — в 1825-м!
Версия смерти Моцарта от руки Сальери, на которую опирается Пушкин, до сих пор остаётся недоказанной, но не доказано и противоположное. Более того, к концу
жизни Сальери, оказавшийся в доме для умалишённых, признался в том, что отравил своего соперника. Что двигало им в этих откровениях: душевная болезнь, покаяние или
так и не обретённая им великая слава, которую он решил компенсировать славой скандальной?
Как бы то ни было, в «Заметках» 1832 года Пушкин чётко пояснил свою версию: «В первое представление Дон Жуана, в то время, когда весь театр, полный изумлённых
знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, — раздался свист; все обратились с изумлением и негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы — в бешенстве,
снедаемый завистию. Сальери умер лет 8 тому назад. Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении — в отравлении
великого Моцарта. Завистник, который мог освистать Дон Жуана, мог отравить его творца».
Чтобы яснее осознать причины зависти Сальери, учитель может предложить удачно смонтированный из фильма М. Формана «Амадей» видеоклип, который легко найти в Интернете
по ссылке: Mozart Vs Salieri на Youtube.com.
Понять истоки разъедающей ненависти Сальери к Моцарту поможет и предыстория этого героя, которая дана в пушкинском тексте: с детства преданный музыке, своему
неустанному труду, за который возносит благодарственные молитвы Богу, Сальери убеждён, что Моцарт недостоин своего таланта. И эта мысль вынуждает его бросить вызов
даже самому Создателю.
IV. Таким образом, учитель и ученики переходят к анализу текста трагедии, руководствуясь вопросами, которые предложены в учебнике.
Чтобы создать необходимую эмоциональную атмосферу, можно использовать небольшую презентацию «Вступление к опере Н. А. Римского-Корсакова „Моцарт и Сальери“ и
первый монолог Сальери в исполнении оперного певца»[2].
Какое настроение героя передают музыка и исполнитель арии-речитатива? Почему Сальери в начале и в конце трагедии оказывается на сцене в одиночестве?
Выполняя задание 1 учебника,
подготовленное дома, учащиеся выразительно читают первый монолог Сальери и размышляют над вопросами, предложенными в задании.
Задание 2 учебника вновь сосредоточивает учеников на личности Сальери. Такое внимание к этому персонажу объяснимо: именно с ним связана идея зависти и гордыни, столь
важная здесь для Пушкина, именно в нём кипят противоречивые, порой взаимоисключающие побуждения и чувства: восхищение музыкой Моцарта и нежелание признавать это,
болезненное осознание величины дарования своего соперника и неистребимое желание принизить его.
Учитель предлагает доказать это, опираясь на пушкинский текст.
Какую роль в понимании, истолковании образов Сальери и Моцарта играет образ «слепого старика со скрыпкой», который в трактире исполнял (можно представить, как он это
делал) арию из «Дон Жуана»?
Какие качества героев проявляются в отношении к его игре?
Выполнение задания 3 учебника поможет разобраться в этом вопросе. Размышления учеников приводят их к выводу, что образ Моцарта символизирует простодушие и щедрость
гения, у которого не может быть ни самодовольства, ни чванства, ни расчётливости. Образ Сальери символизирует разъедающую душу гордыню и её порождение — зависть.
Согласны ли вы с утверждением В. Г. Белинского: «…Как ум, как сознание Сальери гораздо выше Моцарта, но как непосредственная творческая сила он ничто перед ним…
И потому сама простота Моцарта, его неспособность ценить себя самого ещё больше раздражают Сальери. Он не тому завидует, что Моцарт выше его, — превосходство он мог
бы вынести благородно, но тому, что он ничто перед Моцартом, потому что Моцарт гений, а талант перед гением — ничто… И вот он твёрдо решается отравить его»?
Задание 4 учебника непосредственно связано с предыдущим и побуждает учеников выявить отношение автора к Моцарту, понять, что сближает поэта и созданный им образ
«гуляки праздного».
V. С особой полнотой образ Моцарта раскрывается в сцене II, которую ученики читают по ролям до реплики Сальери «Не думаю…» (задание 5
учебника).
Необходимо, чтобы музыкальным сопровождением чтения текста трагедии стал «Реквием» Моцарта (лучше всего выбрать для прослушивания его 7-ю часть — «Lacrimosa», что
означает в переводе с латыни «Слёзная»).
