Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Н. В. Гоголя
работы Ф. А. Моллера, 1849.
Музей-заповедник Абрамцево
 
Гимназический портрет Н.В.Гоголя.
Гравюра на дереве по оригиналу неизвестного художника. 1827. ИРЛИ (Пушкинский дом). Санкт-Петербург
 
 
Мать.
Иллюстрация М. Г. Дерегуса
к повести «Тарас Бульба». 1952
 
Тарас Бульба с сыновьями в Сечи.
Иллюстрация М. Г. Дерегуса
к повести «Тарас Бульба». 1952
 
Андрий у панночки в Киеве.
Иллюстрация П. П. Соколова
к повести «Тарас Бульба»[2]
 
Тарас у убитого Андрия.
Иллюстрация М. Г. Дерегуса
к повести «Тарас Бульба». 1952
 
Казнь Тараса.
Иллюстрация П. Соколова
к «Тарасу Бульбе»
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 – 1852)

8 ЧАСОВ

7 класс[1]


Урок 24. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Урок 25. Картины жизни запорожского казачества

Урок 26. История Андрия

Урок 27. Трагизм конфликта отца и сына

Урок 28. История Остапа

Урок 29. Финал повести «Тарас Бульба»

Урок 30. Образ Тараса Бульбы

Урок 31. Подбор цитат к устному рассказу о картине жизни, нарисованной в произведении


УРОК 24
Повесть Н. В. Гоголя
«Тарас Бульба»

Задачи:
обогатить знания учащихся о биографии и творчестве, особенностях художественного мира Н. В. Гоголя; подготовить к восприятию большого по объёму и сложного по проблематике эпического произведения — повести «Тарас Бульба».
Основные виды деятельности: чтение статьи о биографии писателя; комментированное чтение повести; исторический комментарий; беседа по вопросам учебника.
Термины: эпос, повесть, цикл.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о биографии и творчестве Н. В. Гоголя,
о его цикле «Миргород» и
о необычном, ярком и сложном произведении, сюжет которого хорошо знаком семиклассникам по недавно вышедшему на экраны кинофильму «Тарас Бульба» (2009, режиссёр В. В. Бортко).

Повесть «Тарас Бульба» представляет собой, пожалуй, первый пример большого по объёму произведения из школьной программы, которое невозможно охватить во всём его богатстве и многогранности, которое может оказаться слишком сложным для понимания большинству современных школьников.

На уроках литературы в 7 классе анализируются лишь ключевые эпизоды повести, рассматриваются основные проблемы. Многие сцены, образы, детали, авторские описания и характеристики нуждаются в подробных комментариях.

Вступительная статья учебника,
предваряющая изучение повести, нацеливает семиклассников на восприятие этого произведения. Её основные положения учитель должен обозначить на уроке (или обратиться непосредственно к материалам статьи).

II. Исторический комментарий
к повести «Тарас Бульба»

целесообразно провести на материале учебника и с использованием карты, наглядно демонстрирующей место действия.

На карте должны быть отмечены географические наименования, упоминаемые в повести: Киев, Запорожье, Днепр, остров Хортица, Дубно, Ковно (Каунас), Перекоп, Анатолия и др.

В «Тарасе Бульбе» описание исторической эпохи предшествует характеристике главного героя. На уроке следует пойти тем же путём.

В комментариях к повести вполне достаточно материала для воссоздания исторической основы, однако учителю необходимо сказать не только о воссоздании в «Тарасе Бульбе» реальных исторических событий (борьбы запорожских казаков против польского владычества), но и о неизбежных в художественном произведении преувеличениях, отступлениях от исторической основы.

III. Чтение и анализ
первой главы повести «Тарас Бульба»

на основе вопросов 1—4 учебника.

В зависимости от конкретной ситуации начало повести может прочитать учитель, заранее подготовленные учащиеся.

