Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
Литература
 
 Главная
 
Шолохов М. А.
Фото Н. Г. Кочнева, 1960 г.
 
А. Глуховцев.
Иллюстрация к рассказу М. А. Шолохова
"Судьба человека"
 
Ванюшка с ломтём арбуза в руках.
Иллюстрация О. Верейского
к рассказу М. А. Шолохова
"Судьба человека"
 
О. Г. Верейский.
Андрей Соколов и Ванюшка.
Иллюстрация к рассказу М. А. Шолохова
"Судьба человека"
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905 – 1984)

6 ЧАСОВ

7 класс[1]


Урок 75. Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»

Урок 76. Судьба Андрея Соколова

Урок 77. История Вани

Урок 78. Смысл названия и финала рассказа

Урок 79. Сочинение о персонаже литературного произведения

Урок 80. Анализ письменных работ


УРОК 75
Рассказ М. А. Шолохова
«Судьба человека»

Задачи:
познакомить семиклассников с отдельными фактами биографии и творчества М. А. Шолохова; закрепить представления об основном событии и цепи событий, изображённых в литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; рассказ о писателе; чтение фрагментов рассказа; ответы на вопросы учебника.
Термины: рассказ, герой, герой-рассказчик, эпическое произведение, экспозиция.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о писателе и человеке М. А. Шолохове

важно дополнить чтением и обсуждением фрагментов его статей и выступлений.

В ходе работы над биографией писателя можно использовать, помимо текста учебника, дополнительный материал из книги:
Михаил Шолохов: Летопись жизни и творчества (материалы к биографии) / сост. Н. Т. Кузнецова. — М., 2005.

Вступительное слово учителя может сопровождаться демонстрацией фотографий писателя, иллюстраций к произведениям, пейзажей Донской земли.

Нужно иметь в виду, что изучение творчества Шолохова предполагается лишь в 11 классе, когда предстоит знакомство с главным произведением писателя — романом-эпопеей «Тихий Дон».

Поэтому в 7 классе особенно важно дать ученикам начальные представления о самобытности писателя, связи его биографии и творчества с историей родной страны.

В произведениях Шолохова созданы запоминающиеся картины донского края, родной степи, политой казачьей кровью и потом; воспетого в песнях Дона-батюшки; нравов и обычаев донского казачества. Главная тема писателя — судьба народа и человека в период великих исторических испытаний.

Первая мировая война, революция, Гражданская война («Донские рассказы», «Тихий Дон»), коллективизация («Поднятая целина»), Великая Отечественная война («Судьба человека», «Они сражались за Родину») — эти эпохальные события составили историческую основу произведений Шолохова.

Герои книг писателя — самые обыкновенные люди, труженики и воины, сумевшие сохранить в трагических ситуациях нравственную силу и стойкость.

Шолохов сосредоточил основное внимание на раскрытии «очарования» человека, его умения трудиться, любить, понимать красоту природы, чувствовать свою кровную связь с родной землёй.

Отдельно необходимо остановиться на тех фактах биографии писателя, которые связаны с Великой Отечественной войной. Уже на второй день войны Шолохов передал в фонд обороны страны Сталинскую премию, присуждённую ему за роман «Тихий Дон».

А в июле 1941 года полковой комиссар запаса Шолохов был призван в действующую армию. Он служил военным корреспондентом Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда», участвовал в боях под Смоленском, на Западном и Южном фронтах, закончил войну в Восточной Пруссии. Демобилизовался в декабре 1945 года.

Трагедия войны не обошла стороной семью писателя. От осколка разорвавшейся вражеской бомбы в Вёшенской погибла его мать. Сам Шолохов получил тяжёлую контузию во время аварийной посадки самолёта на аэродроме в Куйбышеве.

Увиденное и пережитое в годы войны стало основой не только статей и очерков Шолохова, но и его художественных произведений (рассказ «Наука ненависти», главы из романа «Они сражались за Родину», рассказ «Судьба человека»).

