Урок 49. Стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская…»
Урок 50. Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины»
Урок 51. Тема судьбы русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова
УРОК 49
Стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская…»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами жизни и творчества Н. А. Некрасова; прочитать и прокомментировать стихотворения «Вчерашний
день, часу в шестом…», «Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская…», отметить их связь с фольклорной традицией.
Основные виды деятельности: работа в тетрадях, запись тезисов лекции учителя; ответы на вопросы учебника; выразительное чтение
стихотворения; викторина.
Термины: лирическое произведение, фольклор, песня.
Этапы урока
I. Лекция учителя о жизненном
и творческом пути Н. А. Некрасова.
В тетрадях отмечаются наиболее важные моменты лекции:
Особое место в поэзии Н. А. Некрасова заняли темы Родины, народа и судьбы русской женщины.
Н. А. Некрасов использовал темы и образы русского фольклора, продолжил традиции А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,
Н. В. Гоголя.
Особенности поэзии Н. А. Некрасова связаны с её демократичностью (изображение повседневных, непоэтических явлений
жизни, использование разговорной лексики, традиций народной песни), гражданственностью, особым интересом к социальной проблематике.
В ходе лекции могут быть использованы фрагменты статьи учебника о поэте.
II. Викторина,
направленная на закрепление и расширение представлений учащихся о жизни и творчестве поэта:
1. Будущий поэт родился в семье отставного майора Алексея
Сергеевича Некрасова, помещика, в местечке .................... (Немирово) на Украине.
2. На берегу Волги в селе ................... (Грешнево) близ Ярославля прошли детские годы поэта.
3. Отец Некрасова был убеждённым крепостником, главным интересом в жизни которого была .................... (псовая охота).
4. Елена Андреевна, мать поэта, в доме мужа терпела обиды и унижения. Она пробудила в мальчике уважение и любовь к слабым, передала ему свои чуткость и доброту. Ей поэт преподнёс своё первое стихотворение в возрасте .................... (семи) лет.
5. Некрасов учился в Ярославской гимназии, мечтал о литературной деятельности, но отец избрал для него .....................
(военную) карьеру, отправил в .................... (Петербург).
6. Огромная заслуга в формировании и признании Некрасовапоэта принадлежит критику ..................... (В. Г. Белинскому).
7. За год до знакомства с известным критиком 19-летний юноша опубликовал свой первый сборник ..................... («Мечты и звуки»).
III. Чтение и анализ стихотворений
«Вчерашний день, часу в шестом…» и «Несжатая полоса»
с использованием вопросов и заданий учебника.
В первом стихотворении особенно важно подчеркнуть сравнение «крестьянки молодой» с музой, подготовить семиклассников к обобщениям об образе русской крестьянки в поэзии
Некрасова. Разговор об этой теме будет продолжен на другом уровне в 10 классе.
IV. Чтение и анализ стихотворения
«В полном разгаре страда деревенская...»
с использованием вопросов и заданий учебника.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Что означает время деревенской страды?
2. О каких трудностях женской доли размышляет автор?
3. Какими чувствами и настроениями проникнуто стихотворение?
4. Какие иллюстрации вы бы подобрали к этому стихотворению?
5. Опишите образ русской крестьянки, используя цитаты из стихотворения.
6. Какие описания крестьянки свидетельствуют о вполне определённой авторской позиции, сочувствии поэта?
V. Анализ изобразительно-выразительных средств языка
в стихотворениях Н. А. Некрасова
«Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская...»
может быть проведён как небольшая самостоятельная работа, результаты которой обсуждаются в конце урока.
Примерные задания для учащихся:
1. Вспомните, что такое инверсия. Приведите примеры использования инверсии в стихотворении.
2. Какие особенности лексики и синтаксиса, ритмики и строфики стихотворения свидетельствуют о влиянии произведений фольклора?
3. Обратите внимание на постановку знаков препинания в стихотворении. Сделайте вывод на основе своих наблюдений.
V. Подведение итогов самостоятельной работы,
выводы о своеобразном сочетании в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...» высокой лексики, поэтизмов
и просторечной лексики, стиля народной песни.
VI. Домашнее задание:
прочитать из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» помещённую в учебнике часть «Княгиня Трубецкая»
Следующие уроки: Урок 50. Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» >>>
|