Главная |
|
|
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ |
|
|
|
|
Иллюстрация Н. В. Кузьмина
к гл. 5 романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 1933 г. |
|
|
Пушкин и Онегин.
Гравюра Е. Гейтмана с рисунка А. Нотбека[ 2] |
|
|
|
|
|
|
|
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)
19 ЧАСОВ
9 класс[1] |
Уроки 42–47. Лирика А. С. Пушкина
Урок 48. Резервный урок
Урок 49. «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина
Уроки 50. Сюжет и композиция романа в стихах «Евгений Онегин»
Урок 51. Реализм пушкинского романа
Урок 52. Русское общество в романе «Евгений Онегин»
Урок 53. Изображение человека в романе. История Онегина
Урок 54. Анализ пятой главы романа «Евгений Онегин». Татьяна и Ольга
Урок 55. Идейно-композиционная роль дуэли. Онегин и Ленский
Урок 56. Анализ седьмой главы романа. Тема любви в «Евгении Онегине»
Урок 57. Смысл финала и нравственная проблематика романа
Урок 58. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин». Образ автора
Урок 59. Творчество А. С. Пушкина в оценке русских критиков
Урок 60. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
УРОК 50
Сюжет и композиция
романа в стихах «Евгений Онегин»
Задачи: в процессе комментированного чтения проанализировать первую главу романа; рассмотреть проблему «Автор и герой»; задать направление в исследовании
сюжета и композиции «Евгения Онегина».
Основные виды деятельности: комментированное чтение; выразительное чтение; чтение наизусть; лекция; работа со статьёй учебника; эвристическая беседа;
аудирование; составление плана.
Термины: жанр, эпиграф, реализм, сюжет, композиция, строфа, внутренний монолог, лирическое отступление, деталь, сопоставление и противопоставление,
антитеза, метафорический эпитет.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания
помогает увязать материал предыдущего урока с вводным занятием по роману «Евгений Онегин».
Написанная в 1830 году — в год завершения работы над романом — трагедия «Моцарт и Сальери» по-своему развивает завоевания Пушкина-художника.
Реалистический подход в изображении многомерной картины жизни, реализованный в романе, проявляется в «Моцарте и Сальери» в сложности мотивировок поведения героев, в
неоднозначности их характеров.
Роман «Евгений Онегин» — вершинное произведение Пушкина, как видим, определившее развитие его творчества в указанном направлении.
II. Во вступительном слове
учитель вслед за самим автором настраивает учащихся на восприятие сложного, неоднозначного текста романа, обращаясь к вводным строкам, предваряющим повествование:
«Не мысля гордый свет забавить…»
Это обращение к читателям, первоначально адресованное издателю П. А. Плетнёву как посвящение, становится своеобразной установкой, определяющей чтение романа.
Учитель предлагает ученикам найти в нём ключевые слова. Версии разнообразны, однако учитель сосредоточивает внимание девятиклассников на строке «Прими собранье
пёстрых глав…». Метафорический эпитет таит в себе глубокий смысл, который подтверждается и анализом эпиграфа к роману (задания 1, 2 учебника).
В чём он заключается? Многообразие картин русской действительности, сложного, многогранного человека, неоднозначность авторских оценок и настроений — жизнь во всей её
«пестроте» — вот к чему готовит читателя Пушкин, вот что мы должны обрести в его романе.
III. Такой подход к изображению мира и человека проявляется с первой строфы (задание 4 учебника).
Читая и анализируя её, ученики сразу же погружаются во внутренний мир героя, и осуждают его, и, не без помощи учителя, сочувствуют ему, а главное, начинают понимать,
что человеческая природа соткана из противоречий, — к этому ведёт нас Пушкин.
Кроме того, мы замечаем, что поэт отказывается от общепринятых сюжетных схем и, минуя экспозицию, сразу же включает нас в непосредственное действие.
Анализируется в классе и
эпиграф к первой главе
(домашнее задание, вопрос 4 учебника):
Каким образом он настраивает нас на восприятие Онегина — светского повесы?
Связан ли этот эпиграф с содержанием последующих глав?
IV. Далее в процессе комментированного чтения
текста первой главы
учитель фиксирует внимание учащихся на вопросах, предложенных в учебнике.
Особенно сложен для них вопрос 8: следует пояснить, что в негативном отношении Онегина к свету сказывается и его истинное разочарование в светской жизни, и модная
тогда поза романтического героя: играя в разочарованность, он не прочь продемонстрировать её в светских гостиных. Не случайно потом Татьяна, почувствовав это его
свойство, задаст себе вопрос, способный погубить любовь: «Уж не пародия ли он?»
V. Читая и анализируя первую главу
романа в стихах «Евгений Онегин»,
ученики под руководством учителя выявляют в ней очень важную параллель: сопоставление и противопоставление двух героев — Автора и Онегина.
Что сближает этих двух персонажей? В чём они резко отличны друг от друга?
Ответить на эти вопросы поможет работа над вопросами и заданиями 9, 10 учебника.
Два разных характера, два, по сути, противоположных типа отношения к действительности, характеристика которых заключена всего в одной строке: «Я был озлоблен,
он угрюм». Предложим ученикам задуматься над семантикой этих строк: «озлобленность» ведёт к действию, поступку, «угрюмость» — к пассивности, уходу в себя.
Запись слова в словарик и подбор к нему синонимов способствуют и истолкованию характера Евгения, и авторского отношения к нему (нахмуренность, суровость, мрачность,
хмурость, неприветливость, пасмурность, насупленность, неласковость, малоприветливость, сумрачность, неулыбчивость, безотрадность).
Почему Пушкин стремится подчеркнуть «разность» между Автором и Онегиным? К какой мысли о цели человеческого существования ведёт? Как описание
образа жизни Онегина после его разрыва со светом (задание 10) помогает нам найти ответ на эти вопросы?
VI. Подобного рода размышления и наблюдения могут лечь в основу плана (желательно, цитатного) будущего сочинения:
«Автор и герой в романе А. С. Пушкина „Евгений Онегин“»:
1. С какой целью Пушкин проводит параллель между Автором и героем?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать строфу LVI из первой главы.
2. Что сближает этих персонажей?
Нужно найти подтверждения в тексте (происхождение, образование, их светская жизнь, круг общения, общие друзья, разрыв со светом).
3. В чём заключается «разность» между ними?
Следует, опираясь на текст, рассмотреть следующие аспекты: «разность» характеров, реакций на окружающую действительность; отношение героев к театру и, шире, к
искусству в целом; отношение к чтению, книгам, поэзии, творческому труду; отношение к природе, любви и, конечно же, к Татьяне.
4. Какое значение для нас, читателей, имеет сопоставление Автора и Евгения? Какие выводы об их отношении к жизни мы можем сделать?
Разумеется, на первом уроке ответить на заключительный вопрос очень сложно. Учитель может сам прокомментировать ответ на него или перенести завершение работы
над планом на последующие уроки.
VII. Когда текст главы проанализирован в том объёме, который допускает время урока, учитель вместе с учениками обобщают
изученное, рассматривая его в новом ракурсе: наблюдения над сюжетом и композицией, сформулированные под руководством учителя, девятиклассники
записывают в тетрадь:
1. Сюжет по замыслу Пушкина развивается линейно, в хронологической последовательности: его автор, судя по названию, сосредоточивает внимание читателя на становлении и
развитии характера Евгения Онегина, обладающего «чувством превосходства, быть может, мнимого».
2. Пушкин отказывается от традиционных экспозиции, развязки и тем более эпилога — герои представлены здесь в потоке жизни, которую нельзя ограничить искусственными
рамками.
3. Сюжет романа строится по принципу «зеркальных отражений» (Д. Д. Благой), одно из которых мы выявили на этом уроке: свет благодушно принимает Онегина — Онегин
разрывает со светом.
4. Особенностью построения романа становится уникальное сопряжение двух начал — лирического и эпического (недаром роман написан в стихах).
5. Сюжет, вмещающий в себя всю «пестроту» жизни, уравновешивается чёткостью и строгостью композиции: роман чётко структурирован на главы, каждая из них относительно
завершена, посвящена определённой теме, к ней предпосланы эпиграфы (или эпиграф), позволяющие выявить эту тему и авторское отношение к изображаемому.
6. Основным композиционным элементом романа является онегинская строфа, которая, с одной стороны, придаёт тексту целостность, с другой стороны, благодаря своей
поэтической гибкости, она может передать любую интонацию и позволяет, в силу своей завершённости, легко переходить от темы к теме.
VIII. Домашнее задание:
1) прочитать текст второй главы и ответить на вопросы 1, 3, 4 к главе;
2) письменно выполнить задания 2, 5 учебника;
3) выучить наизусть две строфы из этой главы (по выбору).
Индивидуальное задание:
подготовить презентацию «Мир дворянской усадьбы XIX века в живописи и фотографиях».
|
|
УРОК 51
Реализм пушкинского романа
Задачи: в процессе комментированного чтения проанализировать вторую главу «Евгения Онегина»; рассмотреть проблему психологизма в ней; задать направление в
осмыслении реалистической природы романа.
Основные виды деятельности: комментированное чтение; выразительное чтение; чтение наизусть; лекция; работа со статьёй учебника; эвристическая беседа;
аудирование; презентация.
Термины: жанр, эпиграф, сюжет, композиция, строфа, реализм, многоплановость характеров, историзм, мотивация поведения героев, психологизм, внутренний
монолог, лирическое отступление, деталь, сопоставление и противопоставление, антитеза.
Этапы урока:
I. Проверка домашнего задания
осуществляется по ходу урока, начать же её можно с презентации «Мир дворянской усадьбы XIX века в живописи и фотографиях».
Возможно прокомментировать эту презентацию описанием поместья Онегина (строфы II и III) и описанием усадьбы Лариных.
Презентация выводит нас на анализ эпиграфа ко второй главе: „O rus!..“ (перевод из Горация: «О деревня!..»), к которому Пушкин добавляет своё
«О Русь!». Здесь мы находим явную игру слов: по Пушкину, деревня, усадьба, русская природа и есть подлинная Россия.
Обращаемся к учащимся с вопросом 3, ответ на который они должны были подготовить дома: описание поместья Лариных, их образа жизни и образа жизни Онегина в поместье
(глава 4, строфы XLIII—XLVII), рассказ об общении Онегина и Ленского — всё это является экспозицией и создаёт представление об укладе русской поместной жизни.
Автор предпочитает расслабляющей, бесцельной праздности творческий труд: «В глуши звучнее голос лирный, / Звучнее творческие сны». Над чем иронизирует Пушкин (строфа
XI)?
II. Анализируя вторую главу,
обратимся к заданию 2 учебника («Опыт исследования»), выполненному учащимися дома.
Смешение стилей придаёт роману многомерность, позволяет автору живо изобразить быт и нравы помещиков (вспомним, например, строки о Лариных: «У них на масленице
жирной / Водились русские блины…»), в высоком поэтическом духе охарактеризовать глубокие переживания Татьяны, поднять и рассмотреть философские вопросы.
Таким образом, даже с помощью смешения стилей создаётся эффект многомерности картины жизни, её «пестроты».
III. По ходу комментированного чтения
второй главы
обращаем внимание на то, какие художественные приёмы использует поэт для характеристики внутреннего мира героев — Онегина, Татьяны, Ленского, Ольги.
Обратившись к выполненному дома заданию 5, обсуждаем, какую роль в этом играет описание их круга чтения.
В результате приходим к выводу, что Пушкин прибегает и к психологизму «изнутри» (внутренние монологи героев, их письма, сны, образы воображения и памяти, мечты
и мысли), и к психологизму «извне», иными словами, к авторскому описанию свойств героев: привлечение внимания к «восторженной речи» Ленского, замечания о том, что
Онегин «вчуже чувство уважал», пояснения о том, что в настроениях Татьяны сыграла большую роль «задумчивость, её подруга», и т. п.
Весь этот материал учащиеся отыскивают под руководством учителя в тексте, тщательно просматривая его.
Особое внимание уделяем кругу чтения героев, их литературным кумирам. Учащиеся выделяют в тексте первой и второй главы строки, в которых Пушкин характеризует эти
пристрастия героев. Затем они под руководством учителя записывают в тетрадь упоминания книг, героев произведений, фамилии авторов, а также тот краткий комментарий,
который даёт учитель о том, какую роль в формировании характеров героев и их предпочтений всё это могло сыграть.
Обратим, к примеру, внимание на то, что Онегин «Бранил Гомера, Феокрита, / Зато читал Адама Смита»; Ленский, воспитанный «под небом Шиллера и Гёте», являлся
«поклонником Канта»; Татьяна «влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо».
IV. Во второй главе
мы знакомимся с Ленским, Татьяной, Ольгой.
Заметим, что образ мыслей, чувств и отношения к жизни Онегина (первая глава) разительно не схожи с духовным настроем Татьяны. Как вы относитесь к пушкинской героине?
Как оценивает её автор? Размышлениям над этими вопросами очень помогает задание 8 («Точка зрения»).
Какой приём использует Пушкин, сопоставляя Онегина и Ленского? Можно ли сравнивать Онегина и Ольгу?
В результате всех этих размышлений и наблюдений над текстом мы приходим к выводу, что Онегин и в этой среде оказывается изолированным: он одновременно по-настоящему
испытывает неудовлетворённость и в то же время продолжает демонстративно играть романтическую роль чужака, презирающего своё окружение (строфа V).
Обратимся к ученикам с вопросом: как вы понимаете такую строку из романа «В любви считаясь инвалидом…»? Или такую: «…вчуже чувство уважал»? Как в лирическом
отступлении на эту тему Пушкин обобщает поднятую им тему (строфа XIV «Но дружбы нет и той меж нами…»)?
Учитель комментирует этот сложный для девятиклассников текст: Пушкин в этом лирическом отступлении предвосхищает те идеи, которые будут занимать русских романистов
позднее. Он размышляет здесь о новом для того времени типе человека (подобного Германну из «Пиковой дамы»), преступившего через законы нравственности и находящегося
во власти гордыни и преступного равнодушия.
V. Обобщая изученное,
рассматривая его в новом ракурсе, ученики под руководством учителя делают свои умозаключения о реалистической природе романа (учитель может предложить девятиклассникам
обратиться к соответствующей статье учебника) и записывают сформулированные положения в тетрадь:
1. Историзм романа.
Достоверное изображение жизни 20-х годов XIX века позволило В. Г. Белинскому отметить, что «Евгений Онегин» «есть поэма историческая в полном смысле слова,
хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица».
2. Широта охвата действительности, многомерность картины жизни в романе, детальная характеристика целой эпохи.
Не случайно Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни» (над доказательством этого положения мы будем работать и на последующих уроках).
3. «Пестрота» содержания романа: сопряжение в нём высокого и обыденного, поэтического и прозаического (в переносном смысле этих слов).
Подтверждая эту мысль, вновь обращаемся к Белинскому, который писал об авторе «Евгения Онегина»: «Он взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от неё только
одних поэтических её мгновений; взял её со всем холодом, со всею её прозою и пошлостию».
4. Утверждение принципов нового подхода к изображению жизни и человека потребовало от Пушкина преодоления всех устоявшихся в искусстве норм и правил (полемика в
романе с классицизмом, сентиментализмом и романтизмом).
5. Следствие подобного подхода к изображению действительности — поэтизация русского быта и русской природы.
В заключение урока
ученикам может быть предложена небольшая письменная работа «Что читали и о чём спорили герои романа „Евгений Онегин“?».
VI. Домашнее задание:
1) прочитать третью главу романа, выполнить задания 1, 2, 3, 4 к этой главе;
2) прочитать статью учебника о новаторстве Пушкина и реализме романа «Евгений Онегин», уметь её пересказать и прокомментировать высказанные в ней положения;
3) выучить наизусть «Письмо Татьяны к Онегину».
Индивидуальные задания:
подготовить презентацию «Иллюстрации к сцене романа „Татьяна пишет письмо Онегину“».
|
|
УРОК 52
Русское общество
в романе «Евгений Онегин»
Задачи: проанализировать третью главу романа; особое внимание уделить письму Татьяны и лирическим отступлениям, связанным с ним; поставить проблему «Русское
общество в романе», развивающую положение о многомерности картины жизни в «Евгении Онегине», выдвинутое на предыдущих уроках.
Основные виды деятельности: анализ текста; комментированное чтение; чтение по ролям; выразительное чтение; презентация; составление плана; письменная
работа.
Термины: психологизм, онегинская строфа, лирические отступления, «принцип зеркального отражения» в построении сюжета, диалог, монолог.
Этапы урока:
I. Во вступительном слове
учитель настраивает учеников на особую работу с текстом — на этом уроке она, как никогда, должна быть пронизана нашими чувствами, нашим сопереживанием.
Мы погружаемся в мир Татьяны, а её мир — это мир любви, природы, красоты и поэзии. На это нас настраивает и эпиграф к третьей главе,
подчёркивающий естественность и безыскусность её чувства (анализ эпиграфа, задание 1), и сочувствие автора своей героине, выраженное в лирических отступлениях, и даже
время года, когда происходят события третьей главы: это поздняя весна — расцвет жизни (задание 3).
Линия Татьяны, самая поэтичная в романе, становится ведущей и в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин»: тема письма Татьяны, приобретая тревожное, печальное звучание,
главенствует в увертюре (во вступлении), а значит, направляет восприятие всего музыкального произведения.
Учитель может предложить презентацию увертюры, которая звучит на фоне прекрасно смонтированного клипа по фильму-опере 1958 года (в роли Татьяны — Ариадна Шенгелая,
поёт Галина Вишневская). Найти этот материал можно в Интернете по ссылке: Евгений Онегин 3 Evgeny Onegin на Youtube.com.
II. Музыка, видеоряд, звучащие строки из романа — всё это создаёт положительную установку на чтение и анализ третьей главы.
Строфы I—V читаем по ролям. Здесь три персонажа: Автор, Евгений, Ленский. С какой интонацией произносят они свой текст?
Ленский взволнован, в его словах звучит искренняя заинтересованность, ведь он по-настоящему влюблён. Теплота и юмор пронизывают авторский текст.
Онегин бросает свои реплики с пренебрежением и иронией. Не потому ли, что он заинтересовался Татьяной больше, чем ему хотелось бы? Не потому ли, что из-за своего
позёрства не может признаться себе в этом? Как бы то ни было, его небрежно брошенная фраза «Я выбрал бы другую, / Когда б я был, как ты, поэт. / В чертах
у Ольги жизни нет…» становится завязкой любовной коллизии, которая с этого момента начнёт развиваться в драматическом, даже трагическом направлении.
III. Творческое прочтение сцен и
лирических отступлений из романа,
их интерпретация связаны со всей работой на уроке.
Обратимся к заданию 5. Строфы XV, XXIV, XXV отражают отношение автора к переживаниям Татьяны. Более всего его привлекают в ней цельность, искренность, способность
переступить через ханжеские нормы, подняться над ними в своей любви, полное отсутствие пошлого кокетства: «Кокетка судит хладнокровно, / Татьяна любит не шутя…»,
«…любит без искусства, / Послушная влеченью чувства».
На прошлом уроке мы рассуждали о том, какие свои качества Пушкин передал любимой героине (задание 8).
Пылкость, поэтичность, душевную смелость и, конечно же, своё одиночество, которое так остро ощущает Татьяна и которое тоже играет немалую роль в её увлечении
Онегиным: «Она в семье своей родной / Казалась девочкой чужой». Поместное окружение никак не могло компенсировать эту пустоту. В своём письме она напишет об этом
пронзительные строки.
IV. Чтение и интерпретация письма Татьяны —
эпицентр урока.
Вопросы «Как вы охарактеризуете чувство Татьяны? Поддерживаете ли её, осуждаете ли?» предваряют чтение.
Учитель должен пояснить, что любовь героини беззаветна, самоотверженна, в ней проявляется цельность (следует истолковать эти понятия) Татьяны: она принимает Онегина
в любом обличье, каким бы он ни был («ангел ли хранитель, или коварный искуситель»), и готова посвятить ему всю свою жизнь.
Чтобы полнее и ярче представить характер Татьяны и её глубокое чувство, учитель может предложить ученикам презентацию — просмотр фрагмента из фильма 1998 года (США,
Великобритания), в котором героиню дублирует Ольга Сирина. Обязательно надо сопоставить её исполнение с оригинальным исполнением этого же текста актрисой Лив Тайлер,
которой на английском языке удаётся до нас донести поразительную проникновенность пушкинского текста.
Наконец, на Video.mail.ru можно найти письмо Татьяны, звучащее на фоне кадров из того же фильма, в исполнении Ольги Будиной. В её прочтении оно звучит удивительно
искренно и безыскусно — мы слышим настоящую Татьяну, ожившую в звуках голоса актрисы.
Сопоставляя эти три прочтения, девятиклассники зримо представляют себе, что такое трактовка образа и интерпретация текста.
V. Приступая к работе над заданием 7,
учитель выразительно читает рассказ няни о своей судьбе (строфы XVII—XIX).
Здесь в полной мере, несмотря на небольшой объём текста, предстаёт перед читателем участь крепостной крестьянки. С какой целью Пушкин обращается здесь к своему
излюбленному композиционному приёму — принципу зеркального отражения?
С одной стороны, он таким образом противопоставляет две участи — дворянской барышни и крепостной крестьянки, а с другой — подчёркивает народность Татьяны, воспитанной
Филипьевной (с этой же целью вводится и поэтичная «Песня девушек» — Татьяна предстаёт перед нами в народной стихии).
И главное, устанавливая эту параллель, поэт намечает перспективу судьбы героини: её замужество тоже будет продиктовано волей матери, а не любовью.
VI. Выполнение этого задания становится переходным для составления плана по теме «Русское общество в романе „Евгений
Онегин“», материал для которого накоплен на этом и предыдущих уроках:
1. Создавая «собранье пёстрых глав», Пушкин в своём романе изображает объёмную картину жизни русского общества 20-х годов XIX столетия. Не случайно В. Г. Белинский
назвал «Евгения Онегина» «актом самосознания русского общества», «энциклопедией русской жизни».
2. Все сословные группы дворянства — поместное, московское (седьмая глава), высший петербургский свет (первая и восьмая главы) — представлены здесь. В зависимости от
того, какую из них изображает поэт, меняются его интонации и оценки.
3. О поместном дворянстве он пишет с лёгкой иронией (дядя Онегина, соседи Евгения, его времяпрепровождение в деревне; чета Лариных, гости на именинах Татьяны). В то
же время в поместной жизни, её патриархальном укладе сохранились «нравы нашей старины», и это вызывает симпатию поэта. Более того, жизнь в поместье, на лоне природы
для него является источником вдохновения: «В глуши звучнее голос лирный…».
4. Изображение московского дворянства перекликается с грибоедовским текстом (один из эпиграфов к седьмой главе подчёркивает это). Сатирическая картина барской Москвы
даже интонационно напоминает нам «Горе от ума» (строфы XLIV—LI).
5. Петербургский свет представлен Пушкиным с едкой иронией. Здесь нет места снисхождению, искренности, поэзии и любви. В восьмой главе находим его саркастическую
оценку, не допускающую разночтений.
6. «Энциклопедизм» романа проявляется и в том, что здесь дворянскому сословию противопоставлен народ, представленный так же разнообразно и полно: это трудовой люд
Петербурга (глава первая, строфа XXXV), и судьба няни Филипьевны, и уклад крестьянской жизни, её бесхитростная поэтичность и суровая проза.
7. На фоне этой пёстрой картины жизни ярко выделяются главные герои романа, которые оказываются противопоставлены своей среде. Образы Татьяны, Онегина, Ленского при
всей своей самобытности являются образами-обобщениями, характеризующими позитивные тенденции развития русского общества.
8. Отзываясь о читателях романа, не осознавших его панорамности в изображении действительности, Е. А. Баратынский писал Пушкину: «Высокая поэтическая простота твоего
создания кажется им бедностью вымысла, они не замечают, что старая и новая Россия, жизнь во всех её изменениях проходит перед их глазами».
VII. Домашнее задание:
1) выучить наизусть «Письмо Татьяны к Онегину»;
2) прочитать четвёртую главу, выполнить задания 1, 2, 3, 7 к тексту главы;
3) подготовить письменную работу «Изображение поместного дворянства в романе „Евгений Онегин“».
Индивидуальные задания:
разработать устное сочинение «Образ русской деревни в пушкинском романе в стихах».
|
|
УРОК 53
Изображение человека в романе.
История Онегина
Задачи: проанализировать четвёртую главу «Евгения Онегина» и выявить основные черты характера главного героя, проявившиеся здесь; рассмотреть реалистический
подход к изображению человека в романе; отразить и осмыслить основные этапы эволюции характера Онегина; обсудить понятие «лишний человек» и его соотнесённость с
образом Онегина.
Основные виды деятельности: комментированное чтение и анализ текста; выявление смысла эпиграфа к главе; презентация; работа со статьёй учебника и её
обсуждение; письменная работа.
Термины: эпиграф, композиция, пейзаж, монолог, диалог, сцена, сравнение и противопоставление, антитеза, мотивация, типичность, многоплановость.
Этапы урока:
I. Во вступительном слове
учитель поясняет задачи, которые необходимо рассмотреть на данном уроке, и настраивает учащихся на исследовательскую деятельность: нам необходимо понять,
как и почему так отреагировал на письмо Татьяны Онегин, что двигало им, когда он «отчитывал» её, встретившись с нею в саду.
Прежде всего обратимся к эпиграфу (задание 1): действительно ли нравственность в «природе вещей»? Мог ли быть согласен с этим Пушкин?
Скорее эпиграф полемичен по отношению к содержанию главы, действие которой происходит летом, в период расцвета всего живущего. Пушкин хочет подчеркнуть, что в «природе
вещей» любовь, пылкая жизнь души, а не мораль (синоним слову «нравственность»), которую излагает Татьяне Онегин.
II. Приступая к анализу
текста четвёртой главы,
задаёмся вопросом: почему она начинается с лирического отступления (задание 2)?
Пушкин, сам обладающий страстной натурой, отрицает пошлый опыт «науки страсти нежной», не признавая её холодных опытов обольщения.
Как это лирическое отступление (задание 3) соотносится с эпическим повествованием об отношении Онегина к любви (строфы X—XI)? Какой цели служит использованное в них
сравнение? Почему проводится параллель между любовными опытами Онегина и карточной игрой? Как вы понимаете термин «снижение темы»?
Учащиеся выразительно читают эти строфы, подчёркивая чтением контраст между ними.
Почему вторая из этих строф начинается с союза «но»? Какое впечатление произвело на Онегина письмо героини?
Письмо Татьяны «смещает» его представления о женщине и о любви, но, конечно же, не может изменить его полностью. Сначала оно пробуждает в нём «думы» (умом он в
состоянии полностью оценить его) и только потом чувства («И в сладостный, безгрешный сон / Душою погрузился он»).
Почему же Пушкин добавляет: «Чувствий пыл старинный / Им на минуту овладел»?
Автор романа — реалист, психолог: он сознаёт, что за мгновение не может произойти перерождение человека. Он изображает человека неоднозначного, сложного в потоке
изменчивых, противоречивых чувств. Поэтому поэт добавляет распространённый у него союз «но» («Но обмануть он не хотел / Доверчивость души невинной»). Онегин не
пытается сосредоточиться на возникающем в нём чувстве, пренебрегает им. Именно это почувствовала Татьяна, когда смиренно выслушала его отповедь.
III. Обратимся к заданию 4.
Конечно, героиня понимает, что не может своим признанием «заставить» полюбить её. Но чувства сильнее разума. Ей больно от того, что Онегин не разделяет
её любовь. Она не может не сознавать, что в целом он поступает благородно, но что же её так ранит в его словах?
Прежде всего его высокомерный эгоцентризм, снисходительность и полное непонимание того, какие чувства она испытывает. Он с высоты своего опыта поучает её. Это «не
всякий вас, как я, поймёт» становится самым болезненным моментом отповеди.
Во-первых, слишком высокомерно и самовлюблённо выделяется в нём «Я» героя её романа.
Во-вторых, он заявляет «не всякий вас… поймёт» и таким образом «мельчит», принижает её чувство, совершенно не сознавая, что Татьяна полюбила раз и навсегда —
на всю свою жизнь.
IV. Задания 7 и 8
позволяют проанализировать отношения Ленского и Ольги, Ленского и Онегина.
Пренебрежительное отношение главного героя к чувству своего приятеля, расслабляющая лень, распространяющаяся на всё, в том числе и на близких людей, предвещает беду,
и она не заставляет себя ждать. Но об этом мы прочитаем в следующей главе.
V. Обобщая изученное
на этом и предыдущих уроках, учитель ставит перед учащимися проблему:
Пушкин создаёт реалистическое произведение, которое отличается новым подходом к изображению человека. Классицисты, стремясь воздействовать на разум читателя,
показывали человека или положительным, или отрицательным, являющимся носителем какого-либо одного качества характера, и тем самым предельно упрощали человеческую
природу. Романтики изображали «странного» человека, исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Каким представлял читателю своего героя Пушкин?
Для того чтобы понять это, мы должны обратиться к статье учебника, особое внимание уделив эволюции характера Онегина, иными словами, истории героя.
Работая над статьёй,
учащиеся составляют план и записывают его в тетрадь:
1. Типичность героев (в доказательство этого положения учащиеся могут привлечь материал предыдущих уроков).
2. Многоплановость характеров (доказательство тому текст «Евгения Онегина», начиная с эпиграфа к роману, заканчивая рассмотренным на этом уроке отношением Онегина к
письму Татьяны).
3. Эволюция характеров. Сосредоточившись на этом уроке на характере Онегина, учитель вместе с учениками выделяет следующие этапы его развития:
а) предыстория Онегина; желание вкусить светскую жизнь — благодушное отношение к нему света («свет решил, что он умён и очень мил») — разрыв со светом («Ему наскучил
света шум»);
б) безуспешные поиски себя («труд упорный ему был тошен»);
в) письмо Татьяны впервые обратило его мысли к подлинной любви, пробудило чувство ответственности за переживания другого человека;
г) дуэль с Ленским становится переломным моментом в его жизни: он осознаёт мнимость своего разрыва со светом, в нём пробуждаются совесть и чувство вины;
д) путешествие по-новому позволяет взглянуть на Россию, осознать свою оторванность от жизни своего народа, почувствовать то, что испытывал у Грибоедова Чацкий: «Он
возвратился и попал, / Как Чацкий, с корабля на бал»;
е) вторая встреча с Татьяной и её отказ продлить отношения глубоко меняют его внутренний мир: он начинает ощущать то, что ранее ему было недоступно, — мучительные и
острые чувства.
4. Каким же предстанет после всех этих изменений Онегин за рамками сюжета, как в дальнейшем сложится его судьба?
Финал у романа открытый. Обретёт ли Онегин подлинную цель существования или по-прежнему останется лишним человеком?
Поясняя этот впервые обозначенный Пушкиным для русской словесности литературный тип, учитель обращается к точному суждению о нём В. Г. Белинского и предлагает ученикам
записать это высказывание критика: «…бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает,
что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
Ум, чувство собственного достоинства, презрение к пошлости жизни, тотальный скептицизм и отсутствие позитивной цели — вот что делает Онегина «лишним человеком», вот
что не даёт ему возможности реализовать себя.
И в этом трагедия его личности. Сможет ли он преодолеть это? Ответ на этот вопрос Пушкин отдаёт на волю читателю.
VI. В заключение урока
учащиеся работают над небольшим сочинением-размышлением (оно может быть задано на дом): «Почему Онегин к моменту встречи с Татьяной не был готов
к большому, глубокому чувству?»
VII. Домашнее задание:
1) завершить работу над сочинением;
2) прочитать пятую главу и выполнить задания 1, 2, 3, 6 учебника;
3) подготовить пересказ статьи учебника по теме «История Онегина».
Индивидуальное задание:
подготовить презентацию «Сон Татьяны в иллюстрациях художников и в музыке».
|
|
УРОК 54
Анализ пятой главы
романа «Евгений Онегин».
Татьяна и Ольга
Задачи: проанализировать пятую главу романа, выявить её композиционную структуру и охарактеризовать её роль в развитии сюжета романа; прояснить значение
эпиграфа, пейзажа, сцены гадания и сна в раскрытии образа Татьяны; сопоставить образ Татьяны и образ Ольги; интерпретировать эти образы, опираясь на суждения В. Г.
Белинского; углубить представления учащихся об изображении Пушкиным поместного дворянства и о способах выражения авторского отношения к изображаемому.
Основные виды деятельности: комментированное чтение; выразительное чтение; чтение по ролям; презентация; прослушивание музыкальных фрагментов; анализ
текста, сопоставительный анализ; эвристическая беседа; составление плана; устное словесное рисование; работа с критической статьёй; письменная работа.
Термины: сюжет, композиция, эпиграф, пейзаж, психологизм «изнутри» (внутренние монологи, письма, образы воображения и памяти, сны), реминисценция,
художественная параллель, фольклор, лирические отступления, высокий стиль, контраст, предметно-бытовая деталь.
Этапы урока:
I. Во вступительном слове
учитель настраивает учеников на комплексный, многоаспектный анализ этой главы: в пятой главе наиболее полно и ярко воплотилась идейно-художественная
задача, поставленная Пушкиным, — создать «собранье пёстрых глав».
Содержательная и стилистическая «пестрота» романа проявилась в полной мере: здесь мы находим фольклорные образы и мотивы, которые соотносятся с образом Татьяны:
традиции, предания, гадания и песни — это те стихии, которые во многом определяют её душевное состояние, её мечты.
Здесь в то же время обнаруживается и сатирическое снижение тона повествования, когда речь заходит об именинах героини, о гостях Лариных.
Мистическая романтическая стилистика присуща сну Татьяны, а конфликт между Ленским и Онегиным имеет реалистическую мотивированность и представлен в житейской,
обыденно-реальной форме.
Такие стилистически разнообразные картины тем не менее сливаются у Пушкина в единое целое: как в жизни, в тексте романа объединяется трагическое и смешное,
высокое и обыденное, поэзия и проза. Стоит добавить, что все эти интонации — от иронии до романтического пафоса — обнаруживаются в лирических отступлениях, которых
немало в этой главе.
II. Приступая к комментированному чтению
и анализу пятой главы,
обращаем внимание на эпиграф.
К его истолкованию вернёмся позже, тут же заметим, что строки из «Светланы» В. А. Жуковского выделяют сон Татьяны как главный эпизод романа.
Далее учитель проводит эвристическую беседу, которая может основываться на таких вопросах: что предшествует сну Татьяны? Какую роль играет здесь пейзаж (задание 2)?
Сон, во-первых, придаёт повествованию убедительность и точность, ведь именины Татьяны всегда бывают в январе; во-вторых, создаёт ощущение именно русской зимы с её
снегами, холодом, ощущением свежести и бодрости; в-третьих, картины зимы соотносятся с образом Татьяны и помогают автору охарактеризовать её.
Проследите, как образ зимы сопрягается с образом Татьяны (задание 2). Как от описания картин природы поэт переходит к описанию душевного состояния героини? Какую роль
играют здесь народные «преданья простонародной старины»? Строки какого произведения другого поэта напоминает нам текст строф V—X? Прочитайте их выразительно.
Какие интонации должны преобладать при чтении? Почему?
Пушкин сочувствует своей героине, понимает её, разделяет её чувства и нагнетает ощущение тайны.
III. Сон Татьяны
является одним из ключевых эпизодов романа (задания 3, 4).
Художественный гений Пушкина, его психологизм проявляются здесь в полной мере. Вспомним то, что мы узнали о роли снов в произведениях литературы в 8 классе
(раздел «Мир в слове», посвящённый слову «сон»). Напомним учащимся, что в сне как художественном образе мы всегда находим, с одной стороны, проявления внутренней
жизни человека, а с другой — преображённые подсознанием впечатления, надежды и страхи, обусловленные реальными, внешними обстоятельствами. Всё это вместе взятое
становится символичным, и эти символы мы должны истолковать.
Какую роль играл в «Капитанской дочке» сон Гринёва? Какую роль играет в романе «Евгений Онегин» сон Татьяны?
Здесь Пушкин прежде всего проникает в сокровенные душевные переживания героини: все её тревоги и горькие предчувствия воплотились в фантастических образах, рождённых
её подсознанием.
Какое значение в сне Татьяны имеет пейзаж? Как он соотносится с тем образом зимы, который существует в «реальной» жизни героини?
Тихая звёздная ночь в реальности и мглистая пурга, метель во сне являют собой определённую антитезу: в реальности пока ничто вроде бы не предвещает беды, но чуткая
душа влюблённой Татьяны предчувствует её. Весь сон пронизан ощущением страха, тревоги, предчувствием необратимых последствий роковой встречи Татьяны с героем её
романа.
Настроив таким образом учеников, учитель выразительно читает сон Татьяны.
Эмоциональное впечатление от прочитанного, конечно, велико. Чтобы не «потерять» его, учитель и девятиклассники обращаются к просмотру и обсуждению подготовленной
одним из них презентации «Сон Татьяны в иллюстрациях художников и в музыке».
Эта деятельность позволит постепенно перейти к дальнейшему анализу эпизода. Сопоставляя сон Гринёва и сон Татьяны, ученики под руководством учителя приходят к выводу,
что сон у Пушкина не только отражение внутренней жизни героя, но и определение перспективы дальнейших событий, только в фантастической форме, в форме
символов, порождённых якобы подсознанием персонажа.
Как вы истолкуете эти символы? Какое значение имеет здесь появление Ольги? Как оно характеризует отношения сестёр? Какие события, предстающие в сне, потом в жёстких
формах реальности претворятся в жизни героини?
IV. Строфы XXV—XXIX —
описание гостей Лариных,
того поместного общества, в котором томится от одиночества и непонимания героиня (задания 5, 6).
Читая эти строки, обращаем внимание на снижение стиля, на «говорящие» фамилии гостей.
Аналогии с каким произведением возникают у нас, когда мы читаем эти строки? (Ученики должны вспомнить комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль».)
Чем обусловлена эта художественная параллель?
V. На фоне гостей Лариных выделяются ли Онегин и Ленский? Отличается ли стиль повествования о них от стиля повествования о
других участниках этого праздника (задания 7, 8, 9)?
Онегин и Ленский не столько противопоставляются толпе гостей, сколько соотносятся с ней. Онегиным руководит несдержанность, жалкое раздражение и мелочное желание
отомстить. И за что: за поруганные принципы, за оскорблённую честь? Нет: всего лишь за желание Ленского ввести его в круг людей, который ему интересен в связи с
Ольгой, которой он увлечён.
Онегин вполне способен понять это, но он совершенно лишён сострадания, сочувствия и мудрой снисходительности, которая здесь необходима. Ленский же, воспламенённый
ревностью к Ольге, которая не очень-то достойна высоких страстей, тоже недалеко уходит от Онегина.
Итак, ими руководят: одним — мстительность («Поклялся Ленского взбесить / И уж порядком отомстить…»), другим — ревность («Уж хитрость ведает она, / Уж изменять
научена!..»). Обе эти страсти не возвышают героев. Ленского прощает лишь то, что он пылко влюблён. Но можно ли простить Онегина?
Ссора, которая выглядит вздорной, отнюдь не выделяет их, напротив — невольно объединяет и Онегина, и Ленского с гостями Лариных.
Ольга с её бездумным кокетством играет в этом немалую роль. Тем острее ощущается одиночество Татьяны, её боль, вызванная происходящим, в котором реализовались все
её горькие предчувствия, отражённые в её сне («Татьяна чуть жива…»).
Чтобы ученики яснее поняли это, учитель может прибегнуть к приёму устного словесного рисования: как Татьяна
реагирует на поступок Онегина? Как наблюдает за его танцем
с Ольгой?
У Пушкина, который никогда не навязывает очевидных оценок, мы не находим этого. Однако учащимся, которые ещё не умеют «довообразить» внетекстовый материал, такое
задание будет полезным: оно будет способствовать развитию их читательского воображения и в то же время развивать их представления о пушкинской манере повествования,
совершенно лишённой тенденциозности.
VI. Такая постановка вопроса выводит нас на анализ лирических отступлений, которыми отнюдь не изобилует эта глава.
Что в ней преобладает?
В ней мы находим множество предметно-бытовых деталей и авторских комментариев к ним (нужно привести примеры). Попытаемся объяснить лукавое заявление
Пушкина:
Пора мне сделаться умней,
В делах и в слоге поправляться,
И эту пятую тетрадь
От отступлений очищать.
Как эта установка автора связана с содержанием главы?
Повествование явно снижено, на фоне пиршества, демонстрации самодовольства и пустого кокетства ещё отчётливее проступают глубокие переживания Татьяны, её страдающая и
страждущая душа.
VII. Как видим, образ главной героини по принципу контраста особенно ярко выделяется в этой главе.
Такая постановка вопроса выводит нас на необходимость сопоставить образы Татьяны и её сестры.
Составляя план,
привлекаем суждения о героинях В. Г. Белинского и других критиков:
1. Цельность и глубина характера Татьяны
(«Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как
будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь её проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет
высочайшее достоинство художественного произведения») — поверхностность, бездумность натуры Ольги («Ольга — существо простое, непосредственное, которое никогда ни о
чём не рассуждало, ни о чём не спрашивало, которому всё было ясно и понятно по привычке и которое всё зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но
скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало
время»).
2. Поэтичность, ранимость Татьяны
(её сон, её предчувствия, её соотнесённость с природой), «мятежное» воображение — отсутствие воображения у Ольги («Владимир и писал бы оды, / Да Ольга не читала их»).
3. Естественность, безыскусность и поведения Татьяны, и её отношения к жизни — кокетство Ольги, манерность, за которыми скрывается легкомыслие.
4. Одиночество Татьяны — общительность Ольги, её жизнелюбие.
5. Верность своему чувству Татьяны («Я вас люблю, к чему лукавить…») — ветреность Ольги, склонность к предательству в любви (поведение на именинах).
6. Чувство долга и самоотвержения Татьяны, её решительность и бескомпромиссность — скоропалительное замужество Ольги после гибели Ленского.
7. «Русская душою» Татьяна — Ольга как порождение своего круга, продолжение своей матери.
8. Отношение автора к своим героиням:
о Татьяне («Татьяны милый идеал», «Я так люблю / Татьяну милую мою») и об Ольге («Всегда скромна, всегда послушна, / Всегда как утро весела…», «Её портрет: он очень
мил, / Я прежде сам его любил, / Но надоел он мне безмерно»).
Такого рода работа над планом позволит не только повторить изученное и скомпоновать его, но и поставить важные нравственные вопросы, разобраться в них и сделать свой
выбор.
Учитель может дать этот план в готовом виде, составить его вместе с учениками в сжатой форме и предложить им дополнить его дома цитатами, а если позволит время, может
разработать его с учащимися в развёрнутой форме.
VIII. В завершение урока
учитель вновь обращает внимание девятиклассников на эпиграф к пятой главе, который одновременно вызывает аналогии с балладой В. А. Жуковского
«Светлана» и противопоставляет содержание главы её романтической сказочности.
Выбирая этот эпиграф, Пушкин словно подчёркивает тем самым, что в реальной жизни всё прозаичнее (и в этом мы могли убедиться, читая текст пятой главы) и сложнее:
проблемы, страдания и разочарования Татьяны не исчезают с её пробуждением, как у Светланы, — они реализуются в её судьбе в своих обыденных и жёстких формах.
Рассуждая о роли сна в произведениях Жуковского и Пушкина, учитель готовит учеников к письменной работе по теме «Роль сна в балладе
В. А. Жуковского „Светлана“ и в романе А. С. Пушкина „Евгений Онегин“».
IX. Домашнее задание:
1) завершить работу над сочинением «Роль сна в балладе В. А. Жуковского „Светлана“ и в романе А. С. Пушкина „Евгений Онегин“»;
2) прочитать шестую главу романа и выполнить задания 1, 3, 7, 10 (устное сочинение), задание 10 (ко всему тексту романа);
3) выучить наизусть строфы IX—XI и XLV—XLVI.
Индивидуальные задания:
подготовить презентации «Дуэль в иллюстрациях русских художников» и «Сцена дуэли Онегина и Ленского в музыке и кинематографе» (по выбору).
Следующие уроки: Урок 55. Идейно-композиционная роль дуэли. Онегин и Ленский >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф.
Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). ( вернуться)
2. Гравюра Е. Гейтмана с рисунка А. Нотбека – Пушкин пишет брату Льву письмо с рисунком в начале ноября 1824 года
из Одессы в Петербург: «Брат, вот тебе картинка для „Онегина“ — найди искусный и быстрый карандаш. Если и будет другая, так чтоб все в том же местоположении. Та же
сцена, слышишь ли? Это мне нужно непременно».
В «Невском альманахе» за 1828 год художник А. Нотбек изобразил все так, как хотел Пушкин, и под рисунком поместил две строки из сорок восьмой строфы первой главы
«Евгения Онегина».
Лишь лодка, веслами махая,
Плыла по дремлющей реке... ( вернуться)
|
|
|
Рисунок А. С. Пушкина
на страницах рукописи романа "Евгений Онегин".
Черновой автограф гл. 1, строфы XXVI |
|
|
А. Н. Бенуа. Москва пушкинского времени. Английский клуб. 1915 г. |
|
|
|
|
|
|
|