Интересно сопоставить разные трактовки этой центральной сцены трагедии. Для этого можно подготовить презентацию фрагментов из следующих фильмов: «Моцарт и Сальери» —
фильм-опера 1961 г., в ролях И. Смоктуновский и П. Глебов; телефильм 1970 г., в ролях И. Смоктуновский и Н. Симонов; «Маленькие трагедии», фильм 1980 г., в ролях
В. Золотухин и И. Смоктуновский.
Какую роль играет в этой сцене образ чёрного человека? Как он соотносится со всем содержанием трагедии?
В большинстве исследований, посвящённых пушкинской трагедии, развивается мысль о том, что Моцарт, предчувствуя гибель, тем не менее доверяет Сальери, не видит в нём
злодея.
К примеру, С. М. Бонди пишет: «Дело в том, что у Пушкина Моцарт вовсе не понимает ситуации, не понимает, что Сальери его лютый враг».
Так ли это? Согласны ли вы с таким утверждением? Действительно ли гений, обладающий поистине мистической интуицией, может так обманываться? Почему Моцарт в своих
репликах, словно пытаясь подчеркнуть своё дружеское расположение, постоянно объединяет себя и Сальери?
Находим подтверждение этому: «двух сыновей гармонии», «гений, как ты да я», «нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой», «единого
прекрасного жрецов» — все эти слова Моцарта обращены к мнимому другу.
Обратимся к заданию 6 учебника («Для дискуссии»), которое развивает эту тему.
Разговор о Бомарше насыщен такого рода намёками: Моцарт хвалит музыку Сальери, написанную им для оперы «Тартар» по либретто Бомарше, а потом вдруг
неожиданно задаёт вопрос: «Ах, правда ли, Сальери, / Что Бомарше кого-то отравил?»
Что таится в этом вопросе — простодушие или умысел, доверчивость или желание остановить Сальери?
Ответ же Сальери пронизан его неизменным высокомерием: «Не думаю: он слишком был смешон / Для ремесла такого».
Возможно, Моцарт, разгадавший суть натуры Сальери, с присущей ему деликатностью почти прямо даёт тому возможность задуматься над главным для него вопросом:
Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство —
Две вещи несовместные. Не правда ль?
— Согласны ли вы с этим утверждением? Способно ли оно остановить Сальери? Почему?
Дискуссия, вызванная мыслью Моцарта, приводит нас ещё к одному проблемному вопросу:
— Что мы, вслед за Пушкиным, понимаем под словом гений?
Лучезарный, солнечный дар или просто талант, не имеющий себе подобных? Служение идеалам добра, следование «веленью Божию» или изощрённый ум?
Пушкинский ответ на этот вопрос мы обнаруживаем в финале трагедии.
VI. Моцарт выпивает яд. Сальери торжествует. Но, оставшись наедине со своим преступлением, он обнаруживает, что оно не разрешило ни одного его
вопроса:
Ты заснёшь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? или это сказка
Тупой бессмысленной толпы — и не был
Убийцею создатель Ватикана?
Как видим, формально финал у трагедии открытый, но мы с очевидностью осознаём, на какую трагедию сомнения, смятения и вины обрёк себя Сальери. Становится понятным и
значение избранного нами эпиграфа к уроку.
Учитель предлагает учащимся соотнести эти пушкинские строки с содержанием изученного на уроке произведения.
VII. Подводя итоги проделанной работы,
учитель даёт в заключение письменную работу, требующую от учеников исследовательской деятельности: охарактеризовать и оценить всех героев трагедии «Моцарт и
Сальери».
При этом учитель может пояснить систему образов трагедии: главным героем в ней является музыка, её антиподом становится «сам-третий» чёрный человек,
противопоставляются Моцарт и Сальери, а старик со скрипкой символизирует проникшую во все сферы жизни музыку Моцарта, существующую рядом с нами всегда и везде.
VIII. Домашнее задание:
1) охарактеризовать и оценить всех героев трагедии «Моцарт и Сальери»;
2) выполнить задание 7 учебника;
3) прочитать первую главу романа «Евгений Онегин», ответить на вопросы 1—5 к этой главе;
4) выучить наизусть строфы XLV, LV, LVI; 5) выписать эпиграфы, предпосланные всем главам и роману в целом (русский перевод).
Следующие уроки: Урок 50. Сюжет и композиция романа в стихах «Евгений Онегин» >>>
|