Возможно использование аудиокниги «Тарас Бульба» (исполнитель А. В. Клюквин) или фрагментов кинофильма «Тарас Бульба» (режиссёр В. В. Бортко).

В последнем случае уместным будет разговор о том, как существенным образом различаются средства художественной изобразительности в литературном произведении и в искусстве кино, как сложно перевести оригинальный, ни с чем не сопоставимый гоголевский стиль на язык кинематографа.

IV. Домашнее задание:

прочитать главы II—IV повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Индивидуальные задания:
1) подготовить выразительное чтение описания степи днём и вечером (глава II) или Сечи (начало главы III) и подобрать иллюстрации к этим описаниям;
2) подобрать материалы к заочной экскурсии на остров Хортица;
3) подготовить сообщения о Запорожской Сечи на основе справочной литературы и ресурсов Интернета.




УРОК 25
Картины жизни
запорожского казачества

Задачи:
обогатить представления семиклассников о художественном мире Н. В. Гоголя; повторить сведения об изобразительных средствах языка и видах образов (образ природы, собирательный образ запорожского казачества).
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями; заочная экскурсия, устные сообщения учащихся.
Термины: пейзаж, собирательный образ, параллелизм.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

устные сообщения учащихся о Запорожской Сечи (например, на материале «Википедии»),
организация заочной экскурсии на остров Хортица (демонстрация слайдов).

Семиклассникам интересно будет познакомиться с описаниями быта запорожских казаков, современными реконструкциями казацкого куреня, боевыми средствами.

II. Чтение и анализ
описаний степи и Запорожской Сечи

(главы II—IV) с использованием вопросов 8 и 9 учебника.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Почему Тарас Бульба принял решение отправиться вместе с сыновьями в Сечь? Отвечая на этот вопрос, используйте цитаты из текста повести (глава I).

2. О чём думали три всадника, направлявшиеся в Сечь? Почему автор так подробно сосредоточился на мыслях Андрия?

3. Прочитайте выразительно описания украинской степи (глава II). Какие художественные приёмы помогают писателю создать яркую картину?

4. Какие другие гоголевские описания природы вы знаете?
Вспомните названия повестей, в которых приводятся эти знаменитые строки:
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!..» («Майская ночь, или Утопленница»);
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои...» («Страшная месть»);
«Обращённый месячный серп светлел на небе. Робкое полночное сияние, как сквозное покрывало, ложилось легко и дымилось на земле...» («Вий»);
«Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды...» («Ночь перед Рождеством»).

5. Докажите, что в описании степи и жизни запорожских казаков используется приём параллелизма. Приведите примеры из текста повести.

III. Подготовка к характеристике
собирательного образа запорожского казака

(на материале первых глав повести).

Задания для работы в группах:

1. Дайте портрет запорожского казака. Что особо подчёркнуто в описании его внешности, одежды? Что говорится о среднем возрасте казаков, живших в Сечи?
2. Опишите характер запорожского казака. Как характеризует казаков их отношение к дому, быту, семье, женщинам?
3. Расскажите об образе жизни запорожского казака. Как описаны в повести будни запорожцев? Почему Тарасу Бульбе так легко удалось убедить казаков в необходимости нового военного похода?

В конце урока проводится
обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся

с текстом повести (в форме отчётов представителей групп).

Учитель в заключительном слове отмечает, что именно военные походы и составляли цель и смысл жизни казаков, поэтому все последующие главы повести посвящены боевым действиям.

IV. Домашнее задание:

выписать из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» цитаты для сочинения, посвящённого характеристике Андрия.

Индивидуальные задания: подготовить устный пересказ «Первая встреча Андрия с прекрасной полячкой».