Страницы фронтового блокнота Шолохова содержат записи о встречах с бывшими военнопленными. На основе реальных фактов в 1942 году был создан рассказ «Наука ненависти».

Выбор в качестве главного героя человека, побывавшего в плену, был смелым и необычным для литературы той поры. Долгие годы эта тема находилась под запретом, а бывшие пленные считались изменниками родины.

Психологические детали позволяют автору точно передать внутреннее состояние героя: жест (скрещённые крупные узловатые пальцы рук), «так красноречиво передающий безмолвное горе или глубокое и тягостное раздумье»; взгляд, вспыхивающий ненавистью при виде фашистов; ослепительно-белые от седины виски тридцатидвухлетнего лейтенанта; неожиданно появившаяся на его обычно суровом лице «простая и милая, ребяческая улыбка». Значима для характеристики героя психологическая параллель с образом искалеченного снарядом, но сильного и крепкого дуба, оживающего весной.

Ряд этих художественных приёмов Шолохов использует и в «Судьбе человека», но смысл рассказа будет иным. «Наука ненависти» создавалась в самый разгар войны, когда для победы важно было научиться воевать, а для этого — научиться ненавидеть врага.

В рассказе «Судьба человека» Шолохов размышляет о преодолении войны, о возвращении к жизни, о торжестве добра.

Можно построить эту часть урока как путешествие по карте, на которой отражены места, связанные с биографией Шолохова и его героев
(Дон, Москва, Воронеж, Кубань, Польша, Восточная Пруссия и др.).

Работа с картой будет дополнена при чтении рассказа «Судьба человека».

Семиклассникам можно предложить перечитать статью учебника, на основе которой (и с привлечением дополнительных источников) дома они подготовят хронологию жизни и творчества писателя.

II. Представление учащимся произведений писателя,
героями которых стали дети: рассказ «Нахалёнок», фрагмент из романа «Поднятая целина» и др.

III. Чтение комментариев к рассказу «Судьба человека»
необходимо продолжить разговором о причинах обращения писателя к теме судьбы человека, оказавшегося (как и сам писатель) ровесником века, выдержавшего все испытания, которые выпали на долю его соотечественников.

Созданию необходимой для анализа произведения эмоциональной тональности будет способствовать предваряющее анализ текста чтение стихотворных произведений (или отрывков из них) о войне, например стихотворения М. В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» и поэмы А. Т. Твардовского «Дом у дороги».

В произведениях, запечатлевших одну частную судьбу, отразилась трагедия миллионов людей, вернувшихся победителями, но не нашедших ни своей семьи, ни родного дома.

Необходимо прокомментировать посвящение к рассказу. Автор посвятил произведение Евгении Григорьевне Левицкой, которая в 1926—1929 годах работала в издательстве «Московский рабочий», где впервые отдельной книгой вышел роман «Тихий Дон».

В 1927 году состоялось знакомство Шолохова с Левицкой. Прочитав рукопись первой книги романа, она горячо поддержала начинающего писателя. Левицкая стала литературным наставником, старшим другом, мнение которого писатель высоко ценил. Свыше 30 лет Шолохов дружил с семьёй Левицкой, а саму Евгению Григорьевну ласково называл «мамуней».

Левицкая тоже прошла через трагедию — арест сына, и её личная биография включается в общую тему судьбы человека на переломе истории
(подробнее об этом см.: Колодный Л. Е. История одного посвящения // Знамя. — 1987. — № 10).

IV. Чтение и анализ
вступительной части рассказа «Судьба человека»:

описания весны, половодья на Дону, выяснение роли, которую играет эта часть в композиции рассказа (вопросы 1—3 учебника).

Дополнительные вопросы и задания:

1. Рассказ написан в 1956 году. А когда и где происходит встреча героев произведения?

