Урок 89. Новелла П. Мериме «Видение Карла XI»
Урок 90. Новелла Э. А. По «Низвержение в Мальстрём»
* Урок 91. Урок внеклассного чтения, посвящённый жанру новеллы.[2]
ПРОСПЕР МЕРИМЕ
(1803 – 1870)
УРОК 89
Новелла П. Мериме «Видение Карла XI»
Задачи: познакомить учащихся с особенностями жанра новеллы; проанализировать своеобразие сюжета новеллы П. Мериме
«Видение Карла XI».
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассказ о писателе; беседа по вопросам; чтение новеллы; обмен впечатлениями; словарная работа.
Термины: новелла, фантастика, сюжет, развязка.
Этапы урока
I. Вступительная беседа о новелле
и её жанровых признаках и разновидностях, уже знакомых семиклассникам (сказочная, детективная, научно-фантастическая и др.).
II. Рассказ учителя о П. Мериме и его творчестве,
интересе писателя к славянской тематике.
Материалы статьи учебника о писателе могут быть дополнены
информацией о становлении Мериме-новеллиста.
Его отец был художником, руководил Парижской школой изящных искусств. Мериме получил юридическое образование, однако увлёкся искусствоведением,
литературой, историей, этнографией, творчеством У. Шекспира.
Около 20 лет он был инспектором исторических памятников Франции, знал множество загадочных и мистических историй.
Смелость, готовность экспериментировать в литературе, увлечённость отличали Мериме. Он был автором нескольких мистификаций. Одной из них является «Театр Клары
Гасуль», сборник пьес, авторство которых приписано испанской актрисе, а другая мистификация, сборник «Гузла» («Гу́сли, или Сбо́рник иллири́йских пе́сен»)
как перевод песен старого гусляра Иакинфа Маглановича, стала основой для стихотворного цикла А. С. Пушкина
«Песни западных славян».
Этот цикл открывается стихотворением «Видение короля», сюжет которого явно перекликается с сюжетом новеллы «Видение Карла XI»
(фрагмент стихотворения может прозвучать на уроке).
Завершает цикл знакомое семиклассникам стихотворение «Конь».
III. Чтение и анализ новеллы «Видение Карла XI»
(на основе вопросов и заданий 1—4 учебника). В ходе беседы необходим обстоятельный исторический комментарий, без которого сложным для
понимания окажется сюжет новеллы.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Соотнесите эпиграф и первое предложение текста новеллы.
2. Что можно сказать о достоверности случая, подтверждённого подписями четырёх свидетелей?
3. На что указывает название новеллы?
4. Как раскрывается в новелле характер короля? Какие чувства переполняют правителя Швеции? Приведите примеры из текста новеллы.
5. Сделайте вывод о соотношении реального и фантастического в новелле.
IV. Чтение статьи учебника
о жанре новеллы в мировой литературе
может быть дополнено записями в тетрадях.
Учащиеся отмечают отдельные черты жанра:
предельная краткость;
острый, часто парадоксальный сюжет;
нейтральный стиль изложения;
отсутствие психологизма и описательности;
неожиданная развязка, оригинальный поворот событий в финале;
некоторые черты драматизма.
V. Заключительное слово учителя
о новеллах П. Мериме, рекомендации для самостоятельного чтения наиболее
известных новелл писателя: «Таманго», «Кармен», «Маттео Фальконе».
П. Мериме обращался к новелле как к жанру динамичному, выразительному, позволяющему проводить эксперимент, искать новые пути в искусстве. Ход исторических
событий, характер человека и его состояние раскрываются в новеллах писателя на примере конкретного события, эпизода, случая.
«Для меня нет задачи интереснее, чем обстоятельнейший анализ исторического персонажа. Мне кажется, можно добиться воссоздания человека минувших эпох»,
— писал П. Мериме.
VI. Домашнее задание:
прочитать новеллу Э. А. По «Низвержение в Мальстрём».
Индивидуальные задания:
1) подготовить устное сообщение о жизни и творчестве Э. А. По, используя материалы учебника и дополнительные источники;
2) подобрать иллюстрации к новелле «Низвержение в Мальстрём».
Следующие уроки: Урок 90. Новелла Э. А. По «Низвержение в Мальстрём» >>>
|