УРОК 26
История Андрия

Задачи:
закрепить навыки характеристики литературного персонажа; обогатить представления учащихся об особенностях художественных интерпретаций литературного произведения.
Основные виды деятельности: составление плана характеристики персонажа; работа с текстом повести; устные пересказы; сопоставление фрагментов повести и кинофильма.
Термины: персонаж, эпизод, художественная интерпретация.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах урока, посвящённого Андрию, одному из трёх главных героев повести, чья сюжетная линия прервалась уже в IX главе и чья история зачастую вызывает наибольшее сочувствие у читателей и интерпретаторов повести.

II. Работа над характеристикой Андрия,
которую учащиеся составляют в ходе урока, дополняя её пересказами отдельных эпизодов, примерами из текста, ответами на вопросы, обращающие преимущественно к художественным деталям, которые оказались, возможно, вне поля зрения семиклассников.

На данном этапе работы следует вспомнить о примерном плане характеристики литературного персонажа,
с которым учащиеся уже работали на уроках литературы в 6 классе:

1. О чём нам говорят имя и фамилия героя?
2. Происхождение. Воспитание.
3. Возраст.
4. Портрет. Особенности мимики, жестов, выражения лица. Одежда.
5. Характер героя.
6. Отношение к жизни и окружающим людям.
7. Как характеризуют героя его поступки?
8. Авторское отношение к герою. Что автор особо подчёркивает в описании героя?

Отдельные пункты примерного плана семиклассники могут подготовить самостоятельно.

На уроке необходимо подробнее остановиться на истории Андрия,
прочитать фрагменты повести, посвящённые этому герою, сделать закладки в тексте (опыт такой работы пригодится учащимся в последующем, при работе с большими по объёму эпическими произведениями):

1. Первое знакомство с Андрием (глава I).

2. Особенности характера героя: живость чувств, впечатлительность, бесшабашность, склонность к авантюрам, хитрость.
Описание впечатлений Андрия от казни запорожца (глава III).
«Упоенье... в битве» (глава IV).

3. Мечты Андрия о любви («искал любви») и предсказание отца: «Не доведут тебя бабы к добру!» (глава V).

4. Восприятие Андрием «величественной музыки» в католическом храме. Новая встреча с прекрасной полячкой и первый шаг к гибели казака (глава VI).
Отдавали ли себе отчёт Андрий и прекрасная полячка в том, что с ними происходит? Как вы прокомментируете признание Андрия: «Погублю, погублю! и погублю себя для тебя, клянусь святым крестом...»?
Обратите внимание на описания прекрасной полячки («белая, как снег»; «потупила свои очи; прекрасными снежными полукружьями надвинулись на них веки»; «снегоподобные руки»; «плечи, блеском равные нетающим снегам»; «и снежную шею, и плечи»). Случайно ли повторение в этих описаниях слова «снег»?

5. Стремительное превращение Андрия в польского рыцаря.
Рассказ Янкеля и реакция на эту новость Тараса Бульбы (глава VII).

6. Описание Андрия во главе конного полка в битве против запорожцев. Встреча с отцом (глава IX). Что в истории Андрия напоминает нам о судьбе шекспировского Ромео? Что объединяет двух героев? Чем принципиально отличаются друг от друга истории Ромео и Андрия?

III. Составление учащимися вопросов
по тексту повести,
связанных с историей Андрия.

Этот вид работы поможет дополнить характеристику героя, позволит проверить, насколько внимательными были при чтении семиклассники, какие важные детали в описании Андрия они отметили (или не отметили).

Примерные вопросы:

1. К кому из сыновей и почему «кинулась» мать при прощании?
2. Почему Андрию, в отличие от Остапа, удавалось в бурсе «увёртываться от наказания»?
3. Когда и где Андрий встретил впервые прекрасную полячку?
4. Помните ли вы последние слова, сказанные Андрием спящему брату Остапу? («Замолчи, я тебя убью!»)
5. Вспомните описания двух последних встреч Андрия с отцом (перед его уходом с татаркой в город и перед смертью). Какая деталь и какое словосочетание повторяются при описании состояния героя? (Стоял, не глядя отцу в лицо, «ни жив ни мёртв».)