В рассказе точно названы многие даты, а здесь сказано просто: «первая послевоенная весна». Почему это было важно подчеркнуть? Найдите в описании конкретные приметы весны на Дону.
(Весна «на редкость дружная и напористая», «оголились пески левобережья», «бешено взыграли степные речки», «под сапогами хлюпал размокший снег», доносится «извечно юный» аромат оттаявшей земли.)

Перечитайте отрывок, начинающийся словами «Хутор раскинулся...». Какое настроение создают эти описания?
(Пейзаж передаёт противоборство весны и зимы, подчёркивает буйство природы, пробуждение освобождающейся от снега земли, торжество жизни.)

2. Как передаёт автор настроения героя-рассказчика? Проведите параллели с описанием природы. Почему такие чувства испытывает рассказчик, несмотря на «недобрую пору бездорожья»? Найдите в тексте детали, которые отражают его биографию.
(Ватная стёганка, солдатская ушанка — одежда недавнего фронтовика.)

3. Связана ли эта часть рассказа с основным действием — повествованием об Андрее Соколове и Ванюшке?
(Нет, она предшествует началу действия.)

Какую роль играет пейзаж в композиции рассказа?
(Он является экспозицией, то есть предшествует завязке — событию, с которого начинается действие.)

V. Домашнее задание:

выполнить задания 4 и 5 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить задание 1 или 2 после статьи о писателе (по выбору учащихся).


УРОК 76
Судьба Андрея Соколова

Задачи:
закрепить навыки анализа образа литературного персонажа и эпизода эпического произведения; рассмотреть особенности повествования от первого лица.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов; ответы на вопросы учебника; анализ художественной детали; составление плана характеристики персонажа; анализ эпизодов.
Термины: герой, персонаж, портрет, художественная деталь, эпизод, речевая характеристика, сказ.

Этапы урока

I. Сообщение темы и целей урока

настроит учащихся на работу по осмыслению образа главного героя рассказа, связи его истории с историей его страны.

В ходе урока важно показать, что своеобразие произведения связано в первую очередь с выбором главного героя и художественным осмыслением его истории.

II. Представление хронологии
жизни и творчества М. А. Шолохова
,
записи в тетрадях
(отчёт о выполнении домашнего задания).

III. Составление плана устного рассказа
«История Андрея Соколова»
,
обозначение основных событий в жизни главного героя, ключевых эпизодов рассказа.

1. Анализ эпизода первой встречи, портрета Андрея Соколова, доверительных отношений, установившихся у него с героем-рассказчиком, «своим братом» (оба фронтовики).

Важно обратить внимание на детали: «устало брели...», «устало присаживаясь...» и др. Безвольно опущенные большие руки, потухшие, мёртвые глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть» — такими скупыми портретными деталями передаёт автор внутреннее состояние человека, испытавшего много горя.

2. Какие эпизоды из биографии главного героя вам особенно запомнились и почему?

3. Когда началась «необычная» часть биографии Андрея Соколова? Проанализируйте сцену, предшествующую ранению. Как действует герой в первые дни фронтовой жизни? Как он попал в плен? Почему Андрей Соколов встал, когда приблизились немцы? Какие черты характера героя раскрылись в плену?
(И в плену он поступает так, как считает справедливым: собственными руками убивает предателя, который хочет выдать фашистам командира; он находит слова благодарности для доктора, который «своё великое дело делал».)

4. Анализ эпизода «Андрей Соколов у коменданта лагеря Мюллера». Почему эту сцену можно назвать кульминационной? Что спасёт Андрея Соколова от верной смерти?
Этот эпизод произошёл в период битвы под Сталинградом, и противостояние пленного Андрея Соколова празднующим близкую победу фашистам стало его личным Сталинградом.

В рассказе о судьбе Андрея Соколова автор достигает предельной концентрации трагического начала («одно горе к другому»). После побега из плена героя ожидает известие о гибели жены и дочерей, а затем и потеря сына («аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер...»).

Война опустошила его душу. Что помогло герою начать жить заново?

В ходе урока можно начать работу над таблицей, в которой отмечена хронология исторических событий первой половины XX века и событий в жизни Андрея Соколова.

Следует обратить внимание учащихся на то, что в рассказе точно обозначены даты, при этом этапные события в истории страны и народа совпадают с вехами биографии героя. Шолохов, создавая образ Андрея Соколова, использует приёмы типизации, максимального обобщения. Его герой — ровесник века, участник Гражданской войны.

В голодный1922 год он остался сиротой, был вынужден уйти из села, стал работать слесарем на заводе. В 1929 году (начало первых пятилеток) его «завлекли» машины. У героя обычная семья: добрая любящая жена, трое детей. На войне он имел звание рядового, к тому же он беспартийный. Так автор подчёркивает, что Соколов — один из миллионов, самый обыкновенный человек.

5. Почему именно такой человек поставлен в центр рассказа «Судьба человека»?
(Автор выражает взгляд обыкновенного человека на войну и цену Победы, показывает нравственную стойкость и достоинство, которые сохраняет простой человек в самых тяжёлых испытаниях.)

6. Каково значение имени Андрей? Как вы объясните выбор фамилии героя?
(Русская «высокая» фамилия Соколов, имя Андрей от греческого andros — мужчина. Это ещё более высокая степень обобщения: автор размышляет о человеке вообще, о его предназначении, о смысле жизни человека.)

7. Кто рассказывает о судьбе Андрея Соколова? Приведите примеры, показывающие особенности речи героя. Как называется форма повествования, выражающая взгляд персонажа на мир через его слово?
Исповедь Андрея Соколова составляет основную часть текста произведения. Воспроизводя особенности речи героя, колоритный донской говор, автор достигает эффекта максимальной достоверности и искренности рассказанного.

Отмеченные особенности позволяют определить рассказ «Судьба человека» как рассказ-эпопею, «малый эпос», то есть эпическое произведение о судьбе народа, воплощённое в жанре рассказа.

IV. Обобщение и подведение итогов работы учащихся.

V. Домашнее задание:


1) подготовить письменный ответ на вопрос «Как характеризует Андрея Соколова его речь?»;

2) подобрать иллюстрации к рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».


УРОК 77
История Вани

Задачи:
показать роль образа Вани в системе образов рассказа и в раскрытии идеи произведения; продолжить формировать представление о роли образа ребёнка в литературе.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; анализ эпизодов и образов; ответы на вопросы учебника; устный пересказ; работа с иллюстрациями; просмотр фрагмента кинофильма.
Термины: образы детей, авторская позиция.

Этапы урока

I. Повторение ранее изученного материала
с целью подготовки к анализу образа Вани
:

чтение наизусть стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»
(или К. М. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете...»);

краткая беседа об образе Вани Солнцева из повести В. П. Катаева «Сын полка».

Общим для всех этих произведений является их реальная основа и образ ребёнка, жизнь которого искалечена войной.

Рассказ «Судьба человека» написан после войны, когда на первый план выдвинулись проблемы нравственно-философские. В связи с этим акценты перенесены с изображения страданий и подвига детей на размышления об их дальнейшей судьбе, об ответственности взрослых за их будущее, о бесчеловечности войны, разрушающей мир детства.

II. Составление письменного плана рассказа
об истории Ванюшки.


Примерные вопросы и задания:

1. Опишите первую встречу с Ванюшкой. Обратите внимание, что это происходит на дороге, по которой он устало бредёт рядом с «высоким, сутуловатым мужчиной» (Андреем Соколовым). Эта «усталость» — знак испытаний, выпавших на долю обоих героев.

2. Опишите портрет Ванюшки. Какие черты характера героя подчёркнуты в описании?
(Доверчивость, искренность, детскость. Вернуть радость жизни помог мальчику приёмный отец.)

3. Прочитайте вслух сцену взаимного «узнавания» отца и сына
(от слов «Зашёл он с правой стороны…» до слов «Какой уж там мне элеватор...»). Посмотрите отрывок из кинофильма «Судьба человека» (режиссёр С. Ф. Бондарчук, 1959) и сопоставьте свои впечатления.

4. Какие отношения связывают отца и сына? Приведите примеры из текста, иллюстрирующие ваш ответ.

5. Рассмотрите иллюстрации О. Г. Верейского к рассказу. Проведите параллели между изображением одних и тех же реалий в тексте и на рисунках.

6. Прочитайте вслух финальную часть рассказа
(со слов «Два осиротевших человека...»), стараясь передать интонацией настроение автора. Как бы вы определили это настроение? Какие чувства возникли у вас? Каким вы представляете будущее героев рассказа?

III. Домашнее задание:

1) выполнить задания 6 и 7 учебника;

2) написать небольшое сочинение «История Вани».

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 2 или 3 (по выбору учащихся).


УРОК 78
Смысл названия и финала рассказа
М. А. Шолохова «Судьба человека»

Задачи:
закрепить представления учащихся о проблематике произведения; подвести итоги изучения рассказа, обобщить сведения о его художественном своеобразии; подготовить учащихся к проведению письменной работы.
Основные виды деятельности: ответы на вопросы учебника; творческая работа.
Термины: тема, идея, проблематика, нравственная проблематика.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

отчёт о выполнении индивидуальных заданий 2 и 3 учебника (характеристика Ирины — жены Андрея Соколова).

II. Анализ образа рассказчика,
которого нельзя отождествлять с автором.

Рассказчик — один из персонажей произведения. Он наделён собственной биографией, встречается с другими героями произведения, взаимодействует с ними. Важнейшая функция рассказчика — функция повествователя.

Примерные вопросы и задания:

1. Приведите примеры из текста рассказа «Судьба человека», подтверждающие выдвинутый выше тезис о художественной функции образа рассказчика.

2. Композицию «Судьбы человека» определяют как «рассказ в рассказе». Как вы понимаете это определение? В каких других произведениях вы уже отмечали использование такого приёма?

3. Какую роль играют в рассказе картины природы, образ дороги? Раскройте их метафорический смысл.

Горькой истории героя сопутствуют картины буйной весны, метафорически сближая весенний расцвет природы с надеждой на возрождение человека.

III. Обсуждение смысла финала
и названия рассказа,

подведение итогов анализа его сюжета и образной системы, тематики и проблематики.

Учащимся предлагается ещё раз перечитать заключительную часть рассказа
(начиная со слов «Мальчик подбежал к отцу...») и ответить на вопросы:

1. Какие эмоции вызывает эта сцена у повествователя?

2. Как передаётся в рассказе его настроение? Приведите конкретные примеры.

3. Каким вы представляете себе будущее героев рассказа?

Финал, как это свойственно М. А. Шолохову, остаётся открытым. По уходящей вдаль бесконечной дороге жизни идут рядом двое — мужчина и ребёнок. Автор хорошо знает, что испытания героя не закончились.

Поэтому в завершающем рассказ лирическом отступлении ощутима «тяжёлая грусть», появляется и тщательно скрываемая от ребёнка «скупая мужская слеза». Но главный мотив финала — надежда на то, что «этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит» и что около отцовского плеча настоящим человеком вырастет обездоленный войной ребёнок.

Можно отметить сходство между финалами романа-эпопеи «Тихий Дон» и рассказа «Судьба человека». Конкретно-историческая основа произведений различна (в «Тихом Доне» — братоубийственная Гражданская война, в «Судьбе человека» — Великая Отечественная война), различны обстоятельства жизни героев.

Но в обоих произведениях автор показывает разрушенные трагическими событиями судьбы героев. Они прошли сквозь тяжёлые испытания, потеряли родных людей, их души полностью опустошены, само существование кажется потерявшим всякий смысл. Но жизнь продолжается (о чём напоминают картины весны, половодья), и вдохнуть в неё новый смысл помогают дети, страдающие ещё больше, чем взрослые.

В финале «Тихого Дона» Григорий Мелехов возвращается к родному дому и берёт на руки сына: «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Трагическое начало ещё более сгущено в «Судьбе человека»: Андрей Соколов теряет сына, но находит в себе силы стать отцом для маленького сироты.

Для автора важен вопрос о смысле человеческой жизни, её вечных началах и ценностях: доме, семье, мирной жизни и труде на родной земле. Он показывает, как, преодолевая трагедию, герои сохраняют и ещё больше раскрывают в себе «очарование человека» (М. А. Шолохов).

IV. Подготовка к письменной работе
о нравственной проблематике
рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».

V. Домашнее задание:


1) сформулируйте основную идею рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»;

2) подготовьте «Слово о писателе», включив в него анализ рассказа «Судьба человека».


УРОК 79
Сочинение о персонаже
литературного произведения

Задачи:
обогатить представления учащихся о сочинении на литературную тему, его основных видах; формировать навыки подбора и расположения материала в сочинении о персонаже литературного произведения.
Основные виды деятельности: составление плана сочинения; формулировка выводов; подбор цитат к сочинению.
Термины: сочинение, персонаж, цитата.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о видах сочинений на литературную тему и о том, в какой форме может быть сформулирована тема сочинения.

Семиклассникам нужно сказать о важности формируемых при работе над сочинением навыков, которые могут пригодиться в самых разных сферах деятельности: сформулировать тему своего высказывания, составить его план, подобрать примеры, аргументы для раскрытия темы, выразить своё отношение к описываемому событию или герою, сделать выводы.

II. Работа над планом сочинения
о персонаже литературного произведения,
его истории

и запись этого плана в рабочей тетради.

III. Написание чернового варианта сочинения,
его проверка, доработка и консультации учителя.

IV. Домашнее задание:

1) завершить сочинение о главном герое рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».

2) подготовьте «Слово о писателе», включив в него анализ рассказа «Судьба человека».


УРОК 80*
Анализ письменных работ

Задачи:
подвести итоги работы по рассказу М. А. Шолохова; проанализировать письменные работы учащихся.
Основные виды деятельности: беседа; просмотр фрагментов кинофильма; анализ письменных работ.
Термин: авторская позиция.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

обсуждение идеи рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».

II. Анализ письменных работ учащихся.

III. Презентация «Слово о писателе»

и обмен впечатлениями о самостоятельно прочитанных учащимися рассказах М. А. Шолохова.

На этом этапе урока можно обратиться к фрагментам кинофильмов
«Судьба человека» (режиссёр С. Ф. Бондарчук, 1959) и «Они сражались за Родину» (режиссёр С. Ф. Бондарчук, 1975).

IV. Подведение итогов работы в третьей четверти.

Урок 81.
Резервный урок


Следующие уроки: Урок 82. Рассказ В. М. Шукшина «Срезал» >>>


 
Корреспондент газеты "Красная звезда" Михаил Шолохов (в центре)
наблюдает за работой артиллериста. 1944 год.
 
Дом в станице Каргинской, где жила семья Шолоховых в 1-ой половине 20-х годов.
Фотография Г. Сивоволова. 1961 г.

Источник: Кузнецова Н. Т. Михаил Шолохов – летопись жизни и творчества
(материалы к биографии). – М.: Галерия, 2005.
 
Отъезд М. А. Шолохова на отдых на Урал. 1947 г., 5 октября
(М. А. Шолохов, К. В. Потапов, Т. Жарков, Д. А. Бекетова, М. П. Шолохова, Леня Жарков).

Источник: Кузнецова Н. Т. Михаил Шолохов – летопись жизни и творчества
(материалы к биографии). – М.: Галерия, 2005.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика