|
П Р А К Т И К У М Ы
7 класс[1] |
|
КОНФЛИКТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
1 ЧАС |
УРОК 11
Характеристика конфликта
и способов его разрешения
в литературном произведении
Задачи: обобщить знания учащихся о конфликте в литературном произведении; научить их различать внешний и внутренний
конфликт и рассказывать об особенностях конфликта в конкретном литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; записи в тетрадях; работа со словарями; выполнение заданий учебника.
Термины: конфликт, персонажи-двойники, персонажи-антиподы.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о теме и основных задачах урока, посвящённого конфликту в литературном произведении.
II. Чтение фрагмента главы учебника
«Что такое конфликт в литературном произведении»
и выполнение заданий, помещённых в этом разделе.
Материалы главы дополняются другими определениями конфликта, которые учитель или заранее подготовленные учащиеся найдут
в специальных изданиях, например в справочниках по социологии или психологии.
III. Обучение конспектированию
лекции учителя
можно начинать уже в 6—7 классах.
Примерный план лекции учителя:
Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент (от лат. incidentis — случающийся) или случай, происшествие
(обычно неприятное), когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Иногда синонимом понятия «конфликт» выступает термин «коллизия» (от лат. collision — столкновение).
Конфликт бывает внешним и внутренним, разрешимым и неразрешимым.
Психологи говорят о конфликте продуктивном (конструктивном) и непродуктивном (неконструктивном). Например,
острая дискуссия в научных коллективах может привести к поиску необходимого конструктивного решения.
Конфликт может проявляться в литературном произведении не только на событийном (как коллизия, интрига), но и на
смысловом уровне (например, во многих бессюжетных лирических стихотворениях).
Развитие конфликта связано с композицией произведения.
Конфликт возникает по ходу разворачивающихся событий, обостряется, проходит все стадии развития (от завязки до
кульминации и развязки) и разрешается — исчерпывает себя.
В крупных по объёму эпических произведениях обычно много конфликтов. Тогда говорят об основном (глобальном)
конфликте и сопровождающих (и осложняющих) его конфликтах (например, в знакомой семиклассникам повести А. С. Грина
«Алые паруса»).
IV. Чтение фрагмента главы учебника
«Какие виды конфликтов могут быть представлены
в литературном произведении»
и выполнение заданий, помещённых в этом разделе.
Дополнительные вопросы:
1. Какой литературный род даёт примеры особенно ярко выраженных конфликтов?
2. В каких произведениях конфликт непременно завершается катастрофой?
3. Почему конфликт в лирическом произведении может быть только намечен? Какой конфликт преобладает в лирических
произведениях? Приведите примеры.
4. Какие типы конфликта были характерны для литературы Древней Руси?
5. В чём своеобразие конфликта в комедии эпохи классицизма (на примере «Недоросля» Д. И. Фонвизина)? Кто принимает
участие в этом конфликте? Как разрешается такой конфликт?
V. Чтение фрагмента главы учебника
«Как охарактеризовать конфликт
в литературном произведении»
и выполнение заданий, помещённых в этом разделе.
Для закрепления материала главы учитель предлагает
нескольким группам учащихся дать характеристику конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» с позиции
разных его участников: Правдина, Милона, госпожи Простаковой, Скотинина, Еремеевны и др.
Попутно проводится словарная работа
с распространёнными теоретико-литературными понятиями:
— персонажи-двойники;
— персонажи-антиподы.
Учитель объясняет значения этих понятий, отмечая, что они обычно используются в тех случаях, когда в образах
персонажей явно подчёркнуты черты сходства (Скотинин и Митрофан) или различия (Скотинин и Правдин), когда
писатель выстраивает систему образов на основе принципа подобия или контраста. Учащиеся приводят свои примеры
из знакомых им фольклорных и литературных произведений.
Здесь целесообразно вспомнить образы Дон Кихота и Санчо Пансы, в начале романа противопоставленные друг
другу, но в ходе развития сюжета образовавшие несомненное единство.
Примерный план работы в группах,
посвящённой одному из участников конфликта:
1. Насколько активно этот персонаж участвует в конфликте? На чьей стороне? Какие цели ставит перед собой?
2. Как он оценивает (и оценивает ли) свои силы? Как действует в конфликтной ситуации? Выберите слова для оценки его поведения.
Самостоятельно, осознанно, уверенно, рационально, логично, спонтанно, необдуманно, неосознанно, нелогично, жёстко, глупо,
нелепо.
3. Какие сильные (или слабые) стороны его натуры проявились в конфликтной ситуации?
4. Кто его главный оппонент? На кого или на что он может опереться в данной ситуации?
5. Как этот персонаж оценивает в итоге произошедшие события? Насколько объективна эта оценка?
Итоги работы в группах подводятся в конце урока или на следующем уроке.
VI. Домашнее задание:
прочитать статью учебника об А. С. Пушкине и выполнить одно из предложенных после статьи заданий (по выбору учащихся).
Следующие уроки: Урок 12. Стихотворения А. С. Пушкина «Узник» и «Туча» >>>
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТА
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1 ЧАС |
УРОК 23
Характеристика сюжета
литературного произведения
Задачи: обобщить знания учащихся о сюжете и проблематике литературных произведений; формировать навыки характеристики сюжета и его связи с проблематикой
произведения.
Основные виды деятельности: выполнение практических заданий учебника; сопоставление классического (традиционного) сюжета и нетрадиционной сюжетной
модели; определение типа проблематики.
Термины: сюжет, проблематика.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
об основных задачах урока-практикума «Характеристика сюжета литературного произведения».
На данном уроке обогащаются представления учащихся о сюжете и проблематике литературного произведения. Семиклассники, уже умеющие пересказывать сюжет, должны также
кратко охарактеризовать его особенности, указать на связь с фольклорной и литературной традицией, отметить его оригинальность, мастерство писателя в построении сюжета.
II. Чтение разделов учебника
«Характеристика сюжета литературного произведения»,
«Классические сюжеты в мировой литературе»
и выполнение заданий, помещённых в этих разделах.
На данном этапе урока повторяются сведения о классических (традиционных) сюжетах (уже знакомых семиклассникам) и о нетрадиционных сюжетных
моделях, которые получили распространение в литературе XIX—XX веков (также представленных в школьной программе).
III. Чтение раздела учебника
«Характеристика конфликта
и способов его разрешения
в литературном произведении»
и выполнение практических заданий этого раздела.
Приведённые в учебнике фрагменты литературных произведений могут быть дополнены другими (их могут подобрать учащиеся).
Возможно расширение рассматриваемых на уроке видов проблем, противоречий, которые становятся предметом авторского осмысления. В учебнике речь идёт о социальных,
философских и нравственных конфликтах, отражённых (и не обязательно решённых) в литературных произведениях. Можно говорить также об исторических, национальных,
психологических конфликтах произведения.
Следует отметить при этом, что зачастую сложно однозначно определить, к какой сфере относится конфликт.
Так, например, конфликт защиты чести семьи в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова» может быть понят и как нравственный, и как психологический, и как социальный.
IV. Чтение раздела учебника
«Характеристика сюжета литературного произведения»
и работа с примерным планом характеристики сюжета.
V. Домашнее задание:
подготовить устную характеристику сюжета поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Следующие уроки: Урок 24. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» >>>
|
|
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
2 ЧАСА |
Урок 32. Анализ эпизода эпического произведения
Урок 33. Анализ письменных работ
УРОК 32
Анализ эпизода
эпического произведения
Задачи: раскрыть содержание понятия «эпизод в литературном
произведении»; показать, как проявляется взаимосвязь эпизода и сюжета; определить содержание и смысловые части анализа эпизода эпического произведения;
подготовить учащихся к самостоятельному анализу эпизода.
Основные виды деятельности: анализ словарных статей; определение основных этапов анализа эпизода; чтение образцов анализа эпизода.
Термины: сюжет, эпизод, анализ.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя
о задачах практикума,
направленного на развитие умения анализировать эпизод эпического произведения, размышлять о его месте в сюжете.
II. Определение значения понятия «эпизод»,
анализ толкований значения слова «эпизод» в различных словарях, в том числе в «Кратком словаре литературоведческих терминов».
На данном этапе важно выделить ключевые слова в определениях термина
(относительно самостоятельная единица действия;
значение в развитии художественного действия;
замкнутое пространство и время действия, происшедшего в том или ином эпизоде).
III. Определение взаимосвязи
сюжета и эпизода.
Основная задача этого этапа состоит в раскрытии положения о том, что понять смысл отдельных эпизодов можно лишь
в системе всего действия. Следовательно, необходимо знать сюжет произведения в целом.
В процессе последовательного выполнения заданий учебника учащиеся под руководством учителя
приходят к следующим выводам:
— э п и з о д — это звено в развёртывании сюжета (сюжетной линии);
— отдельные эпизоды играют роль завязки и развязки действия, различных этапов его развития;
— понимание значения каждого эпизода в развитии действия приближает к пониманию смысла произведения в целом.
IV. Изучение примерного
плана анализа эпизода
эпического произведения.
Приступая к работе с примерным планом и к чтению образца анализа эпизода, следует напомнить учащимся о том, что анализ как мыслительная операция
предполагает выделение частей изучаемого явления, определение их свойств и отношений между ними. В результате анализа происходит познание того или иного явления
в целом, соединение полученных сведений с целью обобщения и более глубокого понимания того, что было предметом анализа.
Образец анализа эпизода
(например, фрагмент работы известного литературоведа) позволяет обратить особое внимание
на правила и особенности построения подобного текста:
— во вступлении следует наметить основное направление анализа, определить, чем обусловлено появление этого эпизода;
— раскрывая суть эпизода, необходимо отобрать наиболее важные (в соответствии с целью анализа) факты и примеры, сопровождая их изложение
наблюдениями и размышлениями;
— анализируя эпизод в целом, необходимо определить его основную смысловую задачу;
— в процессе анализа эпизода необходимо размышлять над тем, как этот эпизод влияет на наше понимание произведения, что
нового о его героях мы узнаём в ходе анализа;
— анализируя эпизод, нужно вспомнить другие эпизоды произведения, в которых звучат те же темы, мотивы и размышления;
— в ходе анализа эпизода необходимо обратить внимание на то, какие изобразительно-выразительные средства особенно запомнились;
— в заключении следует обобщить наблюдения, сделанные в ходе анализа, определить роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии замысла писателя.
V. Подведение итогов урока,
анализ памятки
«Как подготовиться к анализу эпизода эпического произведения».
VI. Домашнее задание:
подготовить письменный анализ одного из эпизодов повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
|
|
УРОК 33
Анализ письменных работ
Задачи: закрепить навык анализа эпизода эпического произведения; проанализировать наиболее характерные ошибки, встречающиеся в письменных работах учащихся.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов сочинений учащихся; анализ наиболее характерных ошибок; работа над ошибками.
Термин: цитата.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
об особенностях письменных работ,
посвящённых сюжету и эпизоду литературного произведения.
Такие работы во многом напоминают изложения, так как школьники обязательно должны обращаться к содержанию произведения (или эпизода), однако при этом возникает
опасность ограничиться только пересказом, не отвечая на необходимые вопросы, отмеченные в примерных планах анализа сюжета (или эпизода).
II. Чтение наиболее удачных работ
или фрагментов сочинений учащихся с краткими комментариями.
III. Анализ наиболее характерных ошибок
в работах учащихся (фактических, речевых, логических), неудачных примеров цитирования.
IV. Самостоятельная работа над ошибками
под руководством учителя, индивидуальные консультации.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание: прочитать рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи».
Следующие уроки: Урок 34. Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи» >>>
|
|
ПЕЙЗАЖ В ЭПИЧЕСКОМ
И ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
1 ЧАС |
УРОК 46
Пейзаж в эпическом и лирическом произведениях
Задачи: раскрыть содержание термина «пейзаж в литературном произведении»; определить функции пейзажа в литературном произведении; подготовить школьников к
анализу пейзажа в литературном произведении.
Основные виды деятельности: словарная работа; чтение и анализ фрагментов литературных произведений; чтение раздела учебника; составление таблицы.
Термины: пейзаж, пейзаж в литературном произведении.
Этапы урока
I. Вступительное слово о задачах урока,
посвящённого практическому овладению навыком анализа пейзажа в литературном произведении, и об особом значении данной
темы для развития аналитических способностей, обеспечивающих понимание художественного произведения.
II. Сопоставление значения понятий
«пейзаж» и «пейзаж в литературном произведении».
Анализируя определение понятий, приведённых в учебнике, учащиеся выявляют содержание термина «пейзаж в литературном произведении».
Важно подчеркнуть, что в данном случае речь идёт о словесных средствах создания картин природы. Именно слово, его изобразительно-выразительные возможности использует
автор при описании природного окружения человека и создании образа любого открытого пространства.
Полезным будет сопоставление изображения какой-либо картины природы средствами разных видов искусства. Для этого следует подобрать фрагменты музыкальных и
литературных произведений, живописные пейзажные зарисовки, посвящённые одним и тем же явлениям природы (например: грозе, буре и т. п.).
III. Чтение фрагмента главы учебника
«Пейзаж в эпических и лирических произведениях»
и выполнение практических заданий, помещённых в этой главе.
Учащиеся знакомятся с некоторыми функциями пейзажных зарисовок в литературных произведениях.
После разъяснения тех или иных положений статьи учебника можно предложить семиклассникам проанализировать фрагменты литературных произведений и определить в них
функцию пейзажа. Для этого могут быть использованы либо материалы учебника, либо специально подобранные отрывки с учётом специфики класса.
На данном этапе важной задачей является также анализ изобразительно-выразительных средств, которые использует автор для описания картин природы. Важно показать
учащимся, в чём и как проявляется художественное мастерство того или иного автора. Определяя, какие эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т. д. использует
автор в своих описаниях, учащиеся должны почувствовать специфику пейзажных зарисовок каждого из них.
Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» подчёркивает красоту и величие мира, он становится символом вольной казачьей жизни.
Пейзаж в лирических стихотворениях М. Ю. Лермонтова вполне соответствует характеру, мятежной натуре его романтического героя.
В рассказах И. С. Тургенева картины природы становятся частью картины русской жизни.
IV. Знакомство с примерным планом
анализа пейзажа в литературном произведении,
приведённым в учебнике.
Этот план является логическим обобщением знаний и умений учащихся, полученных на уроках литературы.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Чем определяется выбор географического пространства, времени года, времени суток при описании картин природы? Какова символика этого выбора?
Объясните, почему в лирической поэзии часто изображаются переходы от зимы к весне (или от
лета к осени), от ночи к утру (или от вечера к ночи), почему поэты любят морские и горные пейзажи.
2. В чём может проявляться статичность и динамика художественной картины в литературном произведении? Какую роль в данном случае играют, например, глаголы?
3. Как автор может выражать своё отношение к изображённой картине природы? Приведите примеры литературных произведений, в которых содержатся прямые авторские оценки
пейзажа.
V. Подготовка к выполнению домашнего задания:
подобрать и проанализировать фрагменты пейзажных зарисовок из литературных произведений, результаты анализа оформить в виде таблицы.
ТАБЛИЦА
Анализ фрагментов пейзажных зарисовок из литературных произведений |
Автор и название произведения |
Начало пейзажной зарисовки |
Функции пейзажа |
Изобразительно-выразительные средства |
|
|
|
|
|
VI. Домашнее задание:
завершить работу над таблицей,
подобрать и проанализировать несколько фрагментов пейзажных зарисовок из произведений художественной литературы.
Уроки 47–48
Итоговый урок. Резервный урок
Следующие уроки: Урок 49. Стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская…» >>>
|
|
ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
2 ЧАСА |
Урок 73. Тропы и поэтические фигуры
* Урок 74. Анализ особенностей языка художественного произведения
УРОК 73
Тропы и поэтические фигуры
Задачи: обобщить представления учащихся о тропах и поэтических фигурах; закрепить навыки определения художественной
функции изобразительно-выразительных средств.
Основные виды деятельности: чтение главы учебника; выполнение практических заданий; чтение фрагментов стихотворений.
Термины: тропы, фигуры.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о задачах практикума
«Тропы и поэтические фигуры».
Важно отметить, что многое из того, о чём будет сказано на уроке, ребятам уже знакомо. Речь идёт об обобщении и систематизации ранее
изученного материала.
II. Чтение раздела учебника
«Что такое тропы и поэтические фигуры»
и выполнение заданий, помещённых в этом разделе.
На данном этапе работы обобщаются знания учащихся, полученные ими в начальной школе и на уроках русского
языка и литературы в 5—7 классах.
III. Чтение раздела учебника
«Какова художественная функция тропов
и поэтических фигур в литературном произведении»
и выполнение заданий, помещённых в этом разделе.
IV. Чтение раздела учебника
«Как рассказать об особенностях использования
изобразительно-выразительных средств в лирическом стихотворении»
и выполнение заданий, помещённых в этом разделе.
V. Подведение итогов урока,
заключительное слово учителя о том, что анализ изобразительно-выразительных средств языка особенно важен, когда мы имеем дело с лирическим
произведением.
VI. Домашнее задание:
выполнить задание 1 после раздела учебника «Тропы и поэтические фигуры».
|
|
УРОК 74*
Анализ
особенностей языка
художественного произведения
Задачи: формировать навык анализа языка художественных произведений; показать на конкретных примерах возможности
использования ресурсов общенародного языка для создания художественного образа.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; наблюдение над текстом; беседа по вопросам.
Термины: тропы, фигуры, лексика, синтаксис.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о том, что в процессе анализа художественного произведения важно учитывать
закономерности построения текста на разных уровнях языка: фонетическом, лексическом, морфологическом, словообразовательном, синтаксическом, стилистическом.
II. Записи в тетради тезисов лекции учителя,
которые будут дополнены примерами из литературных произведений, знакомых семиклассникам:
Помимо тропов и поэтических фигур, анализ художественного текста предполагает обращение к разным уровням: фонетическому, лексическому, грамматическому,
словообразовательному, синтаксическому и др.
Фонетические средства языка:
эвфония (благозвучие), ассонанс (повторение гласных), аллитерация (повторение согласных).
Лексические ресурсы языка:
синонимы, антонимы, омонимы, церковнославянизмы, историзмы, неологизмы, варваризмы, диалектизмы, профессионализмы, просторечные слова,
антропонимы (имена людей) и топонимы (названия мест).
Словообразовательные ресурсы языка:
использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, однокоренных слов, глаголов движения, «-с» на конце слова, создание отсутствующих в
общенародном языке форм слова и др.
Поэтический синтаксис:
неполные предложения, обращения, восклицания, использование прямой и косвенной речи, диалогов и монологов, сложные синтаксические конструкции,
авторская постановка знаков препинания (например, тире, двоеточия) и др.
III. Анализ языка лирического стихотворения
с учётом разных уровней языка.
В качестве примера избирается любое из изученных ранее стихотворений В. В. Маяковского, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого.
Данная работа может быть продолжена в группах, которым предлагаются для анализа стихотворения Ф. И. Тютчева или А. А. Фета.
IV. Домашнее задание:
прочитать статью учебника о биографии и творчестве М. А. Шолохова и рассказ «Судьба человека».
Следующие уроки: Урок 75. Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» >>>
|
|
РЕЦЕНЗИЯ
НА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
ИЛИ ТЕАТРАЛЬНУЮ ПОСТАНОВКУ
3 ЧАСА |
Урок 86. Рецензия как жанр литературной критики и публицистики
* Урок 87. Подготовка к написанию рецензии на литературное произведение или театральную постановку
Урок 88. Анализ рецензий
УРОК 86
Рецензия как жанр
литературной критики
и публицистики
Задачи: раскрыть признаки рецензии как жанра; познакомить учащихся с разновидностями рецензий; охарактеризовать смысловые части рецензии; научить
школьников анализировать текст рецензии; подготовить их к написанию рецензии.
Основные виды деятельности: анализ определений рецензии; чтение и анализ рецензий и их фрагментов; редактирование рецензий.
Термины: аннотация, отзыв, рецензия.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о значимости написания рецензии для развития умений, связанных с анализом художественного произведения, о месте рецензирования
в ряду других видов деятельности, имеющих отношение к анализу (аннотация, отзыв).
II. Определение рецензии как жанра.
Основная задача этого этапа урока — раскрыть основные признаки рецензии в сопоставлении с такими жанрами, как отзыв и аннотация.
Учащиеся должны прийти к следующим выводам:
в аннотации даётся самое общее представление о содержании текста; её цель — сориентировать читателя в содержании книги (статьи, журнала, учебника);
цель отзыва — высказать своё мнение о произведении, поразмышлять о характерах и поступках героев, которые произвели на читателя особое впечатление;
цель рецензии — провести критический анализ произведения, что проявляется в стремлении найти ответ на вопросы:
для чего написано произведение? Что хотел сказать его автор? Чем оно интересно современному читателю?
III. Определение смысловых (структурных) частей рецензии
в процессе анализа таблицы, в которой раскрываются задачи каждой из них.
Эта таблица дана в учебнике (часть 2).
Особое внимание следует обратить на третью графу:
в ней перечисляются речевые клише, которые используются для оформления содержания рецензии.
Представляется, что овладение этими оборотами речи во многом обеспечивает правильное (грамотное) написание текста рецензии.
IV. Знакомство с разновидностями рецензий
в ходе анализа их заголовков.
Анализ приводит к выводу о том, что рецензии могут быть написаны не только на литературные
произведения, но и на газетные публикации, театральные постановки, учебники, музыкальные произведения и др.
Учащиеся могут продолжить этот перечень на основе своего социального и читательского опыта.
V. Выполнение заданий, предложенных в учебнике,
позволит учащимся познакомиться с текстами рецензий, проанализировать логику размышлений автора рецензии, способы введения примеров и доказательств.
Учащимся предлагается для анализа следующий текст, которым заканчивается публикация книги Л. Лагина «Старик Хоттабыч».
«„Старик Хоттабыч“, бесспорно, одна из самых любимых детских книг. „О Волька ибн Алёша, о лучший из Волек, о вратарь
моего сердца!“ Кто же не улыбнётся при этих словах? Всякий тотчас поймёт, о ком это и кто говорит.
Обыкновенный мальчишка Волька Костыльков спас древнего джинна из тысячелетнего заточения в глиняном сосуде на дне
реки. И начались чудеса. Могущественный джинн Хоттабыч может всё. И в то же время он наивный, простодушный и по-детски беспомощный перед такими
привычными для нас телефоном, автобусом, кино...
Именно восточное красноречие старика Хоттабыча, его чудеса, точно из „Тысячи и одной ночи“, в парикмахерской, в метро,
на футболе, на экзамене по географии, в кино... порождают бесчисленное множество смешных ситуаций, весёлых и забавных приключений.
Л. И. Лагин впервые опубликовал повесть „Старик Хоттабыч“ в 1938 году. В дальнейшем автор неоднократно вносил в текст
изменения, продиктованные временем. Да, он не избежал влияния идеологии, которое было всеобщим. Но всегда оставалось
главное — юмор и полёт фантазии!
Книга печатается в редакции издательства (по тексту 1938 года).
Сохранены некоторые детали быта, особенности жизни тех лет (например, неполная средняя школа; возглас „Готов!“ при отправлении поезда в метро).
В конце концов, это наша история».
Выполнение задания предполагает анализ текста с последующим его редактированием:
— некоторые части рецензии нужно переструктурировать: сведения о первых публикациях повести логично поместить во вступлении;
— некоторые сведения в том виде, в каком они представлены в тексте, не соотносятся с целью рецензии как речевого жанра и должны быть исключены
из текста либо переработаны;
— требуется более чётко обозначить переход от одной части к другой;
— в тексте должна быть выражена позиция автора по поводу прочитанного, его размышления о поступках героев, о тех ситуациях, в которые они попадают;
— в рецензии должны быть кратко охарактеризованы основные герои книги, прежде всего Волька как главный герой повести;
— автор рецензии должен ответить на вопросы, зачем и для кого написана книга Л. Лагина, чем она интересна современному читателю.
Дополнительный материал
об обучении школьников написанию рецензии
учитель может найти в учебниках по риторике:
Школьная риторика. 7 кл. Учеб. пособие для общеобразоват. школы. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1998 (и последующие издания).
Риторика. 8 кл. Учеб. пособие для общеобразоват. школы. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1998 (и последующие издания).
VI. Отличие рецензии на театральную постановку
от литературной рецензии.
Рецензия на театральную постановку содержит дополнительные смысловые части, обусловленные характером произведения.
Наряду с анализом содержания постановки, который проводится по указанным в учебнике направлениям, в рецензии на театральную постановку необходимо
также проанализировать:
— игру актёров, указав наиболее интересные и запоминающиеся актёрские успехи (если есть необходимость, то называются также примеры неудачного исполнения ролей), с
обоснованием своей позиции;
— оформление спектакля, костюмы героев;
— музыкальное сопровождение, его соответствие содержанию спектакля, замыслу автора и режиссёра и т. п.
VII. Домашнее задание:
написать вступление к рецензии на сборник рассказов В. М. Шукшина.
|
|
УРОК 87*
Подготовка к написанию рецензии
на литературное произведение
или театральную постановку
Задачи: закрепить навыки написания вступления, работы над основной частью и заключением рецензии.
Основные виды деятельности: выполнение практических заданий; составление плана рецензии; подбор цитат.
Термины: цитата, вступление, заключение, аргументация, тезис.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания:
чтение вступлений к рецензии на сборник рассказов В. М. Шукшина.
II. Объяснение назначения вступления в рецензии:
обоснование выбора темы, раскрытие замысла работы, идеи сочинения (предварительные выводы); чтение вариантов
заготовленных дома вступлений, их корректировка.
III. Повторение алгоритма изложения мыслей
(тезис — развитие тезиса, пример — объяснение примера — обобщение-вывод);
создание вариантов основной части работы;
чтение вариантов основной части сильными учащимися;
выделение удачных вариантов, коллективная корректировка речевых ошибок и недочётов.
IV. Написание заключения и его чтение в классе.
V. Домашнее задание:
завершить работу над рецензией, оформить её чистовой вариант.
|
|
УРОК 88
Анализ рецензий
Задачи: познакомить учащихся с критериями оценки рецензий; проанализировать наиболее характерные ошибки.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рецензий учащихся; анализ наиболее характерных ошибок; работа над ошибками.
Термины: аргументация, фактические и речевые ошибки.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о требованиях к рецензии; сообщение о результатах работы класса.
II. Чтение наиболее удачных вариантов рецензий,
фрагментов работ учащихся с необходимыми комментариями.
III. Обозначение типичных ошибок, связанных:
1) с неполным, неудачным раскрытием темы, уходом от темы,
2) с отсутствием цитирования или его неправильным оформлением,
3) отсутствием абзацного членения в работе.
Учитель приводит примеры речевых, фактических, логических ошибок.
При этом обязательно предлагается исправленный вариант, проводится сопоставление первичного и окончательного вариантов работы.
IV. Самостоятельная работа над ошибками,
выполняемая под руководством учителя.
V. Домашнее задание:
прочитать новеллу П. Мериме «Видение Карла XI».
Следующие уроки: Урок 89. Новелла П. Мериме «Видение Карла XI» >>>
|
|
|
|
|
Маковский К. Е. Дети, бегущие от грозы. 1872.
106,7 х 173,5. Холст, Масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Художника привлекло ощущение тревоги перед грозой, объединившее природу и детей.
В пейзаже, пронизанном ветром, запечатлено переменчивое состояние природы: чередование света и тени, разнообразие оттенков неба – от темно-лилового до
золотисто-желтого. Колеблющиеся верхушки растений, бегущие облака подчеркивают движения детей, подгоняемых ветром. Шаткий мостик прогибается под
торопливыми шагами девочки – совсем скоро разразится гроза. А внизу, у самой земли, где сплетаются болотные травы и цветы – тишина и покой. |
|
|
Васильев Ф. А. Приближение грозы. 1869.
20,5 × 30,5. Холст, Масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва |
|
|
Николай Рубцов
Во время грозы
Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.
Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!
И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.
И все раскалывалась высь,
Плач раздавался колыбельный,
И стрелы молний все неслись
В простор тревожный, беспредельный.
1968
|
|
|
|
|
|
|