IV. Сопоставление фрагментов повести и кинофильма,
созданного по её мотивам («Тарас Бульба» В. В. Бортко).

Для сопоставления на этом и следующем уроке, посвящённом трагизму конфликта отца и сына, можно выбрать эпизоды боя под Дубно и последней встречи Андрия с отцом.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. С какой целью режиссёр, стремившийся к детальному воссозданию атмосферы эпохи, пошёл на некоторые отступления от сюжета повести (эпизод рождения Андрия, смерть жены Тараса Бульбы и др.)?
2. Что в поведении Андрия в кинофильме не соответствует описанию его состояния перед смертью, представленному в повести?

V. Домашнее задание:

перечитать сцену последней встречи Тараса Бульбы и Андрия.

Индивидуальные задания:
1) подобрать фрагменты из произведений фольклора и литературы, в которых описано противостояние (или поединок) отца и сына;
2) прочитать новеллу П. Мериме «Маттео Фальконе» и сопоставить её сюжет с историей Андрия.




УРОК 27
Трагизм конфликта отца и сына

Задачи:
закрепить знания учащихся о конфликте в художественном произведении; расширить круг чтения семиклассников, формировать их читательские интересы.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; рассказы о самостоятельно прочитанных произведениях; работа с иллюстрациями.
Термины: конфликт, герой, сюжет, эпизод.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о борьбе отца с неузнанным сыном

как распространённой в древнем эпосе ситуации (внешний конфликт) и об изображении в произведениях мировой литературы борьбы долга и чувства (внутренний конфликт).

II. Устные отчёты учащихся
о выполнении индивидуальных заданий:

рассказы о произведениях героического эпоса, в которых представлены эпизоды борьбы отца и сына, с чтением фрагментов и представлением иллюстраций;
сообщения о сюжете новеллы П. Мериме «Маттео Фальконе».

На основе дополнительной литературы и при помощи поисковых систем в Интернете семиклассники могут подготовить сообщения о поединках Ильи Муромца с сыном (см. былину "Бой Ильи Муромца с сыном"), битве Рустама и Сухраба и др.

На уроке повторяются сведения
об особенностях изображения человека в фольклоре
и литературных произведениях

(фольклорной и литературной сказке).

Семиклассники вспоминают о том, что в описании персонажей героического эпоса, древнерусской литературы представлено совсем немного подробностей портрета. Весьма скупо изображаются индивидуальные черты характера героя и его психологическое состояние.

Внутренний конфликт
представлен во многих знакомых учащимся произведениях отечественной и зарубежной литературы XIX—XX веков
(«Дубровский» А. С. Пушкина, «Детство» Л. Н. Толстого, «Алые паруса» А. С. Грина и др.).

Здесь уместно вспомнить также о том, что такое внутренний монолог и как он помогает раскрыть психологическое состояние героя.

Сообщения о новелле П. Мериме «Маттео Фальконе»
можно дополнить чтением фрагмента новеллы (её финала) и
беседой о вечном конфликте долга и чувства:

1. Почему борьбу долга и чувства называют вечным конфликтом?
2. Какие библейские сюжеты связаны с этим конфликтом?
3. В каких произведениях, прочитанных вами, изображён конфликт долга и чувства?
4. Какое впечатление произвёл на вас финал новеллы П. Мериме «Маттео Фальконе»?
5. Что можно сказать о психологическом состоянии главного героя новеллы, принявшего решение казнить сына по местным законам чести?

Предваряя анализ сцены убийства Андрия, учитель обращает внимание семиклассников на то, что внутренняя борьба в душе главного героя новеллы П. Мериме передана через воспроизведение её внешних проявлений:
— «схватил часы и, бросив с силой о камень, разбил их вдребезги» (эмоциональная реакция);
— «рысьи глаза Фальконе продолжали пристально смотреть на него» (принятие решения);
— «ударил об землю прикладом ружья» (принятое решение).

III. Чтение и анализ сцены
последней встречи Тараса Бульбы и Андрия

(глава IX).

Примерные вопросы:

1. Были ли вы готовы к трагической развязке истории Андрия? Приведите фрагменты повести, в том числе высказывания Тараса Бульбы и самого Андрия, в которых как будто предсказывалась такая развязка.

2. Как показано в этой сцене внутреннее состояние Андрия?
Какие необычные сравнения использует Гоголь при изображении этого героя?

3. Как показано внутреннее состояние Тараса Бульбы?
Как вы объясните использование антитезы (Тарас сказал сыну, «смотря прямо ему в очи», а Андрий стоял, «утупивши в землю очи»)?

4. Обратите внимание на описание «сыноубийцы», который «глядел долго на бездыханный труп».
О чём думал в этот момент Тарас Бульба? Что он сказал после убийства сына? Как вы думаете, к кому обращены эти слова? Можно ли считать их своеобразным внутренним монологом героя?

Возможно обращение к фрагменту кинофильма
«Тарас Бульба»
(режиссёр В. В. Бортко),
в котором эта сцена решена несколько иначе, чем в тексте повести.

Андрий (актёр И. Петренко) стоит перед отцом, вовсе не «утупивши в землю очи», глядя прямо в глаза. Он не повторяет про себя имя прекрасной полячки. Тарас Бульба (актёр Б. Ступка) произносит свои слова перед «бездыханным трупом» сына, встав на колени. Остап в этой сцене вообще не появляется.

IV. Чтение финального фрагмента
главы IX,

начиная со слов «Батько, что ты сделал?..» и объяснение домашнего задания к уроку, посвящённому истории Остапа.

V. Домашнее задание:

подготовить цитатный план рассказа «История Остапа».

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 2 или 3 (по выбору учащихся).



УРОК 28
История Остапа

Задачи:
закрепить навык создания рассказа о персонаже литературного произведения; расширить представления учащихся о сюжете и сюжетных линиях в большом по объёму эпическом произведении.
Основные виды деятельности: обсуждение цитатных планов рассказа о герое; составление схемы; самостоятельная письменная работа о герое.
Термины: сюжет, сюжетная линия.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

отчёт о выполнении индивидуальных заданий;
обсуждение цитатных планов рассказа об истории Остапа как подготовка к самостоятельной письменной работе.

На данном этапе урока целесообразно обратиться к такой форме работы, как
составление схемы «Сюжетные линии Андрия и Остапа».

Эта схема может быть заранее подготовлена учащимися, выполнявшими индивидуальное задание, и обсуждена в классе. Возможны разнообразные графические варианты её оформления, однако важно, чтобы были выделены и обозначены основные эпизоды и описания, которые связаны с образами сыновей Тараса Бульбы, в том числе и упоминание об Остапе и Андрии в последней главе повести.

II. Выполнение самостоятельной
письменной работы «История Остапа»

(в качестве варианта можно предложить учащимся написать «Историю Андрия», план которой подробно обсуждался на предыдущих уроках).

В любом случае возвращение к образу Остапа, о котором также много говорилось на уроке, посвящённом Андрию, необходимо в процессе анализа письменных работ учащихся.

III. Подведение итогов урока,
оценка работы учащихся,
объяснение домашнего задания, готовящего к работе над заглавным образом повести — образом Тараса Бульбы.

IV. Домашнее задание:

1) перечитать главу XII повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»;

2) ответить на вопросы 15—17 учебника.



УРОК 29
Финал повести «Тарас Бульба»

Задачи:
завершить работу с текстом повести и проанализировать её финал; обогатить представления учащихся о тематике большого по объёму эпического произведения.
Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов повести; выразительное чтение прозаического фрагмента; просмотр кинофрагментов.
Термины: сюжет, сюжетная линия, финал, тематика.

Этапы урока

I. Анализ самостоятельных
письменных работ учащихся,

выполнявшихся на предыдущем уроке,
и обобщение учителя о роли сюжетных линий Андрия и Остапа в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

II. Чтение и анализ
финала повести
(глава XII) с использованием вопросов 16 и 17 учебника,
а также дополнительных вопросов и заданий:

1. Что двигало «несметною козацкою силою»? Почему «поднялась вся нация»?
Найдите в тексте повести объяснение того, почему эта военная кампания отличалась особой жестокостью.

2. Только ли личное горе и жажда мести стали причиной «беспощадной свирепости и жестокости» Тараса Бульбы по отношению к врагам?

3. О чём предупреждал Тарас гетмана и полковников? Почему сбылось его предсказание?
Как это характеризует эпоху, изображённую в повести? Вспомните авторскую оценку того времени. («Грубый век».)

4. Докажите, что своеобразные «поминки по Остапу», отличавшиеся страшной жестокостью, не были «обыкновенным разбойничеством». Можно ли действия Тараса Бульбы назвать и «поминками по Андрию»?
Какая деталь в описании зверских расправ казаков над поляками напомнила вам о прекрасной полячке? («Белоснежные руки».)

5. Как история с люлькой характеризует Тараса Бульбу?
Как в последних описаниях главного героя повести проявляется авторское отношение? Приведите примеры из текста повести.

6. Перечитайте описание казни Тараса Бульбы. Как вы прокомментируете два приведённых ниже фрагмента?

«Радость блеснула в очах его».
«И вспыхнули радостные очи у старого атамана».

Случайно ли использование этого очевидного повтора?

III. Повторение материала
о тематике литературного произведения

может быть продолжением анализа финала повести «Тарас Бульба».

Примерные вопросы и задания:

1. Что такое тема произведения? В чём своеобразие тематики большого по объёму эпического произведения?
2. Какие темы нашли отражение в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?
3. Как вы думаете, какая тема является центральной в повести «Тарас Бульба»?

IV. Подведение итогов урока,
оценка работы учащихся с текстом повести,
подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе.

V. Домашнее задание:

1) подобрать названия к главам повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»;

2) составить план сочинения «История Тараса Бульбы» и подобрать цитаты.



УРОК 30
Образ Тараса Бульбы

Задачи:
закрепить навык анализа заглавного образа литературного произведения; выявить особенности изображения национального характера (на примере образа Тараса Бульбы).
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; работа с планом сочинения; просмотр кинофрагментов; описание портрета героя; работа с иллюстрациями.
Термины: заглавный образ, герой, портрет, авторская позиция.

Этапы урока

I. Вступительное слово

о названии произведения и об образе Тараса Бульбы,
продолжение разговора о смысле финала повести и её основной теме.

II. Проверка домашнего задания:
обсуждение плана повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (с обозначением её основных эпизодов, событий, описаний);
представление примерного плана сочинения «История Тараса Бульбы».

III. Работа над характеристикой
образа Тараса Бульбы,

повторение рассматривавшихся в 6 классе материалов практикумов «Портрет в литературном произведении» и «Сочинение о персонаже литературного произведения»:

1. Описание портрета Тараса Бульбы в повести и на иллюстрациях.

2. Работа с репродукцией картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Черты национального характера в портретах запорожцев. Кто из изображённых на картине запорожцев более всего напоминает вам о Тарасе Бульбе?

3. Отношение Тараса Бульбы к жизни и людям. Главные ценности в жизни героя. Приведите конкретные примеры.

4. Отношение окружающих к Тарасу Бульбе. Приведите конкретные примеры (отношение других запорожцев, Янкеля).

5. Авторское отношение к герою. Как оно проявилось в тексте повести, её финале?

6. Ваше восприятие и оценка характера Тараса Бульбы.

IV. Письменная творческая работа:

а) описание портрета Тараса Бульбы;
б) индивидуальное задание 1 в учебнике;
в) описание одного из событий, участником которого был Тарас Бульба.

V. Выводы об изображении национального характера
в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

VI. Домашнее задание:

завершить выполнение письменной творческой работы.



УРОК 31
Подбор цитат к устному рассказу
о картине жизни, нарисованной в произведении

Задачи:
подвести итоги изучения повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»; закрепить навык подбора цитат по определённой теме; проверить знание текста повести.
Основные виды деятельности: работа с текстом повести; тестирование; отчёты о работе в группах; работа с иллюстрациями.
Термины: художественный мир, авторская позиция, цитата.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах заключительного урока по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Проводимое на уроке тестирование ставит задачу не только и не столько проверить знания учащихся, но и показать им неисчерпаемость сложного и большого по объёму эпического произведения, в котором многие важные детали, подробности не всегда открываются читателю даже при повторном чтении.

II. Тестирование может быть проведено
с использованием разного вида тестовых заданий
, например:

1. Определите героя по описанию его портрета, характера, поступков.
а) «Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф...» (Андрий.)
б) «Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную силу и упоенье он видел в битве...» (Андрий.)
в) «Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». (Остап.)

2. Кому из героев принадлежит приведённое ниже высказывание, ставшее крылатым выражением?
а) «Терпи, козак, — атаман будешь!» (Тарас Бульба.)
б) «Нет уз святее товарищества». (Тарас Бульба.)
в) «Есть ещё порох в пороховницах?» (Тарас Бульба.)

3. Вставьте пропущенные слова.
а) «Козаки сошли с коней своих, взошли на паром и чрез три часа плавания были уже у берегов острова ... (Хортицы), где была тогда ... (Сечь), так часто переменявшая своё жилище».
б) «Немалая река ... (Днестр), и много на ней заводьев, речных густых камышей, отмелей и глубокодонных мест; блестит речное ... (зеркало), оглашённое звонким ячаньем лебедей, и гордый ... (гоголь) быстро несётся по нём».

III. Подбор цитат по определённой теме
можно провести как работу в группах.

Возможные варианты заданий для групп:

1. Подобрать цитаты к рассказу об одном из эпизодов повести «Тарас Бульба».
2. Подобрать цитаты к рассказу по картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

IV. Отчёты учащихся о работе в группах,
подведение итогов работы по теме «Н. В. Гоголь».

V. Домашнее задание:

выписать из толковых словарей значения слова «эпизод».

Индивидуальное задание: прочитать «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя.

Следующие уроки: Урок 32. Анализ эпизода эпического произведения >>>


1. Источник: Уроки литературы. 7 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. В шестидесятых годах XIX века Павел Петрович Соколов (1826–1905 гг.) создал шесть рисунков к «Тарасу Бульбе», получивших большую известность. Оригиналы первоначально были исполнены, вероятно, в акварели.
В 1869 г. художник сделал по ним шесть автолитографий большого формата, объединенных в альбом, и добавил к ним иллюстрированную обложку с изображением основных героев повести. Литографии альбома были исполнены на камне самим художником, одним черным тоном, но вышли в свет в виде цветных литографий (хромолитографий). Художник выбрал для рисунков следующие сюжеты: Встреча Тараса с сыновьями; Андрий у панночки в Киеве, Андрий у нее же в Дубно; Тарас над убитым Андрием; Тарас в доме еврея в Варшаве; казнь Тараса. Источник: «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека». (вернуться)

 
Т. Г. Шевченко. Встреча Тараса Бульбы с сыновьями.
По повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 1842.
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Шевченко изобразил эпизод приезда домой из Киевской школы двух сыновей Тараса Бульбы – Остапа и Андрия. Отец встретил сыновей насмешкам над их одеждой, «поповскими подрясниками».
 
И. Е. Репин. Запорожцы. 1880—1891.
Холст, масло. 203 × 358 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика